Ревизия как основной метод финансового контроля.




Реви­зия — это сплошная документаль­ная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных опера­ций, совершенных проверяемой организацией за определенный период.

При ревизии проверяют все операции экономического субъек­та с использованием всех необхо­димых для этого приемов и спо­собов — от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с кото­рыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отно­шениями. Это дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей, тем более, не пройти мимо значите­льных операций, которые могут скрывать нарушения.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового контроля за расходованием государствен­ных средств, прежде всего, бюд­жетных, проводилась системати­чески и внезапно.

Но ревизия не является про­дуктом советского планового хо­зяйства.

Еще известный российский реформатор, видный государст­венный деятель начала прошлого века С. Ю. Витте объяснял своему ученику Великому Князю Михаи­лу Александровичу, что в стране "... в видах большей сохранности казенных сумм установлены пе­риодические и внезапные ревизии казначейств" В современных условиях реви­зия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и норма­тивно-правовых документах.

Законом о Счетной палате Российской Федерации опреде­лено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и темати­ческие проверки, в ходе которых на основе документального под­тверждения законности произ­водственно-хозяйственной деяте­льности, достоверности бухгал­терского учета и финансовой отчетности определяется своевре­менность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Аналогичные положения со­держатся в законах о счетных па­латах, других контрольных орга­нах, образуемых законодательны­ми (представительными) органами власти субъектов Российской Фе­дерации.

Указом Президента РФ "О ме­рах по обеспечению государствен­ного финансового контроля в Рос­сийской Федерации" от 25.07.96 № 1095[35] признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контроль­ными органами комплексных ре­визий и тематических проверок поступления и расходования бюд­жетных средств в федеральных ор­ганах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих сред­ства федерального бюджета.

Правовые документы, регули­рующие правоохранительную и правоприменительную деятель­ность (Уголовно-процессуальный кодекс, законы о прокуратуре, милиции и др.), наделяют правом назначения ревизии должност­ных лиц, ведущих следствие.

Право проведения финансо­вых ревизий и проверок предо­ставлено Минфину России и его территориальным контрольно-ревизионным органам положени­ями о министерстве и названных органах, утвержденными Правительством Российской Феде­рации.

Ревизии проводят контроль­ные финансовые подразделения федеральных органов исполни­тельной власти, органов испол­нительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, местного самоуправления.

Приведенный перечень мож­но продолжить. Иными словами, финансовые ревизии проверки) широко распространены в прак­тике контролирующих органов именно как основные методы финансового контроля.

И по возможностям выявле­ния финансовых нарушений на первом месте, несомненно, стоит ревизия, что определяется ее фи­нансово-экономическим содержа­нием и организационно-право­вым оформлением результатов.

Ревизия охватывает все на­правления финансово-хозяйствен­ной деятельности организации.

Ревизор начинает свою работу с установления соответствия осу­ществляемой организацией дея­тельности ее учредительным до­кументам.

Красной нитью всей ревизии становятся вопросы соблюдения финансовой дисциплины, прави­льности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Проверяя названные вопросы, не­возможно пройти мимо того, как обеспечивается сохранность де­нежных средств и материальных ценностей. Все это непременные условия и факторы выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяй­ственных и финансовых операций.

В ходе ревизии, проверяющие должны документально и факти­чески убедиться в обоснованности операций с денежными средства­ми и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расче­тов сметных назначений, прове­рить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расче­тов с бюджетом и внебюджетны­ми фондами. В бюджетных орга­низациях особое значение имеет проверка использования бюджет­ных средств по целевому назна­чению. Непременно проверяется правильность образования и рас­ходования государственных вне­бюджетных средств.

Важным разделом ревизии обычно является проверка опера­ций с основными средствами и нематериальными активами, ин­вестиций, т. е. затрат капитально­го характера, а также затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами.

Вне внимания ревизора не может остаться формирование финансовых результатов и их распределение. Я умышленно довольно по­дробно описал содержание ре­визии, охватываемые ею финан­сово-хозяйственные операции, чтобы еще раз подчеркнуть все­объемлющий характер этого кон­трольного мероприятия.

Естественно, что в ходе реви­зии возникает потребность изучить те или иные вопросы более глубо­ко. Не исключено и появление возможности в отдельных случаях не вдаваться во все подробности. Это — дело опыта и интуиции ре­визора. Но оно не отменяет глав­ного: ревизия есть сплошная провер­ка всех операций, всех результатов, всех документов, всех фактов. То­лько так можно получить обосно­ванные ответы на поставленные программой ревизии вопросы.

Так обстоит дело с содержа­нием ревизии, обеспечивающим объективность ее результатов. С другой стороны, важным условием объективности высту­пает сложившаяся организацион­но-правовая практика оформле­ния результатов ревизии. Обычно по результатам ревизии составля­ют акт, который подписывают и проверяющие, и проверяемые.

Понятно, что содержание акта должно отвечать определен­ным требованиям. Но основное здесь - именно двусторонность подписи. Она согласованно под­тверждает, что содержание акта ревизии аргументировано, отра­жает положение дел на проверяе­мом объекте. Между проверяю­щими и проверяемыми, конечно, могут возникать разногласия. Для их преодоления с целью получить согласованные подписи или убе­дительный отказ предусмотрены специальные процедуры.

В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов осо­бенно значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии про­веряемой организации. Согласно закону главный бухгалтер несет от­ветственность за формирование учетной политики и ведение бух­галтерского учета, своевременное представление и достоверность от­четности. Он обеспечивает соот­ветствие осуществляемых хозяйст­венных операций законодательст­ву Российской Федерации, конт­роль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэ­тому ревизия — прежде всего эк­замен для бухгалтерской службы организации.

Все сказанное в отношении ревизии соответствует действите­льности в том случае, если реви­зия проводится так, как описано выше. Но ревизия далеко не все­гда проводится таким образом.

Проблема состоит в том, что в стране нет законодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее зада­чи, порядок проведения и оформ­ления результатов; обязанности, функции, права, способы деятель­ности контролирующих органов и их работников; правовое положе­ние и возможности проверяемой организации. Не имея обязатель­ных, законом установленных пра­вил, контрольные органы регу­лируют и регламентируют свои действия каждый по-своему, к проверяемым предъявляют тре­бования, установленные не зако­ном, а ведомственными докумен­тами, подчас резко отличающи­мися друг от друга и не всегда, мягко говоря, полностью соответ­ствующими действующему зако­нодательству.

В настоящее время можно найти только единичные норма­тивные документы, в которых со­держатся попытки дать на право­вой основе развернутый ответ на вопрос, что такое ревизия.

Одним из них является подго­товленная в НИФИ Минфина России инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными орга­нами Министерства финансов Российской Федерации. Она утверждена приказом Минфина России от 14.02.2000 № 42н. По заключению Минюста России от 06.05.2000 № 3447-ЭР инструк­ция не нуждается в государствен­ной регистрации. Другими слова­ми, соблюдение ее требований юридически обязательно только в системе Минфина России.

Нам такой подход представля­ется неубедительным. Минфин России обладает широкими пра­вами в проведении финансовых ревизий и проверок. Эти права предоставлены Бюджетным ко­дексом Российской Федерации, другими законодательными акта­ми, положением о министерстве, утвержденным Правительством Российской Федерации. Установ­ки названной инструкции имеют по существу государственное фе­деральное, а не ведомственное значение. Более того, они могли бы служить образцом для регла­ментирования контрольных ме­роприятий в финансовой сфере другими министерствами, ведом­ствами, органами власти субъек­тов Российской Федерации и местного самоуправления.

Однако Минюст России с со­гласия Минфина России принял иное решение и тем самым воль­но или невольно закрепил право­вую несостоятельность существу­ющего положения. Сегодня каж­дый, кто проводит ревизии и проверки, включая контрольно-ревизионные подразделения фе­деральных органов исполнитель­ной власти, государственных внебюджетных фондов, контрольные органы власти субъектов Россий­ской Федерации, осуществляет их по своим правилам и инструкци­ям. Страдает от этого, прежде все­го проверяемая сторона, права которой заведомо ущемляются. Каждый новый ревизор приходит со своим "уставом". Открыты воз­можности для произвольных действий проверяющих. По большо­му счету, это противоречит требо­ваниям ст. 45 и 55 Конституции Российской Федерации, гаранти­рующих государственную защиту прав граждан и запрещающих издавать документы, умаляющие или ограничивающие эти права.

Страдает и содержание контро­льной работы. В условиях, когда субъекты экономической деятель­ности, юридические и физические лица, занимающиеся финансовы­ми операциями, обретают все бо­льшую правовую грамотность и защищенность, указанный пробел в регламентации государственного финансового контроля ставит про­веряющих в трудное положение, создает возможности для уклоне­ния от контроля в самых разнооб­разных формах.

Важен и еще один момент. Несмотря на справедливые пре­тензии к излишней регламента­ции предпринимательства, его юридическая обеспеченность по­стоянно улучшается. Поэтому все чаще усилия контролеров натал­киваются на правовые барьеры, о возведении которых справедливо заботится общество. Например, ст. 12 и 13 ГК РФ предоставляют возможность оспаривать в суде даже подписанный ревизуемой стороной акт по результатам кон­трольного мероприятия.

Известно, что сейчас форми­руется официальная концепция государственного финансового контроля, соответствующая усло­виям рыночной экономики и фе­деративного устройства нашего государства.

Необходимость усиления госу­дарственного финансового конт­роля очевидна и общепризнанна. Очевидно, и то, что адекватное современным реалиям правовое обеспечение ревизии является одним из решающих направлений повышения эффективности контроля.

Ревизия — является наиболее действенным методом последующего контроля. Ее основная цель — изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.

Ревизия отличается от других методов контроля определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю.

Ревизии подвергается многосторонняя финансово-хозяйственная деятельность на всех уровнях хозяйственного управления. Это вызывает необходимость четкой классификации видов ревизии.

По охвату проверяемых документов и учетных записей ревизии подразделяют на сплошные и выборочные, по приемам и способам проведения различают фактические и документальные. В зависимости от проверяющего органа ревизии делятся на вневедомственные, внутриведомственные и внутрихозяйственные.

По способу планирования (назначения) различают плановые и внеплановые ревизии. В качестве разновидности последних целесообразно выделить ревизии, проводимые по требованию следственных и иных уполномоченных государственных органов. Такие ревизии выступают не только как форма финансово-хозяйственного контроля, но и как источник юридических доказательств по уголовным делам.

Ревизии, проводимые по требованию следственных органов, обычно ограничиваются строго определенными вопросами (участками) финансово-хозяйственной деятельности. Их основная цель — проверить сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей, определить реальную величину материального ущерба, причиненного в результате недостач, растрат, хищений, приписок в государственной отчетности, других нарушений государственной дисциплины.

. Необходимо заметить, что в судебной практике ревизоры, как правило, привлекаются судами в качестве свидетелей по уголовным делам, возбуждаемым на основании ревизионных материалов.

По степени охвата вопросов финансово-хозяйственной деятельности ревизии подразделяются на полные и частичные. Разновидностью последних следует считать тематические ревизии. Они проводятся органами межведомственного и внутриведомственного контроля обычно на нескольких предприятиях для углубленного изучения отдельных хозяйственных явлений, процессов, показателей.

Первостепенное значение имеет классификация ревизий по содержанию программы контроля на комплексные и некомплектные.

Комплексные ревизии охватывают совокупность взаимосвязанных элементов производственной и финансово-хозяйственной деятельности. В них принимают участие специалисты разных профилей.

Некомплектные ревизии, проводимые одними лишь бухгалтерами-ревизорами, ограничиваются, как правило, проверкой финансовой

деятельности. Такие ревизии оправданы только в бюджетных учреждениях и других организациях, не осуществляющих непосредственно хозяйственные операции. Практика показывает, что некомплектные ревизии малоэффективны, они не вскрывают реального положения дел. При таких ревизиях достоверность документов редко изучается с помощью встречных проверок у предприятий-контрагентов, инвентаризаций, контрольных обмеров и других приемов фактического контроля.

Сквозные ревизии являются разновидностью комплексных. Их отличительная особенность — одновременный охват контролем финансово-хозяйственной деятельности промышленного объединения и части подведомственных ему предприятий и организаций. При таких ревизиях на основе сравнительного анализа достигается наивысшая степень обобщений не только результатов деятельности отдельных предприятий, но и эффективности управления объединением (подотраслью, отраслью) в целом. Это обеспечивает наиболее результативный поиск внутрихозяйственных резервов.

Заслуживает внимания практика проведения контрольно-ревизионным аппаратом финансовых органов сквозных ревизий финансово-хозяйственной деятельности министерств субъектов Федерации.

Комплексные ревизии "были введены в 1965 году с целью устранения дублирования и параллелизма в работе контрольно-ревизионных органов. Это не простая сумма проверок отдельных сторон производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия (объединения). Охват ревизией основных участков и показателей этой деятельности — только один из аспектов комплексности. Она заключается, прежде всего, в системном изучении экономики предприятия: взаимосвязей между финансово-экономическими показателями, техникой технологией и организацией производства; сохранности и эффективности использования производственных ресурсов (денежных, материально-вещественных, трудовых); соблюдения плановой, отчетной и финансовой дисциплины. Системность комплексной ревизии проявляется, кроме того, в максимально возможном сочетании различных методических способов (приемов) финансово-хозяйственного контроля. Основными чертами комплексной ревизии являются: системное изучение экономики предприятия, организации и т. п. во взаимосвязи с технической стороной производства, сохранности денежных и материальных средств; участие в проведении ревизии специалистов, способных квалифицированно разбираться в технологии, организации и экономике производства; применение широкого арсенала средств и приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

Доминирующими в комплексной ревизии являются вопросы сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, выявления и устранения любых проявлений бесхозяйственности и расточительства. Одновременно неотъемлемыми элементами комплексной ревизии являются всестороннее изучение и оценка выполнения плана как по количественным показателям, так и по показателям эффективности производства: производительности труда, внедрения новой техники, качества продукции, ее себестоимости, финансовых результатов. Таким образом, ревизия становится важным средством поиска резервов и путей повышения эффективности производства с тем, чтобы своевременно вскрывать и устранять возникающие отклонения.

Эти аспекты контроля актуальны и для комплексных ревизий. Нельзя упускать из виду и другую задачу комплексной ревизии— дать объективную оценку плановым (нормативным) данным, выявить факты нереального планирования, особенно необоснованного изменения планов в течение года. Комплексная ревизия включает проверку степени напряженности и оптимальности планов, обоснованности норм материальных и трудовых затрат, состояния нормативного хозяйства.

Комплексные ревизии должны быть направлены на более полную мобилизацию резервов производства, ускорение технического прогресса, усиление режима экономии в расходовании средств, укрепление государственной дисциплины, разработку необходимых предложений о пересмотре действующих норм, расценок, тарифных ставок, цен, а также об изменении отдельных нормативных актов министерств и ведомств. Обобщение материалов комплексных ревизий может оказать существенную помощь в выявлении имеющихся пробелов в хозяйственном и финансовом законодательстве в части противодействия фактам обмана государства, приписок, преступлений против собственности и др[36].

Особенности метода финансово-хозяйственного контроля раскрываются в его методических приемах. Системность в ревизии достигается комбинированным использованием различных способов и приемов логического и математического, документального и фактического контроля. К числу основных приемов документального контроля относятся: формальная и арифметическая проверка документов; нормативная (юридическая) оценка документально оформленных хозяйственных операций; логическая проверка; встречная проверка; способ обратного счета; оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета; балансовый метод; сравнение; различные методические (технические) приемы экономического анализа.

Формальная и арифметическая проверка документов включает выяснение: правильности заполнения всех реквизитов; подлинности подписей должностных и материально-ответственных лиц; наличия неоговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр; правильности арифметических подсчетов и таксировок (например, обоснованности итогов в кассовых отчетах, платежных ведомостях и т. п.). Особенно тщательно должны быть проверены первичные документы, вызывающие сомнение по каким-либо причинам.

Цель нормативной (юридической) 'оценки документально оформленных хозяйственных операций— установить, соответствуют ли операции, отраженные в документах, существующему законодательству. Хозяйственная операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующим нормативным актам. По выявленным ревизией незаконным операциям необходимо определить виновных лиц и величину причиненного ущерба.

Логическая проверка представляет собой способ изучения объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций посредством различных сопоставлений взаимосвязанных показателей. Например, отраженный в первичных документах и отчетности объем выпуска продукции целесообразно сравнить с производственной мощностью цеха (участка) и с документами по начислению заработной платы за выработку этой продукции. Количество перевезенных товарно-материальных ценностей, указанное в накладных, сопоставляется с грузоподъемностью транспортных средств и емкостью тары, в которой перевозились эти ценности. Показатели учета и отчетности об отгрузке -(отпуске) продукции сравниваются с данными, указанными в пропусках на ее вывоз с территории предприятия. Приведенные в документах по начислению заработной платы данные о затратах времени на выполнение отдельных видов работ за определенный период сопоставляются с предельно возможным фондом рабочего времени.

Под встречной проверкой понимается "стыковка" показателей первичных документов или записей в учетных регистрах ревизуемого предприятия с одноименными или взаимосвязанными данными у предприятий, учреждений и организаций, с которыми ревизуемое предприятие имеет хозяйственные связи. Например, сличаются различные экземпляры одних и тех же первичных документов у поставщиков и получателей товарно-материальных ценностей. Не меньший интерес для ревизии представляет сопоставление показателей карточек складского учета или других учетных регистров по взаимосвязанным операциям у ревизуемого предприятия и его контрагентов.

Разновидностью встречной проверки является сравнение записей в имеющихся на ревизуемом предприятии выписках банка по расчетному и ссудным счетам с подлинными записями на этих счетах в банках. При необходимости копии платежных документов, послужившие основанием для учетных записей, сличаются с первыми экземплярами этих документов, хранящимися в банке[37].

Способ обратного счета применяется при ревизии для определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые большей частью или полностью имеются в наличии на складах предприятия-изготовителя или у его покупателей ко времени проведения ревизии. Использованию этого ревизионного приема обычно предшествует мотивированная экспертная

оценка специалистов о действительных затратах сырья и материалов на изготовление данной продукции. Способом обратного счета ревизующие определяют количество и стоимость материалов, излишне отнесенных к издержкам производства. Для этого число фактически выпущенных изделий данного вида за период, предшествующий ревизии, умножают на разность между фактическим списанием материалов на единицу продукции и реальными нормами материальных затрат согласно заключению экспертов. Анализ ревизионных данных свидетельствует, что выводы, сделанные на основе использования приема обратного счета, обладают неопровержимой доказательностью, когда он применяется в сочетании с другими способами документального и фактического контроля.

Оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета заключается в сопоставлении записей в учетных регистрах с оправдательными документами, а также данных учетных регистров с показателями отчетности. Исследование ревизионной практики показало, что совершение преступлений иногда скрывается посредством необоснованных записей на счетах бухгалтерского учета. К наиболее часто встречающимся нарушениям можно отнести: неверную корреспонденцию счетов; несоответствие записей в учетных регистрах первичным документам в части объема совершенных операций; отсутствие бухгалтерских проводок по отдельным первичным документам; составление учетных записей, особенно сторнировочных и исправительных, не подтвержденных оправдательными документами; наличие записей в учетных регистрах по подложным документам; необоснованное свертывание сальдо активно-пассивных счетов; несоответствие отчетных показателей записям в главной книге и других учетных регистрах. Необходимо иметь в виду, что все эти нарушения являются лишь признаками вероятностных злоупотреблений. Они могут быть отражены в акте ревизии только после тщательной проверки с участием лиц; ответственных за составление ошибочных учетных записей. Нередко оказывается, что эти записи в последующем были исправлены или сторнированы.

Балансовый метод. Существующая взаимосвязь между нереализованными остатками товарной продукции, ее выпуском и реализацией позволяет путем составления баланса товарной продукции вскрыть случаи недостоверного отражения в отчетности объемов выпущенной и реализованной продукции и ее себестоимости. Балансовый прием используется и при ревизии сохранности товарно-материальных ценностей.

Сравнение — это, прежде всего прием финансово-хозяйственного контроля, имеющий универсальное значение для всех видов контроля: предварительного, текущего, последующего. В американской экономической литературе сравнение фактических результатов с заранее установленными заданиями относят к сфере контроля. К области экономического анализа они причисляют сравнение вариантов возможных управленческих решений или сравнение фактического исполнения с возможными вариантами [38].

Сравнение фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности с плановыми (сметными) показателями, а также с отчетными данными прошлых периодов позволяет дать оценку выполнения плана и динамики важнейших технико-экономических показателей за ряд лет.

Различные методические (технические) приемы экономического анализа. При проведении комплексных ревизий деятельности организаций используются такие приемы анализа, как средние и относительные величины, группировки и другие статистико-математические приемы анализа. Помимо них возможно использование методических приемов экономического анализа. Такая возможность обусловлена тем, что даже тщательно замаскированные экономические преступления обычно сказываются на результатах финансово-хозяйственной деятельности, вызывая несогласованность некоторых взаимосвязанных экономических показателей и другие отклонения.

Признавая полезность и целесообразность применения в комплексной ревизии методических приемов экономического анализа, необходимо подчеркнуть, что нельзя сводить ревизионную работу к сугубо аналитической, так как с помощью одних лишь приемов экономического анализа невозможно всесторонне изучить законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций, сохранность денежных и материальных средств.

Ревизия не может ограничиться проверкой документов, методические приемы фактического контроля служат установлению реального состояния ревизуемых объектов, объема и качества выполненных работ, действительного совершения хозяйственных операций, отраженных в документах. Приемы фактического контроля можно подразделить натри группы: инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение.

Инвентаризация — это способ проверки фактических остатков товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату.

В зависимости от степени охвата хозяйственных средств различают полные и частичные инвентаризации. Первые охватывают все виды хозяйственных средств (основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства и расчеты); вторые — только некоторые виды этих средств или объекты, находящиеся в отдельных подразделениях организации.

Классификация инвентаризаций по способу проверки средств предполагает подразделение -их на сплошные и несплошные. При сплошной инвентаризации проверяют все виды материалов (продукции) в натуре у определенного материально-ответственного лица; при несплошной — только отдельные наименования этих ценностей. Главное информационное назначение инвентаризации как неотъемлемой составной части метода бухгалтерского учета —

выявлять расхождения между учетными данными и фактическими остатками средств, вносить требуемые коррективы в учетные показатели.

Одновременно инвентаризация выступает как важное средство регулярного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действующее законодательство предусматривает обязательное проведение полной инвентаризации всех ценностей и расчетов перед составлением годового отчета и, кроме того, периодически в течение года — инвентаризации отдельных видов средств и расчетов.

В ревизионной практике инвентаризация используется как один из приемов фактического контроля сохранности определенных видов средств путем их осмотра в натуре, обмера, взвешивания или пересчета. Характерными особенностями инвентаризаций, проводимых в ходе ревизии, является их спорадический, внезапный и несплошной характер. Выбор объектов для инвентаризации обусловлен конкретными задачами ревизии. Однако если несплошная инвентаризация выявила у отдельных материально-ответственных лиц значительные расхождения с учетными данными, то в ходе ревизии назначается сплошная инвентаризация.

Экспертная оценка представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы действительных объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, реальности норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, соблюдения технологических режимов, соответствия продукции государственным стандартам и техническим условиям. Экспертная оценка иногда применяется в ходе ревизии и для изучения других вопросов, требующих специальных знаний: качества проектно-сметной и другой технической документации, подлинности подписей в первичных документах (графологическая экспертиза и др.).

Одним из наиболее эффективных приемов фактического контроля является контрольный обмер выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ. Он включает два основных этапа: проверку соответствия характера, объема и стоимости принятых по актам работ утвержденным сметам и рабочим чертежам; установление фактического объема (в натуре) и качества выполненных работ в сопоставлении с данными оплаченных банком актов их приемки, журналов их учета, документов на списание строительных материалов, оплату труда рабочих и др.

Визуальное наблюдение зачастую в литературе не называется в числе способов фактического контроля. Этот прием включает обследование и проверку на месте хранения товарно-материальных ценностей, состояния пропускной системы, контроля за ввозом и вывозом материалов и готовой продукции и др[39].

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: