Тонирование и воссоздание утраченной живописи.
Тонирование - погашение красками пятен обнаженного грунта.
Воссоздание утрат - воспроизведение в рисунке и цвете отсутствующих частей живописи.
Тонирование утрат красочного слоя монументальной живописи является завершающим реставрационный цикл процессом и имеет целью восстановление эстетического восприятия художественного произведения.
Восстанавливая условно или "натурально" утраченные части красочного слоя, реставратор должен погасить то, что мешает восприятию сохранившихся частей произведения для максимального выявления подлинных участков живописи.
От приемов и художественных особенностей художника-реставратора зависит эстетическая ценность произведения, его подлинность и максимальное, заложенное автором соответствие художественным особенностям, выразительности и значимости произведения.
Не все произведения древнерусской монументальной живописи в завершении реставрации требуют тонирования, и об этом будет сказано особо.
Сложность вопроса тонировок утрат живописной поверхности состоит в том, что отсутствуют единые, теоретически обоснованные принципы и требования к этому процессу.
Но тонирование утрат живописи не допускает свободного художественного творчества реставратора.
В процессе выполнения тонирования утрат красочного слоя реставратор должен руководствоваться следующим главными принципами:
1. Нанесение краски строго в пределах утрат красочного слоя изначальной живописи.
2. Тонировки должны быть обратимы, т.е. сохранять возможность их удаления без нарушения изначального красочного слоя.
3. По своей фактуре и тону тонировки должны отличаться от тонируемой живописи, и, как правило, быть несколько слабее по тональности. Выполненные таким образом тонировки позволяют при близком восприятии легко отличить их от общих росписей, а с большого расстояния тонировки становятся оптически неразличимы.
|
Различают следующие методы тонирования и воссоздания живописи:
1. Условное тонирование утрат красочного слоя живописи.
2. Тонирование живописи на вновь подведенных штукатурных вставках.
3. Тонировки, связанные с реконструкцией утраченных деталей живописи.
Различается три вида тонировок: пунктирная, штриховал и слитная.
Пунктирная тонировка заключается в том, что краска наносится мелкими раздельными точками. Эти точки, сливаясь, создают тонкую гладкую красочную пленку без заметных мазков. Пунктирная тонировка применяется наиболее часто.
При штриховой тонировке краску наносят тонкими вертикальными штрихами, которые, сливаясь, дают тонкий красочный слой. Иногда штриховое нанесете красок делают в несколько приемов. Если первый ряд штрихов наносится более светлым тоном в направлении, отклоненном от вертикали немного вправо, то второй ряд делается более темным тоном с отклонением штрихов влево. В результата получается мелкая сеть штрихов, различных по тону, которая на нормальном расстоянии от зрителя сливается оптически в единое целое.
Пунктирный и штриховой способы тонировки основаны на оптическом смешении цвета и позволяют при внимательном рассмотрении легко определить тонированные участки.
|
При слитной тонировке краска наносится ровным слитным слоек. Хорошо сделанную тонировку слитным слоем в первое время можно выявить только с помощью фильтрованных ультрафиолетовых лучей. Впоследствии она меняет свои оптические свойства и начинает выделяться на фоне авторской живописи. Такой способ тонировки в основном применяется на картинах с фактурной живописью, молодых по возрасту.
Потертости лессировочной живописи тонируются в технике, аналогичной авторской, т.е. прозрачными лессировочными красками на лаковом разбавителе.
Для выполнения любого вида тонировок применяют круглые колонковые кисти №№ 1-4. Качество кисти определяют по тому, насколько тонкий и упругий кончик она образует.
УСЛОВНОЕ ТОНИРОВАНИЕ УТРАТ КРАСОЧНОГО СЛОЯ ЖИВОПИСИ
Этот процесс тонирования, как правило, выполняется в местах небольших утрат живописного слоя на сохранившемся изначальном штукатурном грунте. В этом случае тонирование целесообразно выполнять "Грязцой" или акварельными красками методом пуантели в тон изначальной живописи, не дополняя при этом утраченный авторский рисунок.
В результате погашения белых пятен грунта таким способом тонирования изначальная роспись приобретает общность и экспозиционный вид.
Следует пояснить способ тонирования "грязцой", которая представляет собой раствор сажи и копоти, собранной со стен памятника. Принцип применения этого раствора подобен применению старой олифки для тонирования темперной станковой живописи. "Грязца" наносится с помощью мелких кистей тонким лессировочным слоем.
|
Таким образом было выполнено тонирование утрат красочного слоя на уникальных фрагментах росписей 1161, 1189 и 1408 гг. Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе XIIв. во Владимире. Применение подобного тонирующего материала позволяет полнее и эффективнее выделить сохранившуюся уникальную роспись храма.
Иногда в местах более крупных утрат красочного слоя или на небольших по размерам новых штукатурных вставках условная тонировка живописи выполняется красками общего для данной композиции среднего тона, так называемая тонировка "нейтральным тоном". Это широко распространенный способ погашения белых пятен грунта. Тонирование "нейтральным тоном" выполняется пуантелью или лессировкой, при этом утраченный рисунок и детали росписей не восстанавливаются.
ТОНИРОВАНИЕ ЖИВОПИСИ НА ВНОВЬ ПОДВЕДЕННЫХ ШТУКАТУРНЫХ ВСТАВКАХ
В данном случае участок вновь подведенного штукатурного фунта тонируется в тон, близкий к авторской изначальной живописи, акварельными или гуашевыми красками. При такой тонировке краска наносится тонкими вертикальными и горизонтальными штрихами (при тонировании сеткой) или одними вертикальными штрихами. С близкого расстояния такая тонировка позволяет легко отличать позднее дополнение от изначальной живописи. Примером может служить тонирование участков вновь подведенного грунта на живописи ХYII века Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире.
Общая сохранность живописи в соборе хорошая, наибольшие утраты наблюдались в барабане и на арках храма. Участки вновь подведенного грунта в местах утрат были затонированы сеткой и вертикальным штрихом. Кроме нарочитой условности приема тонирования, восстановление утраченных деталей изображений делается условно, обобщенным, без детализации, рисунком.
Основной целью является восстановление главных утрат цветовых плоскостей и их основной конфигурации без воспроизведения деталей. В данном случае приемлем тот и другой способ нанесения тонировок. Живопись собралась в единое целое и прекрасно смотрится (рис. 1, 2).
Иногда тонировка заменяется введением в новый штукатурный грунт, подводимый в местах его утрат, соответствующего сухого пигмента. Такая тонировка была выполнена на живописи XII в. в Дмитриевском соборе во Владимире, где имеющиеся на фонах композиции "Страшный суд" и, местами, на самой композиции многочисленные насечки были заполнены новым реставрационным тонированным грунтом
Владимир. Успенский собор Княгинина монастыря. Живопись XVII века
Тонирование - погашение красками пятен обнаженного грунта.
2 разновидности:
1). Тонирование реставрационного грунта, восполненного в местах его утрат
2). Тонирование потертостей красочного слоя по авторскому слою грунта.
Тонировка первого вида в свою очередь включает в себя две разновидности:
а) обычная тонировка мелких /по сравнению с площадью картины/ утрат;
б) тонировка утрат, связанная с реконструкцией произведения.
1.1.Обычная тонировка мелких утрат - наиболее часто встречающийся вид тонировки. Рисунок и цвет для тонировки устанавливается по рисунку и цвету окружающей живописи. Как бы многочисленны ни были мелкие утраты живописи, всегда удается проследить рисунок и установить цвет утраченных частиц.
1.2.Под реконструкцией понимают восстановление авторского облика произведения по его остаткам и документам. Важно найти основания, по которым можно восстановить утраченные фрагменты с достаточной достоверностью. Такими основаниями могут служить гравюры, фотографии, сделанные с картины до ее повреждения, архивные документы, аналогии и пр.
2. Потертостями называют утраты красочного слоя в результате механического трения по поверхности картины /например, от прикосновения картины к раме/ или от применения реставратором при удалении лака слишком сильно действующего растворителя.
Наиболее часто потертости красочного слоя наблюдаются на выпуклостях нитей холста, создающихся их переплетением /по "зерну" холста/, - образуется масса мелких точек обнажения грунта. Иногда потертости вскрываются в результате удаления записей: потертые участки живописи при предыдущей реставрации были закрыты сплошным слоем реставрационной краски.
При тонировке этого вида утрат красочного слоя соблюдается то же основное правило: не выходить на границу утраты.
В данном случае каждую отдельную точку обнажившегося грунта можно считать самостоятельной утратой. Тонировка потертостей красочного слоя сводится к тонировке каждой точки в отдельности.
При утрате верхнего слоя многослойной живописи не всегда удается установить с полной достоверностью границы утраты, так как переходы слоев бывают оптически едва уловимы. В таких случаях тонировка не производится.
Условная тонировка. Условно тонируются утраты живописи, если их рисунок и цвет определить не удается и не имеется никаких оснований для реконструкции.
Условная тонировка выполняется красками нейтрального тона; задачей ее является погашение резкости белого цвета реставрационного грунта. Иногда условную тонировку масляными красками заменяют введением в состав реставрационного грунта сухого цветного пигмента или краски, приближающих цвет реставрационного грунта к цвету окружающей авторской живописи. Условная тонировка может быть выполнена и акварелью.
Утраты фрагментов авторской подписи художника не восстанавливаются, даже если начертанье букв легко прослеживается. Самая незначительная тонировка считается подделкой, так как в дальнейшем она вызовет сомнение в подлинности всей подписи. Реставрационный грунт на подписи условно тонируется под цвет окружающей живописи.
Совсем не подлежат тонировке такие произведения, на которых количество утрат превышает количество сохранившейся живописи. В этих случаях реставратор невольно стал бы фальсификатором.
Восстановление живописи, связанное со сложными поисками рисунка, обычно подготавливается акварелью до покрытия картины лаком. Тонировка масляными красками делается после покрытия лаком.
Подготовка красок. Масло при высыхании окисляется, желтеет и темнеет, вследствие чего реставрационные тонировки со временем изменяются в цвете и тоне.
Для сокращения степени изменения цвета в масляные краски, применяемые для тонировки, взамен некоторой части масла вводят лак.
Промышленность не производит красок на таком смешанном связующем, и реставраторы сами, отжимая часть масла, могут заменить его на лак.
Для этой цели масляные краски из тюбика выжимают на пористый материал, впитывающий масло /фильтровальный картон или бумагу, гипсовую пластину и т.п./, распределяют ровным тонким слоем и сверху закрывают этим же пористым материалом с легким прессом. Пористый материал несколько раз меняют, пока на его поверхности не останется следов масла. Загустевшую краску переносят на мраморную плиту и растирают курантом, добавляя лак. Лак вводят или даммарный, или акрил-фисташковый 1) Лак добавляют в таком количестве, которое обеспечивает первоначальную консистенцию красок. Полученную массу помещают в тубы и хранят, как и обычную масляную краску.
Следует иметь в виду, что эти краски /так называемые "лаковые"/ сохнут значительно быстрее масляных. Цвет и тон подбирают на палитре обычным способом.
При тонировках особенно важно не вводить в смесь большое количество различных красок, так как с увеличением количества компонентов возрастает возможность потемнения смеси. Следует также помнить о нежелательности смешивания некоторых красок /например, краплак с белилами и др./.
Техника выполнения тонировок.
Перед тем как приступить к тонировке утрат, необходимо тщательно проверить поверхность картины, обратив особое внимание на состояние реставрационного грунта.
После покрытия картины лаком все недостатки реставрационного грунта становятся более заметными /уровень грунта, его фактура и блеск/. Эти недостатки следует исправить до начала тонировок.
В качества разбавителя лаковых красок применяют тот лак, который введен в состав связующего лаковых красок.
Лак-разбавитель разводят пиненом до такой степени, чтобы блеск тонировок соответствовал блеску окружающей авторской живописи.
Вводить разбавитель в краски нужно в минимальном количестве. Чем больше пинена содержится в красочной пасте, тем больше возможность ее потемнения; избыток лака в красках придает тонировкам излишне глянцеватую поверхность, блеск которой пригасить весьма сложно.
Прожухание тонировок, являющееся следствием впитывания грунтом части связующего из красок, устраняют, покрывая отдельные участки пожухлостей лаком.
Иногда при тонировках невозможно обойтись без имитации кракелюра. Кракелюр имитируется или механическим путам, или красками в зависимости от особенностей поверхности окружающей живописи.
Кракелюр авторской живописи, как правило, не тонируют. Исключение составляют некоторые случаи плывущего кракелюра, когда разрывы красочного слоя разрушают цельность произведения. Тогда тонировка возможна при условии, что краска не будет заходить на авторскую живопись.
При неудачно сделанной тонировке краску следует удалить скальпелем или маленьким тампоном ваты с лаком на заостренном черенке кисти. Исправлять тонировку путем наслоения краски не рекомендуется, так как всякое утолщение слоя влечет за собой более значительные изменения тона при высыхании.
В процессе работы над тонировками большую роль играет освещение. Источник света должен быть достаточно ярким, поверхность картины не должна отражать какой-либо посторонний цвет.
Чтобы избежать опасность захода краски на авторскую живопись, при тонировке точечных потертостей красочного слоя рекомендуется пoльзoвaтьcя лупой и колонковой кистью № 0 или № 1 с очень упругим концом в виде копья.
При тонировании монументальной фресковой и темперно-клеевой живописи применяют следующие материалы:
1. Тонированная штукатурка. Приготавливается добавлением соответствующего сухого пигмента в реставрационной известково-песчаный или известково-цемяночный грунт. Применение ее целесообразно при наличии на обширной цветовой плоскости большого количества утрат изначального штукатурного грунта.
2. Гуашь, краска заводского производства. Обладает хорошей укрывистостью и поэтому применяется при тонировании сеткой, штрихом и пуантелью. Затонированные гуашью участки живописи смотрятся мягко, а не "глухими" пятнами.
3. Акварель. Наиболее распространенный материал тонирования живописи, она прозрачна и поэтому ложится тонким лессировочным слоем.
4. "Грязца". Представляет собой водный раствор сажи и копоти, снятой со стен памятника. Приготавливается следующим образом: снятая сажа и копоть кипятятся в воде с небольшим добавлением этилового спирта для растворения находящихся в ней жировых включений. После раствор процеживается, и им выполняется тонирование.
"Грязца", так же, как и акварель, прозрачна и дает возможность погасить белые пятна грунта без введения каких-либо красок, что очень важно при реставрации уникальных росписей.
В заключение следует отметить, что применение того или иного метода и материала тонирования монументальной живописи зависит всецело от таланта и мастерства художника-реставратора и подбирается в каждом конкретном случае.
Процедура тонирования живописи в древних памятниках выполняется только реставраторами высшей квалификации.
Воссоздание утрат - воспроизведение в рисунке и цвете отсутствующих частей живописи.
Основные манеры нанесения красок:
- равный слой (корпусный или лессировочный),
- пуантель (отдельные точки),
- густая паста (воспроизведение фактуры и формы мазка).
Основные правила тонирования и воссоздания утрат.
1. реставрационный красочный слой наносится строго в пределах утрат живописи.
2. реставрационный красочный слой должен сравнительно легко удаляться без нанесения повреждений авторскому слою живописи
3. цвет и тональность реставрационного красочного слоя должны максимально приближаться к авторским.
Первоначальный этап - локальное восполнение расколеровки в местах восполнения утрат (мешает восприятию, выглядит заплатой). Служит основой для воссоздания утраченных частей орнамента. Орнаменты восстанавливают, особо следить за тем, чтобы остались подлинные участки.
Недопустимо перекрывать подлинник поновлениями.
Сюжеты - не восполнять без 100% уверенности.
Краски: масляные или акварельные. Масляные часто обезжиривают за счет частичного удаления масла и введения лака. Помнить, что краски при высыхании изменяют тон (темнеют или высветляются).
Есть 2 группы фабричных масляных красок:
1группа применяются для тонировок и воссоздания утрат (в сочетании с акварелью), для живописной части. В эти краски введено небольшое количество смол, они дают фактурный мазок. Выпускают в тубах от 9 до 46 см2. Светостойкость выше, чем у 2 группы и малярных (светостойкость обозначается звездочками).. Их разбавляют пиненом, а для ускорения высыхания к ним добавляют акрил-фисташковый или даммарный лак, разбавленные пиненом. Сохнут от 5-7 до 10-12 суток.
2группа (эскизные краски) в сочетании с малярными - для покраски стен под орнаментальные росписи и обрамления панно и в орнаментальной росписи. Краски менее плотные, мазок не сохраняет фактуру. Выпускают в банках емкостью до 0,35 л. Сохнут от 5-7 до 10-12 суток.
Малярные краски сохнут 10-12 часов (от пыли) до 24 часов - полное высыхание.
Эмульсионный краски составляют, добавляя в густотертые масляные краски воск и клей (мездровый или рыбий).
Техника тонировок и восполнения утрат:
Правило - многослойное нанесение красочного слоя (чтобы избежать мутности, цветовой примитивности).
При тонировании потертостей авторского слоя - защитить авторский слой легкорастворимым лаком. Тонировку наносить тонким лессировочным слоем.
Реставрационный грунт перекрывают тонким слоем акварели, затем наносят лак.
После этого выполняют воссоздание утрат.
Тон должен быть несколько светлее основной покраски (с учетом потемнения). Соответствие тона проверять на маленьком участке (ждать стабилизации сутки).
При больших участках - выполняют эскиз, картон, переносят методом припороха.
Инструменты -поролоновый валик и кисти.
В конце - наносят покровный лак.
Русская чайная (гостиница «Метрополь»), Начало удаления побелок и покрасок
Состояние после «расшивки» трещин, восполнения штукатурного слоя, грунтовки, тонирования орнамента и «вышпаровки» фона
С. В. Чехонин. Орнаментальная роспись. 1904—1905 (после удаления записей, тонирования и восстановления утрат красочного слоя)