Романтизм, как направление в литературе и искусстве.




На рубеже ХVII-ХIХ столетий в европейской литературе утвердилось новое направление - романтизм. Толчок зарождению этого направления дали события Французской буржуазной революции и наполеоновские войны, которые начались после нее, но подготовило его все развитие искусства предыдущих эпох. В XVIII ст. романтическим называли все необыкновенное, фантастическое, странное, такое, что встречается лишь в книгах (романах), а не в жизни. На границе XVIII-XI ст. термин «романтизм» употребили для определения нового литературного направления, противоположного классицизму.

Романтизм был связан с коренным просмотром всей системы ценностей, которые отстаивались в эпоху Просвещения. В то время Европа переживала сильное духовное потрясение и разочарование от событий Французской революции, войн, которые охватили почти все европейские страны. Это разочарование породило сомнение, что человеку по силам перестроить на лучшее общественный порядок на основе ума. Ведь революция не принесла общественной гармонии, наоборот, она вызвала кровавый террор, насилие, войны. Вера в могущество ума, общественную гармонию покачнулась. С другой стороны, Французская революция дала пример возможностей личности, которая, презрев общепризнанные правила, утвердилась благодаря своему исключительному характеру. Для многих европейцев таким примером стал Наполеон. Таким образом, сама история подсказывала героя нового времени - исключительного человека, который противостоит обществу и его нормам.

Романтизм был подготовлен и развитием литературы. Многих писателей не удовлетворяли строгие классицистические правила, которым должны были подчиняться их произведения. Уже в пределах Просвещения возникает движение писателей, главным лозунгом которого была творческая свобода. Вспомним, немецкие «штюрмеры», Гете, Шиллер. Романтики подхватили эти лозунги и пошли дальше в художественных поисках. Романтики доказали, что чувство, воображение, фантазия не менее важны для человека, чем ум и здравый смысл, который обожествляли просветители. Именно эти черты делают человека духовно самобытным, и романтикам принадлежит открытие, что каждый человек неповторимый, что в его душе целый мир.

Художник-Романтик не ставил себе целью точно воссоздать реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, больше того, создать свой, выдуманный образ мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы донести к читателю и свой идеал, и свою неприязнь к миру, с которым он не может примириться. В поисках идеалов романтики обратились не к эпохе античности, как классицисты и просветители, а к Средневековью с его культом идеальной любви, рыцарских подвигов, добрых и злых волшебников. Через средневековую литературу пришли романтики и к народному творчеству - легенд, сказок, песен и пересказов, открыли их красоту и обворожительность. Это нашло отображение в творчестве Э. Т. А. Гофмана, В. Скотта, Н. Гоголя.

Литература романтизма выдвинула своего героя, который чаще всего выражает авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными чувствами, с несравненно острой реакцией на мир, который отбрасывает законы, которым подчиняются другие. Поэтому он всегда возникает над окружением. Герой этот одинокий, и тема одиночества есть в произведениях разных жанров, особенно в лирике. Ведущими здесь были мотивы трагической судьбы личности, «мировой тоски», «космического пессимизма». Особенно это ощущается в творчестве Дж. Г. Байрона, М. Лермонтова, Г. Гейне.

Заслуга романтизма заключается в развитии жанров исторического романа и драмы, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады, романса. Чрезвычайного развития достигли лирическая поэзия и лирическая песня. Вместе с тем в разных странах романтизм проявил специфические черты, выполнял особые социальные и культурные функции.

В странах Юго-Восточной Европы на развитие романтизма имело влияние национально-освободительное движение. Взаимоотношения личности с национальными проблемами, мотив «национальной тоски» и др. проявились, например, в творчестве А. Мицкевича, Т. Шевченко. В Украине романтизм сыграл значительную роль в пробуждении национального сознания, обосновании исторической самобытности народа, его «духа», культурных традиций, языка, литературы. Значительное место в становлении романтизма в украинской литературе занимала Харьковская школа романтиков.

Под влиянием европейского романтизма своеобразно развивается американская литература. Творчество Ф. Купера, Э. По, Г. Лонгфелло вошло в казну мировой литературы, повлияло на ее развитие.

Романтизм как направление в литературе вскрыл новые возможности изображения человека, поднял личность и ее духовную неповторимость, свободу. Романтики обратились к первоисточникам искусства - народному творчеству, обогатив литературу ее образами.

 

Романтизм в России.

Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.

Особенности русского романтизма:

-- романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя.

-- романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.

-- романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному. В архитектуре он не читался вообще. В живописи -- иссяк к середине XIX века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе романтизм проявился последовательно.

Романтизм, и притом наш, русский, в наши самобытные формы выработавшийся и отлившийся, романтизм был не простым литературным, а жизненным явлением, целою эпохой морального развития, эпохой, имевшей свой особенный цвет, проводившей в жизни особое воззрение... Пусть романтическое веяние пришло извне, от западной жизни и западных литератур, оно нашло в русской натуре почву, готовую к его восприятию, и потому отразилось в явлениях совершенно оригинальных так оценивал поэт и критик Аполлон Григорьев -- это уникальное культурное явление, и в его характеристике показана существенная сложность романтизма, из недр которого молодой Гоголь вышел и с которым он был связан не только в начале писательского пути, но и на протяжении всей своей жизни.

Романтизм в Европе.

19 век был богат на революции и перевороты. Помимо французской революции, в 1848-1849 гг. происходят революции в Европе, на рубеже 1850-1860 гг. возникает революционная ситуация в России, США потрясает Гражданская война 1861-1865 гг. Казалось, что французская революция людей, «лишенных хлеба, превратила в людей, лишенных еще и нравственности».

В передовых государствах Европы и США продолжается промышленный переворот (появляются железные дороги, пароходы, телеграф). Однако множество технических изобретений, предназначенных улучшить жизнь, только подчеркивает несовершенство мира. Капитализм устранил социальную несправедливость, но породил множество других несправедливостей. К власти приходит поколение, не знающее, что такое нравственность. Противоречия жизни естественным образом переносится в литературу. Центральным для художественных направлений эпохи становится вопрос не только о том, как человеку выстоять в этом мире, но и в том, как активно участвовать в историческом процессе, как влиять на него, то есть быть человеку «молотом или наковальней» (Гете).

Новые художественные направления возникают и формируются в целостные системы очень быстро (требуются не столетия, а десятилетия). Характерной чертой эпохи становится сосуществование полярно противоположных направлений в искусстве: - романтизма (стремление уйти в иной, идеальный мир).

Романтизм – это художественное направление, зародившееся в Германии, которое возделывает личность, ее субъективные переживания, ее богатый внутренний мир. В 18 веке этот термин имел другое значение: романтическим называлось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся чаще в книгах, чем в действительности. На рубеже 18-19 вв. это слово использовалось для обозначения нового художественного направления, противоположного классицизму.

Социальной основой романтизма становится разочарование в своей эпохе, в новом обществе, с которым были связаны большие надежды, так как это общество предсказывали великие умы Европы. Романтики считали, что им выпало жить под бесславной звездой, когда Европа страдает от революций, когда опошлены все лучшие человеческие порывы. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века».

 

Неудовлетворенность современной действительностью приводит к появлению двоемирия (мир реальный и мир идеальный, мир мечты). Большое внимание романтики уделяют детству. Детство осмысливалось как идеальный мир, мир гармонии, чья глубина и прелесть притягивает к себе взрослых. «Взрослость» - это время, утратившее непосредственность и чистоту детства.Романтизм отвергал один из основных принципов просветительской литературы – «подражание природе». Романтики считали, что автор должен быть абсолютно свободен, он должен творить только по своим собственным законам.

Эпоха романтизма характеризуется обновлением художественных форм и всей системы литературных жанров, происходит реформа сцены (сращение лирики и драмы). Создаются новые, переходные жанры (лиро-эпические и лиро-эпико-драматические), заново создается романтическая поэма (символическая, нравоописательная, фольклорная), романтическая драма обращается к традициям Шекспира и Кальдерона, появляются «драматические поэмы» (Байрон, Шелли).Необычайного расцвета достигает лирика (слова ассоциативны, многозначны.

Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, синтез искусства, религии и философии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. Из лироэпических жанров наиболее популярна баллада, в прозе преобладают поэтические формы – сказка, лирическая новелла.

Проза романтизма развивалась по многим жанровым направлениям. Романтизм использовал и классическую новеллу, и рыцарский роман («Граф Монте-Кристо» Дюма-отца), и элементы плутовского романа, и восточную сказку рококо. В 30-40 гг. складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э.Сю, В. Гюго), появляется фантастическая повесть. Исторический роман, существовавший в предыдущий период, был коренным образом переработан и стал одним из центральных жанров.

Заключение.

Рассмотрев в своей работе романтизм с разных сторон, я пришла к выводу, что особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, а продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения систорией. И эти отношения могут осветить произведение для современников новым светом, могут обогатить его новыми, не замеченными прежде смысловыми гранями, извлечь из его глубины на поверхность такие важные, но еще не сознававшиеся прежними поколениями моменты психологического и нравственного содержания, значение которых впервые и могло быть по-настоящему оценено лишь в условиях последующей, более зрелой эпохи.

 

 

Использованная литература:

1. А. Г. Кутузов «Учебник-хрестоматия. В мире литературы. 8 класс», Москва,

2002. Статьи «Романтические традиции в литературе» (стр. 216 - 218),

«Романтический герой» (стр. 218 - 219), «Когда и почему появился романтизм»

(стр. 219 - 220).

2. Р. Гайм «Романтическая школа», Москва, 1891.

3. «Русский романтизм», Ленинград, 1978.

4. Н. Г. Быкова «Литература. Справочник школьника», Москва, 1995.

5. О. Е. Орлова «700 лучших школьных сочинений», Москва, 2003.

6. Некоторые тезисы и предложения взяты с сайтов из интернета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: