Тема: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ




План:

  1. Роль и значение графической грамотности учащихся
  2. Задачи графической грамотности школьников

 

Графическая грамотность – такой же элемент общечеловеческой культуры, как компьютерная, поэтому требует формирования элементарных умений чтения чертежей с самого раннего школьного возраста. С необходимостью прочитать чертёж и понять содержащую в нём информацию школьник сталкивается уже с первых занятий по трудовому обучению.

Роль и значение графической грамотности учащихся заключается в следующем:

- одно из средств познания;

- средство общения в области техники;

- даёт основы знаний по технике и технологии;

- содействует развитию технического мышления, пространственного представления;

- воспитывает внимание и наблюдательность, аккуратность;

- развивает точность и чёткость движений;

- развивает эстетический вкус.

Основы графической грамотности школьников закладываются на уроках трудового обучения, поэтому решаются следующие задачи:

1. Показать роль чертежа и графических знаний и умений.

2. Формировать техническое мышление, пространственное представление.

3. Обучать методам графического изображения и их чтения.

4. Решать воспитательные задачи.

Впервые о графической грамотности мы встречаемся в 18 веке (горнозаводские, гимназии). Затем в “Положении о единой трудовой школе” (1918 г.). В 1930 г. разработана программа по черчению для ФЗУ. В дальнейшем, последовательно программы по черчению всё больше и больше приближались к задачам подготовки учащихся к труду в сфере материального производства.

Сегодняшнее состояние техносферы характеризуется необходимостью обеспечения взаимозаменяемости деталей в массовом производстве, расширением объёма технической информации, передаваемой чертежами.

Одним из показателей профессиональной подготовленности специалиста в любой производительной сфере является способность владения информацией, содержащейся в технической и технологической документации.

Анализ программы по трудовому обучению показывает, что системность в ознакомлении учащихся с вопросами графики предусмотрена на всех этапах трудового обучения.

5 класс (базовый уровень изучения предмета)

Технические сведения:

Ø чертёжные инструменты и принадлежности, правила работы с ними;

Ø построение чертежа;

Ø масштаб;

Ø общие сведения об оформлении чертежей швейных изделий;

Ø понятие о моделировании;

Ø эскиз, подбор основных и отделочных материалов;

Ø расчёт количества ткани на изготовление изделия.

Практические работы:

1. Построение чертежа в М 1:4 на условную мерку.

2. Оформление готовых лекал.

6 класс

Технические сведения:

· разработка эскизов;

· построение чертежа;

· моделирование декоративных и утилитарных изделий;

· расчёт количества ткани на изготовление изделия.

Практические работы:

1. Разработка эскизов изделия.

2. Построение чертежа.

В 7-9 классах – изделия более усложняются. В связи с этим более сложные разработки эскизов и построения чертежей.

Программа по трудовому обучению не предусматривает специального выделения часов для ознакомления учащихся с вопросами черчения, поэтому речь может идти только о попутных сообщениях учителем сведений, которые должны формировать последовательную систему графической грамотности. В таком случае они должны быть привязаны к изделиям.

Чертёж является наиболее экономичным средством передачи информации. Она будет такой и в понимании учащихся, поэтому учитель технологии должен быть подготовлен к ознакомлению школьников с элементами графической грамотности. Эта проблема выдвигает несколько методических проблем:

1) Графические понятия одинаковы для школы и вуза, поэтому необходимо учитывать возрастной фактор.

2) У младших школьников ещё недостаточно развито пространственное воображение. Учитель технологии должен небольшой объём теоретического материала донести до учеников таким образом, чтобы они смогли свои знания реализовать практически. Понимание через сравнение с натуральным образцом – методическое правило на занятиях по технологии.

Первым этапом обучения чтению чертежей является работа по анализу геометрической формы предмета и графического состава изображения.

Анализ геометрической формы – это мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела.

Анализ графического состава изображений – это расчленение процесса выполнения чертежа на отдельные графические операции (провести параллельные прямые).

Прежде чем перейти к выполнению чертежей предметов, необходимо научить учащихся выполнять чертежи простейших геометрических тел.

В результате различных упражнений и специальных и сопутствующих другим видам работ учитель обязан сформировать у учащихся умения читать чертёж, т.е. выполнять следующую последовательность действий:

v прочитать основную надпись на чертеже;

v определить, какие виды даны на чертеже, какой из них главный;

v рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали;

v определить по чертежу размеры детали и её элементов.

Составлению эскизов (в переводе с французского означает “набросок”) придаётся большое значение. Здесь, как ни при какой другой графической работе, развиваются глазомер, наблюдательность, зрительная память, пространственное представление и т.д.

Составление эскиза с натуры предпочтительнее составлять с наглядного изображения.

Необходимо в процессе специальных упражнений и практических работ приучать учащихся к следующей последовательности составления эскиза:

1. Изучить деталь, т.е. узнать её название, назначение, материал, способ изготовления.

2. Определить необходимое число видов (проекций), выбрать главный вид.

3. Наметить разрезы и сечения, если в этом есть необходимость.

4. Выбрать масштаб.

Учитель трудового обучения должен понимать, что при формировании элементов графической грамотности необходим хорошо продуманный подход, учитывающий возраст и уровень развития учащихся.

Изменяющийся современный мир накладывает отпечаток на функции человека в труде. За жизнь одного человека изменилась целая цепочка подготовки технической документации. Долгий путь подготовки документации сегодня заменяют системы автоматизированного проектирования (САПР). Оснащённость образовательных учреждений компьютерной техникой возрастает, поэтому всё зависит от двух факторов:

1) компетентность самого учителя;

2) наличие подходящей к местным условиям обучающей графической программы.

В учебной практике шире и чаще применяется одна из разновидностей графического дизайна – компьютерная графика. Это графические редакторы, которые предназначены для автоматизации графических работ.

При наличии компьютера в мастерской у учителя технологии появляется возможность решать несколько задач:

1. Это более эффективная (по сравнению с традиционной) возможность выполнения чертежей изделия.

2. Оказываются востребованными знания, полученные учащимися ранее.

3. У учащихся появляются умения и навыки по моделированию, при конструировании и проектировании изделий, которые ещё предметно не существуют, а являются пока лишь продуктом интеллектуальной деятельности учащегося.

4. Продуктивный учебный процесс, направленный на перспективу.

Итак, применение современных компьютерных технологий не только активизирует умственную деятельность учащихся, развивает пространственное представление и образное мышление, но и подводит их к пониманию достижений и перспектив современной науки.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается роль и значение графической грамотности учащихся?
  2. Какие задачи решаются на уроках трудового обучения по основам графической грамотности школьников?
  3. Какие вопросы рассматриваются в 5-6 классах по формированию графической грамотности у школьников на уроках трудового обучения?
  4. Какие задачи можно решать в школьных мастерских при наличии у учителя компьютера?


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: