Теперь, когда мы рассмотрели основные характеристики личности, необходимо уяснить, как же происходит ее формирование. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Коротко говоря, социализация — это процесс становления социального «Я». Социализация охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.
По своему содержанию социализация — это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию. Под интериоризацией в данном случае понимается переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при которых они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию
Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях — поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются: 1) осознание своего «Я»; 2) осмысление своего «Я». Осознание и осмысление своего «Я» — это два разных момента в процессе обретения самостоятельности личности, формирования «Я-образа». Осознание своего «Я» происходит в раннем детстве. Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве — таковы основные стадии в осознании своего «Я».
|
Осмысление своего «Я» — это процесс становления ценностного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с «другими людьми», такими же, как «Я». В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле, цели и смысле жизни и другие духовно-нравственные и мировоззренческие установки.
Степень социализации, отражающая ощущение человеком своего собственного «Я», фиксируется понятиями идентичности и самоуважения. Идентичность — это ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Самоуважение — осознание себя в качестве личности, человека, у которого индивидуальная шкала ценностей в значительной мере совпадает с общественной.
В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют сего. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т. д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.
|
Каждый агент социализации дает для становления личности то, чему может научить и воспитать. Агенты первичной социализации универсальны. Их воздействие охватывает практически все сферы жизнедеятельности индивида, а их функции взаимозаменяемы. Иначе говоря, и родители с родственниками, и друзья, внося свой вклад в процесс становления личности, часто перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вторичной социализации действуют узко специализированно. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы — это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качественными этапами становления социального «Я» — дошкольный период, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба (семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализа-цией и ресоциализацией. Десоциализация — это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализа-ция — процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.
|
Одним из первых выделил элементы социализации индивида З.Фрейд. В соответствии со своей теорией структуры личности, включающей «Оно», «Я» и «Сверх-Я», З.Фрейд представил социализацию как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление всех этих трех составляющих элементов личности.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).
Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация является позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.
Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные 3. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации и коммуникации.
Механизм социализации через групповой опыт в рамках ролевой концепции личности раскрывает теория «зеркального Я». Основоположник этой теории американский социальный психолог Ч.Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Каждый человек, по предположению Ч.Кули, строит свое «Я», основываясь на восприятии или реакции других людей, с которыми вступает в контакт. Это индивидуальное «Я», открывающееся через реакцию других, получило известность как «зеркальное «Я». Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение и внешность дает образ социального «Я». Первоначально роль социального зеркала выполняют родители, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники, учителя, тренеры, лидеры молодежных группировок и другие лица из непосредственного или ближайшего окружения индивида. Развиваясь, личность становится более строгой при выборе референтной группы и осуществляет отбор образцов, оказывающих на него влияние.
Теория «зеркального «Я» Ч.Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды и отмечая избирательный характер, не в достаточной мере учитывала активность личности в этой избирательности. Развитием теории «зеркального «Я» является концепция, «обобщенного другого» Дж.Мура. В соответствии с данной концепцией «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я — образ». Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».
Это опознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или другой роли. Принятие роли претендует на игру. В детских играх их участники принимают на себя различные роли. Классический пример — игра в «дочки-матери»: ты будешь мама, ты будешь папа, ты будешь ребенок и т.д. Исполнение роли связано с действительным ролевым поведением.
В соответствии с этой концепций выделяются три стадии обучения ребенка: подготовительная, игровая, исполнения роли. В ходе подобного процесса индивид проходит последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других людей. В сознании личности формируется «обобщенный другой». Повторяя и принимая роль «обобщенного другого» индивид постепенно формирует образ своего «Я».
Уточнением концепции Дж.Мура является концепция «значимого другого» А.Таллера. «Значимый другой» — это та личность, одобрение которой добивается индивид и чьи указания он по преимуществу принимает. В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, товарищи, популярные личности.
Процесс социализации достигает определенной системы завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбой, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.
Девиантное (отклоняющееся) поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Термин «девиация» употребляется в социологии в широком и узком значении. В широком смысле термин «девиация» подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют неписанным или писанным нормам. Этим термином в социологии чаще всего обозначают сферу нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. В этом смысле к отклоняющемуся поведению относят пьянство, наркоманию, преступность. В узком смысле девиантным поведением называется поведение, отклоняющееся от неписанных культурных норм (обычаев, традиций). Нарушение формальных законодательно закрепленных норм называется делинкветным поведением. Девиантное поведение относительно. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином сообществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие — одобряются. Например, странствующий монах в буддийском обществе считается святым, а в советском обществе — бездельником, тунеядцем. Делинкветное поведение абсолютно, поскольку существуют однозначно установленные законом нормы, квалифицирующие его как преступление.
К основным формам отклоняющегося поведения принято относить пьянство, наркоманию, проституцию и т.д. Возрастание отклоняющегося поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе ценностных оснований этого общества, конфликте между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.