Пояснительная записка
Факультативный курс «Основы психологии» составлялся для учеников 9-х классов МБОУ СОШ. Срок реализации программы: учебный год (4 четверти). Курс рассчитан на 32 часа.
Рабочую программу факультативного курса «Основы психологии» можно рассматривать как авторскую, но, следует отметить, что она не возникла с пустого места. При написании курса были проанализированы содержания основных учебников по психологии для средней школы (Корнилов К. Н. Психология: Учеб. для средней школы. — М., 1946; Теплов Б. М. Психология. Учебник для средней школы. — М., 1954; Климов Е. А. Психология. Учебник для школы. – М.: «Юнити», 1997; Попова М.Б. Психология как учебный предмет в школе. – М., 2000) и научных статей, в которых представлены планы занятий по психологии для девятиклассников (Свеженцева, А. Введение в мир психологии // Школьный психолог – 2009), рассмотрена история преподавания психологии в средних учебных заведениях (по следующим книгам и научным статьям: Стоюхина Н.Ю. К.А. Рамуль и преподавание психологии в школе: перечитывая забытые статьи // Психея + Клио: электронный журнал по истории психологии – 2009; Стоюхина Н.Ю Психология нужна всем // Школьный психолог – 2003; Практическая психология образования под редакцией Дубровиной И.В. – СПб, 2004; Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии – СПб, 2005). А также при разработке курса учитывались основные цели и задачи преподавания психологии в средних учебных заведениях и рекомендации по отбору учебного материала для конкретной возрастной группы (в данном случае старший школьный возраст), описанные в следующих учебных пособиях и научных журналах: Практическая психология образования под редакцией Дубровиной И.В. – СПб, 2004; Самоукина Н. Практический психолог в школе – М.,1997; И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Кроме всего сказанного, при разработке программы факультатива учитывались возрастные особенности учеников (ведущий вид деятельности, особенности развития когнитивной сферы и стремление к самопознанию, самоопределению и к обретению идентичности), но при этом курс составлялся так, чтобы весь процесс обучения предмета был направлен в «зону ближайшего развития» школьников (в частности на формирование диалектического мышления).
Основаниями для написания авторской программы факультатива «Основы психологии» послужили следующие факторы:
а) отсутствие психологических знаний у учащихся 9-х классов МБОУ СОШ № 2 (данный фактор затрудняет использование учебников, предполагающих наличие у школьников старшего подросткового возраста «базовых» знаний в области психологии. К такому учебнику можно отнести учебник Андреевой А.Д., Дубровиной И.В. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы – МПСИ Модэк, 2007.);
б) личностно - профессиональный взгляд на то, что именно из «психологии» необходимо знать учащимся 9-х классов, и в какой форме преподносить учебный материал.
Актуальность изучения курса «Основы психологии» обусловливается отсутствием адекватных представлений у большинства школьников относительно психологии как отрасли теоретических и практических знаний. Такое положение дел может способствовать разочарованию в психологии в случае поступления в ВУЗ или в среднее специальное образовательное учреждение на психологический факультет. А также выше сказанное может способствовать формированию неадекватных ожиданий от психологов-практиков с последующем разочарованием в психологах в целом (в случае обращения к ним за помощью). Поверхностное рассмотрение основных тем и разделов, традиционно изучаемых на психологических факультетах и входящих в перечень базовой части профессионального цикла по ГОСТУ специальности 020400 «Психология» (2000 г.) и ГОСТУ по направлению 21б (бакалавр) «Психология» (2009 г.), способствует формированию психологической грамотности учащихся.
Помимо выше сказанного, изучение предлагаемого курса является важным для учащихся средней школы, поскольку с помощью полученных на нем знаний им будет проще познать самих себя и расширить свое представление о собственных возможностях и способностях. А это в свою очередь косвенно помогает решить основные задачи, характерные для старшего подросткового возраста, - профессиональное и личностное самоопределения. Решение названных задач становиться возможным благодаря использованию в процессе обучения психодиагностических методик, развивающих игр и проведения дискуссий на психологические темы.
Исходя из всего выше сказанного, можно выделить основные цели и задачи факультативного курса.
Цель программы: формирование у учащихся психологической культуры.
Задачи:
- формирование у школьников представлений о психологии как отрасли теоретических и практических знаний;
- развитие самосознания, представления о своих способностях и возможностях;
- способствование профессиональному и личностному самоопределению;
- популяризация психологических знаний;
- преодоление «стеореопитизации» мышления;
- развитие толерантности к окружающим.
Учебно–методический комплект, способствующий достижению поставленных целей и задач, включает в себя различные учебные пособия, научные статьи и монографии, на основании которых были написаны конспекты факультативных уроков, а также сборники диагностических методик, сборники развивающих психологических игр, фильмы и видеоролики в которых освещаются предусмотренные учебным планом темы.
Формы организации учебных занятий: уроки - лекции, обучающие тренинги, кино-уроки, уроки обобщения и систематизации.
Формы и способы проверки знаний: фронтальный опрос учащихся с помощью репродуктивных и продуктивных вопросов с преобладанием последних.
Основные разделы учебного курса
1) Введение в психологию
Психология как наука. Психология как профессия. Мифы о психологии и психологах. Психология и другие виды познания. Житейская и научная психология. Краткая история становления психологии.
2) Общая психология: познавательные процессы
Общее представление об ощущении, восприятии, внимании, памяти, воображении, мышлении.
3) Возрастная психология
Краткая характеристика детства; подросткового возраста; юности; ранней, средней и поздней взрослости.
4) Общая психология: личность
Личность, индивид, индивидуальность. Темперамент. Характер. Способности. Эмоциональная сфера личности. Самооценка и «Я» - концепция.
5) Социальная психология
Человек как социальное существо. Причины аффилиации. Социальные группы. Личность и социальные группы. Стереотипы, предубеждения, дискриминация. Конформизм.
Учебно – тематический план факультативного курса
№ п/п | № Урока | Тема урока | Кол-во часов |
Тема №1. Психология как наука | |||
Тема №2. Психология как профессия | |||
Тема №3. Распространенные мифы о психологии и психологах | |||
4; 5 | Тема №4. Немного об истории психологии или психология в лицах | ||
Тема № 5. Познавательные процессы: ощущение | |||
7; 8 | Тема № 6. Общее представление о восприятии | ||
Тема № 7. Общее представление о внимании | |||
Тема№ 8. Общее представление о воображении | |||
Тема № 9. Общее представление о памяти | |||
Тема № 10. Общее представление о мышлении | |||
13; 14 | Тема № 11. Основы возрастной психологии | ||
15; 16 | Тема № 12. Личность, индивид, индивидуальность | ||
Тема № 13. Темперамент | |||
Тема № 14. Характер | |||
19; 20 | Тема № 15. Способности | ||
21; 22. | Тема № 16. Эмоциональная сфера личности | ||
23; 24 | Тема № 17. Самооценка и «Я» - концепция | ||
25; 26 | Тема №18. Человек – существо социальное. Причины аффилиации | ||
Тема № 19. Личность и социальные группы | |||
28; 29 | Тема№ 20. Стереотипы, предубеждения, дискриминация | ||
30 - 32 | 30; 31; 32 | Тема № 21. Конформизм | |
Всего | 32 урока | 21 тема | 32 часа |