План:
- Положение программы педпрактики
- Цель и задачи педпрактики
- Основные методические умения и навыки, формируемые у студентов в процессе педпрактики
Если выполнение курсовых работ по методике обучения технологии и другие формы внеаудиторной учебной работы формируют у студентов готовность самостоятельно решать учебно-методические вопросы, то педагогическая практика формирует умение решать эти вопросы в реальных условиях педагогического процесса. Это непосредственное воплощение принципа связи теории с практикой в процессе подготовки учителя.
Педагогическая практика является важнейшим этапом как профессионального, так и личностного развития будущих учителей. В процессе педагогической практики студенты непосредственно включаются в педагогическую деятельность, впервые практически знакомятся с выполнением всего комплекса функций учителя. Исходными положениями программы практики являются:
Ø связь практической педагогической деятельности студентов с овладением методикой обучения технологии, с психолого-педагогическими и специальными предметными знаниями как её теоретической базой;
Ø ориентированность на целостную педагогическую деятельность как единство взаимодействия учителя и учащихся в педагогическом процессе на уроке и во внеурочное время;
Ø учет профессионально-значимых индивидуально-личностных особенностей каждого студента как условие выработки у него авторской системы будущей профессионально-педагогической деятельности;
Ø сочетание педагогического руководства практикой со стимулированием развития самостоятельности и активности студентов-практикантов.
|
Главная цель практики – подготовка будущего учителя к целостной педагогической деятельности, к выполнению всех профессиональных функций. Основные задачи практики:
1) практическое применение теоретических знаний по методике обучения технологии, педагогике, психологии и специальным технологическим дисциплинам;
2) выработка у студентов профессиональных умений и навыков;
3) развитие профессиональной культуры и профессионально значимых личностных качеств;
4) создание предпосылок к выработке у будущих учителей творческого подхода к педагогической деятельности, индивидуального стиля работы и общения.
Для закрепления и развития знаний студентов по методике обучения технологии, для формирования методических умений важно правильно определить содержание и объём их учебно-методической работы в процессе педагогической практики.
В период первой учебно-воспитательной практики студент должен выполнить следующую работу:
§ Изучить общую систему технологического обучения учащихся, принятую в школе: обучения технологии (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты), внеклассная работа по технологии (технические кружки, факультативы, выставки технологического творчества и т.д.), формы организации различных видов труда учащихся, технологическая направленность изучения основ наук.
§ Ознакомиться с имеющейся в школе учебной, научной и методической литературой по технологии. Оценить полноту обеспеченности учащихся необходимыми учебниками и учебными пособиями.
§ Изучить учебно-материальную базу по технологии: наличие учебных мастерских и технических кабинетов (как оборудованы в них рабочее место учителя, индивидуальные и общие рабочие места учащихся); обеспеченность материалами, инструментами, приспособлениями, средствами наглядности и техническими средствами обучения, Определить в целом возможность учебно-материальной базы обеспечить процесс учебно-технологической деятельности учащихся в соответствии с учебной программой по трудовому обучению.
|
§ Ознакомиться с работой учителя трудового обучения и спланировать свою учебную работу на весь период практики. Составить календарно-тематические планы проведения уроков труда в закреплённом и другом классах, составить план проведения занятий по труду. Для чего: отобрать учебный материал и продумать методику его изучения, подобрать объекты технологической деятельности учащихся на уроках и внеурочных занятиях, определить технологию изготовления этих объектов, подобрать необходимый конструкционный материал, рабочие и измерительные инструменты, приспособления.
§ С целью изучения педагогического опыта учителей, а также ознакомления с опытом своих товарищей студентов-практикантов, следует систематически посещать и анализировать их уроки.
§ Выполнить запланированную работу. Проводить уроки трудового обучения и одно внеклассное учебное занятие по предмету в неделю.
§ Учебную работу в школе нужно использовать для сбора материалов по курсовой работе по методике трудового обучения и выполнения другой научно-исследовательской работы.
Вторая учебно-воспитательная практика проводится на пятом курсе.
|
При прохождении практики в общеобразовательном учреждении студент-практикант должен выполнить следующую работу:
· Изучить общую систему трудового обучения учащихся, принятую в данном общеобразовательном учреждении.
· Ознакомиться с организацией методической работы по труду в образовательных учреждениях региона: изучить деятельность методического объединения учителей технологии, работу городского или районного методического кабинета по совершенствованию технологического обучения учащихся.
· Ознакомиться с имеющейся в учебном учреждении учебной, научной и методической литературой по труду. Определить обеспеченность учащихся необходимыми учебниками и учебными пособиями.
· Изучить учебно-материальную базу по труду. Определить, соответствует ли она учебно-методическим и технологическим требованиям, а также требованиям охраны труда и техники безопасности, обеспечивает ли она процесс учебно-технологической деятельности учащихся.
· Ознакомиться с системой работы учителя труда и спланировать свою учебную работу на период практики. Составить календарно-тематические планы проведения уроков труда в закреплённом и другом классах, составить планы проведения внеклассных учебных занятий по технологии.
· Систематически посещать уроки учителей технологии и других учебных предметов, а также уроки своих товарищей студентов-практикантов с последующим анализом этих уроков.
· Учебную работу во время практики следует использовать для сбора материалов к выпускной квалификационной работе.
Если вторая учебно-воспитательная практика проводится в УПК, то студент-практикант должен выполнить следующую учебную работу:
v Изучить общую систему профессионального становления учащихся: содержание профессионально-технических дисциплин, специальной технологии и производственного обучения; внеклассную работу по технологическому творчеству учащихся; организацию производственной практики; связь специальных дисциплин с общеобразовательными учебными предметами.
v Ознакомиться с организацией методической работы в учебном заведении.
v Ознакомиться с имеющейся в учебном заведении учебной, научной и методической литературой. Определить обеспеченность учащихся необходимыми учебниками и учебными пособиями.
v Изучить учебно-материальную базу: наличие учебно-производственных мастерских и технических кабинетов, их оснащённость.
v Ознакомиться с учебной работой преподавателей технических дисциплин и мастеров производственного обучения. Систематически посещать их уроки, а также уроки своих товарищей студентов-практикантов с последующим анализом этих уроков.
v Спланировать свою учебную работу на весь период практики. Составить календарно-тематические планы по одному из технических учебных предметов и производственному обучению.
v Выполнить запланированную работу.
v Учебную работу во время практики следует использовать для сбора материалов к выпускной квалификационной работе.
Такое содержание и объём учебной работы студентов-практикантов в процессе первой и второй педагогической (производственной) практики позволяет им применять и тем самым закреплять и углублять знания по методике обучения технологии, педагогике, психологии и специальным дисциплинам.
Практическое выполнение функций учителя технологии формирует у студента следующие основные методические умения:
1) умение пользоваться учебно-методической, психолого-педагогической и специальной технической литературой для решения практических педагогических задач;
2) умение отбирать учебный материал, выбирать практические работы и объекты труда учащихся для проведения уроков и неурочных занятий учащихся по технологии;
3) умение готовить инструменты и оборудование, разрабатывать процессы изготовления изделий на уроках технологии;
4) умение составлять планы-конспекты уроков и внеклассных занятий по технологии;
5) умение проводить уроки с применением разнообразных методов и средств обучения, в том числе, метода творческих проектов, а также с использованием компьютерных технологий;
6) умение осуществлять на уроках и внеклассных занятиях органическую связь обучения с жизнью, готовить учащихся к технологической деятельности в современном обществе;
7) умение анализировать наблюдаемые и проводимые самим практикантом уроки и внеклассные занятия, педагогически правильно оценивать их и делать выводы о путях повышения качества уроков и внеклассных занятий.
Контрольные вопросы:
1. Какие исходные положения программы педпрактики вам известны?
2. В чем заключается цель педпрактики?
3. Каковы основные задачи педпрактики?
4. Какую работу должен выполнять студент-практикант в период первой педпрактики? Второй?
5. Какие методические умения и навыки формируются у студента в процессе выполнения функции учителя?