Летняя война с монголами (1231-1273 гг.)




 

В начале XIII в., когда стабилизировалась власть военных во главе с кланом Чхве, на материке поднялись монгольские племена и выступили как новые властители, сменившие империю Цзинь. Долгое время ведшие кочевую жизнь и находившиеся в подчинении у киданей и Цзинь, монголы в начале XIII в., когда у них появился вождь по имени Чингиз-хан (Темучин) образовали государство (1206 г.) и, используя выдающееся искусство верховой езды, распространили свое влияние в Азии и даже в Европе. С 1211 г. Чингиз-хан повел наступление на Цзинь и завоевал Северный Китай, а затем стремился покорить Южную Сун, Корё, а также Японию.

В 1219 г. корёсцы объединились с монгольскими войсками и изгнали вошедших в крепость Кандон киданей. После этого инцидента монголы возомнили себя благодетелями Корё, требовали непомерной дани, на почве чего у них возникли трения с правителем Чхве И, а в 1225 г. произошел инцидент с монгольским послом Чжу Гуюем и его спутниками, которые повели себя в Корё крайне нагло и по пути домой были убиты на берегу Амноккана. Под этим предлогом в 1231 г. (18 год правления вана Коджона) монголы послали войско Саритая и напали на Корё, однако из-за упорного сопротивления народа Корё, и особенно армии Пак Со в крепости Квиджу, в 1232 г., заключили мир и отступили.

Однако, поскольку наглые требования монголов продолжались, в 6-м месяце 1232 г. Чхве И, решившись на длительную войну сопротивления, перенес столицу на о. Канхвадо. Эта мера была рассчитана на слабость монгольских войск в боях на море. На Канхвадо были воздвигнуты внутренние и внешние крепостные стены, что укрепило его обороноспособность, построены дворцовые палаты, храмы с поминальными табличками вана, жертвенные алтари государства, дома и буддийские молельни, поэтому остов Канхвадо выглядел как перенесенный Кэгён. Как и раньше, со всей пышностью проводились церемонии Ёндынхве и Пхальгванхве. Монголы, раздраженные непреклонной позицией Корё, за 30 лет вплоть до 1259 г. (46 год Коджона), когда был заключен мир, вторгались в страну около шесть раз.

Корёское правительство на о. Канхвадо стремилось укрыть население в горных крепостях и на островах, чтобы продолжать сопротивление, и одновременно сочетало боевые действия с переговорами. Налоги собирали и привозили по морю, и большую роль в сохранении династии Корё сыграло героическое сопротивление народа, такие действия, как защита отрядами Ким Юнху и других патриотов крепостей Чхоин и Чхунджу и др. Но, поскольку война продолжалась долго и ущерб, нанесенный жителям на материке, был велик, в корёском правительстве появилась умеренная группировка, выступившая с предложением о примирении с монголами, и в конце концов в 1258 г. (45 год Коджона) власть клана Чхве была свергнута в результате военного переворота. Чхве И был свергнут Ким Инджуном. В следующем году Корё заключило мирный договор, разрешавший отправку в Монголию наследного принца и приведший к уходу монголов из страны (1359 г.), а затем, с возвращением в 1270 г. (11 год Вонджона) правительства Корё в Кэгён, наступил мир. Вследствие того, что пришедшие на смену клану Чхве правители Ким Инджун, Лим Ён, Лим Юму и другие военные были устранены один за другим (1270 г.), кончился продолжавшийся 100 лет период правления военных.

То, что монголы заключили мир с Корё и признали суверенитет (ванскую власть) Корё и его исконные обычаи, означало, что лопнули, как мыльный пузырь, их планы завоевать Корё и превратить его в вассальное государство. Тот факт, что полностью покорившие Китай (Южную Сун) и даже Европу монголы потерпели поражение в покорении Корё, заслуживает особого внимания. Монголы не могли быть недовольны тем, что они перетянули на свою сторону корёского вана и что пала власть военных, являвшихся самой упорной антимонгольской силой.

Однако сговор королевского двора Корё с монголами вызвал решительный протест со стороны войск Самбёльчхо, бывших основной опорой военного режима и сыгравших авангардную роль в антимонгольском сопротивлении. Самбёльчхо под руководством Пэ Джунсона подняли восстание, назначили ванского родственника Она, князя Сынхва, ваном и создали антимонгольское правительство, после чего перенесли свою ставку из Канхвадо в крепость Ёнджансан на о. Чиндо, а оттуда на о. Чеджудо. Таким образом, было создано морское королевство, которое контролировало приморские районы провинций Кёнсан и Чолла. Этот район был не только экономической опорой власти военных, но там были места, почти недоступные для монголов, поэтому они смогли сопротивляться целых 4 года. Однако, несмотря на упорное сопротивление военачальника Ким Тхонджона, восстание на Чеджудо в конце концов было подавлено (1273 г., 14 год Вонджона).

Юани создали на Чеджудо наместничество – Тхамна чхонгванбу (Наместничество Тхамна) и развели пастбища для лошадей, в районе Ёнхына на севере – Ссансон чхонгванбу (Наместничество двух крепостей), а также Тоннёнбу (Восточное владение) в районе Пхеньяна и превратили их в свои вассальные территории. Однако из-за решительных требований корёских властей Тоннёнбу и Тхамна чхонгванбу были вскоре возвращены Корё.

 

2. Вмешательство монгольской династии Юань и возвышение служилой знати (садэбу)

 

1) Реформы и сопротивление в условиях юаньского вмешательства

 

С окончанием в 1259 г. войны с монголами, свержением в 1270 г. власти военных и восстановлением власти вана, корейское общество постепенно возвращалось к стабильности. Корёский ван (Вонджон) женил наследника (будущего вана Чхуннёля) на дочери императора Юаней Хубилая, и после этого ваны следовали этому обычаю. Таким образом, дворы двух стран были крепко связаны кровными узами, и обычно наследник Корё пребывал некоторое время в Пекине, а потом по возвращении становился ваном. Ставший зятем Юаней корёский ван хотя и был в положении, которое позволяло ему влиять на Юаней, но и сам был зависим от Юаней. Юани понизили статус титула корёского вана и преобразовали политические управления Корё[1]. Путем посылки даругачи (наместника) и учреждения Чондон хэнсон (Управления Восточного похода) монголы контролировали внутреннюю политику страны. Несомненно, что такие меры монголов наносили немалый ущерб престижу государства Корё, но тем не менее Юани признавали, что Корё – сильная страна с высокой культурой, и уважали ее исконные обычаи. Вот почему Корё, самостоятельно укрепляя ванскую власть и совершенствуя чиновную систему, упорно продолжало прилагать усилия к проведению социально-экономических реформ. С другой стороны, люди из Корё, ездившие в Юань, глубоко проникали в политическую жизнь и оказывали влияние на дела в империи.

Хотя при заключившем мир с Юанями ване Вонджоне (1259-1274 гг.) и следующем ване Чхуннёле (1274-1308 г.) из-за попыток Юаней завоевать Японию Корё подверглось многим тяготам, поскольку при постоянном вмешательстве монголов во внутренние дела ему было приказано выставить военные корабли и армию, при следующем ване Чхунсоне (1308-1313 гг.) были предприняты попытки реформ по исправлению накопившихся недостатков и проблем в политике, обществе и экономике[2]. Направление политики реформ при ване Чхунсоне было определено при помощи Хон Джабона и по воле монарха и проводилось при опоре на такие органы, как Саримвон. Устранив сначала приспешников вана Чхуннёля, стремились изменить организацию правительства так, чтобы в соответствии с конфуцианскими идеалами укрепить власть вана, а затем ставилась задача исправить неразбериху в земельной системе, вызванную захватом земель влиятельной знатью, увеличить доходы государства и наладить жизнь народа, уменьшить всякие повинности крестьян, возвратить в состояние янминов (простолюдинов) людей, насильственно превращенных в крепостных (ноби). Однако политика реформ вана Чхунсона закончилась провалом из-за сопротивления могущественных кланов и помех со стороны монголов. Важной причиной неудачи было и то, что еще не появилась политическая сила, способная решительно поддержать политику реформ.

Потерпевший поражение при попытке реформ ван Чхунсон передал трон сыну – вану Чхунсуку (1313-1330 гг.) и уехал в столицу Юаней (Пекин), где создал научно-исследовательский институт под названием Мангвондан («Дворец десяти тысяч книг»), собрал видных юаньских конфуцианцев Чжао Мэнфу, Яо Суя, Янь Фу и других, а также корёских – Ли Джэхёна и других, с которыми изучал и обсуждал проблемы конфуцианства и основал в Юаньском Китае систему государственных экзаменов (кваго). Такая его ученая деятельность открыла начало к будущему расцвету конфуцианства в Корё и нарастанию числа реформистски настроенных интеллектуалов.

После вана Чхунсона и ван Чхунмок (1344-1348 гг.) предпринял меры против промонгольских сил, основав Чончхи тогам (Управление по исправлению политики), стал возвращать прежним хозяевам земли и ноби, захваченных могущественными кланами, ликвидировал категорию так называемых дарованных земель (сагыпчон), которыми в столичной провинции Кёнги владели могущественные кланы, и стал раздавать их простым чиновникам и местным податным людям в качестве жалованных земель (ноккваджон). Хотя система ноккваджон осуществлялась с 1271 г., (12 год Вонджона), сразу после падения власти военных, она не давала большого результата из-за противодействия могущественных кланов.

Могущественные кланы расширяли свои земельные владения путем запашек и захватов, поэтому наносили огромный ущерб финансам государства и жизни крестьян. Иногда дело доходило до того, что земли, принадлежавшие одному человеку, простирались на огромном пространстве, ограниченном только горами и реками, а число людей, собиравших налоги с одного участка, достигало 6-7 человек. Что касается земельных владений ванской семьи (чан или чхо), то они были разбросаны в 360 местах по всей стране. Роскошь и расточительство вана и дань монголам сделали жизнь народа особенно тяжелой; учреждение нового органа Ынбандля изъятия необходимых для охоты предметов и соколов (хэдончхон) причиняло всевозможные беспокойства населению и вызывало его жалобы.

В период монгольского вмешательства владевшие большими земельными угодьями власть имущие кланы назывались квонмун седжок (властные дома, влиятельные роды). Хотя в их состав входила и прежняя аристократия, но было немало и вновь выдвинувшихся людей из переводчиков монгольского языка или служителей соколиной канцелярии Ынбан, из людей, породнившихся с императорским Юаньским домом или же получивших от монголов звание манхо (темник, «военачальник над десятью тысячами». – Прим. пер.). Типичным примером выдвижения путем брачных связей с Юаньским императорским домом являлась власть клана Ки в лице Ки Чхоля. Однако они (вновь выдвинувшиеся) отличались той прогрессивной чертой, что их власть основывалась не принадлежности к известному ученому роду, подобно знатным родам мунболь в средний период Корё, или присвоении им привилегий государства, а тем, что они выдвинулись за счет личных способностей.

Представители квонмун седжок, участвуя в заседаниях Государственного Совета (Топхёныйсаса), обладали реальной политической властью. В ранний период Корё в Тобёнмаса входило не более 10 человек министров (чэсинов) и следующих за ними (чхусинов), и он был только временным совещательным органом, но в период Юаньского вмешательства он был преобразован в Топхёныйсаса, число его членов увеличилось до 70-80, и он стал постоянным высшим исполнительным органом. Такое увеличение функций Топхёныйсаса хотя и означало, соответственно, ослабление ванской власти, но в то же время по сравнению с периодом военного режима ванская власть усилилась, что свидетельствовало о процессе восстановления бюрократического правления.

 

2) Реформы вана Конмина и рост новой чиновной знати (садэбу)

 

Когда в условиях Юаньского вмешательства в дела Корё реформы вана наталкивались на сопротивление сильных домов, происшедшее в 1368 г. (17 год Конмина) изгнание Юаней из Китая на Север и выход на историческую сцену новых властителей Китая – Минской династии – создали благоприятные международные условия для политики реформ в Корё. Именно в этом кроется причина того, что при ване Конмине (1351-1374) реформы определенно оживились. Ван Конмин, хотя и был женат на монголке, будучи ваном Корё не утратил своей принципиальности и в сфере внешней политики открыто проводил курс, направленный против Юаней и в пользу Минов, а внутри – активно вел реформаторскую политику подавления сильных домов, укрепления ванской власти и стабилизации жизни народа.

Сначала в 1356 г. (5 год Конмина) он разгромил группировку промонгольских чиновников, которые были представлены Ки Чхолем с братьями, прижал могущественные кланы, которые были проюаньскими и угрожали власти вана и в том же году вооруженным путем присоединил управление Ссансон чхонгванбу в районе Ёнхына, которое раньше было непосредственным владением монголов. При возвращении Ссансон чхонгванбу он получил полную поддержку местного влиятельного человека (тхохо) Ли Джачхуна (отец Ли Сонге), и с этого времени дом Ли Сонге стал продвигаться по служебной линии в столице. В 1359 г. (8 год Конмина) крестьянская армия (хунтоу, «красноголовые»), поднявшаяся в Китае против юаньского господства, вторглась в Корё и одно время даже вызвала переполох в связи с захватом столицы, но ее успешно разгромили. В 1369-1370 гг. (18-19 годы Конмина) Ин Дану, Чхве Ёну и Ли Сонге было приказано по очереди (три раза) атаковать Ляодунский район Китая для возвращения древних земель Когурё.

Политика реформ вана Конмина встретила противодействие могущественных кланов из проюаньской группировки, и в 1363 г. (12 год Конмина) возник заговор Ким Ёна по устранению вана (в храме Хваннёнса). Однако ван не уступил и на высокую должность самджун тэгван ёндо чхоми (главный министр) назначил простого монаха Синдона из монастыря Окчхонса, чтобы продвигать реформы. Синдон изгнал влиятельных сановников Ли Гонсу, Кён Чхонхына и других, в 1366 г. основал Чхонмин пёнджон тогам (Управление по пересмотру полей и людей) и провел реформу по изъятию земель и ноби у могущественных кланов и возвращению их прежним владельцам. За это Синдона стали называть святым.

Ван Конмин также способствовал расцвету Сонгюнгвана, превратив его в образцовый конфуцианский образовательный орган, и повелел талантливым ученым Ли Сэку, Чон Монджу, Чон Доджону, Пак Санчхуну, Ли Сунину и Ким Гуёну глубоко изучать неоконфуцианство. Это послужило толчком к появлению большого числа выдающихся неоконфуцианских ученых. Экзаменационная система была реформирована так, чтобы отбирать людей не по литературным, а по политическим знаниям. Воспитанные и выдвинувшиеся в этот период молодые чиновники, так называемая новая чиновная знать (садэбу), в дальнейшем выступили в качестве ведущей политической и идеологической силы новой династии Чосон.

Итак, реформы периоды Юаньского вмешательства, включая реформы Конмина, хотя и добились успеха в пестовании неоконфуцианства, но не пытались на его основе осуществить политические реформы. В этом проявилась ограниченность реформ этого периода. В результате поднявший меч решительных реформ Синдон был убит из-за сопротивления сильных домов, был убит и вдохновитель их ван Конмин, а затем при ване У (1374-1388 гг.) произошел возврат к крайне реакционной политике сильных домов. Основанные на неоконфуцианстве реформы стали возможны в крайних обстоятельствах, когда реакционная политика достигла предела, что и привело к установлению династии Чосон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: