ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА




Первичным агентом социального взаимодействия и отношений явля­ется личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение по­нятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» упо­требляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человечес­кий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизне­деятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая матери­альная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «ин­дивид». Индивид — это единичный представитель человеческого ро­да, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный че­ловек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенно­сти действия различных биологических факторов (возрастных осо­бенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и ис­торического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состоя­ния для онто- и филогенеза человека, личность — итог развития ин­дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных на­ук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процес­сов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личнос­ти связана с процессом формирования личности и развития ее потреб­ностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и обще­ства, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального по­ведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социо­логия содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксист­ской социологии, ролевая теория личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социаль­ных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социоло­гия» под ред. Г. В. Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельно­сти и общения.

На рисунке 2а. в детальном виде показана связь «общие соци­альные условия — личность как объект». Эта схема дана в моногра­фии российского социолога В. А. Ядова «Социологические исследова­ния: методология, программа, методы». Общие социальные усло­вия, прежде всего, представлены экономическими отношениями, от которых зависит социальная структура общества, т. е. разделение на классы, социальная дифференциация, закрепление общественного разделения труда. Социальная структура общества — это основа социальных отношений.

Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура, аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества.

Социальная структура и общественное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом обусловливающим все социальные отношения и отношения в духов­ной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных классов и социальных слоев общества.

Важным компонентом макросреды являются социальные ин­ституты, которые связаны и с социальной структурой, и с идеологи­ческими отношениями.

Общие социальные условия определяют специфические соци­альные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т. е. принадлежность к определен­ной социальной группе и место в системе социальных позиций. Соци­альное положение индивидов прямо связано с характером и содер­жанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этни­ческой и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение — социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Таким образом, система «личность как объект» предстает в ка­честве определенной системы научных понятий, отражающих неко­торые существенные свойства нормативных требований, предъяв­ляемых социальными общностями их членам.

Большое значение в марксистской социологии придается ис­следованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определен­ных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения. На рисунке 26. развернуто содержа­ние системы «личность как субъект». Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Через соци­альный интерес осуществляется обратная связь — от субъекта к его социальному поведению, т. е. люди действуют, преследуя опреде­ленные социально обусловленные интересы. При этом на основе ди­намической системы потребностей и предшествующего опыта субъ­ект формирует определенные и относительно устойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребностей, инте­ресов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное пове­дение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независи­мости от общества, способной противопоставить себя обществу. Лич­ная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанали­зу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную по­зицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведе­ния, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Зна­чение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio — расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социоло­ги Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию ак­тивно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологи­ческим поведением личности. Диспозиция личности означает пред­расположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведение в этих условиях. Дис­позиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные уста­новки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуатив­ные социальные установки как предрасположенность к восприя­тию и поведению в данных конкретных условиях, в данной пред­метной и социальной среде. Низшие — поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситу­ациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям лич­ности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

 

К СОДЕРЖАНИЮ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

Представленная в марксистской социологии модель личности позво­ляет говорить о личности как сложном, внутренне структурирован­ном образовании. На сложность, многоплановость структуры лично­сти в начале XX века обратил внимание австрийский психоаналитик З.Фрейд. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействии личности и общества, то в психоаналитической социологии предпринята попытка логически строгим путем связать биологичес­кие начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чув­ственно-аналитическую основу личности как социального субъекта.

З.Фрейд выделил в структуре личности три главных психоло­гических компонента: «Оно» (Ид), «Я» (Эго)и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» — это сфера подсознательного или бессознательного, «Я» — сфера сознания, «Сверх-Я» — сфера интериоризованной культуры, или, выражаясь термином П.Сорокина, сверхсознание.

Подсознание («Оно») представляет собой компонент, где вла­ствуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей, среди которых З.Фрейд особо выделял либидозную (интимные побуждения) и аг­рессивную. Так как удовлетворение этих потребностей наталкива­ется на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесня­ются, образуя огромный резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Подсознанием правит принцип удовольствия. З.Фрейд считал, «что в каждом человеке как бы сидит такое сущест­во, которое говорит: буду делать только то, что мне нравится. Но, по­скольку индивиду часто нравится то, что диктует ему биологическая природа и, прежде всего, желания и влечения, осуждаемые общест­вом, то индивиду приходится с ними бороться, вытесняя их в сферу бессознательного».

Сознание («Я») — компонент личности, управляющий ее кон­тактами с внешним миром. В начале своего жизненного пути, когда человек появляется на свет, у него существуют только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако по мере роста человек под влиянием окружающих людей учится ог­раничивать проявление биологических инстинктов, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что от него требуется. Постепенно формируется сознание, или «Я», стремящееся обуздать бессознательное и направить его в русло социально одоб­ренного поведения.

Сферой сознания («Я») управляет принцип реальности. Он вы­нуждает человека во всем слушаться рассудка, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, скрывать свои мысли от окружающих и т.д. Рациональное «Я» делает человека рас­четливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей и выходить из трудных обстоятельств.

Сверхсознание («Сверх-Я») — это пересаженные в голову че­ловека внутренние, освоенные индивидом социально значимые нор­мы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т.д., которые диктует индивиду общество. По Фрейду «Сверх-Я» — это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного са­моограничения личности. Данный слой психики личности формиру­ется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

Вычленив в структуре личности три основных компонента, З.Фрейд не считает их равноценными для ее существования. Опре­деляющую роль он отводит подсознательному компоненту «Оно». «Оно» — это самый крупный и глубинный слой человеческой лично­сти, психическая самость, то зерно, из которого произрастает в про­цессе социализации «Я» и «Сверх-Я». Иначе говоря, это строитель­ный материал личности. «Я» — находится на поверхности жизни. «Я» — сфера сознательного, посредине между «Оно» и внешним ми­ром, в том числе между природными и социальными институтами. «Я» воспринимает бессознательные инстинкты и пытается реализо­вать их в приемлемой для конкретной ситуации форме.

Сверхсознание («Сверх-Я») — это сфера обитания нравствен­ных чувств, которые выполняют роль внутреннего «цензора», посто­янно контролирующее «Я».

В динамическом плане все эти три элемента структуры лично­сти характеризуются конфликтом. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойные осуждения», подавля­ются энергией «Сверх-Я», что создает для человека невыносимое на­пряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессоз­нательных защитных механизмов — вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. А это значит, что если бессознательные ин­стинкты остановлены в одном из своих проявлений, то они неизбеж­но в другом должны произвести какие-то эффекты. Окультуривание этих эффектов производится на основе действия «Сверх-Я». «Сверх-Я» обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, тех раз­личных форм, в которые они выливаются, и, прежде всего, символов. Все, что человек делает, творит (произведения литературы, искусст­ва), является, по Фрейду, символизацией вытесненных в «подполье» бессознательных потребностей.

Идеи З.Фрейда о структуре человеческой личности развил П.Сорокин. Принимая в целом предложенную З.Фрейдом структуру, П.Сорокин дал иную интерпретацию «Сверх-Я». Именно П.Сорокин истолковал «Сверх-Я» как сверхсознание. По мнению П.Сорокина, З.Фрейд слишком биологизировал процесс формирования «Сверх-Я», утверждая, что его содержание находится в сфере бессознатель­ного. Сверхсознание, по П.Сорокину, — это сфера абсолютных нрав­ственных законов, которые составляют содержание базовых ценнос­тей и норм и источник которых находится в сфере религиозного сознания.

В результате такого переосмысления структура личности по П.Сорокину приобрела следующие очертания. Большую часть че­ловеческой личности занимает ОНО (бессознательное), над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в гори­зонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. И наверху находится сверхсознание — сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в ре­зультате которой осуществляется укоренение человека в непрехо­дящие абсолютные ценности.

 

К СОДЕРЖАНИЮ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: