Культура нового чиновничества




 

1) Наука и техника

 

В период антимонгольского сопротивления в XIII-XIV вв. в Корё наметился значительный прогресс в области науки и техники. Во-первых, серьезные изменения в области обороны страны принесло совершенствование огнестрельного оружия. Приблизительно со времени правления вана Конмина разорившиеся из-за развития торгового капитала японские военные низшего уровня стали грабить на десятках, а то и сотнях судов центральное и южное побережье и наносить этому району большой ущерб. В то время их звали вэгу («японскими пиратами»).

Поскольку в ходе борьбы с вэгу выяснилась настоятельная необходимость огнестрельного оружия, правительство Корё создало в 1377 г. (3 год вана У) учреждение Хватхон тогам (Пушечное управление) и на основе ввезенной из Юаньского Китая техники производства пороха стало производить огнестрельное оружие. Особенно высокими боевыми качествами отличались созданные Чхве Мусоном пороховая пушка хвапхо и хватхон; установление их на боевых кораблях дало большой эффект в подавлении вэгу. Также, в 1389 г. (1 год вана Чхан) товонсу из провинции Кёнсан Пак Ви во главе флота из 100 кораблей атаковал логово вэгу на Цусиме, поджег их корабли и одержал весомую победу. С тех пор могущество вэгу серьезно ослабло.

Большую революцию в быту вызвало появление техники выращивания хлопка и производства хлопчатобумажных тканей. В 1364 г. (13 год вана Конмина) отправленный посланником в империю Юань Мун Икчом на обратном пути раздобыл в китайском районе Цзынань (кор. Каннам, букв.: «к югу от реки») семена хлопка, передал их ремесленнику из Тансона в провинцию Кёнсан по имени Чон Чхоник, и с тех пор началось выращивание хлопка. Чон Чхоник приложил значительные усилия для адаптации хлопка к климату и природным условиям Кореи, которые отличаются от китайских, и добился успеха в его выращивании; он даже произвел хлопкоочистительную машину и прялку по вытягиванию хлопковой нити и внёс крупный вклад в революцию в сфере производства одежды. В эпоху, когда не знали другого, кроме грубого пенькового холста, дорогого шелка и ткани из рами, дающий возможность крупного производства хлопок начал превращаться в целую отрасль по производству одежды.

Изменения произошли и в области агротехники. В начале периода Корё она была еще незрелой, и хотя каждый год была возможна пахота земель, обычной была система, при которой участки в горах оставались под паром 1-2 года. Однако к концу Корё сельское хозяйство усовершенствовалось, малоземельные и безземельные крестьяне активно обрабатывали участки в горах и повысили производительность сельскохозяйственного труда, создав способ внесения удобрений сибибоп и систему орошения путем преграждения небольших рек и образования заводей, использовавшихся в качестве водохранилищ, а также открыв способ глубокой пахоты симгёнбоп, при котором использовались волы, позволявшие глубже возделывать почву. Таким образом, площади земель под паром уменьшились, а площади регулярно обрабатываемых пахотных земель возросли.

Определенную роль в развитии агротехники сыграл северокитайский способ земледелия хвабук нонбоп, заимствованный из книги «Нонсан чибё » («Сведения о земледелии и шелководстве в Китае»), которую привез из Юаньского Китая и распространил Ли Ам. С другой стороны, благодаря воспринявшему конфуцианство из Сунского Китая новому чиновничеству, большой интерес вызвал использовавшийся в Южном Китае способ обработки заливных полей (суджон). Поскольку по климату и природным условиям Корея в определенной степени приближается к развитым в сельскохозяйственном отношении регионам Северного и Южного Китая, заимствование их опыта способствовало развитию комплексной агротехники. Такое развитие агротехники и повышение производительности сельскохозяйственного труда вызвало рост числа средних и малых провинциальных помещиков, что послужило основой для увеличения числа конфуцианских ученых – выходцев из их среды.

В развитие науки и сельского хозяйства конца Корё также внесли существенный вклад заимствованные через Юаньский Китай арабские астрономия, метеорология и география.

Следствием продолжавшихся в конце Корё войн стали неурожаи и эпидемические заболевания, что потребовало развития медицины с применением лекарственных растений, произраставших внутри страны. Характерно для этого периода появление самой старой в Корее книги по медицине «Хянъяк кугыппан » («Способы изыскания местных лекарственных растений»), изданной в 1236 г. (23 г. вана Коджона) одновременно с «Тэджангён » («Трипитакой»). Кроме того, был составлен ряд медицинских книг, в том числе и широко использовавшиеся в качестве повседневного пособия «Самхва чахян якпан » («Способы изготовления местных лекарств из трёх компонентов»), которые стали основой для составления в период Чосон «Хянъяк чипсонбан » («Собрания рецептов местных лекарств»).

Корё, достигшее высокого уровня ксилографической печати уже в период военного правления, когда были вырезаны тексты «Трипитаки», совершило шаг в новую стадию путём развития подвижного шрифта. Ксилографическая печать была удобна при выпуске крупных тиражей, но имела неудобства при публикации малотиражных изданий. Это неудобство устранялось печатью с применением металлического наборного шрифта. Этот метод приобрел особое распространение к концу Корё, и в 1392 г. (4 г. вана Конъяна) была создана основанная на нем государственная типография по изготовлению шрифтов и печатанию книг Соджогвон. Это стало основой для интенсивного развития печати с помощью подвижного набора в период Чосон.

 

2) Внедрение неоконфуцианства (соннихак) и изменения в буддизме

 

Пришедшее в упадок в период военного правления конфуцианство стало вновь восстанавливать свое влияние с утратой власти военными при переходе к периоду вмешательства в управление монгольской династии Юань, когда политическое влияние перешло в руки гражданских чиновников. Характерным для этого времени было восстановление рациональной конфуцианской политики путём реставрации ослабевшей ванской власти и ограничения чрезмерно возросшей власти и злоупотреблений могущественных родов, а также роста их земельных владений.

В период правления вана Чхуннёля (1274-1308) для поощрения изучения канонов и исторических сочинений (сахак) было создано соответствующее управление Кёнса кёсу тогам, и первыми шагами возвращения к конфуцианской политике были восстановление конфуцианской высшей школы и строительство поминального алтаря (храма) Конфуция Мунмё. В это время в авангарде развития конфуцианства стоял выходец из Сунхына (пров. Кёнсан) Ан Хян (прежнее имя Ан Ю), который был первым ученым, внедрившим заимствованное из Юаньского Китая чжусианство.

Затем, в правление вана Чхунсона (1308-1313) в Юаньском Китае побывали Пэк Иджон, Ли Джехён, Пак Чхунджва, которые познакомились там с такими видными учеными как Яо Суй, Янь Фу и Чжао Мэнфу. Вслед за этим, начиная с правления вана Чхунсука (1313-1330) Ан Чхук, Ли Гок, Ли Инбок, Ли Сэк сдали в Китае экзамены кваго и получили государственные посты, что позволило им углубить изучение различных направлений конфуцианства, в том числе и чжусианства.

Особенно активизировалось изучение и преподавание конфуцианства в период вана Конмина (1351-1374), когда был реорганизован Сонгюнгван, ставший исключительно учебным конфуцианским учреждением. Сюда были приглашены Ли Сэк, Чон Монджу, Чон Доджон, Ким Гуён, Пак Санчхун, Ли Сунин, которые занимались изучением и обсуждением неоконфуцианства (соннихак) и способствовали подготовке многих неоконфуцианских ученых.

Прежнее конфуцианство не включало в себя метафизики, объяснявшей в комплексе сущность вселенной и человеческой натуры; этими вопросами занимались буддизм и даосизм. Однако буддизм чрезмерно акцентировался на идеальном начале ли, а даосизм – на поддержании жизни, выражаемом с помощью ки, поэтому было нарушено равновесие между этими началами. А неоконфуцианство (соннихак) создало объективную идеалистическую философскую систему, объединившую буддийское идеальное начало ли и даосистское материальное начало ки, и на этой основе прогрессивное учение о морали. Неоконфуцианская система морали, признавая самостоятельность (ки) отдельных предметов и устанавливая взаимосвязь между всеми вещами, стала теорией, подходящей для построения более рационального нравственного сообщества. Это обеспечило неоконфуцианству поддержку со стороны нового чиновничества, стремившегося к реформам.

Хотя движение за реформы периода Юаньского вмешательства и расширило сферу влияния неоконфуцианства, оно не смогло привести к реформам, основанным на неоконфуцианстве. В результате, с распространением неоконфуцианства в конце периода Корё, в среде неоконфуцианских ученых возникли две группировки – радикалов (Кыпчинпха) и умеренных (Онгонпха), – расходившиеся во взглядах на глубину и методы преобразований. Неоконфуцианцы начального периода придерживались умеренной линии и склонялись к реформизму, суть которого была в частичном ослаблении социальных противоречий в обществе при сохранении династии Корё. И противоречия в земельной системе, с которыми были тесно связаны и положение народа, и состояние государственных финансов, они хотели разрешить путем ослабления некоторых поборов с населения, и даже не ставили вопроса о монастырских хозяйствах, которые должны были стать объектами реформирования.

Однако представленная Чон Доджоном радикальная группировка вместе с с неоконфуцианством (соннихак) восприняла идею «Чжоули » и путем последовательного проведения идеи общего интереса (конгэнём) стала стремиться к полному реформированию общественного порядка. Их центральными задачами стали: ослабление пропасти между бедными и богатыми путем земельной реформы в системе государственных земель конджон, укрепление государственных финансов и обороноспособности. Их взгляды сочетали учение о морали неоконфуцианства с утилитаризмом ханьского и танского конфуцианства (юхак). Именно в этом заключалась причина восприятия ими «Чжоули », имевшей сильно выраженный государственно-социалистический характер. Они последовательно критиковали буддизм с позиций неоконфуцианства и стремились осуществить полную реформу религии и активно изменить зловредные стороны монастырских хозяев. Другими словами, радикальная группировка занимала левые позиции, а умеренная – правые. Среди причин, способствовавших разделению на две группировки, наряду с разницей в унаследованном юридическом статусе, была и та, что среди представителей радикалов было и немало выходцев из «подлого сословия» чхонминов (ноби), и они в силу этого испытывали ограничения в карьерном росте.

С другой стороны, в период Юаньского контроля происходили изменения и в буддийской среде. Если в период правления военных главными буддийскими храмами были Сусонса и Пэннёнса, и буддизму были присущи близость к народу и простота, то в период Юаньского господства он отличался близостью с ванским дворцом и родовитыми семьями и проявлял интерес к политике. Во времена вана Чхуннёля храм Пэннёнса был превращен в главное место молебен царской фамилии и переименован в Мёрёнса, но в управлявшемся ранее сагульсанской (с гор Сагульсан?) группировкой монастыре Сусонса власть перешла к группировке с гор Каджисан, которая имела тесные связи с влиятельными семьями и приобрела главенствующее влияние в буддизме. Кроме того, со времени вана Чхунмока с помощью Поу (Тхэго) и Хегына (Нанок) начало внедряться учение юаньской секты Линьцзы чань, которая, прервав связи с традиционным буддизмом, образовала новое течение в буддизме. Это можно сравнить с тем, как пришедшее из Юаньского Китая неоконфуцианство превратилось в новое течение конфуцианства. Традиционный буддизм хотя и участвовал в политики в форме службы вану и гсударству, а также учения Девяти гор, и выполнял роль советчика в политических делах, настаивая, например, на переносе столицы, однако не соответствовал требованиям времени. На протяжении периода Чосон и вплоть до нашего времени он был представлен сектой Чоге.

 

3) История, литература и искусство

 

Неоконфуцианские ученые конца рассматриваемого периода Корё восприняли конфуцианское учение как теоретическую систему, способную разрешить общественные противоречия, поэтому особое внимание в этом учении обращалось на изучение конфуцианских канонов и официальных историй.

Выдающимися знатоками канонов были Чон Монджу, Чон Доджон, Квон Гын. Познания Чон Монджу в области канонов были настолько выдающимися, что его бывший учитель Ли Сэк говорил, что «какие бы слова он ни произносил, они соответствуют смыслу сонни (учению Чжу Си)», поэтому его называли «основателем восточного (корейского) учения об идеальном начале». Но трудов от него осталось немного. Чон Доджон написал «Хакча чинамдо » («Изображение компаса ученого»), в котором основные положения неоконфуцианской философии (соннихак) были изложены в виде схем. Квон Гын в развитии этого составил сочинение «Ипхак тосоль » («Введение в конфуцианство»), вышедшее во 2 год вана Конъяна. Кроме этого, Чон Доджон написал такие произведения, как «Симмун чхондап » («Ответы Неба на вопросы сердца») и «Симгили » («Мысли о вещественном (ки) и духовном (ли)»), где кратко изложил идею о преимуществах неоконфуцианской философии над буддизмом и даосизмом. После основания династии Чосон эти два сочинения были теоретически дополнены и изданы под названием «Пульсси чаппён » («Разные заметки о Будде»), и эта книга известна наиболее высоким уровнем критики буддизма в истории Кореи.

В период монгольского контроля были составлены многие исторические книги, ставившие цель упорядочить культурную традицию эпохи Корё и с позиций идей конфуцианства выработать основы политики реформ. Характерными примерами могут служить составленные во времена вана Чхуннёля сочинения «Когымнок » («Записи о прошлом и настоящем», 1284 г.) Вон Бу и Хо Гона, «Чхончху кымгённок » («Записи золотого зерцала за тысячу лет») Чон Гасина, «Понджо пхённен канмок » («Краткие летописи правящей династии», 1319 г.), составленные автором Мин Джи при ване Чхунсоне, «Краткая история» («Саряк », 1357 г.), написанная Ли Джехёном при ване Конмине. Все эти труды критически оценивали деяния ванов династии Корё с позиций конфуцианских идей. Особого внимания заслуживает «Понджо пхённен канмок » как первая попытка внедрить способ схему летописания (канмок) Чжу Си. Эти исторические книги впоследствии сыграли большую роль при составлении «Истинных записей» (силлок) правления ванов Корё и истории Корё в начальный период Чосон. Однако большинство книг по истории конца Корё после составления истории Корё в начальный период Чосон исчезли, и сохранились только «Сарон » («Исторические комментарии»), помещённые в книгу Ли Джехёна «Саряк » («Краткая история»).

Среди исторических трудов отдельных авторов конца Корё характерными являются «Самгук юса » («Забытые деяния Трёх государств», 1281 г.), составленные во времена вана Чхуннёля в монастыре Ингакса монахом Ирёном (светское имя Ким Гёнмён), имевшим достаточные познания и в конфуцианстве, и «Чеван унги » («Рифмованная история правителей», 1287 г.) Ли Сынхю, в стихах воспевшего историю Китая и Кореи. Эти труды оказали значительное влияние на последующие поколения. Обе эти книги определяли начало истории Кореи с периода тангунского Чосона и с гордостью описывали ее самостоятельную и высоконравственную культурную традицию. Особенно подчеркивалось чудесное рождение и деяния основателей государств, начиная с Тангуна, с любовью отмечались отличные от монголов самостоятельные корни и культура. Однако эти труды значительно отличались друг от друга, ибо «Самгук юса » в корейской культурной традиции выделяла прежде всего буддийскую традицию Силла с центром в Кёнджу, а написанная Ли Сынхю в горах Тутхасан в Самчхоке «Чеван унги », делая упор на конфуцианство, включала также и буддизм и даосизм. Кроме того, в «Чеван унги » была сильнее выражена идея о происхождении корейского рода от Тангуна[3]. Однако «Самгук юса » отличала особая тщательность в подборе материалов, и она значительно дополняла сведения о древнем Чосоне и Трёх Хан, выпавшие из «Самгук саги ».

В конце Корё произошли изменения и в области литературы. Новое чиновничество, продолжая сохранять поэтическую форму хянга, под влиянием сунской литературы и музыки создали новый стиль песенной поэзии – кёнгичхега («столичный стиль»). Характерным примером его было произведение конфуцианского ученого Ан Чхука «Квандон пёльгок » («Мотивы Квандона»). С другой стороны, в среде простого народа возник новый песенный жанр – так называемые чанга («долгие песни»). Его характерными образцами были такие произведения, как «Чхонсан пёльгок » («Чхонсанские мотивы»), «Согён пёльгок » («Согёнские мотивы»), «Касири », «Чоныпса », «Тондон », а также «Ссанхвачом ». Чанга неизвестных авторов хорошо отражали жизнь и настроения простого народа того времени. Например, в «Чхонсан пёльгок » следующим образом отразились наивные чувства народа, живущего в согласии с природой:

 

Как живём мы, поживаем

На Чхонсанской стороне.

Поедаем виноград и актинидию

На Чхонсанской стороне…

 

Характерными образцами архитектуры периода конца Корё можно считать павильон Кыннакчон в монастыре Понджонса («Павильон великой радости») в Андоне и павильон Мурянсуджон («Павильон долголетия», 1376 г.) в монастыре Пусокса в Ёнджу, а также павильон Тэунджон («Павильон величия») в монастыре Судокса в Есане, пров. Южная Чхунчхон. Эти здания не только являются старейшими сооружениями деревянной архитектуры, сохранившимися в Корее, но их колонны с особенной формы энтазисом (чусимпхо) и трехъярусные капители (конпхо) демонстрируют одновременно солидность, торжественность и изящество.

Самой знаменитой из буддийских пагод конца Корё является 10-ярусная пагода из монастыря Кёнчхонса в Кэпхуне (ныне хранится во дворце Кёнбоккун), построенная при ване Чхунмоке. В отличие от других пагод, обычно строившихся из гранита, она сделана из мрамора, украшена роскошной скульптурой и носит следы явного влияния монгольского ламаизма. По образцу этой пагоды в период Чосон при ване Седжо была создана пагода монастыря Вонгакса (ныне стоящая в Сеульском парке Тхапколь).

Живопись получила значительное развитие с начала периода Корё в связи с появлением художников из числа новых гражданских чиновников, популярными темами творчества которых являлись досуг нового чиновничества, а также изображение четырёх символов благородного мужа (сливы, гибискуса, лотоса и бамбука). Особо была известна картина «Чхонсан тэрёпто » («Рыбалка на Небесной горе»), которая, как считается, принадлежит кисти вана Конмина.

Из буддийских картин периода монгольского контроля особое внимание обращает жанр Янню кванымдо («Изображение бодхисатвы Авалокитешвары среди ив»). Эти картины были типичными для буддийской живописи периода Корё, их еще называли «Суволь кванымдо » («Авалокитешвара у реки под луной»). Большая их часть в конце Корё была похищена японскими пиратами вэгу, поэтому отдельные образцы их ныне хранятся в Японии. Самой знаменитой из них является написанная Ким Умуном и другими дворцовыми художниками «Янню кванымдо » («Авалокитешвара среди ив», 1310 г., хранится в Японии в фирме «Кёсинся »), длиной более 4 метра, вызывающая восхищение искусным и богатым исполнением. Другими выдающимися произведениями того же времени являются две картины «Янню кванымдо » (ок. 1300 г., хранится в Японии в монастыре Асакудзи) монаха Хехо и Со Губана (1323 г., хранится в Японии в доме Сумитомо).

Корейская каллиграфия испытала монгольское влияние, причем если в начале Корё был в моде стиль танского ученого Оуян Сюня (Ку Янсун чхе), то впоследствии на смену ему пришел стиль «сонсольчхе » («Сосны в снегу»). Представителем каллиграфов этого периода был Ли Ам, живший в период правления вана Чхунсона. С другой стороны, селадон, являющийся замечательным образцом прикладного искусства Корё, освободился от влияния «южной школы» сунского Китая и стал применять технику «северной школы» юаньского Китая. Таким образом, окраска керамики стала изменяться от загадочного цвета зимородка в сторону скромного сизого цвета пунчхон, который оставался популярным до начала династии Чосон.

 


[1] В посмертном титуловании вана вместо «чо » и «чон » стали употреблять иероглиф «ван », а перед посмертным титулом заставили обязательно писать иероглиф «чхун » (преданный). Также был изменен ряд наименований учреждений и титулов: слово «чим » вместо «ко », «пхеха » («величество») было изменено на «чонха » («высочество»), «тхэджа » (титул наследника) на «седжа », «сонджи » («монарх») на «ванджи » («правитель»), что снизило их разряд. Кроме этого три высших министерства объединили и назвали Чхомыйбу, а Чунчхувон преобразовали в Мильчикса, из шести министерств Конбу упразднили, Ибу и Ребу объединили в Чонниса, Хобу преобразовали в Пхандоса, Пёнбу – в Кунбуса, Хёнбу – в Чонбопса. Как раз в это время изменили название совета Тобёнмаса на Топхёныйсаса. Все это было сделано без сопротивления корёсцев.

[2] Для завоевания Японии Юани создали орган Чондон хэнсон (Управление Восточного похода) и, активно вмешиваясь во внутреннюю политику Корё, требовали поставки кораблей, солдат и продовольствия. Таким образом, Корё дважды – в 1274 г. (начальный год Чхуннёля) и в 1281 г. (7 год Чхуннёля) участвовало в походах на Японию, но Юани потерпели поражение из-за сопротивления японского бакуфу (правительство сёгунов) в г. Камакура и прошедших тайфунов, а также из-за негативного отношения Корё.

[3] В «Самгук юса » потомками Тангуна называли Пуё, Когурё и Пэкче, а Три Хан и Силла – основными потомками выходцев из Китая. В «Чеван унги », напротив, происходящими от Тангуна считались Три Хан, Три государства, Емэк, Пуё, Окчо и другие древние государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: