Процесс ликвидации последствий катастроф — процесс многогранный и сложный, может быть разбит на три этапа:
1. Период изоляции, когда помощи извне нет и пострадавшие способны оказать лишь само- и взаимопомощь подручными средствами, а первую медицинскую помощь в ограниченном объеме обеспечивают сохранившиеся медицинские учреждения или медперсонал. Длительность периода: от 30 мин до 2 сут.
2.Период спасения, когда пострадавшие получают первую и все другие виды медицинской помощи по жизненным показаниям. Длительность периода: от 12 ч до 5 сут.
3.Период восстановления, когда оказывается помощь всем нуждающимся, проводится лечение с последующей реабилитацией. Длительность периода: от 5 сут до нескольких месяцев.
Содержание мероприятий каждого из приведенных этапов ликвидации последствий катастроф может существенно отличаться в зависимости от характера катастроф (природные или техногенные), предприятий, на которых произошла техногенная авария, и ряда других факторов.
Перед санитарно-эпидемиологической службой в чрезвычайных ситуациях стоят следующие основные задачи:
· обеспечение санитарного благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в районах катастроф и на территориях, прилегающих к ним;
· осуществление контроля за санитарной и эпидемиологической обстановкой в районе чрезвычайных ситуаций, организация учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и других ведомств экспертизы пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на зараженность радиоактивными веществами, отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, патогенными микроорганизмами, организация экстренной медико-санитарной и противоэпидемической помощи
пострадавшему населению;
|
· сохранение здоровья личного состава формирований спасателей и восстановителей в период ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций;
· взаимодействие органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения;
• специальная подготовка сотрудников санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований для работы в чрезвычайных ситуациях.
Решение задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой, может быть обеспечено посредством проведения ряда практических и организационно-методических мероприятий. К ним относятся:
• создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности сил и средств службы экстренной медицинской помощи, разработка и внедрение в практику службы теоретических, методических и организационных основ санитарно-эпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
• накопление, хранение, обновление, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений санитарно-эпидемиологической службы при чрезвычайных ситуациях;
• подготовка медицинского персонала к работе в чрезвычайных ситуациях и населения страны к оказанию первой медицинской помощи и правилам адекватного поведения при различных видах катастроф;
|
• оперативное управление силами санитарно-эпидемиологической службы экстренной медицинской помощи, маневр ими и взаимодействие с министерствами и ведомствами, принимающими участие в ликвидации последствий катастроф, с целью обеспечения своевременной медико-санитарной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
Для ликвидации последствий катастроф должна быть создана ступенчатая система экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях с санитарно-эпидемиологическими учреждениями и формированиями.
Первую ступень системы составляют Организационно-методический центр Минздрава России по противоэпидемическим вопросам в чрезвычайных ситуациях, созданный на базе Центральной противочумной станции Минздрава России с рядом научно-исследовательских институтов Минздрава России и АМН РФ. Кроме того, Всероссийский научно-исследовательский институт профилактической токсикологии и дезинфекции (ВНИИПТиД) Минздрава России определен головным санитарно-профилактическим учреждением при чрезвычайных ситуациях с созданием лаборатории чрезвычайных ситуаций. Для координации деятельности по всем направлениям при Минздраве России функционирует Всероссийский координационный санитарно-эпидемиологический центр экстренной медицинской помощи с информационным аналитическим подразделением.
Санитарно-эпидемиологическая служба в чрезвычайных ситуациях организуется по территориальному принципу с учетом региональных и местных особенностей при действующих и вновь организуемых медицинских учреждениях и формированиях санитарно-эпидемиологического профиля.
|
Задачи и направления санитарно-гигиенического обеспечения при возникновении химических аварий включают меры по ограничению неблагоприятных влияний на персонал и население, идентификацию загрязнителя, оценку степени загрязнений и масштабов аварии, разработку рекомендаций по безопасному ведению работ в очаге поражения, оценку эффективности работ по ликвидации последствий аварии.
Все мероприятия по предупреждению ЧС и катастроф и их ликвидации осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ и Постановлением Правительства РФ «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф» от 28.02.1996 г. № 195.
Раздел «Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф» актуален для будущих врачей, так как сохранение здоровья человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и полевых условиях требует особого внимания со стороны медицинских работников, особенно в определении факторов риска, отрицательно влияющих на здоровье населения в этих условиях.
Врачи должны организовывать мероприятия по ликвидации проблем, возникающих при ЧС, сохранять жизнь и здоровье населения.
В обязанности врача входят:
1) оценка факторов окружающей среды;
2) организация санитарного надзора в местах размещения людей;
3) выявление причин и механизма изменения состояния здоровья человека;
4) обследование источников водоснабжения и пунктов питания;
5) осуществление профилактических мероприятий;
6) предупреждение и ликвидация очагов инфекции;
7) гигиеническое обеспечение населения комплексом мероприятий, направленных на укрепление и сохранение его здоровья в разных условиях или ограничение неблагоприятного воздействия на организм факторов внешней среды.
В настоящее время, когда человек активно осваивает окружающую среду, существует опасность столкновения с новыми социальными, антропогенными (техногенными) экстремальными факторами, представляющими большую угрозу для здоровья нынешнего и будущего поколений. Они одновременно влияют на среду обитания человека и являются причиной развития экстремальных состояний у жителей разных регионов земного шара, приводящих к нарушению здоровья.
Одной из характерных особенностей настоящего времени является массовый травматизм среди населения вследствие природных или техногенных катастроф.
Экстремальная ситуация — это непредвиденная, неожиданная ситуация, возникающая внезапно или несколько растянутая во времени, сопровождающаяся серьезной угрозой для здоровья и жизни отдельных групп населения, а также нарушением привычного уклада жизни, целостности окружающей среды. Каждая экстремальная ситуация обусловлена определенными внешними условиями, которые предрасполагают или устраняют опасность воздействия на человека. Например, в условиях затруднения теплоотдачи даже небольшое повышение температуры может привести к перегреванию организма.
Характер потерь (величина и структура) среди населения в экстремальных ситуациях, степень выхода из строя местных сил и средств здравоохранения влияют на методы работы этих органов по ликвидации последствий катастроф, так как жизнь и работа человека в экстремальных условиях невозможны без создания надежных средств жизнеобеспечения, позволяющих в необходимой степени сократить неблагоприятные влияния внешней среды на организм.
Строго спланированный систематический контроль за гигиеническим обеспечением населения, проводящийся медицинскими работниками, позволяет врачу оперативно получать объективную информацию. На ее основании он дает гигиеническую оценку проводимым на территории мероприятиям по профилактике инфекционных и других заболеваний, по укреплению здоровья людей, делает заключение об условиях их ежедневной жизни и разрабатывает конкретные профилактические мероприятия и рекомендации.
Роль медицинской службы в таких ситуациях заключается:
• в контроле за соблюдением гигиенических норм и рекомендаций;
«проведении санитарно-просветительной работы среди населения;
• наблюдении за здоровьем людей;
. обучении правилам и навыкам здорового образа жизни;
• оценке санитарно-эпидемического состояния в районе;
• предупреждении заноса инфекции в места размещения людей;
• медицинском контроле за питанием и участии в разработке режима питания;
• медицинском обеспечении полевого водоснабжения;
• осуществлении санитарно-бактериологических исследований;
• оценке отравляющих веществ и санитарно-токсикологических исследований;
• изучении факторов внешней среды и их влияния на здоровье людей.
Одновременно медицинская служба принимает активное участие в удалении и утилизации твердых и жидких отходов как источника распространения заболеваний.
Медицина катастроф тесно связана с военной медициной. С одной стороны, медицина катастроф использует огромный опыт, накопленный военными медиками, особенно в области организации оказания помощи в условиях возникновения массовых потерь; с другой стороны, для военной медицины весьма ценным является опыт ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Эти две отрасли медицины имеют много общего в подготовке кадров, материальном оснащении, обеспечении постоянной готовности к оказанию медицинской помощи, принципах ее организации в полевых условиях, особенно при выполнении комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В данном разделе студенты познакомятся с проблемами, возникающими при временном проживании и нахождении человека в определенных полевых условиях, которые могут отрицательно влиять на его нормальную жизнедеятельность, на характер деятельности и на санитарные условия его жизни; изучат действие экологических и других внешних факторов на здоровье человека и разработают соответствующие правила, рекомендации или требования по защите человека от неблагоприятного влияния внешних факторов.
В задачи студентов входит:
1) изучение характера влияния основных физических и химических факторов внешней среды на организм человека в полевых и экстремальных условиях;
2) ознакомление с санитарно-эпидемиологическими и эколого-гигиеническими проблемами, возникающими в результате катастроф и в экстремальных ситуациях;
3) изучение вопросов санитарно-гигиенического контроля за организацией водоснабжения в полевых условиях в мирное время и в экстремальных условиях;
4) изучение принципов организации питания групп населения в полевых и экстремальных ситуациях;
5) определение роли врача в решении названных выше проблем.
Для решения и ликвидации проблем, возникающих в экстремальных ситуациях, и для успешной реализации задач, стоящих перед медицинской службой, в системе здравоохранения созданы на базе действующих учреждений здравоохранения силы службы экстремальной медицинской помощи. К ним относятся медицин ские бригады, санитарно-эпидемические отряды, состоящие ич бригад санитарно-профилактической помощи. Результаты их работы определяются уровнем подготовленности врачей и медицинского персонала к работе в полевых и экстремальных условиях, их готовности выполнять необходимые мероприятия с учетом сложившейся обстановки.
Катастрофа — это любое происшествие, влекущее за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью. Это любое происшествие, при котором более 10—15 чел. пострадавших, более 2 — 4 чел. погибших, у 50 человек и более одновременно групповые заболевания.
Медицина катастроф — это система преодоления последствий катастрофы и оказание всесторонней лечебной, санитарно-гигиенической помощи людям, находящимся в ее зоне.
Последствия катастроф зависят:
1) от особенностей поражающего фактора;
2) характера местной промышленности;
3) климатогеографических особенностей;
4) биологического характера населения (процента детей, женщин, пожилых людей);
5) социальных факторов;
6) иммиграционных процессов;
7) параметров населенного пункта, сезона года и времени суток.
Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия в зонах бедствия, особенно при землетрясении и сильном наводнении приводят к резкому осложнению санитарно-эпидемической обстановки. Потери среди населения могут возрастать с увеличением возможности возникновения и распространения инфекционных болезней, экологическими и другими проблемами, отрицательно влияющими на здоровье населения в районах бедствия. Катастрофы классифицируют следующим образом:
1) природные катастрофы — землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи, извержения вулканов, снежные обвалы, засуха, морозы;
2) катастрофы, связанные с деятельностью человека (техногенные) — взрывы, разрушения, пожары, утечка сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), обвалы на шахтах, рудниках,
обвалы зданий, транспортные крупные аварии на воде и суше;
3) социальные, специфические катастрофы — эпидемии, голод, беспорядки, война.
При ликвидации последствий катастроф возникают санитарно-эпидемиологические проблемы:
1) водоснабжения;
2) обеспечения населения продуктами питания (их хранение, приготовление и раздача);
3) загрязнения окружающей среды (почвы, воздуха, водоемов):
• утилизации пищевых и бытовых отходов;
• временных туалетов и канализации;
4) временного размещения пострадавших;
5) психических расстройств пострадавших;
6) обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием.
7) санитарного просвещения и информирования.
В районе катастрофы проводят профилактические мероприятия. Решают проблемы загрязнения почвы и воздуха окружающей среды, удаления твердых отходов, захоронения трупов. Следует защитить коммунальные системы водоснабжения от загрязнения, очистить воду. Для удаления бытовых сточных вод допускается временно использовать поглощающие колодцы, которые одновременно являются и резервуарами жидких отходов. Свалки должны быть расположены на расстоянии не менее 1 км от жилых районов. В полевых условиях твердые отходы в идеале следует сжигать. Места размещения пострадавших должны быть отдалены от зоны загрязнения.
В обязанности медицинских работников входят:
1) проведение медико-санитарной разведки;
2) контроль за состоянием внешней среды и решение экологических проблем;
3) предотвращение опасности возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
4) предотвращение микробиологического заражения воды и пищи;
5) определение необходимости вакцинации населения;
6) решение проблемы обработки и обеззараживания воды;
7) контроль за гигиеническим состоянием временного жилья пострадавших;
8) проведение санитарно-просветительной работы среди населения;
9) решение проблем хранения и раздачи пищевых продуктов;
10) оказание первичной медико-санитарной помощи пострадавшим в местах катастроф.
В экстремальных условиях возникают следующие факторы риска:
1) механические факторы:
•механическая травма;
· электротравма;
2) физические факторы:
· ионизирующая радиация;
· шум;
· вибрация;
· баротравма;
3) химические факторы;
4) термические факторы:
· высокая и низкая температура;
· инфракрасное излучение;
5) биологические факторы (патогенные бактерии, вирусы, гельминты, простейшие);
6) антропогенные (техногенные) факторы (транспортные, производственные катастрофы);
7) социальные факторы:
•безработица;
• голод;
• общественные конфликты.
Сточные воды — это воды, которые были использованы для тех или иных нужд и получили при этом дополнительное загрязнение и примеси, изменившие их первоначальный состав.
Бытовые хозяйственные сточные воды могут ухудшать органе-лептические свойства воды (цвет и запах) и значительно бактериально загрязнять водоисточники (увеличивать количество возбудителей кишечных заболеваний и яиц гельминтов). Производственные сточные воды, кроме того, изменяют химический состав и рН воды, увеличивают количество вредных примесей в ней.
Источниками сточных вод являются бытовые жидкие отходы; вода, поступающая от жилых, общественных и лечебных зданий; производственные и промышленные жидкие отходы; вода, которая была использована в технологическом процессе; атмосферные воды, образующиеся в результате выпадения осадков. В состав сточных вод входят пищевые отходы, химические вещества и патогенные и непатогенные микроорганизмы.
Целями обработки сточных вод являются уменьшение действия неприятных запахов и защита почвы и водоисточников от загрязнения. На самоочищение сточных вод оказывает влияние степень разбавления и скорость движения жидкости, в результате которых повышается процесс аэрации и ускоряется биологическое потребление кислорода.
Жидкие отходы собирают и удаляют, а затем очищают и обеззараживают. Очищают их следующим образом: отделяют тяжелые примеси или осаждают более легкие взвешенные вещества. Существует и биологическая переработка (освобождение сточной воды от органических загрязнений), которая основана на использовании микробиологических процессов окисления органических веществ; естественная биологическая очистка в природных условиях (почвенный метод очистки); искусственная биологическая очистка. При экстремальных ситуациях можно использовать почвенные методы очистки (естественные), где процесс происходит в верхнем слое почвы (толщиной до 40 см). В нем задерживается основное количество микробов (99,9 %) и происходит полная очистка от яиц гельминтов.
После механической очистки в специальных отстойниках для обеззараживания сточной воды можно использовать хлор (30 — 50 мг/л в течение 1 ч). Промышленные сточные воды обрабатывают только механическими методами. Метод подземной фильтрации следует использовать, только если общее количество сточных вод, поступающих на очистные сооружения, не превышает 25 м3/сут и если почва обладает достаточной фильтрационной способностью (мелко- и среднезернистые пески).
В состав твердых отходов входят бытовой мусор, пищевые отходы и промышленные отходы. В среднем на одного человека накапливается от 0,5 до 2 кг мусора в день. С гигиенической точки зрения большое значение имеют отбросы с содержанием органических веществ. Отрицательное влияние твердых отходов на здоровье в основном зависит от концентрации органических веществ, способных загнивать. Они являются хорошей средой для существования патогенных микроорганизмов и яиц гельминтов, вследствие чего представляют серьезную эпидемиологическую опасность (распространяют инфекцию), загрязняют почву и подземные воды и являются средой для размножения насекомых и грызунов.
На характер и состав отходов влияют климатические и географические условия и экономический характер населенного пункта. Мусор собирают и перевозят в назначенные места (на расстояние не менее чем 500 м от жилой зоны). Обеззараживают твердые отходы с помощью биотермического метода, основанного на способности твердых отбросов самонагреваться за счет деятельности термофильных бактерий, что приводит к гибели микрофлоры. Участок для свалок в этом случае должен быть удален от жилого участка не менее чем на 1 км, уровень грунтовых вод — на глубине 1 м от поверхности земли. Также мусор можно сжигать.
Защищают окружающую среду от твердых отходов, контролируя санитарное состояние территории вокруг столовых, рынков, больниц и частоту и состояние почвы, воздуха и воды. 1 Санитарное состояние почвы в местах временного размещения оценивают по общему содержанию числа бактерий в 1 г почвы, титру кишечной палочки и санитарному числу (табл. 6.1).
Людей размещают в загородной зоне, т.е. на территории вне пределов зоны катастроф вблизи зеленого массива или открытого водоема с учетом расстояния от временных свалок и мест сбора мусора.
Таблица 6.1. Показатели санитарного состояния почвы
Состояние почвы | Коли -титр, г почвы | Санитарное число | Общее число бактерий в 1 г почвы |
Чистая | 1 и выше | 0,98-1,0 | До 2,5 млн |
Загрязненная: | |||
слабо | 1,0-0,1 | 0,85-0,98 | Тоже |
умеренно | 0,01-0,001 | 0,75-0,85 | Свыше 3 млн |
сильно | 0,001 и ниже | Меньше 0,70 | То же |
1. Основными санитарно — эпидемиологическими и экологическими проблемами при возникновении катастроф являются:
- загрязнение окружающей среды (почвы, воздуха и водоисточников) химическими, радиоактивными и др. веществами (в зависимости от вида катастрофы);
- обеспечение населения доброкачественной питьевой водой;
- обеспечение населения продуктами питания (хранение, приготовление и раздача);
- утилизация пищевых и бытовых отходов;
- организация временных туалетов и канализации;
- возможное скопление трупов погибших людей и животных, что может привести к вспышке инфекционных заболеваний и их распространению на пострадавшей территории;
2. Результатом катастрофы может явиться:
- занос и распространение инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения;
- загрязнение среды обитания людей химическими веществами, в частности, ртутью;
- социальный и экономический ущерб, связанный с разрушением жилья и других инфраструктур населенного пункта;
- региональные органы в данном случае вряд ли в состоянии полностью справиться с этими проблемами из-за отсутствия специально подготовленного персонала, а также необходимого оборудования;
- возможен дефицит вакцин, лабораторно-диагностических и медицинских материалов и дезинфекционных средств;
3.Водным путем могут передаваться инфекционные заболевания различной природы:
особо опасные (холера); ряд зооантропонозные заболевания (лептоспироз,туляремия); антропонозные вирусной этиологии (инфекционные гепатиты А,D, энтеровирусные инфекции, в т.ч. полиомиелит, ротавирусная инфекция) и бактериального происхождения (брюшной тиф, паратифы, дизентерия). Для водных вспышек характерно одновременное заражение
большого числа людей.
4. Химические аварии характеризуются:
- внезапным загрязнением окружающей среды;
- массовостью поражения населения;
- большим количеством тяжелых поражений;
Факторы, которые влияют на возможные потери среди населения:
- высокая плотность населения - свыше 9 чел. /км;
- класс токсичности промышленного яда;
- неблагоприятные метеорологические условия;
- несвоевременность оповещения населения;
-недостаточный уровень подготовленности медицинского и технического персонала.
5.Отрицательное влияние отходов производства на здоровье населения
зависит от их состава и концентрации входящих в них веществ:
- они могут загрязнять почву и водоисточники;
- являться средой для размножения микроорганизмов, в том числе патогенных;
- субстратом для массового размножения насекомых и грызунов;
- источником распространения неприятных запахов;
- могут вызвать отравление населения.
6.Экстренными мероприятиями по ликвидации последствий данной катастрофы
являются:
- своевременное оповещение населения с указанием источников опасности;
- проведение углубленной санитарно-эпидемиологической разведки и максимально
раннее определение факторов риска;
- необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты:
1-системы водоснабжения и канализации.
2-объекты пищевой промышленности и общественного питания,
3-лечебно-профилактические, школьные и дошкольные учреждения;
4-объекты внешей среды;
5-промышленные объекты, которые могут стать источниками вторичного поражения;
6- места временного расселения населения, г- обеспечить контроль за состоянием окружающей среды;
- обеспечить оказания первичной медико-санитарной помощи пострадавшим (инфекционным больным и пострадавшим от ядовитых веществ); е- координировать деятельность всех звеньев здравоохранения и обеспечить единый подход в решению всех вопросов;
- обеспечить выполнение норм и правил размещения, питания, водоснабжения населения;
- обеспечить своевременность и правильность захоронения трупов людей и животных;
- обеспечить постоянное взаимодействие служб здравоохранения и службы министерства чрезвычайных ситуаций и катастроф, а также других служб задействованных в данной ситуации.
7. Мероприятия, осуществляемые при возникновению чрезвычайных ситуации,
связанных с химическими ядами:
- оперативное оповещение персонала, граждан, местных органов и службы здравоохранения;
- использование средств индивидуальный и коллективной зашиты;
- эвакуация граждан из опасного сектора;
- сбор зараженных материалов, грунта и их дегазация;
- оценка пригодности источников водоснабжения и имеющихся в наличии
продуктов питании;
- медицинская помощь пострадавшим;
- химическая разведка в зоне аварии;
- контроль санитарной обстановки в зоне заражения;
- оценка состояния здоровья людей.
8. Основные принципы готовности к катастрофам:
- наличие национального плана оказания помощи при катастрофах;
- необходимость обучения правилам оказания первой медицинской помощи и организации групп взаимопомощи;
- наличие в лечебных учреждениях плана мероприятий на случаи возникновения
катастроф и периодическое проведение учений персонала;
- подготовка медперсонала к оказанию первой медицинской и специализированной
помощи;
- подготовка транспорта и, особенно, авиатехнических средств для решения задач
медицины катастроф;
- обучения учащихся в школах и институтах основным принципам оказания
первичной медико - санитарной помощи населению.
9. Пути решении проблемы времени водоснабжения и питания населения в полевых
условиях включают:
- разведку и установление санитарного контроля над источниками;
- отбор проб для лабораторного исследования;
- выбор методов обработки питьевую воду в полевых условиях (использование
метода гиперхлорирования, кипячения);
- использование табельных средств очистки и обеззараживания воды в полевых
условиях;
- установить минимальную норму потребности в воде для населения - 10 л вдень,
больниц - 50 л в день на койку и для спасателей и военнослужащих 14, 5 л в день;
В полевых условиях медицинский персонал, организует и осуществляет систематический контроль за качеством питания (санитарная экспертиза), условиями хранения и транспортировки пищевых продуктов, санитарным состоянием пищевых объектов, состоянием здоровья и личной гигиеной персонала службы питания. Подозрительные пищевые продукты подлежат изъятию. Обеспечивается опробование пищи для оценки ее готовности, внешнего вида и вкуса. Выполняются основные требования по профилактике пищевых токсикоинфекций и бактериальных токсикозов.
10. Роль врача в решении этих проблем:
- проведение медико - санитарной разведки;
- оказание первичной медико - санитарной помощи пострадавшим;-
- проведение санитарно - просветительной работы среды населения;
- профилактика инфекционных заболеваний;
- контроль методов хранения, обработки, приготовления и раздачи пищевых
продуктов;
- контроль методов обработки и нормирования питьевой воды;
- участие во временном размещении пострадавших.