Существующая система планов на предприятии все же не в полной мере отвечала требованиям, необходимой для успешного развития в рыночных условиях. Одним из основных недостатков в работе планово-экономической службы, являлось отсутствие бюджетирования. Оно представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов. Куда же входит и контроль за составлением прогноза деятельности предприятия состоящего из совокупности бизнес-заданий, а также за движением материально-финансовых ресурсов по закрепленным за ними статьям на этапе фактической реализации запланированных мероприятий.
Бизнес-задания рассчитываются на основании бизнес-прогнозов и предназначены для определения финансово-экономических показателей деятельности предприятия. Центры затрат – направления расходования материально-финансовых ресурсов предприятия. Составляющими бюджетного управления являются бюджетная и финансовая структуры.
1 Бюджетная структура. Финансовый результат деятельности компании разбивается на отдельные статьи и тем самым общее конечное значение. Статьи, сгруппированные по функциональному признаку (закупки, административные расходы и т.д.), составляют функциональные бюджеты предприятия. Система функциональных бюджетов образует бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые бюджеты предприятия: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет баланса. Планируя изменения рентабельности, ликвидности и стоимости, предприятие определяет свое экономическое будущее. В конце выбранного периода происходит анализ и управление отклонениями, выявляемыми из сравнения планируемых и фактических полученных данных.
|
2 Финансовая структура. Обязательное условие бюджетирования – делегирование принятия финансовых решений центрам финансовой ответственности, образованным на базе организационной структуры предприятия. Бюджетирование означает принятие управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе систематической обработки данных. Его основная цель на современном промышленном предприятии состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством целевой ориентации и координации всех событий на предприятии; выявления рисков и снижения их уровня и повышения гибкости, приспособляемости к изменениям [6, c. 45 – 51].
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, бюджетные или средства инвестора). Результаты расчетов находят свое отражение в долгосрочных и стратегических планах предприятия.
Существуют три основных подхода к составлению бюджета, которых могут применяться на этапах их планирования, согласования и утверждения. Это подходы «снизу вверх», «сверху вниз», а также итеративный подход. При использовании подхода «снизу вверх» бюджет составляется исходя из планов деятельности подразделений и проектов, которые передаются наверх для определения по ним агрегированных результирующих показателей для всей компании. При подходе «сверху вниз» бюджет составляется исходя из целевых показателей, поставленных руководством компании. Целевые показатели определяются на основе экономических прогнозов, а также стратегии компании. При итеративном же подходе процедура бюджетирования включает ряд условных этапов. Информация сначала распространяется от высшего руководства к нижестоящим звеньям управления, а затем обобщается снизу вверх по иерархической структуре управления несколько раз в зависимости от ситуации [27, c. 33 – 41].
|
Наиболее приемлема для предприятия итерационная процедура бюджетирования, при которой, как правило, сначала сверху спускаются целевые финансовые показатели, а после формирования по направлению «снизу-вверх» всей системы бюджетов предприятия вплоть до основных заключительных бюджетов: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и баланс. После чего следует их анализ на соответствие выполнения поставленных руководством целевых показателей (оборачиваемость, рентабельность, ликвидность и т.п.). Если желаемые значения целевых показателей достигаются, бюджет представляется руководству на утверждение, после чего он из проекта становится директивным и рассылается всем менеджерам компании для выполнения и контроля. Если же по результатам анализа обнаруживается расхождение полученных целевых показателей с желаемыми, то от руководства компании следует задание на подготовку следующей версии бюджетов.
|
Бюджетная структура предприятия определяется тремя основными факторами: требованиями, предъявляемыми руководством предприятия; спецификой хозяйственной деятельности предприятия и структурой управления предприятия. Под требованиями со стороны руководства понимаются требования по составу, детализации и периодичности процедуры бюджетирования. Бюджетная структура должна отражать те области хозяйственной деятельности, контроль за которыми является обязательным для регулярного менеджмента, т.е. быть минимально достаточной для успешного управлением предприятием. Специфика хозяйственной деятельности предприятия предполагает индивидуальный поход к разработке функциональных бюджетов, поскольку не существует единой (базовой) для типов предприятия и направлений хозяйственной деятельности бюджетной структуры.
Существует несколько систем бюджетного управления, исходя из принципов разработки и внедрения систем бюджетного управления: индивидуальная модель комплексного бюджетирования, универсальная бюджетная модель, бюджетирование отдельных областей деятельности, бюджетирования деятельности финансовых потоков и бюджетирование товарно-материальных ценностей [31, c. 163 – 170].
Главная особенность комплексного бюджетирования – предварительное построение процессной модели деятельности предприятия, с последующей привязкой формируемых функциональных бюджетов к результатам. Данная модель является сугубо индивидуальной, учитывающей особенности производственно-финансовой деятельности предприятия. Преимущества комплексного подхода: фокусировка на особенностях предприятия, получение необходимой детализации плановых и фактических показателей и охват всех областей деятельности. А главный недостаток – длительный срок разработки и высокая стоимость и риски в достижении результата.
Универсальная бюджетная модельтак же, как и комплексная, охватывает все предприятие, но является более простой с точки зрения разработки и функционирования. Сумма финансовых результатов и чистых денежных потоков по элементам финансовой структуры дает соответственно финансовый результат и чистый денежный поток соответственно в целом по организации. Преимущества данной модели: высокая скорость разработки и внедрения (особенно для многопрофильных предприятий с большой диверсификацией по выпускаемой продукции), возможность относительного простого учета внутреннего оборота, быстрота планирования и консолидация фактических данных [40, c. 36 – 43].
Модель бюджетирования отдельных областей хозяйственной деятельности является более простой, ее цель – представить руководству информацию об актуальных для контроля областях деятельности предприятия. Преимуществами такой модели являются: быстрое и недорогое внедрение, позволяющее в короткие сроки получить контроль над наиболее актуальными областями деятельности; эффективное функционирование модели, за счет небольшого числа бюджетов и простоты связей между ними. К недостаткам же можно отнести: отсутствие возможности учесть влияющие на все факторы (недостаточное финансирование может привести к невыполнению плана производства и т.д.) и как следствие, низкая достоверность и результативность бюджетов.
Модель бюджетирования финансовых потоков является самой распространенной в России. Это обусловлено следующими ее преимуществами: высокая скорость внедрения, за счет небольшого количества бюджетов и связей между ними; низкая стоимость внедрения и значительное внимание управлению ликвидностью. Результирующим бюджетом данной модели является бюджет движения денежных средств. Его цель – управление платежеспособностью (ликвидностью) предприятия. А структура позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах направленности денежных потоков, структуры выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям), промежуточных и итоговых результатов и остатков денежных средств [36, c. 103 – 112].
Модель бюджетирования товарно-материальных потоков является более сложной, чем предыдущие бюджетные модели. Однако именно она позволяет управлять важным для предприятия показателем – прибыльностью и рентабельностью основной деятельности. Преимуществами данной модели являются: невысокая стоимость и сроки внедрения; возможность управления прибылью от основной деятельности (особо актуально в средне- и долгосрочной перспективе); возможность контроля и управления прямыми и косвенными расходами. К недостаткам можно отнести: зависимость результатов от неучтенных факторов (финансовых потоков, инвестиционных и прочих расходов); финансовые результаты не подтверждаются изменением активов и пассивов предприятия (балансом) [17].
Таким образом, выбор оптимальной бюджетной модели на этапе разработки финансовой и бюджетной структуры позволит предприятию не только сократить время и затраты, но и получить максимальный результат, выражающийся в повышении прозрачности бизнеса и улучшений финансовых показателей в кратчайшие сроки, а также обеспечит возможность дальнейшего роста и развития системы. Для исследуемого предприятия же наиболее оптимальным вариантом с учетом данных финансового анализа является модель бюджетирования финансовых потоков, так как делает акцент на ликвидности предприятия (значения данных показателей в ООО «Пивсервис» не являются оптимальными и благоприятными). Кроме этого комплексное бюджетирование также является приемлемым для исследуемого предприятия, поскольку такая модель учитывает особенности производственно-финансовой деятельности [14, c. 112].
3.3 Зарубежный опыт организации финансового планирования и возможности его использования в отечественной практике
Планирование в зарубежных компаниях представляет собой многоэтапный системный процесс с реализацией стратегических замыслов в виде комплекса конкретных действий. Стратегическое видение перспектив развития предприятия количественно детализируется в планах (бюджетах). При этом стратегия и бюджет должны накладываться друг на друга. Процесс разработки планов происходит «сверху вниз». Разрабатывается иерархическая структура, состоящая из корпоративной стратегии (для крупных и компаний), стратегии ведения бизнеса, функциональной и оперативной стратегии. В соответствии с этим строится бюджетный цикл (цикл планирования количественных показателей деятельности организации):
а) планируется деятельность организации в целом и по подразделениям, суммируются коллективные проектные предложения;
б) разрабатывается проект бюджета;
в) просчитываются варианты планов, вносятся коррективы;
г) утверждается один из вариантов плана, проектируется обратная связь для учета меняющихся условий внешней среды.
Основу планирования большинства предприятий составляют годовые бюджеты с их последующей детализацией в виде операционных бюджетов, составляемых на квартал, месяц, неделю, К ним относят:
1 Corporate Charter (устав) – задает фундаментальные цели предприятия и корпоративные стандарты, ориентацию на рынке, структуру собственности, позиционирование предприятия и отношений с собственниками и сотрудниками.
2 Strategic Business Plan (стратегический бизнес-план) – формируется на 5 – 10 лет и определяет стратегии финансирования и выпуска продукции, роста объема продаж, доли рынка.
3 Business Plan (бизнес-план) – формируется на 1 – 3 года (часто с разбивкой по кварталам) и уточняет источники инвестиций, задает направления развития производственных мощностей, требования к персоналу, материальным и финансовым ресурсам. Включает укрупненный план продаж в денежном выражении.
4 Sales and Operation Plan (план сбыта и производства) – формируется на 1 – 2 года, уточняет бизнес планы отражает прогнозы продаж и отгрузки готовой продукции, укрупненные покупатели производства для обеспечения поставок в соответствии с прогнозом, запасы, незавершенное производство [7].
Большинство зарубежных организаций перестают использовать длительные ежегодные бюджетные процессы и полагаются на непрерывные прогнозы, называемые также повторными (rolling forecasts). Прогнозы формируются на долгосрочную перспективу (более года) и на ближайшие интервалы времени (несколько недель). Они используются на всех этапах планирования, от стратегического до формирования графиков производства. Скользящий бюджет строится следующим образом: ежемесячно делаются прогнозы на следующие пять кварталов, в конце месяца к плановому периоду добавляется еще один месяц и процедура повторяется. Последние тенденции в краткосрочном планировании состоят в более частом пересмотре планов, и предлагают для оптимизации бюджетного процесса обеспечить разработку локальных бюджетов в соответствии со стратегией и стратегическими целями и пересмотр бюджетов не дольше нескольких дней [39, c. 98 – 101]. Таким образом, система планирования развития организации, используемая зарубежными компаниями, основана на тесной интеграции стратегии и бюджетирования.
Организационно-экономические концепции, методы и модели управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия в течение периодов, соизмеримых с периодами стратегического планирования применяются в отечественной практике недостаточно широко. Процесс планирования на российских предприятиях принципиально отличен от процесса планирования в зарубежных компаниях, поскольку стратегия, имеющая наиболее важное значение для иностранных предприятий, на отечественных промышленных предприятиях уступает место планам, решающим текущие задачи.
Как показывает практика, прямое копирование западных технологий бюджетирования не приносит желаемого успеха, поскольку не учитывает всей специфики отечественных хозяйственных отношений. Подход к планированию должен основываться не на экстраполяции текущего состояния и внутренних ограничений организации (что четко прослеживается при планировании на российских предприятиях), а на видении направлений развития, необходимых для достижения поставленных целей. Необходимо рассматривать планирование развития предприятия как процесс, предусматривающий увязку стратегических целей с их постановкой и реализацией на низовом уровне управления.
Результат этого взаимодействия оформляется в виде программы действий по реализации поставленных целей. Целевые показатели развития предприятия задаются высшим руководством и распространяются к нижестоящим звеньям управления. На этапе анализа поставленных целевых установок руководством среднего и низового уровня определяются факторы, ограничивающие возможность их достижения. Сформированные на низовом уровне финансовые, операционные, инвестиционные бюджеты проходят этап согласования и координации на вышестоящих уровнях. Если желаемые значения целевых показателей достигаются, бюджет представляется руководству на утверждение. Если же по результатам анализа обнаруживается отклонение, то необходима подготовка следующей версии бюджетов, либо пересмотр стратегических показателей.
Таким образом обеспечивается непрерывность планирования, а видение руководством предприятия перспектив развития не сужается по мере завершения календарного года. Предложенная система планирования облегчает процесс внедрения стратегического планирования в практическую деятельность предприятий, сочетая в себе преимущества бюджетного планирования и национальные особенности российского планирования.
Заключение
Успех деятельности предприятия во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Финансовый план компании в современном аспекте его понимания – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовый к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников).
В рассматриваемом периоде наблюдается платежный недостаток наиболее ликвидных активов денежных средств (А1) и краткосрочных финансовых вложений. Таким образом, баланс не является абсолютно ликвидным. Однако, в ОАО «Биохимик» выполняется важное условие платежеспособности, а именно: постоянные пассивы перекрывают труднореализуемые активы, что подтверждает достаточность собственных оборотных средств для осуществления бесперебойного процесса производства. Предприятие может погасить лишь малую часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
Проанализировав структуру источников капитала ОАО «Биохимик» мы пришли к выводу, что за анализируемый период в структуре источников финансовых средств нет преобладания заемного капитала над собственным. Это говорит о небольшой степени финансового риска.
Рентабельность предприятия же является не очень высокой, а рентабельность продаж имеет тенденцию к сокращению, что обусловлено уменьшением прибыли вследствие роста себестоимости.
Предприятие имеет быструю оборачиваемость капитала, вложенного в активы, достаточно высок уровень запасов при данном количестве активов.. Замедление оборачиваемости оборотных активов в начале года привело к росту их остатков, ускорение оборачиваемости в течение года – к их сокращению. В этих условиях у ОАО «Биохимик» либо возникает потребность в дополнительном финансировании, либо происходит высвобождение средств из оборота в связи с ускорением их оборачиваемости.
Рекомендации по применению финансового плана по организации производства и сбыту продукции: применение для небольших производственных участков; использование собственных средств в качестве начальных инвестиций; создание в организации корпоративного духа и эффективного стимулирования способствует дальнейшей реализации проекта.
На предприятии необходима комплексная модернизация системы финансового планирования, на основе принципов бюджетирования. Кроме того, необходимо осуществить переход от составления периодических планов к составлению скользящих финансовых планов; определить точку бузубыточности, учитывая каждый вид производимой продукции; сопоставлять цены с учетом инфляции; внедрение и использование программного обеспечения в электронных таблицах; а также совершенствование оперативного планирования.
Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Чем тщательнее разработаны все разделы плана, тем легче его выполнить, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Что не достигается на исследуемом предприятии. Также должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков.
Так как за счет использования нововведений, достижения практического использования новых идей, изобретений, результатов научных исследований производство становится более эффективным и повышается качество производимой продукции.