1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов исковой давности
Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им подотчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Классификация дебиторской задолженности:
По причинам образования:
оправданная, срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца;
неоправданная - просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении первичных документов;
безнадежная - это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечению срока исковой доверенности.
По статьям баланса:
расчеты с покупателями и заказчиками;
расчеты с поставщиками и подрядчиками (авансы выданные);
расчеты с покупателями и заказчиками в отпускных ценах;
расчеты с бюджетом;
расчеты с персоналом;
разных дебиторов;
прочая дебиторская задолженность.
По срокам:
краткосрочные (до 12 месяцев);
долгосрочные (свыше 12 месяцев).
Кредиторской называют задолженность данной организации другим работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
|
Классификация кредиторской задолженности:
По статьям бухгалтерского учета:
перед поставщиками и подрядчиками;
авансы, полученные под строительство;
авансы полученные;
обязательства по лизингу;
расчеты по оплате труда;
расчеты с персоналом по прочим операциям;
расчеты по налогам и сборам;
по социальному страхованию и обеспечению;
по лизинговым платежам;
перед прочими кредиторами.
По срокам:
краткосрочные;
долгосрочные.[13, c. 144]
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам.
Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 68 «Расчеты по налогам и сборам». [21, c. 50]
Срок оплаты определяется в соответствии с договором или законодательством. Если договором не предусмотрен срок оплаты, то обязательства по оплате должны быть исполнены в разумный срок. Когда обязательство не исполнено в разумный срок или срок оплаты по договору наступает по требованию кредитора, то дебитор обязан погасить задолженность в течение 7 дней после поступления требования кредитора. По истечении 7 дневного срока, необходимого для оплаты, начинается период исковой давности и длится 3 года. В течение этого времени кредитор может подать в суд на должника. Просроченная задолженность списывается до истечения срока исковой давности в следующих случаях: наступление непредвиденных ситуаций, при которых исполнение обязанностей невозможно, и обе стороны не виноваты в этом; изменение законодательства; ликвидация предприятия - должника, если при погашении долгов имуществом дебитора, средств для погашения не хватило.
|
Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Такие сроки исковой давности оговорены в статье 198 <https://www.spravka-jurist.com/base/part-qz/tx_wszcku.htm> Гражданского Кодекса Республики Беларусь и применяются к отдельным, особо указанным в законе требованиям. Так, например, в Гражданском Кодексе Республики Беларусь установлены специальные сроки исковой давности по следующим правоотношениям:
об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности - в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение;
о признании оспоримой сделки недействительной или о применении последствий ее недействительности - в течение 1 года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной;
о переводе прав и обязанностей покупателя при продаже доли в праве общей собственности с нарушением преимущественного права покупки - в течение 3 месяцев. Трехмесячный срок применяется также при отчуждении доли по договору мены;
по искам, вытекающим из ненадлежащего качества работы, выполненной по договору подряда, кроме исков в отношении зданий и сооружений, по требованиям, вытекающим из перевозки грузов - 1 год;
|
для обжалования решения Апелляционного совета в Верховный Суд Республики Беларусь - 6 месяцев;
для обращения с иском о возмещении вреда, причиненного пользователю услуг почтовой связи - 6 месяцев;
для обжалования отказа Торгово-промышленной палаты в принятии юридического лица или индивидуального предпринимателя в состав - 6 месяцев. [7]
Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств (если он определен) или с момента, когда у кредитора возникает право предъявлять требование об исполнении обязательства.
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. [24, с. 53]
1.2 Сущность, оценка и классификация обязательств
Обязательство - это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты, по которой должны привести к оттоку активов. Обычно обязательства следует регистрировать сразу при их возникновении, а в конце периода необходимо вносить корректирующие записи о начисленных и отсроченных обязательствах. [13, с.79]
Участниками обязательств являются физические и юридические (организации) лица. В бухгалтерском учете организации находят отражения обязательства юридических и физических лиц - ее дебиторов и обязательства организации перед физическими и юридическими лицами - ее кредиторами. Обязательства должны отражаться на бухгалтерских счетах в суммах, определенных или договором, или законом, или деликтом, т. е. в суммах, причитающихся к получению или выплате на каждый конкретный момент времени.
При этом финансовый результат от исполнения договоров, по которым организации продают свои товары, работы и услуги, определяется в бухгалтерском учете как разница между номинальными суммами обязательств контрагентов перед организацией (обязательства покупателей) и номинальными суммами обязательств организации перед контрагентами (поставщиками, работниками, бюджетом).
Обязательства могут быть классифицированы по нескольким основаниям.
все обязательства по варианту участия в них предприятия - субъекта учета делятся на источники собственных и привлеченных средств. Финансовая устойчивость предприятия или степень его зависимости от привлеченных источников финансирования определяется через сопоставление объема собственных источников средств с объемом привлеченных источников средств. Это так называемый финансовый леверидж.
по продолжительности влияния на финансовое положение организации обязательства могут быть подразделены на те, которые представляют постоянно перетекающие из баланса в баланс суммы и обязательства текущие, колеблющиеся, т. е. суммы превышения постоянно присутствующего минимума. При этом постоянные минимальные суммы делятся на устойчивые активы и устойчивые пассивы.
по срокам обязательства делятся на краткосрочные и долгосрочные. Задолженность до одного года - краткосрочная, свыше - долгосрочная. [4, с. 281]
Текущие (краткосрочные) обязательства - обязательства по товарам и услугам, приобретенным, но не оплаченным, невыплаченным налогам и любые другие начисления, и расходы, а также полученные авансы, предварительная оплата, коммерческий акцепт, векселя к оплате, краткосрочные ссуды, текущая часть долгосрочных обязательств.
Долгосрочные обязательства включают срочные ссуды банков, страховых компаний, эмиссию облигаций, необеспеченных долговых обязательств или векселей. [24, с.82 ]
по отношению к лицам, с которыми организация - субъект учета вступает в сделки. Все счета отражают учет обязательств. Только на одних счетах фиксируются обязательства агентов, лиц, находящихся в штате организации, а на других - корреспондентов, физических лиц, не находящихся в штате организации, и расчеты со всеми юридическими лицами. [4, с.281]
Обязательства подразделяют на фактические, оценочные и условные.
Фактические обязательства возникают из договора, контракта или на основе законодательства, их сумма может быть строго и однозначно подсчитана. К ним относятся счета расчетов с поставщиками, дивиденды к выплате, акцизный сбор к выплате, подлежащие выплате в текущий период доли долгосрочных долгов, обязательства по зарплате, доход, полученный авансом.
Оценочные обязательства - это обязательства, точная сумма которых не может быть определена до наступления определенной даты. Примерами оценочных обязательств могут служить задолженность по налогу на прибыль, по налогу на имущество, гарантийные обязательства, резерв на оплату отпусков.
Условные обязательства - это несуществующие обязательства, они могут стать или не стать реальными обязательствами в зависимости от того, произойдут или не произойдут определенные события, вытекающие из прошлых операций, в будущем. Условные обязательства возникают в случае отложенного судебного разбирательства, при налоговых спорах, при наличии дисконтированных векселей к получению, гарантировании долгов другой организации, нарушении государственных инструкций.
Условное обязательство отражается в финансовой отчетности, если соблюдаются два условия: оно должно быть вероятным и его величина может быть количественно надежно оценена. Если эти условия не соблюдаются, то информация об условных обязательствах должна отражаться в примечаниях к финансовым отчетам. [24, с.85]
В настоящее время бухгалтерские нормативные документы в качестве основы учетной оценки обязательств определяют юридический принцип номинализма. Это означает, что дебиторская и кредиторская задолженности должны демонстрироваться в бухгалтерской отчетности в суммах, причитающихся к получению или платежу на конкретный момент времени согласно договору, закону или оценке деликта.
Вместе с тем относительно дебиторской задолженности данное правило в силу требования приоритета содержания над формой корректируется поправкой, учитывающей вероятность погашения обязательств в полном объеме. Это выражается в правиле, согласно которому предприятия должны создавать резервы по сомнительным долгам.
Наряду с требованием приоритета содержания над формой начисление резерва по сомнительным долгам - это прямое следствие требования осмотрительности. Учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
1.3 Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности
дебиторский кредиторский задолженность обязательство
Каждая организация должна осуществлять контроль за состоянием дебиторской задолженности, производить ее учет, а также сверку взаиморасчетов. При выявлении суммы дебиторской задолженности ее нужно предъявить должнику и истребовать ее. Если в течение срока исковой давности сумма дебиторской задолженности не взыскана или должник ликвидирован, то организация производит списание дебиторской задолженности.
Организация может создать резерв по сомнительным долгам, ожидая восстановление платежеспособности дебитором. Так, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации.
По результатам проведенной инвентаризации выявляется сомнительная дебиторская задолженность и дебиторская задолженность нереальная для взыскания, просроченная дебиторская задолженность, сроки исковой давности по каждому обязательству.
По результатам инвентаризации в части расчетов с дебиторами составляется бухгалтерская справка. Далее на основании бухгалтерской справки руководитель организации в случае необходимости издает приказ о списании просроченной и (или) нереальной ко взысканию суммы дебиторской задолженности. Если организация не создавала резерв по сомнительным долгам, то списанная дебиторская задолженность, причем в сумме, в которой она отражена в бухгалтерском учете (с НДС), относится на финансовые результаты. Списанная задолженность включается в состав прочих расходов.
Прочими расходами являются суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания.
Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
Наряду с дебиторской задолженностью организация одновременно может иметь кредиторскую задолженность, то есть она является должником по отношению к другим организациям и физическим лицам.
Кредиторская задолженность - задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда
Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства (в том числе зачетом), а также списана как невостребованная.
Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, являются внереализационными доходами организации подлежат отнесению на финансовые результаты.
Списание кредиторской задолженности должно производиться своевременно, поскольку несвоевременное списание кредиторской задолженности может быть расценено налоговыми органами как сокрытие или неучет внереализационных доходов организации. [4, с.110]
Если организация по каким-либо причинам не погасила кредиторскую задолженность, а кредитор не предпринял ни каких действий для того, чтобы взыскать сумму этой задолженности с организации, то у организации возникает обязанность списать кредиторскую задолженность по истечении срока исковой давности, продолжительность которого в общем случае составляет 3 года.
К моментам, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться:
частичное или полное признание организацией претензии;
частичное погашение задолженности;
уплата штрафных санкций по договору;
просьба об отсрочке платежа;
проведение с контрагентом сверки взаиморасчетов и подписание им соответствующего акта.
Списать кредиторскую задолженность ранее окончания срока исковой давности можно в том случае, если организации стало известно о ликвидации кредитора.
Таким образом, списание кредиторской задолженности организации следует произвести в том отчетном периоде, в котором внесена запись о ликвидации организации.
Законом <https://spravka-jurist.com/base/part-qz/tx_wszgka.htm> «О бухгалтерском учёте и отчётности » от 25 июня 2001г. № 42-3 с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007г. № 302-З определено, что организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Стало быть, с целью выявления просроченной кредиторской задолженности организации проводят инвентаризацию имущества и обязательств. Выявленные при инвентаризации суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, в соответствии с решением руководителя организации списываются коммерческой организацией на финансовые результаты. [19]
Поскольку информация о состоянии расчетов с кредиторами раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, то несписание задолженности в срок приведет к недостоверной отчетности. Кроме того, данная операция влияет на финансовые результаты организации (увеличивает бухгалтерскую и налоговую прибыль).
Согласно Инструкции <https://spravka-jurist.com/base/part-bq/tx_eszjoe.htm> по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета счет 92 «Внереализационные доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о внереализационных доходах и расходах отчетного периода, в т.ч. чрезвычайных доходах и расходах, т.е. о результатах от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. В том числе на этом счете отражаются суммы дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания (включая ранее списанные как безнадежные), которые включаются во внереализационные доходы и расходы организации в размере ранее отраженной задолженности в бухгалтерском учете организации.
Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты.
В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли. [21]
1.4 Нормативная правовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств
Законодательная база Республики Беларусь, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств включает следующие законодательные и нормативные документы в виде следующей четырех уровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета: [5, с. 79]
Первый уровень - законодательный. На данном уровне государственное регулирование бухгалтерским учётом и отчётностью осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием на основании Конституции Республики Беларусь. Важнейшим законодательным актом этого уровня является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности » от 25 июня 2001г. № 42-3 с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007г. № 302-З, который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. [19]
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2009г. № 97-З, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и другие;[7]
Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-З с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2009г. № 114-3, который регламентирует трудовые отношения;[23]
Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З с изменениями и дополнениями от 14 июня 2010г. №132-3, который определяет порядок проведения расчетов в безналичной форме между поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, а так же правовое регулирование расчетов в безналичной форме;[2]
Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З с изменениями и дополнениями от 15 октября 2010г. №174-З. Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. [19]
На втором уровне осуществляется нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчётности. Он представлен нормативными актами Президента и Правительства Республики Беларусь и других правовых органов, которые имеют право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2008г. N 72 «Об утверждении инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налогового кредита» от 16 октября 2000г. N 105. Инструкция определяет порядок отражения в бухгалтерском учете налогового кредита, предоставленного организации в соответствии с законодательными актами. [17]
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. N 168 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы». Инструкция применяется при признании, оценке и раскрытии информации в бухгалтерском учете и отчетности для резервов, условных обязательств и условных активов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. [17]
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 года № 62 с изменениями и дополнениями в постановлении Министерства финансов от 26 мая 2008 года №85 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», в ней установлены основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации. [14]
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. N 89 «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» с изменениями и дополнениями от 06.11.2009 N 136. В Инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них. [18]
Третий уровень включает национальные стандарты, положения о порядке ведения бухгалтерского учёта. Он представлен различными документами, приказами, письмами, указаниями Министерства финансов Республики Беларусь и других Министерств и ведомств. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, утверждает и разрабатывает также нормативные акты.
Примером регламентирующих документов является Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14 августа 2007 года 363 "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции". Данные методические указания содержат информацию об основных задачах бухгалтерского учета сельскохозяйственной продукции и производственных запасов в сельскохозяйственных и иных организациях, о контроле за сохранностью продукции и материальных ценностей, об учете сельскохозяйственной продукции.
Нормативное правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности на четвертом уровне осуществляется внутри каждой организации. Оно носит организационно-распорядительный характер и осуществляется главным образом посредством формирования и принятия учетной политики организации.
К четвертому уровню в организации Барановичский хлебозавод относится приказ по учетной политике, рабочий план счетов. Учетная политика в исследуемой организации утверждена приказом директора от 31 декабря 2009 года. В ней рассматриваются методический и организационно-технический аспекты ведения бухгалтерского учета, структура рабочего плана счетов. Примером внутренней документации могут являться: должностные инструкции работников бухгалтерии, график документооборота и другие документы.
Нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, Инструкции, рекомендации и другие виды документов. Основная их цель - установить правильность ведения учета долгосрочных и текущих обязательств.
ГЛАВА 2. ОРАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
2.1 Формы и виды безналичных расчетов и их характеристика
В процессе функционирования организаций возникают хозяйственные связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ, услуг, а другая - их получателем, а значит и плательщиком.
Кроме этого организация вступает во взаимоотношения с финансовыми органами по налогам, с Фондом социальной защиты населения, с персоналом по оплате труда, с другими организациями и лицами [3, с. 206].
Большинство расчетов осуществляется в безналичной форме.
Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке [2, с. 225].
В настоящее время в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь используют следующие формы безналичных расчетов:
акцептная форма расчетов;
расчеты платежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты чеками;
бесспорное списание денежных средств со счетов плательщиков;
расчеты в порядке плановых платежей.
Акцептная форма расчетов основана на использовании в качестве платежного документа платежного требования.
Платежное требование - платежная инструкция, выписываемая получателем денежных средств на имя плательщика с целью востребовать с него денежные средства в сумме указанной в данной инструкции [4, с. 115].
Акцепт - согласие плательщика на оплату предъявляемых ему платежных требований [2, с. 311].
Данная форма расчетов применяется между сельскохозяйственными организациями и заготовительными, перерабатывающими, торговыми организациями, организациями общественного питания. Акцептная форма расчетов должна быть зафиксирована в договоре между поставщиком и покупателем.
Платежные требования оплачиваются с предварительным акцептом, срок которого три рабочих дня, не считая дня поступления требования. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может быть полным или частичным с указанием основания для него [2, с. 314].
Платежное поручение - распоряжение владельца расчетным счетом обслуживающему банку о перечислении определенной суммы денежных средств на счет получателя, указанного в поручении [10, с. 327].
Расчеты платежными поручениями осуществляются в качестве предоплаты за товарно-материальные ценности, работы, услуги, а также при уплате налогов и платежей в бюджет, фонду социальной защиты населения и других расчетов возникающих у организаций агропромышленного комплекса. Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, они действительны в течение 10 дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).
Аккредитив - поручение банка плательщика банку поставщика, выдаваемое им по поручению плательщика производить оплату счетов поставщика, при условии предоставления поставщиком документов подтверждающих отгрузку товаров либо выполнение работ, услуг [7, с. 198].
Эта форма расчетов применяется, как правило, для гарантированной оплаты поставщику за отгруженные товары или оказанные услуги.
Для открытия аккредитива плательщик должен предоставить в обслуживающий банк заявление на открытие аккредитива в четырех экземплярах. На основании этих заявлений банк открывает специальный аккредитивный счет, который организация учитывает на синтетическом счете 55/1. Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств либо за счет кредита банка. Срок действия аккредитива не более двадцати пяти дней. По аккредитиву можно рассчитаться только с одним поставщиком. Неиспользованный аккредитив зачисляется на расчетный счет организации.
Данная форма расчетов выгодна поставщикам, так как они осуществляют отгрузку товарно-материальных ценностей, получив извещение о том, что на его имя открыт аккредитив. Данная форма расчетов должна быть зафиксирована в договоре между поставщиком и покупателем. В качестве платежного документа используется платежное требование [14, с. 315].
Безналичные расчеты между организациями также могут осуществляться чеками из расчетных чековых книжек.
Чек - письменное поручение владельца чека о перечислении необходимой суммы денежных средств на счет чекодержателя [12, с. 201].
Бланки чеков изготовляются банком, брошуруются в книжки по 10, 20, 25 и 50 листов. Для получения чековой книжки организация должна предоставить в обслуживающий банк заявление-обязательство в одном экземпляре и платежное поручение в двух экземплярах, на основании которых осуществляется депонирование денежных средств на чековую книжку. Срок действия чековой книжки один год. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Чековые книжки не разрешается передавать поставщикам, а также подписывать незаполненные бланки чеков. Чеки выписываются в сумме фактического платежа, которая должна быть подтверждена соответствующими первичными документами. Организация, с которой рассчитались чеком, должна предъявить его в обслуживающий банк. Чек выписывается в валюте Республики Беларусь и действителен в приеме в оплату товара в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки [11, с. 105].
Бесспорное списание денежных средств со счетов организации осуществляют органы налоговой инспекции при взыскании недоимок по налогам и платежам, штрафы, а также по исполнительным документам судов. Списание средств со счетов в бесспорном порядке осуществляется на основании предоставленных в банк взыскателем платежных требований. В данном случае плательщик не уведомляется о списании денежных средств с его счета.
Расчеты плановыми платежами используются при равномерных и постоянных поставках продукции. В этом случае расчеты осуществляются периодически по договоренности сторон. Сумма плановых платежей зависит от объема поставок, цены, периодичности уплаты. В качестве платежного документа используется платежное поручение. Стороны безналичных расчетов обязаны периодически, но не реже одного раза в месяц, уточнять свои расчеты на основе фактического отпуска продукции, изменения цен, и осуществлять перерасчеты. Образовавшаяся разница может перечисляться отдельным поручением или засчитываться при очередном платеже.
Таким образом, большинство расчетов между организациями осуществляется в безналичной форме. В Республике Беларусь существует несколько форм безналичных расчетов.
На Барановичском хлебозаводе (филиале РУПП «Брестхлебпром»), в основном, используется акцептная форма расчетов. В качестве платежного документа используется платежное требование.
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Заказчики - юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу - изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане.
Покупатели - это физические и юридические лица, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. [6].
Отгрузка (отпуск) продукции покупателям Барановичском хлебозаводе производится в соответствии с заключенными договорами поставки или непосредственно в процессе свободной продажи. Отгрузка и отпуск готовой продукции Барановичского хлебозавода осуществляется складом на основании товарных накладных и счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, платежные поручения. Поставляемая продукция Барановичского хлебозавода, в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.
Формирование дебиторской задолженности покупателей и заказчиков отражается в бухгалтерском учете в соответствии с вариантом учетной политики, выбранной организацией по моменту реализации продукции. Если в учетной политике организации зафиксировано, что моментом признания выручки является зачисление денежных средств на счета организации агропромышленного комплекса, то в этом случае дебиторская задолженность покупателей и заказчиков будет учитываться на счете 45 «Товары отгруженные». На этом счете товары могут учитываться в течение 60 дней. На 61 день продукция будет считаться реализованной и организация должна будет заплатить налоги [11, с. 217].
Так как, на Барановичском хлебозаводе момент реализации продукции по отгрузке, то в бухгалтерском учете дебиторская задолженность покупателей и заказчиков формируется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Корреспонденция по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на Барановичском хлебозаводе за май 2011 года отражена в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Корреспонденция по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Барановичский хлебозавод за май 2011 года
Содержание хозяйственных операций | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | Источник информации | |
Дебет | Кредит | |||
На расчетный счет поступили денежные средства от покупателей за реализованную ими продукцию | Журнал-ордер № 11 | |||
Поступили в кассу наличные деньги от покупателей за реализованную им продукцию | Журнал-ордер № 11 | |||
Погашена задолженность покупателей за реализованную ими продукцию по отпускным ценам | Главная книга | |||
Погашена задолженность покупателей за реализованную ими производственные запасы, основные средства и нематериальные активы | Главная книга | |||
На сумму входящего НДС по приобретенным ценностям | 18/1 | Журнал-ордер № 11 |
Примечание-источник: главная книга по счету 62
Примечание-источник: журнал-ордер № 06
Примечание-источник: собственная разработка
Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей по каждому покупателю или заказчику. [4, с. 57]