Информационный подход к анализу социальных коммуникаций




Основная образовательная программа магистратуры по направлению подготовки 50.04.01 «Искусства и гуманитарные науки»

Профиль «Социальные коммуникации»

Реферат на тему:

«Информационный подход к анализу социальных коммуникаций: достоинства и ограничения»

Выполнила:

Шелакова Алиса Алексеевна

 

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение 1

Информационный подход к анализу социальных коммуникаций 5

Коммуникативные модели 8

Достоинства и ограничения информационного подхода 12

Заключение 14

Список использованных источников и научной литературы 15

 

 

 


Введение

Коммуникация (лат. communicatio от communicare - делать общим, связывать; путь сообщения, форма связи) - специфическая форма их взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули говорил о том, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации»[1].

«Коммуникация является объектом изучения многих наук: семиотики, социологии, этнографии, психологии, риторики, а также кибернетики, информациологии и ряда других естественнонаучных дисциплин. Каждая наука или научное направление, изучающие те или иные аспекты коммуникации или соприкасающиеся с коммуникационными проблемами, выделяют из коммуникации свой предмет изучения». Теория коммуникации складывалась как междисциплинарное направление. «Ее возникновение было связано с необходимостью рефлексии по поводу собственной деятельности представителями средств массовой коммуникации в условиях «информационного взрыва», что обусловило преобладание в этой сфере знания журналистов и лингвистов, а также выбор в качестве теоретического основания общенаучных принципов информационного подхода»»[2]

Существуют различные типы коммуникаций: внутриличностная (личностная), межличностная, внутригрупповая, межгрупповая, массовая коммуникации. Они могут осуществляться в различной сфере (культурно-духовной, научной, производственной, рекреационной, учебной), среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным народам, нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации, гендерные, национально-этнические, межрасовые коммуникации), между различными категориями населения (молодежные, женские, религиозные), между континентами, странами, государствами, народами, территориями (международные, межтерриториальные и т.д.).

Необходимо отметить наличие процессов межличностной коммуникации и процессов социальных коммуникаций. Межличностные коммуникации – процессы намеренного или случайного, часто косвенного обмена сообщениями между, а социальные коммуникации –непосредственные взаимодействия небольшого числа коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении социальных коммуникаций важны два момента. 1. Процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей. 2. Сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного объекта к другому. Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Социальные коммуникации — это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни, всего онтогенеза, удовлетворяя специфические социогенные потребности человека.[3]

Другое определение социальным коммуникациям дает Конецкая: « Социальная коммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия!»[4] Структура социальной коммуникации зависит от целей коммуникатора (коммуникантов). В самом общем виде эта структура включает в себя субъекты коммуникации (коммуникатора, коммуникантов), коммуникационную деятельность, коммуникативные сообщения и коммуникативную деятельность.

Существует возможность анализа социальных коммуникаций. Как отмечает Тамара Адамьянц: «Для анализа коммуникационных процессов в рамках социально ориентированной модели управления «точкой отсчета», позволяющей делать выводы и рекомендации, являются данные об особенностях отражения отдельных произведений (текстов) и в целом социокультурной (информационной) среды в сознании людей, в «картинах мира» представителей разных интерпретационных групп. Для эффективной реализации социально ориентированной модели управления необходим комплекс взаимосвязанных методов и процедур, которые позволяют перейти от теории и деклараций к практическому уровню и дают возможность получать доказательные и воспроизводимые данные».[5]

 

Информационный подход к анализу социальных коммуникаций

 

«Информационный подход – методологический принцип научного познания, заключающийся в рассмот­рении объектов изучения через призму категории инфор­мации ».[6] Информационными науками накоплен богатый и разнообразный багаж знаний относительно социальной коммуникации, ее видов, форм и элементов, поэтому они могут служить в качестве источника для обобщённого изучения социальной коммуникации. Значение слова информация с годами постепенно расширилось. Сейчас она имеет следующие значения; 1) сведения, сообщения о чем-либо, которыми обме­ниваются люди; 2) сигналы, импульсы, образы, циркулирующие в тех­нических (кибернетических) устройствах; 3) количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы; 4) отражение разнообразия в любых объектах и про­цессах неживой и живой природы.

Информационный подход к анализу социальных коммуникаций базируется на кластере научных дисциплин при доминирующей методологии одной из них. В основе информационного подхода лежат модели коммуникации. Существуют разные модели коммуникации -абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникаци, выражающее взаимосвязь между адресантом (коммуникатором), адресом, каналами коммуникаций, средствами коммуникации и адресатом (коммуникантом). Предметные модели предполагают воспроизведение определенных функциональных характеристик объекта. В частности, в аналоговых моделях оригинал описывается определенными соотношениями. В знаковых моделях, построенных на основе естественного или искусственного языка главным является преобразование знаковых конструкций и их понимание. Моделированию подвергается либо структура объекта, либо его поведение.[7] Модели коммуникации возникают исходя из разных задач, которые стоят перед исследователем. Исследователи структурируют модели коммуникации по различным основаниям (социологические, психологические, семиотические). Г. Почепцов выделяет марксистские, литературные, театральные, герменевтические, фольклорные, культурологические, прагматические, нарративные, текстовые, философские, игровые, антропологические, математические, кибернетические, разведывательные, конфликтологические и другие коммуникации. Все модели коммуникации, структурировать по функциям, содержанию, форме, целям и задачам. Однако основа любой модели коммуникации - отправитель, сообщение, получатель. Простейшая линейная модель коммуникации предложена Аристотелем, который в качестве основных элементов коммуникации рассматривал логическую линейную цепь «оратор – речь – аудитория». Если сгруппировать факторы, формирующие процесс, задавая его форму и содержание, то можно увидеть следующий ряд параметров. Фактор коммуникатора задает задачи и цели, которые он преследует и которые влияют на данный процесс. Фактор целевой аудитории определяет интересы адресата, поскольку с человеком лучше говорить на те темы, которые ему не безразличны. Фактор канала коммуникации задает стандарты данного канала, которые выступают как определенного рода ограничители, например, сообщение по телевидению будет отличаться от сообщения, переданного по радио[8].

В науке повсеместное признание информационный подход, сущность которого состоит в рассмотрении объектов познания через призму категории информации получил благодаря модели Шеннона-Уивера, возникшая из «Математической теории коммуникации». Разработчики данной модели не думали о том, что она может стать универсальной.Вторая половина 20 века ознаменовалась технической революцией. Отныне именно технические устройства оказывать непосредственное веяние на формирование образа мира. В это время ученное сообщество начинает объяснять различные явления, происходящие в обществе через технологические представления.Происходит революционное понимание коммуникации как информационного потока. И точно так же, как и многие другие социальные явления, межличностные коммуникации начинают описываться и изучаться через технические устройства.

В 1949 году математик Клод Е. Шеннон и инженер-электронщик Уоррен Уивер опубликовали работу, в которой обобщали опыт своих исследований проблем повышения качества связи для лаборатории «Белл Телефон». Это во многом определило инженерный характер созданной модели, ее практическую ориентированность. В этой теории понятие информации служит для решения практических задач, с которыми сталкиваются инженеры-связисты. Основные понятия модели: Код – правильно организация знака в сообщении, заданные источником, которые реципиент также должен понимать. Существует специальная теория кодов, включающая в себя парадигму (набор схожих знаком или элементов сообщения, где каждый элемент отличается от другого (пример буквы, цифры), код, синтагму (результат применения того или иного кода к элементам парадигмы). Канал – способ передачи информации: 3 типа канала: презентационный (естественный) – голос, мимика, жесты. Все канали невербальной коммуникации – передача информации при помощи тела: то кинесика, хрономика, проксемика, вокалика, физические характеристики, хаптика, артефакты, эстетика и ольфактика. 2 канал – реперзентационный (искусственный) искусственно созданные способы коммуникации (живопись, фото, письма – сознательно созданные артфекаты) 3 канал –технические устройсва, по которым передается сообщение. Шум – помехи, от которых необходимо избавиться. (Шум в окружающей среде – не зависит от участника, но влияют на процесс коммуникации, у источника, у реципиента, в каналах – в презентационных (физические проявления (голос)), в репрезантционных - искажение в изображении, порождающие различные смыслы. Семантические шумы – семантические, синтаксические, логические, стилистические, социальные 9 исторические, культурные)

Шеннон и Уивер определяют три уровня проблем в исследовании коммуникации: уровень А (технические проблемы) – насколько точно можно передать коммуникативные знаки? Уровень В (семантические проблемы) – насколько точно передаваемые знаки выражают желаемое значение? Уровень С (проблемы эффективности) – насколько эффективно воспринимаемое значение воздействует на поведение получателя в желаемом источником направлении? «Технические проблемы уровня А на момент создания модели требовали первоочередного решения, и именно для их анализа она и была изначально создана. Семантические Технические проблемы уровня А на момент создания модели требовали первоочередного решения, и именно для их анализа она и была изначально создана. Проблемы второго уровня также возможно описать, но значительно сложнее разрешить, хотя Шеннон и Уивер считают, что значение содержится в сообщении и, таким образом, совершенствование декодирования усилит также и семантическую адекватность коммуникативного взаимодействия. Однако здесь вступают в силу факторы культуры, которые не включены в модель и описываются иными, более сложными переменными. Третий уровень предполагает рассмотрение того, насколько реакция получателя на сообщение соответствует целям источника, не произошло ли искажений по этому важнейшему для коммуникатора параметру. Шеннон и Уивер утверждают, что все три уровня взаимосвязаны и взаимозависимы, и что их модель, несмотря на то что она произошла от уровня А, способна эффективно работать на всех трех уровнях».[9] В модели Шеннона — Уивера, нацеленной прежде всего на решение проблем коммуникации уровня А, коммуникатор выбирает сообщение из набора доступных ему возможных сообщений — пространства информационных выборов. Цель источника и, соответственно, цель коммуникации — уменьшение уровня неопределенности у получателя. При этом как источнику, так и реципиенту известна размерность исходного пространства информационных выборов. Цель коммуникации по Шеннону — уменьшение неопределенности или энтропии у получателя. Энтропия — мера внутренней неупорядоченности системы или мера не определенности ситуации (случайной величины) с конечным количеством исходов. Сообщение, выбранное коммуникатором, посредством передатчика трансформируется/кодируется в передаваемый сигнал, который затем отправляется по каналу к приемнику. На вход приемника приходит сигнал. Приемник преобразует полученный сигнал обратно в содержательное сообщение, декодирует полученный сигнал, и затем его воспринимает реципиент. Отдельное место в этой модели принадлежит коммуникативным шумам, который определяется как любой источник искажения объема и смысла сообщения.

Существуют и другие модели коммуникации. Все модели коммуникации делятся на две группы – линейные и нелинейные. К линейным моделям относят модели коммуникации Лассуэлла, Дж. Герберта, К. Шеннона и У. Уивера, к этой же группе относят модели У. Шрама, (И. Эвен-Зохара), М. Маклюэна, Н. Винера. Линейные модели, благодаря упрощенности, облегчают понимание последовательности событий. Однако в реалии коммуникация представляет собой сложные многоуровневые и не всегда последовательные действия субъектов, обменивающихся информацией.

Большое распространение получила нелинейная социально-психологическая (интеракционистская) модель коммуникации Теодора Ньюкомбома. Она имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого — коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без ее учета. Данная модель включает как отношения, складывающиеся между общающимися, так и их отношение к объекту разговора. Главная мысль - общая тенденция в коммуникации есть стремление к симметрии.

Если коммуниканты сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своих отношений к рассматриваемой ситуации. При негативном отношении друг к другу отношение коммуникантов к рассматриваемой ситуации не будет совпадать[10]

Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет следующий вид:

Возникают следующие виды ориентации: А по отношению к X, А по отношению к В, В - к Х и В - к А. Общей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное. Кстати, в области этих отношений лежит известное высказывание "Враги моих врагов - мои друзья". Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация — к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.[11]

Модель Ньюкомба отвечает на следующие вопросы: что побуждает субъектов к вступлению в коммуникацию; каким образом влияют на коммуникацию отношения между ними; каковыми могут быть все возможные психологические эффекты коммуникации между субъектами. Автор модели предполагает, что в элементарной коммуникативной ситуации во взаимодействие должны вступить по крайней мере два индивида и его предметом будет выступать некоторый общий объект или тема. Главной задачей коммуникации будет обеспечение взаимодействующих субъектов одновременной относительно предмета коммуникации, а также ориентацией друг относительно друга. Именно потребность в ориентации, как одна из ведущих психологических потребностей человека, побуждает его к вступлению в коммуникацию. Под ориентацией в данном контексте понимается эмоциональная оценка, опирающаяся на когнитивную осведомленность об объекте. Когнитивная осведомленность представляет собой освоенную субъектом информацию об объекте.

Согласно Ньюкомбу, понятие ориентации может быть описано в терминах позитивных (+) или негативных (-) аттитюдов. Позитивный аттитюд характеризуется симпатией к объекту и стремлением к взаимодействию с ним, негативный — антипатией и избеганием объекта. Понятие аттитюда введено в социальную психологию Г. Олпор- том. Он определял аттитюд как «состояние сознания и нервной системы индивида, выражающее готовность к действию и организованное на основе предшествующего опыта.

Ньюкомб полагает наличие некоторого предварительного знания субъектов друг о друге и об объекте Х. На основании этого знания формируется система предварительных аттитюдов А к В (на схеме — АВ), В к А (на схеме — ВА), А к Х и В к Х (на схеме соответственно АХ и ВХ). Каждый из этих аттитюдов может быть позитивным или негативным.
В любой момент времени ориентации в этой коммуникационной системе могут быть симметричными и асимметричными. Симметрия имеет место, когда ориентации А и В относительно Х конгруэнтны (то есть аттитюды АХ и ВХ совпадают по направленности). Асимметричная ситуация имеет место в случае противостояния аттитюдов по отношению к объекту.

Симметрия — это центральное понятие модели Ньюкомба.
Ньюкомб описывает ряд социально-психологических факторов, которые детерминируют стремление коммуникативной ситуации к симметрии. Во-первых, симметрия позволяет каждому участнику коммуникативного акта более надежно прогнозировать поведение другого участника. Соответственно симметричное взаимодействие между А и В будет более предсказуемым и потребует от каждого из них меньших усилий. Очевидно, проще взаимодействовать с другим субъектом в ситуации согласия, а не противостояния. Во-вторых, симметрия усиливает и укрепляет исходную ориентацию субъекта относительно Х, повышая его самооценку и создавая положительные эмоции. В симметричной ситуации каждый из субъектов подкрепляет свое убеждение в том, что его понимание и эмоции по поводу объекта Х правильны, поскольку партнер по коммуникации с ним согласен.

Таким образом, симметрия порождает уверенность и комфортность. Она также облегчает продолжение взаимодействия между А и В, так как люди, которые согласны между собой, в целом приятны друг другу. Сила движения в сторону симметрии, согласно Ньюкомбу, зависит от симпатии между коммуникаторами (А и В) и от интенсивности их отношения к объекту (Х). Рассматриваемая модель позволяет построить исчерпывающий перечень возможных социально-психологических эффектов (результатов) коммуникации. В случае исходного совпадения аттитюдов АX и ВX коммуникация приведет к еще большему закреплению симметричной ситуации — каждый из субъектов получит подкрепление своего отношения к объекту. При этом следует ожидать и усиления позитивных межсубъектных аттитюдов АВ и ВА. В данном случае имеет место предельная симметричная ситуация. Ее оборотной стороной является предельная асимметричная ситуация как возможный исход коммуникативного взаимодействия. Она имеет место в том случае, если вступлению в коммуникацию предшествует такая конфигурация аттитюдов, при которой имеет место как противостояние межличностных оценок (антипатия между субъектами А и В), так и противостояние аттитюдов субъектов по отношению к объекту ^X и ВX противоположны по направленности). Если коммуникация при этих условиях все же состоится, то ее итогом станет предельная асимметрия, которую можно условно обозначить как «симметричную асимметрию». В результате коммуникации каждый из аттитюдов, представленных в модели, получит свое подкрепление. С одной стороны, усилится антипатия субъектов друг к другу, поскольку каждый из них будет отстаивать противоположные точки зрения на объект. С другой стороны, получат свое подкрепление объектные аттитюды АX и ВX, поскольку настаивать на их изменении будут антипатичные партнеры по коммуникации. Модель Ньюкомба является полезной для понимания социально-психологического содержания коммуникации, поскольку она объясняет, когда коммуникация возможна, и раскрывает ее потенциальные эффекты. И хотя она была разработана, прежде всего, для интерпретации взаимодействия двух индивидов, включенных в коммуникацию «лицом к лицу», ее основополагающие принципы оказались вполне приложимыми для объяснения процессов убеждения через средства массовой коммуникации. [12]

Таким образом, можно сказать, что существует множество коммуникационных моделей. Все они имеют свои плюсы и минусы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: