Реферат
По учебной дисциплине: Дошкольная педагогика.
Тема: «Методы и приемы обучения дошкольников »
Выполнила: студентка 2 курса 221 группы
Шаяхметова Юлия
Ижевск 2015 г.
Оглавление:
1. Понятие о методах и приемах обучения.
2. Классификация методов обучения.
§ Наглядные методы обучения.
§ Словесные методы обучения.
§ Игровые методы и приемы обучения.
§ Практические методы обучения.
3. Вывод.
4. Источники.
Понятие о методах и приемах обучения.
МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная по определенному признаку их система.
В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения.
Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е. Я.Го-лант, С. И.Петровский).
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;
Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа
Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование
Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
à Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
1) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.
à Метод демонстрации, включает различные приемы:
А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изо деятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
à Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
à Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям.
à Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
- Рассказ воспитател я - должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
- Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
à Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
Игровые методы в обучении детей:
à Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
à Подвижные игры – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами
à Игры-забавы - это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент.
à Инсценировки - они отличаются от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее.
Приемы:
Ø Внесение игрушек,
Ø Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
Ø Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит").
Ø Сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
Ø Внезапность появления, исчезновение игрушки.
Ø Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
Ø Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
Ø Интригующие обстановки.
Практические методы:
à Упражнения (оказание помощи).
à Совместные действия воспитателя и ребенка.
à Выполнение поручений.
3. Вывод.
Обучение осуществляется различными методами. Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Это двусторонний характер он не ограничиваются только деятельностью педагога, а предполагается, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи.
Источники
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/19/igra-kak-forma-i-metod-obucheniya-doshkolnikov
2. https://shporiforall.ru/shpory/shpory-po-doshkolnoj-pedagogike/35-metody-i-priemy-obucheniya-doshkolnikov.html
3. https://reftrend.ru/436672.html
4. https://bolohovo-dou1.3dn.ru/publ/1-1-0-4