ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ




 

Теперь, когда мы рассмотрели основные характеристики личности, необходимо уяснить, как же происходит ее формирование. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на ос­нове понятия «социализация». Социализация — это процесс, посред­ством которого индивидом усваиваются основные элементы культу­ры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Коротко го­воря, социализация — это процесс становления социального «Я». Социализация охватывает все формы приобщения индивида к куль­туре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобре­тает социальную природу.

По своему содержанию социализация — это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социаль­ного исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию. Под интериоризацией в данном случае понимается переход внешних по своей форме процес­сов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при ко­торых они претерпевают соответствующую трансформацию: обоб­щаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию

Главный смысл процесса социализации для личности на ее ран­них стадиях — поиск своего социального места. Основными опорны­ми точками в этом процессе являются: 1) осознание своего «Я»; 2) ос­мысление своего «Я». Осознание и осмысление своего «Я» — это два разных момента в процессе обретения самостоятельности личности, формирования «Я-образа». Осознание своего «Я» происходит в ран­нем детстве. Овладение прямохождением и речью, развитие мышле­ния и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обуче­ние в школе в среднем и позднем детстве — таковы основные стадии в осознании своего «Я».

Осмысление своего «Я» — это процесс становления ценност­ного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с «други­ми людьми», такими же, как «Я». В ходе этого процесса формируют­ся представления о добре и зле, цели и смысле жизни и другие духов­но-нравственные и мировоззренческие установки.

Степень социализации, отражающая ощущение человеком своего собственного «Я», фиксируется понятиями идентичности и самоуважения. Идентичность — это ощущение существования уни­кальной индивидуальности, отделенной, отличной от других инди­видов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Самоуваже­ние — осознание себя в качестве личности, человека, у которого ин­дивидуальная шкала ценностей в значительной мере совпадает с об­щественной.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каж­дом из этих уровней действуют различные агенты и институты соци­ализации. Агенты социализации — это конкретные люди, ответст­венные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направ­ляют сего. Первичная социализация происходит в сфере межлично­стных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов со­циализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т. д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом мес­те по степени значимости. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: пред­ставители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для становления личности то, чему может научить и воспитать. Агенты первичной социализа­ции универсальны. Их воздействие охватывает практически все сфе­ры жизнедеятельности индивида, а их функции взаимозаменяемы. Иначе говоря, и родители с родственниками, и друзья, внося свой вклад в процесс становления личности, часто перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вторичной социализации действуют уз­ко специализированно. Каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называе­мыми жизненными циклами. Жизненные циклы — это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качест­венными этапами становления социального «Я» — дошкольный пе­риод, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба (семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и трудоустройство (тру­довой цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового соци­ального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т.д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализа-цией и ресоциализацией. Десоциализация — это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализа-ция — процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и прави­лам поведения взамен старых.

Одним из первых выделил элементы социализации индивида З.Фрейд. В соответствии со своей теорией структуры личности, включающей «Оно», «Я» и «Сверх-Я», З.Фрейд представил социализацию как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление всех этих трех со­ставляющих элементов личности.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зави­симости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменя­ют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-мо­торная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс со­циализации продолжается в течение всей жизни человека, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее из­меняет внешнее поведение, в то время, как социализация детей фор­мирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчита­на на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией по­ведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социа­лизация взрослых рассматривается не как продолжение детской со­циализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как все­могущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентифи­кацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная по­пытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образ­цами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания принадлежно­сти к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их цен­ности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация является позитивными механиз­мами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа по­ведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведе­ния. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются опреде­ленные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих по­ступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирую­щей формой выступает совесть.

Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные 3. Фрей­дом, к теории социального действия и социальных систем. Они опре­деляют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительно­го отношения с «моделью». Идентификация же для них означает вну­треннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется ха­рактером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массо­вой информации и коммуникации.

Механизм социализации через групповой опыт в рамках ро­левой концепции личности раскрывает теория «зеркального Я». Ос­новоположник этой теории американский социальный психолог Ч.Кули поставил перед собой задачу исследования процесса посте­пенного понимания личностью отличия своего «Я» от других лично­стей. Каждый человек, по предположению Ч.Кули, строит свое «Я», основываясь на восприятии или реакции других людей, с которыми вступает в контакт. Это индивидуальное «Я», открывающееся че­рез реакцию других, получило известность как «зеркальное «Я». Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприя­тие реакции других людей на мое поведение и внешность дает образ социального «Я». Первоначально роль социального зеркала выпол­няют родители, близкие и дальние родственники, друзья, сверст­ники, учителя, тренеры, лидеры молодежных группировок и дру­гие лица из непосредственного или ближайшего окружения инди­вида. Развиваясь, личность становится более строгой при выборе референтной группы и осуществляет отбор образцов, оказываю­щих на него влияние.

Теория «зеркального «Я» Ч.Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды и отмечая избира­тельный характер, не в достаточной мере учитывала активность лич­ности в этой избирательности. Развитием теории «зеркального «Я» является концепция, «обобщенного другого» Дж.Мура. В соответст­вии с данной концепцией «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, кото­рые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я — образ». Индивид в процессе общения как бы встает на место других индиви­дов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обоб­щенного другого».

Это опознание «обобщенного другого» развивается через про­цессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или другой роли. Принятие роли претендует на игру. В детских играх их участники принимают на себя различные роли. Классический при­мер — игра в «дочки-матери»: ты будешь мама, ты будешь папа, ты будешь ребенок и т.д. Исполнение роли связано с действительным ролевым поведением.

В соответствии с этой концепций выделяются три стадии обу­чения ребенка: подготовительная, игровая, исполнения роли. В ходе подобного процесса индивид проходит последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собст­венное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других людей. В сознании личности формируется «обоб­щенный другой». Повторяя и принимая роль «обобщенного другого» индивид постепенно формирует образ своего «Я».

Уточнением концепции Дж.Мура является концепция «зна­чимого другого» А.Таллера. «Значимый другой» — это та личность, одобрение которой добивается индивид и чьи указания он по пре­имуществу принимает. В качестве «значимых других» могут вы­ступать родители, замечательные учителя, наставники, товарищи, популярные личности.

Процесс социализации достигает определенной системы за­вершенности при достижении личностью социальной зрелости, кото­рая характеризуется обретением личностью главного, интегрального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбой, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.

Девиантное (отклоняющееся) поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Термин «девиа­ция» употребляется в социологии в широком и узком значении. В широком смысле термин «девиация» подразумевает любые по­ступки или действия, которые не соответствуют неписанным или писанным нормам. Этим термином в социологии чаще всего обозна­чают сферу нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. В этом смысле к отклоняющемуся поведению относят пьянство, наркоманию, преступность. В узком смысле девиантным поведением называется поведение, отклоняющееся от неписанных культурных норм (обычаев, традиций). Нарушение формальных законодательно закрепленных норм называется делинкветным поведением. Девиантное поведение относительно. От­клоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения куль­туры, принятой в том или ином сообществе. Эта оценка заключает­ся в том, что одни отклонения осуждаются, а другие — одобряются. Например, странствующий монах в буддийском обществе считается святым, а в советском обществе — бездельником, тунеядцем. Делинкветное поведение абсолютно, поскольку существуют одно­значно установленные законом нормы, квалифицирующие его как преступление.

К основным формам отклоняющегося поведения принято от­носить пьянство, наркоманию, проституцию и т.д. Возрастание от­клоняющегося поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе ценностных оснований этого общества, конфликте между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодо­леть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: