ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
(Академия ВЭГУ)»
Кафедра социально-культурной работы
Рецензия на рабочую программу дисциплины
«Деонтология социальной работы»
Направление подготовки Социальная работа
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Профиль подготовки Психосоциальная работа с населением
Студент(ка) группы С-14 заочное отделение __________________________
Уфа -2017
Данная учебная дисциплина называется «Деонтология социальной работы», включена в Реестр автономных дидактических компонентов Академии ВЭГУ и реализуется в рамках ООП Академии ВЭГУ 39.03.02 «Социальная работа», направленности (профиля) «Психосоциальная работа с населением», «Социальная работа в системе социальных служб» по очной и заочной формам обучения, в т.ч. с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и сетевой формы реализации образовательных программ.
Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен знать:
- основные понятия и категории деонтологии социальной работы;
- теоретические основы деонтологии как учения о долге и должном поведении;
- законодательные документы для установления деонтологических нормативов в системе социальной службы;
- особенности деонтологических аспектов социальной работы с различными категориями нуждающихся в социальной защите;
- комплекс профессиональных, правовых и морально- этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника;
- смысл и содержание понятия профессионального долга социального работника перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, перед клиентом и его окружением
- специфику деонтологических подходов к разрешению конфликтов.
Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен уметь:
- применять на практике результаты научных исследований теорий социального долга;
- использовать эффективные подходы к решению различных социальных проблем в сфере социальных взаимоотношений, возникающих у клиента социальной работы;
- критически оценивать собственные знания, уровень освоения методов исследования и технологий практики в области принятия профессиональных решений;
- использовать технологии социальной работы с различными категориями нуждающихся в социальной защите с позиции деонтологии;
- анализировать опыт социальной работы и ее традиций в сфере социального долга;
- формировать ценностное отношение к историческому опыту в области деонтологии.
Обучающийся, освоивший данную дисциплину, должен владеть:
- содержанием приказов, инструкций и нормативных документов в установлении деонтологических нормативов;
- методиками деонтологической подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб;
- способностью к самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений;
- способностью в определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы;
- навыками использования в своей профессиональной деятельности деонтологических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу и окружающей среде;
- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Типовые вопросы для промежуточной аттестации
Понятие «деонтология».
Требования к поведению и действиям специалиста по социальной работе. Профессиональный долг и обязанности.
Принципы деонтологии социальной работы, личной ответственности за порученное дело в правовом и моральном отношениях.
Компетентности профессионального социального работника.
Деонтологические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения.
Роль приказов, инструкций и нормативных документов в установлении деонтологических нормативов.
Возрастание роли деонтологического потенциала социальных служб.
Деонтологический компонент подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб.
Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах социальной работы.
Деонтология в стационарных социальных учреждениях.
Деонтология в нестационарных социальных учреждениях.
Деонтология и документация социальных служб.
Проблемы деонтологии и развития социального обслуживания в России.
Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.
Ответственность и долг социального работника перед профессией.
Ответственность социального работника перед коллективом (коллегами).
Ответственность социального работника перед клиентом и его окружением. Долг социального работника перед самим собой.
Особенности деонтологических аспектов социальной работы с детьми и подростками.
Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих детей и подростков.
Проблемы подросткового возраста в контексте социализации.
Определение девиантного поведения и основные причины десоциализации подростков.
Медико-социальные проблемы детей подросткового возраста.
Организация социальной работы с девиантными детьми и подростками.
Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей.
Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых старых людей.
Медико-социальные взаимоотношения в обслуживании пожилых и старых людей.
Деонтологические особенности при общении с пожилыми людьми.
Деонтологические проблемы при общении с тяжело больными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию.
Особенности деонтологических аспектов социальной работы с инвалидами.
Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих инвалидов.
Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих неблагополучные семьи.
Классификация неблагополучных семей.
Сущность социальных проблем современных семей.
Деонтологические особенности социальной работы с детьми из неблагополучной семьи.
Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия.
Социальная проблематизация насилия в семье.
Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих жертв насилия.
Особенности социально-психологической помощи жертвам насилия.
Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия.
Требования к профессионализму социальных работников с несовершеннолетними правонарушителями и осужденными.
Социально-демографическая и уголовно- правовая характеристика несовершеннолетних осуждённых.
Психолого-педагогическое сопровождение алкоголезависимых, наркозависимых несовершеннолетних осужденных.
Роль социальной работы и оказание помощи умирающим.
Социальная проблематизация эвтаназии и поддержания жизни.
Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих инкурабельных больных.
Паллиативное лечение. Хосписы. Социально-психологическая помощь неизлечимым больным.
Типовые (примерные) темы для письменных работ
Деонтологические дилеммы и противоречия в социальной работе и механизмы их разрешения.
Возрастание роли деонтологического потенциала социальных служб.
Деонтологический компонент подготовки и переподготовки специалистов для социальных служб.
Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах социальной работы.
Особенности деонтологических аспектов социальной работы с детьми и подростками.
Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих детей и подростков.
Проблемы подросткового возраста в контексте социализации.
Медико-социальные проблемы детей подросткового возраста.
Организация социальной работы с девиантными детьми и подростками.
Дифференциальная характеристика пожилых и старых людей.
Медико-социальные взаимоотношения в обслуживании пожилых и старых людей.
Особенности деонтологических аспектов социальной работы с инвалидами.
Сущность социальных проблем современных семей.
Деонтологические особенности социальной работы с детьми из неблагополучной семьи.
Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия.
Особенности социально-психологической помощи жертвам насилия.
Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия.
Роль социальной работы и оказание помощи умирающим.
Социальная проблематизация эвтаназии и поддержания жизни.
Социально-психологическая помощь неизлечимым больным.
В рамках дисциплины «Деонтология социальной работы» предполагается изучение 10 тем.
Ключевыми понятиями учебной дисциплины «Деонтология социальной работы» являются: основы деонтологии, учение о долге и должном поведении, законодательные документы, система социальной службы, понятие профессионального долга социального работника, дети и подростки, инвалиды, пожилые люди, неблагополучные семьи, жертвы насилия, правонарушения, инкурабельные больные, хоспис, паллиативная помощь, социально-психологическая помощь.
Изучая дисциплину, студент познакомится с основными понятиями дисциплины «Деонтология социальной работы»; взаимосвязью изучаемой дисциплины с гуманитарными знаниями и психолого-педагогическими науками; основными способами и принципами становления, функционирования и развития деонтологического подхода в социальной работе.
Выполняя задания, необходимо придерживаться следующего алгоритма: следить за новостями предметной области дисциплины, изучать рекомендуемые нормативно-правовые акты и литературу, готовиться к заданным вопросам для обсуждения; выполнять письменное задание, изучать выставленную проблему для самостоятельной работы, самостоятельно подбирать нормативно-правовые акты и литературу по заданной проблеме, искать ситуационные задачи по проблеме.
Во избежание ошибок при выполнении заданий следует иметь в виду, что необходимо изучить несколько источников по изучаемому вопросу, перепроверять выполненное задание, задавать вопросы по дисциплине преподавателю.
По всем разделам предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы:
- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
- самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций и творческих контактов;
- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Для подготовки к аттестации рекомендуется:
- изучить лекционный и практический материал;
- изучить материалы, представленные по данной дисциплине в библиотеке Академии ВЭГУ или воспользоваться электронной библиотекой;
- использовать самообучающие программы;
- контролировать уровень своих знаний тестами-тренингами.
По итогам освоения дисциплины «Деонтология социальной работы» текущая, рубежная, промежуточная аттестации. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме зачета.