Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме «Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (ССП) в тексте».




 

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Формировать умения употреблять в речи сложносочинённые предложения, различать сложносочинённые предложения и простые предложения с союзом «и» и правильно ставить знаки препинания.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформулировать правило написания

Развивающие:

-развивать культуру устной и письменной речи;

-совершенствовать умения работать с текстом, находить изучаемые орфограммы в заданиях разного уровня сложности;

Воспитательные:

- понимание важности изучаемого материала для развития личности, самоутверждения в современном мире через любовь к слову

Методы: Частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: УМК. 1. Русский язык. 9 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап. Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к работе. Приветствуют учителя.
Проверка выполнения домашнего задания Синтаксический разбор предложения из домашнего упражнения 64. обсуждают выполнение упражнения 64
Актуализация полученных знаний 1.Допишите нужное: 1) Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами … и …. 2) Сложные предложения, в которых простые связаны при помощи интонации, называются … 3) Равноправны по смыслу части … и … 4) Имеют союзные слова … 5) Предложение, от которого задаётся вопрос, называется … 6) Между частями ССП может и не быть запятых, если … - Проверка показала, что вы знаете два основных способа соединения простых предложений; дописали нужное по ССП и БСП. В общем, с первым заданием справились хорошо. 2.Дайте характеристику сложносочинённых предложений. - Остальным учащимся оценить ответ по правилу «6П»: правильно, понятно, последовательно, примеры, полно, подведён итог. В тетради дописывают нужное: 1.Союзным и бессоюзным 2.Бессоюзными 3.ССП и БСП 4.СПП 5.Главным 6.Есть общий второстепенный член предложения.   Слушают общую оценку учителя. Один из учащихся по желанию характеризует ССП, другие оценивают ответ по правилу «6П»: правильно, понятно, последовательно, примеры, полно, подведён итог. Ответ учащегося по характеристике ССП: - наличие сочинительного союза (соединительного, противительного, разделительного), который придаёт предложению смысловой оттенок; - интонация завершённости у всего предложения; -возможно наличие общего для частей предложения второстепенного члена предложения или пояснительного слова. - основной знак препинания между частями-запятая, но возможны тире и точка с запятой. Оценка ответа учащимися: 1.правильно, понятно, последовательно, полно, 2. не приведены примеры, не подведён итог.
Исследование стихов А.А.Фета. - Сегодня героем наших исследований становятся стихи А.А.Фета. Разделимся на две группы: 1 группа получает задание:определить, что соединяет союз «и» в предложениях из стихотворений А.А.Фета: [ ], и [ ] или О и О. 1.Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты (роза) очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня. 2.Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. 3.Тихонько движется мой конь По вешним заводям лугов, И в этих заводях огонь Весенних светит облаков. 4.… Плакала трава И ветви о недавнем зное, И роз, проснувшихся едва, Сжималось сердце молодое. Проверка, комментирование ответов: 2 группа получает задание: отличить ССП от других предложений изаписать номера сложносочинённых предложений. 1.Заря прощается с землёю Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. 2.Знать, долго скитаться наскуча Над ширью земель и полей, На родину тянется туча Чтоб только поплакать над ней. 3.Серый день ползёт лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо. 4.С полей несётся голос стада, В кустах малиновки звенят, И с побелевших яблонь сада Струится нежный аромат. 5.Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. 6.И грезит пруд, и дремлет тополь сонный, Вдоль туч скользя вершиной заострённой. 7.Порвёшь случайно повелику Нетерпеливою ногой И вдруг откроешь землянику Красней и слаще, чем весной. 8.В печи трещит огонь – и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. Проверка, комментирование ответов: Первая группа получает лист с пронумерованными выдержками из стихотворений А.А. Фета и работают над выполнением заданий. В тетрадях записывают числа 1,2,3,4 и напротив номера стихотворения ставят [ ], и [ ] или О и О. - в первом предложении союз «и» соединяет однородные дополнения, поэтому запятая не ставится; - во втором предложении – первый союз соединяет две части сложносочинённого предложения, второй – однородные обстоятельства; - в третьем – две части сложносочинённого предложения; - в четвёртом - первый союз однородные подлежащие, второй- две части сложного предложения. Первая группа учащихся: - в первом предложении союз «и» соединяет однородные дополнения, поэтому запятая не ставится; - во втором предложении – первый союз соединяет две части сложносочинённого предложения, второй – однородные обстоятельства; - в третьем – две части сложносочинённого предложения; - в четвёртом - первый союз однородные подлежащие, второй- две части сложного предложения. Вторая группа учащихся: 1.Заря прощается с землёю Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. БСП 2.Знать, долго скитаться наскуча Над ширью земель и полей, На родину тянется туча Чтоб только поплакать над ней. СПП 3.Серый день ползёт лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо. ССП 4.С полей несётся голос стада, В кустах малиновки звенят, И с побелевших яблонь сада Струится нежный аромат. ССП 5.Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. ССП 6.И грезит пруд, и дремлет тополь сонный, Вдоль туч скользя вершиной заострённой. ССП 7.Порвёшь случайно повелику Нетерпеливою ногой И вдруг откроешь землянику Красней и слаще, чем весной. Простое 8.В печи трещит огонь – и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. ССП  
Домашнее задание Упражнение 78.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: