Методика создания воспитательной системы




1Первоначальным этапом в работе по проектированию является изучение научно-методической литературы и педагогической практики по использованию системного подхода в воспитательной деятельности. 2Вторым важным направлением моделирования воспитательной системы является диагностическое исследование обучающихся группы (класса), внутренней и внешней среды классного (группового) коллектива.

С этой целью:- составляются карты интересов и увлечений обучающихся,

- использован опросник Айзенка по определению типа темперамента, диагностика уровня интеллекта, оценка внимания (по методике Мюнстенберга), - тестирование сформированности коллектива по методике А.Н. Лутошкина, - состояния межличностных отношений с помощью игр "Лидер" и "Морские командные учения", конкурс рисунков "Я в своем классе (в своей группе)",

- тесты Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" и А.А. Андреева "Удовлетворенность школьной жизнью", - определение уровня воспитанности по методике М. Фридмана, М. Шиловой, Тараненко и др.- социометрические исследования.

3. После диагностики определяется цель воспитательной системы.

4. Для достижения целевых ориентиров определяются воспитательные задачи: 1) воспитать у обучающихся потребности в здоровье, в формирование культуры здорового образа жизни; 2) способствовать развитию познавательных интересов обучающихся, поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся; 3) создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования коллектива и развития личности ребенка в нем; 4) обеспечить по возможности участие родителей в коллективной творческой деятельности.

5. Пятый этап проектирования воспитательной системы - это конкретная деятельность по выполнению поставленных целей и задач.

6. Функционально - деятельностный компонент программы (формы и методы, через которые реализуется программа).

Методы изучения коллектива группы и личности обучающегося (по индивидуальному плану): -информационно-констатирующие (интервью, беседа, анкета, ранжирование)-оценочные (рейтинг) (экспертные оценки, независимые характеристики, оценка/самооценка)- продуктивные методы изучения личности (изучение творчества обучающихся, личностные тесты)- действенно-поведенческие методы изучения личности (наблюдение, дискуссия, социометрия, анализ взаимодействия)

7. Управление воспитательной системой класса (группы)

Структура управления в группе (классе):

- Пресс – группа - Группа самозащиты

- Группа творчества - Профориентационный

- Учебная группа Классный руководитель Совет ОУ центр

- Группа Здоровья» - Группа «Традиции»

- Группа «Наука» - Бытовой сектор

- Группа «Досуг»

- Группа «Интеллект»

- Группа «Семья Родительский комитет

8. Для достижения целевых ориентиров и удовлетворения потребностей определяются перспективные задачи и ожидаемый результат.

Задачи:

Способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности обучающихся;

Поддерживать творческое устремление детей;создавать условия для самовыражения и самореализации обучающихся;поддерживать нравственно-эмоционально благоприятную среду для формирования внутригруппового (классного) коллектива и развития личности ребёнка;

способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений

Ожидаемый результат:Создание внутригрупповых (классных) традиций;Принятие каждым членом коллектива целей и ценностей;Появление у обучающегося мотивации саморазвития и самореализации;Проявление творческой индивидуальности;Создание ситуации успеха.

Основная перспектива развития внутригруппового сообщества: Образ жизни, достойный человека

 

Документальное обеспечение воспитательного процесса: Учебно-воспитательный план образовательного учреждения.Модель выпускника.Классный журналНастольная книга классного руководителя (данные о динамике развития каждого ученика и коллектива в целом, социальный паспорт обучающегося, достижения учащихся, программа деятельности за все годы существования внутригруппового коллектива, описание совместной деятельности с родителями) личные дела обучающихся

П 21 Психолого-педагогические технологии формирования здорового жизненного стиля, установок на создание семьи и ответственное родительство.

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных сферах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. В воспитании ценностного отношения к здоровью учебных заведениях необходимо использовать все формы работы с учащимися. Это и педагогическое воздействие педагога (беседы, рассказы, классные часы, «уроки здоровья»), и создание атмосферы состязания (спортивные игры, эстафеты, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероприятий сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Однако более же эффективны такие формы работы, в которых педагог и учащиеся становятся активными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Необходимо создать максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит: 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. 2.Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. 3.Создание благоприятного эмоционально-психологического климата 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей.Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.В практике используются как традиционные (классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с учащимися, требующие активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.Методика проведения внеклассных мероприятий, в общем, такая же, как и на уроках. Во-первых, необходимо сформулировать развивающие и воспитательные цели.Во-вторых большую роль в проведении мероприятий играет подготовительный этап. Готовясь к мероприятию, можно подготовить фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух», «Мир моих увлечений», а также предложить учащимся ответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут учителю определить их отношение к обсуждаемой проблеме. Можно провести тесты, например, «Ваш образ жизни» и т.д. Оформить аудиторию пословицами Любой жует, да не любой живет. Здоровье – всему голова. Здоровая душа в здоровом теле. Здоровье дороже денег. Здоровье не купишь. Внеклассное занятия по формированию здорового образа жизни должно носить активный характер с привлечением всех членов класса или группы. Педагог при этом играет роль ведущего, эксперта – человека, способного выделить главное, подвести итог обсуждению, оценить качество знаний, полученных учащимися в процессе их совместной творческой деятельности. В образовательных программах представлены формы работы педагогов по формированию семейных ценностей на разных ступенях образования и в различных типах образовательных учреждений. Это - факультативные курсы, кружки, секции семейного спорта, классные часы и беседы, лектории для старшеклассников, клубы семейного творчества. Осуществляются детско-взрослые проекты по изучению школьниками и их родителями истории жизни своего рода, исследованию семейных традиций и т.д. Следовательно, для каждого образовательного учреждения необходимо разработать комплексную программу по формированию семейных ценностей, раскрыть механизмы ее реализации, создать необходимые организационно-педагогические условия для ее продвижения (материально-техническая и кадровая база, учебно-методическое обеспечение, соответствующие воспитательные технологии, нормативно-правовые документы и др.). Конкурс фотографий «Мы счастливы, потому что вместе»Конкурсная программа «В кругу семьи»Конкурс «Семья года»Конкурс «Самая читающая семья»Конкурс молодых семей «Семья – счастливая планета»Конкурсы рисунков, фотографий, сочинений «Такими семьями горда Россия»Ассамблея победителей (по итогам различных конкурсов)Книжно- иллюстрированная выставка «Крепка семья – крепка Россия»Книжная выставка «Родителям детях»Тренинги для родителей и их детейАкция милосердия по оказанию помощи многодетным семьям (выставка поделок, ярмарка, лотерея, аукцион). При разработке программ воспитания семейных ценностей выделяют следующие подходы: 1 Антропологический: для построения воспитательного процесса основе важен учет возрастных особенностей. Воспитание опирается на знание особенностей возрастных этапов в жизни личности. При этом существенны содержательные характеристики не только психофизического, но и духовно-нравственного.2.фамилистический подход основан на изучении семьи.(Праздники в России – культурная традиция, приучающая любить, хранить духовно‐нравственные ценности народа, передавать их из поколения в поколение. Педагогическое содержание праздничной культуры развивается, совершенствуется из поколения в поколение, сохраняя нравственный стержень и приоритеты. Государственные праздники на территории России, популяризируют ценности семьи, родительства, детства. «Международный день семьи» – его ценностная основа –сохранение и укрепление института cемьи,семейного образа жизни, социальная защищенность семьи, семейно‐родительская целостность (супружество, родительство, детство,родственность); «День матери» – праздник,актуализирующий ценности родительства,роль матери в рождении и воспитании ребен‐ка, защиту материнства, добродетели матери;«Международный день защиты детей» – в этой праздничной дате раскрывается значение ценности детства, важность формирования детской культуры, социальная защищенность детства; «Международный женcкий день» направлен на укрепление материнства,супружества, гендерной культуры. Новые праздники обогатили воспитательно‐образовательную среду важными ценностными приоритетами, например «Всероссийский праздник 8 июля – День семьи, любви и верности», где особое значение обрели духовно‐нравственные ценности брака, супружества,родительства.3. системно-деятельностный подход к исследованию проблем формирования у детей и старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей - основной подход.

 

 

П 2 Проектирование программ профилактики девиантного поведения учащейся молодежи.

Проблема девиантного поведения подростков - проблема многофакторная, включающая в себя целый комплекс проблем «трудных» подростков.

Если проанализировать статистику, то на первом месте среди социальных проблем детства окажется проблема семьи, которая сегодня во всём мире испытывает кризис. Вторая сфера отношений, в которой реализуется социализация детей - это сфера образования и учреждений интернатного типа.

На наш взгляд, в первую очередь всесторонняя и социальная помощь должна быть сосредоточена на семье, на совершенствовании семейного и общественного воспитания. Опорой семьи и ребенку должен выступать человек в роли специалиста по социальной работе; именно он призван обеспечивать работу с семьей по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, поиску видов занятости детей в свободное время; оказывать посреднические услуги детям и родителям в получении социальной помощи.

Таким образом, проблема профилактики девиантного поведения подростков - многофакторная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур; ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий все го общества.

Технологии социальной работы с подростками девиантного поведения можно разделить на два направления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Их реализация опирается на социальную диагностику (выявление форм девиаций, изучение социальной среды, факторов, способствующих проявлению девиации). В данной работе мы рассматриваем сущность профилактического направления социальной работы.

Социальная профилактика - это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».

Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс: - выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем;- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Учитывая специфические особенности девиаций как социального явления, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних определяется как «целенаправленное воздействие па общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении» Это воздействие реализуется через систему разноплановых мероприятий, направленных на выявление, нейтрализацию или минимизацию причин и условий девиаций в среде несовершеннолетних, формирование правомерного поведения подростков данной группы, коррекцию (ресоциализацию, перевоспитание) тех лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении.

В рамках профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания, эффективная реализация которой во многом определяет позитивную направленность развития личности ребенка. Воспитание (как в широком, так и в узком смысле), присутствуя практически в любом общественном институте и решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Таким образом, воспитание изначально предполагает упреждение отклонений в поведении личности.

Исходя из функций профилактики социальных отклонений, выделяются основные задачи, которые должны решаться в ходе этой деятельности, а именно:

мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих социальным отклонениям в среде несовершеннолетних;

изучение специфических особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних, которые приводят к их личностной деформации и формируют мотивацию отклоняющегося поведения;

устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности несовершеннолетнего;

постоянное выявление лиц, характеризующихся нравственными аномалиями и нестандартным поведением;

активное профилактико - реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности.

Профилактика социальных отклонений имеет различные уровни ее воздействия. На основе вертикальной дифференциации выделяются уровни, которые: а) предусматривают решение крупных социальных проблем жизнедеятельности общества, что находит свое выражение в соответствующих социально-экономических, культурно-духовных преобразованиях; б) предполагают предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и слои населения; в) непосредственно связаны с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц с устранением личностных деформаций и позитивным изменением системы ценностных ориентаций.В системе профилактики девиантного поведения подростков выделяется:общесоциальная профилактика;- специальная профилактика, которая состоит из различных по характеру, форме и содержанию специальных экономических, воспитательных, правовых, организационных и других мероприятий, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию причин конкретных форм девиаций. Среди специальных предупредительных мер выделяется индивидуальная профилактика, которая реализуется с помощью корректирующего, регулирующего, сдерживающего воздействия, направленного на конкретные формы девиантного поведения, и факторы, их вызывающие. Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.Условиями успешности профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком. В работе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить следующие уровни профилактической работы: первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков. Она включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем. Выделяют также раннюю и позднюю социальную профилактику. Ранняя профилактика рассматривается как деятельность по созданию условий для успешной социализации, приобщению к социальным нормам, ценностям, культуре, сознательной активной деятельности, а также нейтрализации или устранению причин девиаций у подростков, а поздняя профилактика - как меры по коррекции и исправлению подростков, поведение которых уже не вписывается в общепринятые стандарты. В профилактических технологиях выделяются следующие основные подходы.Информационный подход основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе. Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным работником для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Сознательный человек - гражданин - это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей. Такой человек никогда не допустит нарушений закона. Вот почему у подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты поведения: быть хозяином своего слова и дела; тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время; ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах. Молодой человек, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей и усвоенную систему ценностей чуждым обществу представлениям, взглядам и действиям, он сможет лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступать рамок, установленных общественными нормами.

Существует еще один подход к профилактике девиантного поведения, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений.

Таким образом, под профилактикой девиантного поведения подростков в социальной работе понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: - предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; - сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; - содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

П 3 Психолого-педагогическая профилактика употребления учащейся молодежью ПАВ, наркотиков и их прекурсоров.

Болезнь легче предупредить,чем лечить –это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит об употреблении учащейся молодёжью ПАВ(наркотиков и их прекурсоров). Проникая в различные сферы нашей жизни, вредные привычки оказывают всё более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный,профессиональный, генетический потенциал общества. Всё это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества - семьи. К сожалению попытки остановить рост наркомании среди учащихся до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого- крайне упрощённое представление о содержании и направление профилактики. Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении знакомства с наркотиками, сколько в том чтобы предупредить возникновения установки на наркотизацию, желание попробовать дурман. Для того, чтобы желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром-решать проблемы, реализовывать возникшие потребности за счёт собственных знаний и умений. Психолого-педагогическая профилактика включает в себя три основных блока: первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения к одурманиванию; вторичная профилактика, предотвращающая развитие наркогенного заражения; третичная профилактика, педагогическая реабилитация со сформированной зависимостью.1) Первичная профилактика имеет несколько направлений реализации. Её основная цель заключается в формировании у учащихся наркогенных установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни. В структуре антинаркогенных выделяется информационный, оценочный и формирующий на их основе поведенческий компонент. Информационный компонент включает в себя все сведения об аспектах наркотизма, которые позволяют предотвратить знакомство с наркогенными веществами(влияние на организм, физическое и психическое здоровье, социальный статус и т.д)Оценочный компонент базируется на определённом негативном восприятии учащегося явления, факторов, связанных с ним. Поведенческий компонент представляет собой комплекс приёмов и навыков, позволяющих молодому человеку избежать пробы наркотического и токсического вещества,а так же вариантов поведения, обеспечивающих реализацию потребности в удовольствии за счёт социально ценных источников.Существует множество вариантов решения этого направления: организация тренингов, различных тематических мероприятий, дисскуссионных клубов.Активные методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ:Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса”, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга.

Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе тренинга “правил группы”. В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать качества социальной и личностной компетентности учащихся.

Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмыслеНный выбор и импровизировать в значимых ситуациях.Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.“Аквариум” – это активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические умения учащихся.Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку (“я не хуже других”), адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи.Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: