Глава III: Экономическая интеграция Франции в ЕС




 

Очевидно, для современной Франции основополагающим является процесс западноевропейской интеграции. Утверждение этого направления в качестве базового для Франции, рост взаимозависимости западноевропейских стран находят выражение в идее "западноевропейской общности".

Между тем процессы европейской интеграции приближаются к качественно новому рубежу: созданию валютно-экономического союза стран-участниц ЕС (число которых увеличилось с 6 до 15 и имеет шансы достигнуть в начале будущего столетия 22, если не более), выработке ими новых организационных структур, проведению общей внешней политики и политики безопасности. Данная перспектива воспринимается французами неоднозначно.

“L' intendance suit”, говорил Шарль де Голль, “обоз идёт за армией”, а не впереди нее. Многие исследователи и политики полагают, что односторонний акцент на экономике был недостатком прежнего ЕС, исправлением которого Европа занимается со времен Маастрихта.

Но сейчас валютные рынки вновь демонстрируют, сколько серьезно нужно относиться к “обозу” в интересах граждан ЕС. Президент Германии Херцог полагает, что "времена национальных экономик давно миновали. Стабильность национальных валют зависит от открытости рынков для экспорта".[13]

Во Франции социалист Лионель Жоспен стал премьер-министром, обещая снижение безработицы и сокращение рабочей недели. С тех пор он несколько пересмотрел свои цели. Но до сих пор остается неясным, возможно ли вообще проводить политику без повышения государственных расходов и долга. Это, в свою очередь, означает забвение идеи низкой инфляции, которая была краеугольным камнем французской экономики с тех пор, как Миттеран отказался от "социалистических экспериментов" в самом начале своего выборного срока.

 

Глава IV: Положение Франции в НАТО и проблемы военно-политической интеграции в Западной Европе.

Проблема создания единой, неразделенной Европы имеет множество измерений. На сегодняшний день важнейшее среди них — военно-политическое. Именно с этой точки зрения особый интерес представляет история Западноевропейского союза.

В 60-70 годы французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с ОВК НАТО.

Изменения в политическом климате Европы приведут к "европеизации" НАТО и активизации Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут переплетаться с западноевропейскими.

Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.

Маастрихтский договор, преобразовавший Европейские Сообщества в Европейский Союз, прежде всего и впервые четко сформулировал цели общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ):

 

— защищать общие ценности, основные интересы и независимость Союза;

— укреплять безопасность Союза и государств–членов всеми способами;

— сохранять мир и укреплять международную безопасность в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, так же как и принципами Хельсинкского заключительного акта и целями Парижской хартии

— содействовать международному сотрудничеству;

— развивать и консолидировать демократию и законность и уважение прав человека и основных свобод.[14]

Современная французская военная доктрина основана на концепциях национальной независимости, ядерного сдерживания и военной достаточности. Франция - участник основания Северо-атлантического Договора (НАТО), и работала активно с союзниками, чтобы приспособить НАТО - внутренне и внешне - к обстановке после холодной войны. В декабре 1995, Франция объявила, что её участие в военном крыле НАТО будет увеличено, включая Военный Комитет. Президент Ширак заявил, что Франция может вернуться к объединенной военной структуре НАТО, в зависимости от продвижения к усиленной Европейской Безопасности и обороны в пределах Союза. В Париже в мае 1997 года прошла Встреча на высшем уровне НАТО– РОССИЯ для подписания Основного Акта о Взаимоотношениях, Сотрудничестве и Безопасности.

Однако в связи с последними событиями на Балканах сохранится ли во Франции курс на сближение с НАТО?

С началом бомбардировок Югославии во Франции большинство населения, 58 процентов, выступило за участие в акции НАТО, а 29 процентов - против.[15]

В целом можно сделать вывод о том, что Франция изменила свою политику в отношении альянса; это произошло "во имя Европы и с целью создания европейской системы обороны, что знаменовало собой изменение, представляющее чрезвычайное значение для НАТО в качестве единого целого."[16]

 

Заключение

Курс Франции в современной Европе непосредственно связан с теми принципами и реалиями, которые сформировались ещё при генерале де Голле. Голлизм как явление стремился обеспечить Франции одну из ведущих ролей в организации Европы и мира, а также использовать национальную идею для сплочения французского общества. Безусловно, это не могло не вызвать ответную реакцию ближайших геополитических партнёров Франции как в Европе, так и в мире.

В 1980-е годы внешняя политика Франции претерпела интенсивную эволюцию. Во французском обществе началась переоценка голлистских традиций и укрепилась тенденция к интеграции в блоковую структуру Европы. Эта линия была в основном атлантической, направленная на повышение автономии Западной Европы по отношению к обеим сверхдержавам. Наметился возврат к концепции независимой "европейской обороны". Франция вновь сделала заявки на роль одного из главных гарантов европейского равновесия и вдохновителя "новой Европы".

Объединение германии вызвало во Франции неоднозначные реакции. Хотя большинство французов и одобрили воссоединение, многие стали высказываться насчёт того, что теперь Германия станет мощным и недосягаемым конкурентом.

Фундаментом нового европейского порядка президент Ф. Миттеран предполагал сделать Европейское Сообщество, которое, по его мнению, должно было быть связано с остальными государствами континента широкой сетью многостороннего сотрудничества в рамках так называемой конфедерации. Этот путь предполагал возможную альтернативу будущему расширению ЕС.

При Миттеране очевидно произошёл отказ от прямых претензий на главенство Франции в Западной Европе и растущая тенденция к ограничению государственного суверенитета в пользу наднациональных структур, приоритет западноевропейской интеграции на остальными внешнеполитическими направлениями, согласие на участие США в европейской системе.

При нынешнем президенте Шираке этот курс усилился. Однако в 1990-х годах во Франции обострились некоторые проблемы.

Как во всех других западных демократических государствах, граждане во Франции больше обеспокоены проблемами внутри страны, чем за границей. Экономический кризис, устойчивые уровни безработицы, которые являются даже выше чем где-нибудь ещё в Европе, и существование того, что Жак Ширак называл, во время его кампании по выборам президента 1995 года, " социальным переломом " стоят на повестке дня сейчас. Перед лицом этих ежедневных трудностей, крупные международные или стратегические вопросы имеют ограниченный интерес. В течение выборов в Национальное Собрание 25 мая и 1 июня 1997 года, главные политические партии посвятили небольшое время внешней политике. Не только программы партий ничего не говорили о международных проблемах, но и их лидеры - Алэн Жюппэ из консервативной коалиции и Лионель Жоспэн из Социалистической Партии.

Последние события на Балканах свидетельствуют о том, что в настоящий момент международные проблемы снова выходят на первый план. Франция и её официальный курс поддерживают США и НАТО в их действиях в Европе. Курс европейской валюты "евро" в связи с этим продолжает падать и это не может не беспокоить политиков в Европе. Безусловно, это может привести к возрастанию роли США и НАТО в Европе. Таким образом, геополитика в современном мире получает новое воплощение.

По нашему мнению сейчас, в отсутствии в ближайшей и отдалённой перспективе крупных вооружённых конфликтов, необходимо, чтобы идея Европы завоевала сердца и умы французов. Европейский Союз сможет развиваться лишь тогда, когда он будет принят гражданами ЕС, когда его идеи будут наполнены жизнью, когда он займет прочное место в душах людей. Европейский процесс должен получить больше демократической легитимности.

Библиографический список использованной литературы

Бюллетень Радио Свобода / Радио свободная Европа 1999, апрель

1) Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины //Полис, 1996, № 2

2) Данилов Д.А “Западная Европа на постмаастрихтском этапе: развитие интеграции в сфере безопасности” М. 1997

3) Дугин А.Г. Основы геополитики. М. 1997

4) Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона М.1998

5) Михеев В.С. США, Франция и европейская безопасность; РАН, Институт США и Канады; М., «Наука», 1993

6) Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. М.1996

7) Кожокин Е.А. В поисках новой философии безопасности М. 1997

8) Нарочницкая Е.А. Франция в блоковой системе Европы М. 1993

9) Пономарева И.Б. Геополитические факторы внешней политики: современное видение // МЭиМО, 1990, № 1.

10) Рубинский Ю.И.. Политические перемены во Франции: причины и последствия М. 1997.

11) Рубинский Ю.Н. Эволюция франко-американских отношений и кризис "атлантической" политики США// Западная Европа и США. М.1968

12) Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. - М.:Наука, 1993.

13) 7 jours Europe, numero special traite d'Amsterdam, 22 mars 1999

14) Allais M., L'Europe unie -- route de la prosperite, Paris, 1960

15) Baun, M. J., 1996. An Imperfect Union. The Maastricht Treaty and the New Politics of European Integration. Boulder, Co: Westview

16) Benoist Alain de "Les idess a l'endroit", Paris, 1979

17) Bertrand Geneviéve La prise de décision dans l'Union europйenne,, La Documentation franзaise, 1998

18) СONFERENCE DE PRESSE DU PRESIDENT DE LA REPUBLIQUE JACQUES CHIRAC Palais de l'Elysee - Jeudi 16 avril 1998// site internet du Président de la République: https://www.elysee.fr

19) Doutriaux Yves, Christian Lequesne Les institutions de l'Union europйenne,, La Documentation franзaise, 1995

20) Eichenberg, Richard C. and Russel J. Dalton. "Europeans and the European Community: the dynamics of public support for European integration," International Organization, v.47, no.4,Autumn 1993

21) El-Agra (ed.), 1990. Economics of the European Community. Philip Alan

22) "L'Europe, petite histoire d'une grande idée", Découvertes Gallimard, 1998

23) European Coal & Steel Community, Debates of the Common Assembly, Regular Session, May 1955

24) European Economy. Reports and Studies. The Impact of Exchange-Rate Movements on Trade within the Single Market 1995, # 4

25) George, S., 1996. Politics and Policy in the European Union. 3rd ed. Oxford University Press.

26) Gilbert M. Problems of the International Monetary System, Princeton University: Princeton, 1966

27) De Grauwe, 1990. The Politics of Monetary Integration. Oxford University Press.

28) Gros-Thygesen, 1992. European Monetary Integration. From the European Monetary System to European Monetary Union. Longman & St. Martin Press.

29) Jacobs F - Corbett R., 1990. The European Parliament. Longman Current Affairs.

30) Lacoste Yves "Dictionnaire Géopolitique", Paris, 1993

31) Lacoste, Yves, Questions de géopolitique,Paris,1988

32) Lodge (ed.), 1993. The European Community and the Challenge of the Future. 2nd edition

33) Michel, Bernard., Un monde en mouvement. - Paris.:Nathan,1987.

34) Monnet, Jean, Les Etats-Unis d'Europe ont commence, Robert Laffont: Paris, 1955

35) Organigramme de la Commission européenne: Annuaire institutionnel, 1998

36) Taulegne, 1993. Le Conseil européen. Presses Universitaires de France.

37) The Changeover to the Euro - Rounding Rules, Recommendations, Ministry of the Economy, Finance and Industry, Euro Task Force, AFECEI, Banque de France, National Accounting Council, May 1997

38) U.S. Department of State, Background Notes: France, March 1998, Released by the Bureau of European and Canadian Affairs.

39) U.S. Foreign Policy Agenda USIA Electronic Journals, Vol. 4, No. 1, March 1999

 

- site internet du Président de la République: https://www.elysee.fr

- site internet du Premier Ministre: https://www.premier-ministre.gouv.fr

- site internet du Ministére des Affaires étrangéres: https://www.france.diplomatie.fr/

- site internet de la Représentation de la France auprés de l'Union européenne: https://www.rpfrance.org

- site internet du Parlement européen: https://www.europarl.eu.int/

- site internet de l'Assemblée nationale: https://www.assemblee-nationale.fr/

- site internet du Sénat: https://www.senat.fr

- site internet du Comité des régions: https://www.cor.eu.int

- site internet du Comité économique et social: https://www.ces.eu.int

 

 


[1] U.S. Department of State, Background Notes: France, March 1998, Released by the Bureau of European and Canadian Affairs.

[2] См. работы Колоскова И.А.,Нарочницкой Е.А., Рубинского Ю.И., Челышева И.А.

[3] Baun, M. J., 1996. An Imperfect Union. The Maastricht Treaty and the New Politics of

European Integration. Boulder, Co: Westview.

De Grauwe, 1990. The Politics of Monetary Integration. Oxford University Press.

El-Agra (ed.), 1990. Economics of the European Community. Philip Alan.

George, S., 1996. Politics and Policy in the European Union. 3rd ed. Oxford University Press.

Gros-Thygesen, 1992. European Monetary Integration. From the European Monetary System

to European Monetary Union. Longman & St. Martin Press.

Jacobs F - Corbett R., 1990. The European Parliament. Longman Current Affairs.

Lodge (ed.), 1993. The European Community and the Challenge of the Future. 2nd edition.

Taulégne, 1993. Le Conseil européen. Presses Universitaires de France.

 

[4] Моро-Дефарж Ф. Указ. соч. стр. 136-137

[5] Дугин А. Указ соч. стр. 113

[6] Рубинский Ю.Н. Эволюция франко-американских отношений и кризис "атлантической" политики США// Западная Европа и США. М.1968. стр.266

 

[7] Дугин А. Указ. соч. стр.790

[8] Цит. по: Lodge (ed.), 1993. The European Community and the Challenge of the Future.

[9] См. Нарочницкая Е. А. Указ. соч. стр. 48

[10] U.S. Foreign Policy Agenda USIA Electronic Journals, Vol. 4, No. 1, March 1999

[11] Ibid.

[12] Ibid.

[13] Речь Федерального президента Романа Херцога перед Европейским парламентом

 

 

[14] Baun M. J. Указ. соч.

 

[15] Бюллетель Радио Свобода/ РСЕ 1999, 9.04.

 

[16] 50EME ANNIVERSAIRE DE L'ALLIANCE ATLANTIQUE ALLOCUTION DU PRESIDENT DE LA REPUBLIQUE, M. JACQUES CHIRAC, LORS DE LA CEREMONIE COMMEMORATIVE (Washington, 23 avril 1999)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: