Тема конференции: «Философский пароход» как историческое и интеллектуальное событие. К 100-летию «Философского парохода» в 1922 г.
Пассажиры философского парохода: Сорокин П. А.
Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю — 4 февраля) 1889 года в селе ТурьяЯренского уезда Вологодской губернии. Сейчас это территория Княжпогостского района Республики Коми. Существует версия, что ученого назвали в честь одного из местных святых, чей праздник приходился на конец января.
Выходец из крестьянской семьи, свидетель двух революций, гражданской и мировой войн, Сорокин стал выдающимся учёным, учителем будущего американского президента.
Питирим Сорокин – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).
Взгляды и идеи Питирима Сорокина сильно опередили своё время, поэтому его научные труды не были по достоинству оценены его современниками не только в России (как царской, так и советской), но и в США. Но сегодня очевидно, что он был одним из самых выдающихся социологов в мире. Возможно, это объясняется его врожденным талантом, а может, секрет в том, что его непростая судьба позволила ему внимательно рассмотреть самые разрушительные и непредсказуемые социальные явления «из первого ряда».
|
Причины высылки
Историки сходятся во мнении, что первостепенной причиной высылки из страны оппозиционно настроенных представителей интеллигенции был страх и неуверенность большевиков в своей способности удержать власть в молодом государстве после Гражданской войны. Питирим Сорокин изначально был против старого режима царской власти и открыто агитировал рабочих и крестьян за ее свержение, но методы, которыми пользовались большевики, подвергались строгой критике с его стороны. Он отвергал любое насилие. Либеральная реформа государственного строя – вот, по мнению Сорокина, путь, по которому должна пойти новая власть.
События 1917 году встретил на посту редактора эсеровской газеты «Воля народа», тогда же был избран делегатом I Всероссийского съезда крестьянских депутатов, содействовал Временному правительству и даже был секретарём Александра Керенского.
После Октябрьского переворота Сорокин становится ярым противником советской власти, участвует в попытке её свержения. Был арестован и получил смертельный приговор – расстрелять. Однако после покаянной телеграммы Ленину и публичного обещания оставить любую политическую деятельность, был помилован и даже отпущен на свободу.
Однако в сентябре 1922 году за критическую рецензию на книгу «Теория исторического материализма» за авторством Бухарина и нелояльность к большевистскому правительству Сорокин попал в список «буржуазной профессуры», подлежащей выдворению из страны. В 1922 году Питирим Александрович вместе с женой в числе первых были депортированы за пределы Советской России без права на возвращение.
|
Позднее его стали причислять к членам «философского парохода». "Филосософский пароход" - это операция советских властей по высылке за границу или в отдаленные регионы страны неугодных деятелей науки и культуры. Часть инакомыслящих уплыла на пароходах, часть (в том числе и Питирим Сорокин) - уехала на поездах. При этом людям разрешали брать с собой только два комплекта белья, две рубашки (ночные и дневные), две пары кальсон, чулок и обуви.
Из черного списка на родину смогли вернуться только три человека. Коми ученый в их число не попал. Он умер 10 февраля 1968 года в городе Винчестере в США.
Судьба после высылки
После высылки наш земляк поехал в Берлин, потом — в Прагу. В 1923 году переехал в Америку, где с удивительной быстротой сделал себе имя всемирно известного профессора. В 1931 году создал и возглавил социологический факультет в Гарвардском университете.
Гарвардский университет не стал потолком для ученого: в 1965 году Питирим Сорокин стал президентом Американской социологической ассоциации.
За год выучив английский язык, в 1924 году, Сорокин стал лектором в Миннесотском университете. Первые годы в Америке были чрезвычайно плодотворные – Питирим Александрович написал множество научных работ. Его заметили, он приобрёл вес в научном сообществе.
В 1931 году Сорокин организовал и стал во главе факультета социологии в известном на весь мир Гарвардском университете. Среди его учеников были яркие представители американской элиты: дети Франклина Рузвельта, будущий президент США Джон Кеннеди, государственный секретарь Дин Раек, лауреат Пулитцеровской премии Артур Шлезингер. А в 1965 году Американская социологическая ассоциация избрала Питирима Сорокина своим президентом.
|
За свою жизнь Питирим Сорокин написал 40 книг и около 200 статей, переведённые на 48 языков. Среди его работ «Социальная и культурная динамика» (1937-1941 г.г.), «Социология революции» (1925г.), «Система социологии» (1920 г.).
Сорокин был заметной фигурой среди американской элиты середины прошлого века. Он помогал русским эмигрантам, давал советы именитым политикам, обучал будущих исследователей, внесших огромный вклад в развитие науки во всём мире.
Введенные им понятия «социальная мобильность», «социальная система» и «социокультурная динамика» не утратили своей актуальности и сегодня.
Умер Питирим Александрович на 79 году жизни в Массачусетсе, США.
Основные философские идеи
Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.
Теория социальной стратификации – одна из важнейших иерархических систем, существующих в обществе. Она подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе: уровень дохода, образование, престиж (например, дворянское происхождение), наличие власти.
Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.
Социальная мобильность
Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин “социальная мобильность”.
Классификация по направлению перемещения: здесь можно выделить 2 типа социальной мобильности:
- Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
- Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.
Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.
Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).
Интегральная социология
В начале XX века в социологии существовали разные социологические теории, во многом противоречившие друг другу. Сорокин поставил перед собой задачу разрешить эти противоречия и разработал для этого теорию, которая сегодня известна как «Интегральная социология Питирима Сорокина». В рамках данной теории действует 4 относительно самостоятельных направления:
- Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
- Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
- Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
- Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).
Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:
- Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
- Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
- Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.
В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.
Развитие общества происходит через два механизма:
- Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
- Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).
В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:
- неэффективность действующего социального строя;
- подавление важных потребностей большинства населения;
- слабость сил, удерживающих действующий порядок.
Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.