А) Как только «причина» (крыса, хомяк, щенок) обнаружена, тут же отправить ученика, чтобы «слетал» домой и оставил там свою живность. А сам, естественно, вернулся….
Б) На время уроков «конфисковать» живность и спрятать в недоступном месте. После уроков вернуть вместе с замечанием в дневнике;
В) Сначала всем миром покормить зверюшку и полюбоваться ею; урок доброты – это главное. А физическая культура (химия, физика и пр.) подождет…
Ситуация 5. Родители просят классного руководителя помочь: ребенок, при всем внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда ничего не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как повлиять на ситуацию?
А) Объяснить родителям, что это их внутрисемейная проблема и решить ее должны они сами;
Б) Посоветовать родителям проявлять больше внимания, тепла к своему ребенку, чаще общаться с ним, а не нарочито лезть в душу;
В) Тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно с ним побеседовать;
Г) Провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и общения «отцов и детей»
Ситуация 6. В классе есть ребенок «слабак», как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физическим и психологически слабым мальчиком. Как учителю помочь такому ребенку?
А) В такой ситуации может помочь только профессионал-психолог, без него- увы! – не обойтись;
Б) Такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску;
В) Прежде всего необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям;
Г) Превратить «слабака» в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его – слабого и беспомощного – нужно любить и защищать?
|
Ситуация 7. В классе – новая учительница, которая обратилась к ребятам: «Господа старшеклассники!» Ребята зашумели. Учительница в замешательстве. Что ей делать?
А) Успокоить ребят и спросить: «А как бы вы хотели, что бы я вас называла?»
Б) Выйти из класса и подождать, пока ребята утихнут. А затем зайти и твердо повторить:«Господа старшеклассники!»
В) Подождать, пока ребята утихнут и громко сказать: «Товарищи старшеклассники!»
Г) Сказать с улыбкой «Друзья мои, чему вы удивились? Вы же взрослые, достойные люди»;
Д) Спокойно спросить: «Если бы я называла вас товарищами, было бы лучше?»;
Е) Спокойно пояснить: «Пусть мое обращение вас не смущает, вы и в самом деле господа – хозяева будущей жизни»;
ж) Отступить и сказать: «Ребята, успокойтесь, ну не хотите, не буду вас так называть»;
З) Твердо сказать: «Кто не согласен с «господами», встаньте! Сейчас разберемся!»
Ситуация 8. В классе мальчик – явный «коммерсант»: он все время пытается что-то выменять или продать одноклассникам. Что с ним делать?
А) Один раз серьезно поговорить с мальчиком в присутствии родителей и директора и попросить «коммерсанта» прекратить в школе свою «бурную деятельность»;
Б) Посоветовать родителям отдать мальчика в специальный коммерческий колледж;
В) Однажды вызвать в школу милицию и взять «коммерсанта» с поличным;
Г) Чаще упоминать в качестве антипримера – как не нужно себя вести;
Д) как можно чаще ставить его в пример одноклассникам как перспективного бизнесмена
|
Ситуация 9. Девочка из состоятельной семьи постоянно приносит в школу дорогую косметику – на зависть подружкам. Классный руководитель делает замечание, а девочка отвечает: «Ольга Николаевна, Вас это не касается – родители мне разрешают». Как быть?
А) Объяснить девочке, что ее макияж смешон в ее возрасте и совсем не уместен для школы;
Б) Объяснить девочке, как непедагогичны ее родители и как сильно они в данном случае ошибаются;
Г) В) убедить девочку, что ее «вид» станет актуальной на праздничном вечере или дискотеке;
Резко осадить девочку и записать замечание в дневник;
Д) «Конфисковать» косметику и отдать приглашение в школу родителям;
Е) Проникновенно спросить: «Посмотри на наших мальчиков…Для кого ты стараешься?!»
Ситуация 10. В классе завелся воришка. «Вычислив» его, учительница вызывает ребенка на разговор с глазу на глаз. Сознавшийся мальчик согласен вернуть украденное, но умоляет учительницу: «Только не говорите маме!». Как быть?
А) Не хватало еще вступать в сговор с воришкой!
Б) Действовать по своему усмотрению, не обращая внимания на просьбы воришки;
В) Действовать по своему усмотрению, но обязательно учесть просьбу ребенка;
Г) Ничего не предпринимать, но внимательно наблюдать за поведением ребенка. Если случаи воровства прекратятся, значит, можно успокоиться;
Д) В этой ситуации помощь и содействие родителей в воспитании ребенка обязательны
Ситуация 11. В столовой учительница услышала, как дети обсуждают одну из ее коллег: «Она вообще выжила из ума, ей давно пора на пенсию» и т.д. Как реагировать на подобные реплики?
|
А) Лучше промолчать, ведь речь идет не о вас;
Б) В деликатной форме обязательно сообщить об услышанном коллеге, о которой шла речь, - ей лучше ко всему быть готовой;
В) Сообщить обо всем директору – может, учительница, которую обсуждали дети и впрямь не в состоянии продолжать работу в школе?;
Г) Спокойно «прервать» обсуждение, а позже поговорить с ребятами – выслушать их и привести свои доводы в защиту коллеги;
Д) громко пристыдить говорящих
Ситуация 12. Проходя на перемене мимо группы учащихся, учительница слышит мат. Что делать?
А) Тут же отвести матершинников к директору для «проработки»;
Б) Ненормативная лексика-общесоциальное зло, в отдельной школе эту проблему не решить, так что уверенно проходите мимо, не обращая на мат внимания;
В) Сурово приструните ребят, сказав все, что думаете;
Г) Ненормативная лексика – большая проблема. Нужна кропотливая профилактика, систематическая работа с учащимися над формированием культуры поведения в течение всего периода их обучения в школе;
Д) Ненормативная лексика начинается не в школе, а в семье – именно с ней нужна кропотливая работа;
Ситуация 13.Придя в школу раздраженной, учительница с ходу «набрасывается» на класс. Разрядившись, она видит, что переборщила. Что делать?
А) Ничего- бываете же Вы иногда «расслабленной», и слишком доброй!
Б) Посетовать: «Как у меня сегодня болит голова… Наверное магнитные бури»;
В ) Спокойно сказать детям: »Извините, что-то я сегодня разошлась»
Г) «Компенсировать» свои нападки легким и приятным заданием;
Ситуация 14. Молодой учитель (ца) замечает, что одна из старшеклассниц (ков) всячески с ним заигрывает: строит глазки, задает провокационные вопросы. Что делать?
А) Обсудить эту ситуацию с классным руководителем;
Б) Если у учителя есть семья, ребята должны об этом знать, а если нет – на всякий случай придумать себе невесту, чтобы «охладить» старшеклассниц;
В) Однажды при всех осадить девочку, чтобы охота кокетничать пропала;
Г) Не бойтесь записать в дневник откровенное замечание: «Кокетничала с учителем физической культуры. Поведение 2» И роспись.
Ситуация 15. Учительница перехватывает записку с карикатурой на себя и весьма нелестным комментарием внизу. Как поступить?
А) Демонстративно порвать и выбросить
Б) показать перехваченную записку всему классу и попросить ребят выразить свое к ней отношение;
В) показать перехваченную записку всему классу и выразить свое к ней отношение;
Г) Похвалить автора за художественное мастерство, но посочувствовать его недостаточной успеваемости;
Д) Главное – выяснить, кто автор записки, а уж управа на него найдется;
Литература.
1.Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
2.Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – Учебное пособие. – М.: Академия, 2001.
3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под общей ред.Е.С.Полат _ М.: «Академия», 2003.
4.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; «Феникс», 2010.
5.Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. – М., 1990.
6.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- СПб.: КАРО, 2006.
7.Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения.-Практическое пособие. –М.: Аркти, 2008. – 80 с.
8.Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 158 с.
9.Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970. – 229 с.
10.Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. – М., 1991.
11.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2008.
12.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
12.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.
13.Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.- 176 с.
14.Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 174с.
15.Фридман Л.М. Логико-психологических анализ школьных учебных задач. – М., 1997
16.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Педагогическое общество России, 2001, -250 с.
Интернет-ресурсы
Информационные справочные и поисковые системы:
§ базы данных East View Publications, Интегрум, EBSCO Publishing; SCOPUS, РУБРИКОН, Консультант-Плюс;
§ Российские научные журналы на платформе E-library
Российская государственная библиотека. | www.rsl.ru |
Российская национальная библиотека. | www.nlr.ru |
Университетская информационная система РОССИЯ | uisrussia.msu.ru |
«Российское образование»: электронный федеральный портал. | www.edu.ru |
Педагогика. Научно-теоретический журнал | www.pedagogika-rao.ru |
«Вопросы образования». Электронная версия журнала | vo.hse.ru |
Всероссийский интернет-педсовет | www.pedsovet.org |
Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское собрание» | www.oodvrs.ru |
«Слово»: православный образовательный портал | www.portal-slovo.ru |
«Учительская газета». Информационный сайт | www.ug.ru |