Анализ финансовых показателей деятельности предприятия




Введение

Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает наличие грамотного финансового планирования. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. И в зависимости от содержания, назначения, задач и периода их действия можно классифицировать финансовое планирование на перспективное (стратегическое), текущее, оперативное. Важнейшей проблемой в области организации системы финансового планирования являются: реальность формируемых финансовых планов, оперативность составления, прозрачность планов для руководства и реализуемость планов и их комплексность.

Финансовое планирование представляет собой процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздей­ствия на экономическое окружение предприятия и принятия решений о допустимом уровне и выборе окончательных вариантов финансовых планов. Успех деятельности любого предприятия во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения, поэтому этот аспект деятельности имеет большое значение.

Финансовый план компании в современном аспекте его понимания – это определение направлений множества продуктов и това­ров, пользующихся спросом и готовый к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выпол­нение смет, оплата работников).

Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния пред­приятия. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализа­ции, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.).

В связи с этим тема курсовой работы является актуальной.

Целью работы является изучение теоретических аспектов финансового планирования, исследование процесса финансового планирования на предприятии и его основных этапов, анализ финансовых показателей деятельности, оценка содержания финансовых планов, а так же совершенствование методов финансового планирования на предприятии и возможность внедрения зарубежного опыта.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– изучение теоретических аспектов финансового планирования;

– исследование процесса финансового планирования на предприятии и его основных этапов;

– оценка содержания финансовых планов;

– совершенствование методов финансового планирования на предприятии и возможность внедрения зарубежного опыта.

Объектом исследования являлся ОАО «Биохимик».

Предметом исследования являлось финансовое планирование на предприятии, его основные этапы, финансовые показатели деятельности ОАО «Биохимик» и совершенствование системы финансового планирования.

1 Теоретические основы финансового планирования на предприятии

1.1 Сущность финансового планирования на предприятии и его виды

 

Успех деятельности предприятия во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждое предприятие решает три задачи: что, как и для кого производить. Именно систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования.

План предприятия – заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказанию услуг. Планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия. Процесс составления плана предприятия это детальный анализ существенных составляющих вновь организуемого бизнеса, заставляют непредвзято и беспрестанно оценить проект во всех его деталях, объективно оценить его сильные и выявить слабые стороны, своевременно скорректировать свои намерения [5, c. 85 – 87].

Финансовое планирование представляет собой процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздей­ствия на экономическое окружение предприятия и принятия решений о допустимом уровне и выборе окончательных вариантов финансовых планов. Финансовое планирование предприятия имеет следующую целевую направленность:

– обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами дея­тельности предприятия на всех ее этапах;

– увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам дея­тельности, если они имеют место;

– организация стабильных финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами;

– обеспечение реальной сбалансированности доходов и расходов;

– обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости [22, c. 57 – 61].

Таким образом, финансовый план компании в современном аспекте его понимания – это определение направлений множества продуктов и това­ров, пользующихся спросом и готовый к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выпол­нение смет, оплата работников).

Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства; активным воздействием, опосредованного деньгами, распределения на производство и необходимостью администрирования при принятии решений о распре­делении финансовых ресурсов.

Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния пред­приятия. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализа­ции, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.) [28, c, 243].

Для успешной организации финансового планирования на предприятии необходимо наличие четырех обязательных компонентов, которые тесно связаны между собой. Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методо­логической и методической базойразработки, контроля и анализа исполнения комплекса финансовых планов (перспективного, текущего, опе­ративного), а работники финансово-экономических служб быть достаточно квалифицированны. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения финансовых планов составляет аналитический блокпроцесса финансового планирования.

Во-вторых, для того, чтобы разрабатывать финансовые планы, контролировать и анализировать их исполнение, нужна внутренняя информация о дея­тельности предприятия, достаточная для представления реаль­ного финансового состояние, движения товарно-материальных и финансовых потоков, и внешняя информация. Основой информационного компонентапроцесса финансового планирования является экономическая информация, учетная информация, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы и т.д. Кроме того, функционирование системы финансового планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к ко­торому относится законы, указы Президента РФ, постановления Правительст­ва РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные докумен­ты, инструкции и пр.

В-третьих, процесс финансового планирования всегда реализуется через ответствующую организационную структуру и систему управления. Она включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль анализ финансовых планов коммерческой орга­низации и совокупность структурных подразделений. В процессе составления финансовых планов происходит координация планов (бюджетов) отдельных структурных подразделений (центров финансовой ответственности). В этой связи действия руководителей таких подразделе­ний, функции которых организационно разделены, должны быть скоординированы [35, c. 320 – 335].

Значение финансового планирования напредприятии заключается в воплощении выработанных стратегических целей в форму конкретных финансовых показателей; обеспечении финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане; предоставлении возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции; получении финансовой поддержки от внешних инвесторов; содержании ориентиров дальнейшего развития предприятия; возможности определить в перспективе экономическую эффективность деятельности организации и способствовании постановки конкретных целей, которые служат способом мотивации работы менеджеров и позволяют установить критерий оценки их деятельности [38, c. 105 – 117].

В зависимости от содержания, назначения, задач и периода их действия можно классифицировать финансовое планирование на перспективное (стратегическое), текущее, оперативное.

Перспективный финансовый план (составляется на 3 года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы реального воспроизводства, он связан с постановкой целей и задач коммерческой организации, а также с поддержание взаимоотношений с внешним окружением. Результаты расчета перспективного финансового плана должны дать руководству предприятия информацию о потребностях в инвестиционных средствах; о способах финансирования этих инвестиций и о влиянии выбранной инвестиционной политики на стоимость пред­приятия [15, c. 87 – 89]. Следует заметить, чем продолжительнее плановый период, тем больше финансовый план носит неточный характер. Это обусловлено тем, что в долгосрочной перспективе неопределенность измене­ния макроэкономической конъюнктуры возрастает.

Процесс стратегического (перспективного) планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производ­ства, планирование сбыта и финансовое планирование (планирование при­были). Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конеч­но, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму [21, 26 c. 98 – 106].

Текущее финансовое планирование является планированием осуществления. Система такого вида планирования финансовой деятельности фирмы осно­вывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности [23, c. 244 – 249]. Производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сметами образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприятий, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложения собственных ресурсов.

Текущие финансовые планы разрабатыва­ются на основе данных, которые характеризуют финансовую стратегию фирмы; результаты финансового анализа за предшествующий период; планируемые объёмы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы; систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов; действующую систему налогообложения; действующую систему норм амортизационных отчислений; средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п. [25, c. 233 – 236].

В целях контроля за поступле­нием фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных фи­нансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, ко­торое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов [32, c. 111]. Оперативное финансовое планирова­ние заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств.

Важнейшей проблемой в области организации системы финансового планирования являются:

– Реальность формируемых финансовых планов. Эффективное управление компанией возможно лишь при наличии обоснован­ного плана. Нереальность планов вызывается необоснованными дан­ными по сбыту, доле денежных средств в расчетах, заниженными сро­ками погашения дебиторской задолженности, раздутыми потребностями в финансировании (затраты подразделений на техническое обслуживание, капи­тальный ремонт, общехозяйственные расходы и т.д.) [4, c. 251].

– Оперативность составления планов. Причины низкой оперативности: отсутствие четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, необходимость долгих процедур итерационного согласования планов, недостаток и недостоверность информации.

– Прозрачность планов для руководства. Это естественное следствие отсутствия четких внутренних стандартов формирования финансовых планов.

– Реализуемость планов и их комплексность. Т.е. их выполняемость с точки зрения обеспечения необходимыми фи­нансовыми и материальными ресурсами, отсутствие дефицитов. Комплексность же означает, что помимо любимого всеми сотрудниками финансовых отделов плана по доходам и расходам, необходимы ещё реальные планы по прибылям и убыткам, изменению задолженности, плановый баланс [1, 2, c. 82 – 86].

Для большинства российских пред­приятий основными параметрами при составлении годового плана являются вы­ручка, себестоимость и прибыль. Однако не рассчитываются и не анализиру­ются такие показатели, как: рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, оборачиваемость активов, запас финансовой прочности, темп экономического роста компании. Очень часто, на предприятиях не формируется плановый баланс и не анализируется его структура, не прогнозируется динамика изменения финансовой устойчивости и ликвидности. Отсутствие такого анализа на этапе долгосрочного планирования существенно снижает его эффективность, как инструмента управления предприятием [9, c. 54].

1.2 Этапы разработки финансового плана

 

Основой организации финансов предприятия является финансовый план. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того, чтобы представить их в стоимостном выраже­нии. Целью составления фи­нансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ре­сурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей [20, c.113]. Разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов:

 

 
 

 

 


Рисунок 1.1 – Основные этапы финансового планирования на предприятии.

 

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии. Финансирование фирмы – основополагающий элемент для достижения успеха в деле. Каждая фирма должна планироваться с четким и ясным пониманием того, какие вложения потребуются для того, чтобы начать операцию, какие дополнительные средства будут нужны для поддержания уже начатого. И где могут быть взяты деньги. Сумма, требуемая для того, чтобы начать дело, может быть определена при помощи оставления списка активов, которые должны появиться в наличии, с оценкой их стоимости. Цель следующей ступени в проведении планирования – гарантировать наличие средств для обеспечения трех основных ситуаций в бизнесе. Во-первых, наличие достаточного капитала для покупки уже действующей фирмы; или в случае открытия нового дела - достаточного капитала для покрытия издержек на развитие. Во-вторых, наличие достаточного размера оборотных фондов для покрытия расходов в первые месяцы, когда поток наличности лимитирован. Наличие достаточного резервного капитала для покрытия внеплановых издержек, которые часто имеют место на начальном этапе [11, c. 109].

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. Осуществляется прогноз объемов реализации, основная задача которого – дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам: 1 год – данные приводятся помесячно, 2 год – данные приводятся поквартально, 3 год – приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

Прогноз объемов реализации (план сбыта) – своего рода отправная точка при подготовке главного бюджета, поскольку намечаемый объем продаж оказывает влияние на все составные части главного бюджета. План сбыта включает также исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогноз объемов реализации призван дать представление о доле рынка, которую предполагается завоевать своей продукцией [24, c.71 – 76]. Он основывается: на оценке показателей перспективного спроса; на оценке предложений со стороны других производителей; на результатах рыночных прогнозов и прогнозе доли рынка; на прогнозах цен на товары.

План доходов и расходов. Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.

Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж. Также осуществляется планирование потребности в оборотном капитале, планирование прямых затрат на материалы, составляется смета прямых затрат на оплату труда и смета коммерческих и управленческих расходов.

Планирование источников дохода является необходимым в пределах данного этапа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность. План доходов и расходов основывается на следующих прогнозных оценках: доходов от реализации; прочих доходов; издержек производства и реализации продукции; прочих издержек: ожидаемых налоговых выплат; выплат процентов по долгам [33, c. 115].

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской предприятием.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов. Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений. В зависимости от вида финансового планирования разрабатываются соответствующие формы документов (таблица 1).

Таблица 1.1 – Формы разрабатываемых документов в зависимости от этапа финансового планирования

Этап финансового планирования Формы разрабатываемых документов (планов) Период планирования
Перспективное (стратегическое) планирование   – Прогноз отчета о прибылях и убытках; – Прогноз движения денежных средств; – Прогноз бухгалтерского баланса.   3 – 5 лет
Продолжение таблицы 1.1
Текущее планирование   – План доходов и расходов по операционной деятельности; – План доходов и расходов по инвестиционной деятельности; – План поступления и расходования денежных средств; – Балансовый план. 1 год  
Оперативное планирование – Платежный календарь; – Кассовый план. декада, месяц, квартал

 

Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

 

1.3 Методы финансового планирования

 

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потреб­ность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Та­кими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сбо­ров, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборот­ных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нор­мативы; местные нормативы; отраслевые нормативы и нормативы хозяйствующего субъекта [30, c. 234].

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории РФ, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним от­носятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образо­ваний) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах РФ. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. [8, c. 235 – 238].

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффек­тивному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребно­сти в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показа­тель [10, c. 81].

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на ос­нове анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаи­мосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оцен­ка. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использова­ния финансовых ресурсов и т.п. [13, c. 221].

Балансовый метод планирования финан­совых показателей заключается в построении балансов, где достига­ется увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической по­требности в них. Этот метод применяется прежде всего при планирова­нии распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании по­требности поступлений средств в финансовые фонды (фонд накопления, потребления и др.).

Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведённых затрат; максимум приведённой прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала или максимум прибыли на рубль вложенного капитала.

Суть экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей за­ключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимо­связей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она является точным математическим описанием факторов, характеризующих структу­ру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графи­ков и т. д.) [18, c. 364 – 369].

 

 

2 Исследование процесса финансового планирования в ОАО «Биохимик»

2.1 Организация процесса составления и утверждения финансового плана в ОАО «Биохимик»

 

Открытое акционерное общество «Биохимик», основанное в 1959 году, как государственное предприятие, сейчас является одним из крупнейших промышленных предприятий республики Мордовия и одним из наиболее важных производителей антибиотиков и кровезаменителей в России, находясь в первой шестерке лидеров по производству медикаментов.

В настоящее время саранский комбинат медицинских препаратов «Биохимик» свыше семи десятков наименований лекарственных препаратов, среди которых: антибиотики, противоопухолевые средства, плазмозаменяющие растворы, средства для парентерального питания, диуретические средства, препараты, применяемые для анестезии, консерванты крови, болеутоляющие, противовоспалительные средства, сульфаниламидные препараты, мази, таблетки, инфузионные растворы и др.

Задачи по увеличению объема реализации продукции предприятия решаются через создание сети своих аптек и реализацию через аптеки близлежащих регионов. Большой популярностью у жителей Саранска пользуется фирменная аптека ОАО «Биохимик». В 2003 году ОАО «Биохимик» вошло в состав холдинга «ФарМ-ЦЕНТР» Москвы. В настоящее время контрольный пакет акций находится во владении холдинга.

ОАО «Биохимик» при построении организационной структуры подготовки производства использует линейно-функциональный подход (рисунок 2.1). При этом обеспечивается четкое взаимодействие внутри функционального подразделения, четкая система единоначалия, быстрая реакция функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих. К недостаткам функционального подхода следует отнести рост числа горизонтальных коммуникаций, волокиту и перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений, перегрузку управленцев верхнего уровня за счет доминирования проблем оперативного характера над стратегическими.

 

 


Рисунок 2.1 – Организационная структура ОАО «Биохимик»

 

Организация процесса составления и утверждения финансового плана в ОАО «Биохимик» регулируется положением о системе финансового планирования и бюджетирования в ОАО «Биохимик» (Приложение № 1 к приказу от 5 февраля 2008 г. № 5 п /4).

Основным документом финансового планирования являет­ся бюджет ОАО «Биохимик», в котором в денежной форме отражаются до­ходы и расходы на плановый бюджетный период, а также прогно­зируются финансово-экономические показатели, достигаемые предприятием на конец периода.

Процесс финансового планирования в ОАО «Биохимик» с точки зрения вре­менного фактора делится на следующие группы:

- перспективное планирование – план на 3 года с разбивкой одного года помесячно, последующих – в целом на год;

- текущее планирование – годовой бюджет с разбивкой поме­сячно;

- оперативное планирование – бюджет на три месяца с разбив­кой по месяцам и подекадно (составляется ежемесячно на после­дующие три месяца).

Все документы составляются в рублях.

Основой для составления бюджета служат утвержденные Советом Директоров цели ОАО «Биохимик» на плановый период, биз­нес-план и разработанные на их основе планы работы служб и от­делов.

Бюджетный процесс включает периодически повторяющие­ся процедуры планирования и составления бюджетов, контроля за их исполнением, анализа результатов деятельности ОАО «Биохимик» и при необходимости корректировок при текущем планировании.

Процессом финансового планирования и бюджетирования руководит финансовый директор ОАО «Биохимик». Ответственность за от­дельные участки планирования и бюджетирования распределяются следующим образом:

- генеральный директор утверждает общехозяйствен­ные расходы;

- коммерческий директор утверждает текущую деятельность центров прибыли;

- начальник казначейства ОАО «Биохимик» отвечает за внешнее финансирование потребностей в процессе те­кущей деятельности;

- начальник Управления финансового планирования организует работу по формированию сводного бюджета, рассматривает предло­жения по внесению изменений в Положение о финансовом планировании и структуру документов, входящих в сводный бюджет, бюджет развития, планы служб и отделов, и дает распоряжения по реализации изменений.

Управление финансового планирования отвечает за форми­рование сводного бюджета и представляет сводный бюд­жет на утверждение соответствующих руководителей. Управление финансового планирования контролирует правильность заполнения бюджетных форм, представляемых службами и отдела­ми. Для этого Управление финансового планирования вправе требовать от служб и отделов помимо плановых форм аналитические материалы по их составлению, расшифровки отдельных сумм, дру­гие материалы, имеющие отношения к составлению бюджета.

Структурные подразделения в составе ОАО «Биохимик» на ос­нове целей и задач на плановый период разрабатывают собственные планы работы, осуществляют подготовку необходимых документов, их представление и защиту при разработке бюджета. Планы струк­турных подразделений должны представлять перечень мероприятий, ответственного, сроки выполнения и потребности финансирования. К плану должно быть приложено обоснование потребности в увели­чении численности сотрудников подразделения с указанием размера заработной платы новых сотрудников и дополнительных расходов на оборудование их рабочих мест.

Сводный бюджет содержит определение целей ОАО «Биохимик» на предстоящий период, заданных рядом финансово-экономических показателей. Сводный бюджет имеет следующую структуру:

- бюджет движения денежных средств (БДДС) – определение денежных потоков по отдельным подразделениям и по предприятию в целом;

- бюджет движения товарных ресурсов – отражение основных товарных потоков, сроки и объемы закупок и отгрузок;

- бюджет доходов и расходов – определение эффективности работы предприятия в плановом периоде;

- инвестиционный бюджет – отражение состояния основных средств предприятия, динамики изменений в состоянии основных средств и расчет плановых показателей амортизационных отчисле­ний;

- финансовая деятельность – определение путей и методов развития бизнеса предприятия;

- сводные БДДС, включающие все виды деятельно­сти (основную, инвестиционную, финансовую);

- прогноз цен закупок и реализации и плановых закупок и реа­лизации готовой продукции по месяцам.

Подготовка бюджета начинается с определения целей на плановый период, задаваемых в виде количественных показателей, и доведении этих показателей до структурных подразделений ОАО «Биохимик».

Плановый отдел ОАО «Биохимик» на основе целевых показателей до 10 сентября готовит и передает в Управление фи­нансового планирования прогнозные значения объемов и цен заку­пок сырья и реализации готовой продукции.

Производственные службы совместно с дирекциями по при­обретению и инвестициям до 10 сентября раз­рабатывают предварительные планы развития, включающие меро­приятия по капитальному ремонту имеющихся мощностей и планы приобретения новых производственных предприятий. До 1 октября в установленном порядке (в форме бизнес-плана) данные мероприя­тия утверждаются генеральным директором ОАО «Биохимик».

Утвержденные бизнес-планы консолидируются в форме инвестиционного бюджета ОАО «Биохимик» и представляются в Управление финансового планирования для дальнейшей консо­лидации.

В срок до 1 октября в установленном порядке утверждаются бизнес-планы в разрезе отдельных про­ектов и производственных подразделений предприятия.

Управление финансового планирования на основе бюдже­тов структурных подразделений ОАО «Биохимик» в срок до 15 октября готовит предварительный вариант сводно­го бюджета ОАО «Биохимик» и передает его в казначейство.

Казначейство в срок до 18 октября формирует бюджет дви­жения денежных средств на плановый период, определяя источни­ки и стоимость финансировани



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: