Для осуществления анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности прежде всего необходимо проанализировать динамику обобщающих показателей, которые отражены в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1
Технико-экономические показатели деятельности ОАО "Уфамолагропром" за 2006-2008 гг., тыс. руб.
2006г., тыс. руб. | 2007г., тыс. руб. | 2008г., тыс. руб. | |
1. Выручка от продажи товаров | |||
2. Себестоимость проданных товаров | |||
Валовая прибыль | |||
Фонд заработной платы | |||
Среднемесячная заработная плата | 8,85 | 9,44 | 10,65 |
Дебиторская задолженность | |||
Кредиторская задолженность | |||
Стоимостная оценка товаров на складах |
На основании данных, представленных в данной таблице, можно сделать вывод о том, предприятие "Уфамолагропром" находится в состоянии подъема. Наблюдается динамика развития, показатели роста доходов и расходов пропорциональны, резкий скачок показателей между 2007 и 2008 годами объясняется внедрением нового оборудования и новых технологий производства продукции.
В таблице 2.2.2 проведен анализ рентабельности и оборотных активов за 2007-2008г. г. Так как рентабельность является важнейшим показателем эффективной работы предприятия.
Таблица 2.2.2
Анализ рентабельности и оборотных активов за 2007-2008г.
№ п/п | Наименование показателей | ||
1. | Рентабельность собственного капитала | 28,3 | 31,5 |
2. | Рентабельность активов | 20,4 | 18,4 |
3. | Рентабельность оборотных активов | 34,8 | 30,4 |
4. | Коэффициент оборачиваемости оборотных активов | 6,8 | 5,8 |
5. | Длительность оборота (дней) | 52,9 | 62,1 |
6. | Рентабельность продаж | 8,4 | 9,3 |
Из таблицы 2.1.2 мы можем сделать вывод, что деятельность ОАО "Уфамолагропром" в 2008 году была достаточно успешной.
|
Рентабельность собственного капитала увеличилась с 28,3 % до 31,5 % по сравнению с 2007годом, что является достаточно высоким показателем. Рентабельность продаж увеличилась с 8,4 % до 9,3 %. Увеличился коэффициент обновления основных средств с 0,06 в 2007 году до 0,31 в 2008 году. Повысилась эффективность использования основных средств, фондоотдача в 2008 году составила 6,6 против 5,3 в 2007 году. Предприятие активно использует кредитные ресурсы для финансирования своей текущей деятельности, что является признаком доверия со стороны кредиторов и перспективности направления деятельности. Далее, для осуществления анализа деятельности целесообразно в таблице и в графической форме отобразить динамику продаж ОАО "Уфамолагропром".
В таблицах 2.2.3 представлены планы продаж продукта по регионам.
Таблица 2.2.3
План продаж ОАО "Уфамолагропром" по регионам на 2005-2008 гг., т
Регион | ||||
Оренб. обл | 5 321 | 5 929 | 6 416 | 6 768 |
Перм. обл | 5 160 | 5 843 | 6 323 | 6 700 |
Прочие | 3 849 | 4 442 | 4 803 | 5 093 |
РБ | 13 383 | 13 581 | 13 752 | 13 876 |
Сверд. обл | 7 750 | 8 385 | 8 995 | 9 455 |
Уфа | 33 725 | 33 684 | 33 641 | 33 498 |
Чел. обл | 12 623 | 14 160 | 15 322 | 16 320 |
Общий итог | 81 811 | 86 023 | 89 252 | 91 710 |
Прирост | 113% | 105% | 104% | 103% |
Исходя из данных таблицы 2.2.3 можно проследить явную тенденцию роста продаж. В 2008г. рост продаж по сравнению с предыдущим годом составил 2458 т. (2,7%), а по сравнению с 2005г. - на 9899т. (10,8%).
На рисунке 2 наглядно отображена динамика роста продаж по регионам.
Рисунок 2. Динамика продаж по данным 2005-2008г. г.
|
Ассортимент продаваемого товара компании достаточно велик, более 130 наименований и разновидностей кисломолочной и цельномолочной продукции высокого качества. Благодаря широкому ассортименту, специфика деятельности клиентской базы организации так же разнообразная. Ключевыми клиентами являются производителя продуктов питания, розничные сети магазинов и гипермаркетов. А так же ОАО "Уфамолагропром" реализует продукцию средним и более мелким представителям малого бизнеса в зависимости от их потребностей.
В заключении можно отметить, что клиенты компании приносят прибыль, и задача фирмы удовлетворить их потребности в полном объеме. А ведь именно потребности и их удовлетворение - основные стимулы предпринимательской деятельности.
2.3 Анализ инвестиционной стратегии ОАО "Уфамолагропром"
Предприятие "Уфамолагропром" является лидером по производству качественной продукции. Но по-прежнему проблемными оставались вопросы технического перевооружения и обновления изношенных основных средств, финансового состояния и повышения уровня платежеспособности предприятия, обеспечения своевременных расчетов с бюджетом, по заработной плате и за использованные энергоресурсы.
В настоящее время комбинат перерабатывает до 500т. молока в сутки.
Планируемые объемы продаж до 2008г. предполагают рост объема переработки до 600т. /сутки, что увеличит показатель средней загрузки мощностей по процессу до 71%.
Анализ загрузки производственных мощностей на планируемый период 2008-20012г. г. свидетельствует о дефиците по приемному отделению, участку восстановления (с соблюдением все технологических требований в режиме ускоренной гидратации), производству пастеризованного молока и другой кисломолочной продукции в пленке и продукции фасуемой в полимерные стаканчики. Учитывая высокие требования, предъявляемые к выпускаемым продуктам (сроки реализации, стабильность качества, значительное число ассортиментных позиций с малыми объемами), условия жесткой конкуренции, очевидна необходимость решения ряда существующих проблем и задач в значительной степени влияющих на качество и себестоимость готового продукта. К основным проблемам следует отнести следующие:
|
1. Значительный моральный и физический износ технологического оборудования;
2. Низкий уровень автоматизации производственных процессов и как следствие недопустимо высокая зависимость качества готового продукта от человеческого фактора;
3. Низкий уровень санитарии производства, что объясняется: отсутствием эффективных моечных систем; использованием устаревших типов арматуры отечественного производства; отсутствием системы централизованного сбора конденсата; предельным физическим износом систем вентиляции, инженерных коммуникаций, что определяет низкое качество воздуха в производственных цехах; низким качеством и значительным износом напольного покрытия и кровли).
4. Отсутствие эффективных систем измерения для учета и контроля движения сырья, как в приемном отделении, так и внутри производства;
5. Значителен износ оборудования паросилового цеха.
6. Раздробленность сходных по функционалу производственных мощностей по отдельным участкам.
7. Нерациональное использование энергоресурсов.
8. Высокий процент текучести кадров по причине низкого уровня зарплаты и тяжелых условий труда.
Сбытовая стратегия на период 2008-2012г. направлена на увеличение доли региональных отгрузок и для ее успешного осуществления необходимо увеличение сроков реализации продукции собственного производства. В связи с этим стратегия развития производства на 2008-2012 гг. направлена на увеличение сроков хранения (молока пастеризованного до - 7сут; кефиров до-7 сут.; всей кисломолочной продукции, в том числе сметаны - до 14сут.), повышение стабильности качества продукции.
Таблица 2.3.1
Износ ключевого оборудования ОАО УМК на 07.07.2007 г.
В среднем по заводу износ оборудования составляет 78,6%.
Основной задачей предприятия является поддержание высоких стандартов качества своей продукции. В 2007 год более 700 000 млн долл. США. было выделено на строительство и реконструкцию молокоприемных пунктов, приобретение технологического оборудования, непрерывно велась работа по совершенствованию технологий производства.
В 2008 г. реконструкция молокоприемных пунктов была завершена.
В таблице 2.3.2 отражен анализ ситуации на рынке сырья ОАО "УМАП", по состоянию на 01.07.08 г
Таблица 2.3.2
Объём производства и реализации мол сырья по группам производителей молока РБ за период 2005-2008 гг., (тыс. тонн).
№ п/п | Наименование классификатора | 2005 г | 2006 г | 2007 г | 2008 г | ||||
пр-во | реал | пр-во | реал | пр-во | реал | пр-во | реал | ||
Крупнотоварные производители | 617.094 | 463.165 | 617.919 | 447.255 | 696.99 | 441.559 | 323.313 | 205.1 | |
Индивидуальные производители | |||||||||
Фермерские хозяйства | 22.417 | 28.015 | 46.385 | 24.569 | |||||
ЛПХ | 78.73 | 1185.38 | 59.361 | 1316.44 | 63.69 | 643.74 | 40.221 | ||
Всего: | 617.094 | 564.312 | 1803.29 | 534.631 | 2013.43 | 551.634 | 967.053 | 269.9 |
Вывод: Объёмы производства и реализации молока в РБ по данным официальных источников информации за последние три года стабильны.
Однако, в 2008г даже по данным этих источников ожидается снижение объёмов, так как в первую половину года объём молока не превышает 47% (в 2006г - 54%, в 2007г.55%)
Объём мол сырья поступившего на переработку по группам переработчиков РБ за период 2005-2008 гг.
№ п/п | Наименование классификатора | 2005 г | |
Кол-во | V | ||
един. | тонн | ||
Объём переработки, до тн/год | |||
более 40000 | |||
Всего: |
Вывод: Реальное снижение объёмов производства молока в РБ повлияло на загрузку предприятий с объёмами от 5.0 до 20.0 тыс. тонн/год. Общее количество таких предприятий за три года уменьшилось с 37 до 34, количество же предприятий с объёмами более 20.0 тыс. тн/год напротив увеличилось на 1 единицу.
В таблице 2.3.4 представлены прогнозируемые показатели по развитию сырьевой базы ОАО "Уфамолагропром".
Таблица 2.3.5
Прогнозируемые показатели по развитию сырьевой базы ОАО "УМАП" до 20012г
Наименование показателя | Един. Измер. | 2008г | 2009г | 2010г | 2011г | 2012г |
Цена сырого молока, средняя, без доставки, с НДС | руб/тн | |||||
Объём закупок молока | тонн | 70,700 | 72,000 | 75,000 | 78,000 | 82,000 |
Сумма закупки молока | тыс. руб. | 459,550 | 540,000 | 618,750 | 694, 200 | 781,460 |
В таблице 2.3.6 отражены инвестиции в программу развития сырьевой базы предприятия, планируемые суммы ежегодных вложений.
Таблица 2.3.6
Инвестиции в программу развития сырьевой базы предприятия, планируемые суммы ежегодных вложений
Молокоприёмные пункты | тыс. руб. | |||||
Охладительная, доильная техника | тыс. руб. | |||||
Кормоуборочная техника, кормосмесители | тыс. руб. | |||||
Программа мотивации | тыс. руб. | |||||
Племенной скот | тыс. руб. | |||||
Итого: |
В приложении А представлена инвестиционно-финансовая стратегия (анализ факторов).
Инвестиционная деятельность ОАО "Уфамолагропром" во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современном этапе ОАО "Уфамолагропром" осознаёт необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды. Эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью ОАО "Уфамолагропром", подчиненного реализации целей ее общего развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры инвестиционного рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает инвестиционная стратегия. Инвестиционная стратегия ОАО "Уфамолагропром" представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения. Инвестиционную стратегию ОАО "Уфамолагропром" можно представить как генеральное направление (замена оборудования) инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности ОАО "Уфамолагропром", характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.
2.4 Рекомендации по разработке инвестиционной стратегии предприятия ОАО "Уфамолагропром"
Цех №1 Приемно-аппаратный цех - по производству диетической продукции, пастеризованному молоку, стерилизованному молоку, йогуртам питьевым, сметаны, ряженки, катыка в стаканчиках и ванночке. По данному цеху на сегодняшний день оборудование загружено в среднем на 47,7% и 25,6% к эффективной и паспортной мощности предприятия соответственно.
Приемно-аппаратный цех с устаревшим оборудованием на данный момент не может обеспечить растущие объемы производства. В связи с этим необходимо произвести реконструкцию цеха, в результате которой, будет введено новое автоматизированное оборудование с управлением через компьютеры. Необходимо прежде всего провести реконструкцию приёмного отделения, участка восстановления и нормализации. Для оптимизации производственных процессов с целью сокращения нормативных потерь планируется производить процесс нормализации большими объемами в крупнотоннажных емкостях приемного отделения с применением индукционных расходомеров. На сегодня нормализация производится в малотоннажных емкостях и из-за значительного количества арматуры и большого объема рутинной работы велика вероятность ошибок оператора. Ошибки приводят, как к потерям, так и ухудшению качества. Для повышения качества и сокращения нормативных затрат при восстановлении молока запланирован монтаж комплекта оборудования, обеспечивающий возможность горячей гидратации, что существенно сократит время технологического процесса, исключит повышенное содержание воздуха, а следовательно, исключит возможность получения брака в виде отделения сыворотки в кисломолочном продукте и окисления жира, исключит образование пригара в аппаратах высокотемпературной обработки.
Цель. Оптимизация процесса приемки и оборачиваемости автомашин. Освобождение площадей для монтажа оборудования первичной переработки с последующим использованием демонтированных емкостей для организации качественно нового участка восстановления молока. Устранение дефицита емкостного оборудования по приемному отделению и участку нормализации. Повышение качества и скорости процессов лабораторного контроля, разгрузки, мойки АМЦ. Учет с применением расходомеров. Повышение уровня гигиены. Сокращение времени хранения молока до процесса очистки и пастеризации для повышения качества и стойкости готового продукта.
Мероприятия. Строительство проездной приемки на 2 поста и монтаж 3-х модулей приемки с объемными расходомерами механизмами перемешивания и постами циркуляционной мойки. Перенос существующих емкостей 4*50м3, 3*25м3, 4х6 м. куб.2х ПОУ (25тн\час) для первичной обработки молока. Монтаж гребенки на ручных кранах-бабочках, технологических трубопроводов и 2х расходомеров для нормализации смесей. Монтаж оборудования (миксер, пастеризационная охладительная установка, емкости 3шт. по 15тн. бункер накопитель с шнековой подачей) для участка восстановления. Кроме того, необходимо произвести реконструкция отделения централизованной мойки, находящуюся на территории приемно-аппаратного цеха.
В настоящее время участок централизованной мойки, находящийся в приемно-аппаратном цехе представляет комплект оборудования, степень износа которого до 100%. Напольное покрытие изношено полностью, канализационные сети разрушены, в результате, чего подвальное помещение постоянно подтапливается. Проведение ремонтных работ в текущем порядке малоэффективно и требует остановки производства на значительный период. Принцип работы Централизованной моечной системы следующий: "Оператор посредством ручного управления кранами и насосами подает моющие среды на все участки производства (удаленность до 160 м.), принимая возврат по согласованию, а чаще на сброс”. Эта схема не позволяет эффективно контролировать концентрацию, время и поддерживать необходимую температуру растворов, а значит, не обеспечивает качества мойки и дезинфекции и в большинстве случаев не позволяет повторно использовать моющие среды. Необходимы мероприятия, которые автоматизируют процесс и оптимально приблизят установки СИП к объектам мойки, что повысит эффективность процесса и значительно сократит затраты на моющие средства и потребление энергоресурсов.
Цель. Повышение качества мойки автомолцистерн, и технологического оборудования всего производства.
Мероприятия. Демонтаж оборудования существующей ЦМ системы, монтаж участка приемки и наводки концентрированных моющих растворов. Монтаж ЦМС в составе трех локальных систем с АСУТП: 2х маршрутная на сырьевой участок и мойку автомолцистерн; 4х маршрутная для участка нормализации, аппаратного отделения, танков ферментации и участка розлива (ЦМ), 2х маршрутная для сырково-творожного цеха и участка выработки масла. Кроме того, необходимо провести реконструкцию аппаратного отделения. В настоящее время аппаратное отделение имеет избыток мощностей по процессам сепарирования и пастеризации. Значительное количество малотоннажных танков (29шт. *6тн., 2*10тн, 5*25тн.) технологическая обвязка и исполнение молочной арматуры, которых не позволяют обеспечить уровня санитарии соответствующего современным стандартам, а соответственно качество продукции не стабильно, сроки реализации вырабатываемой продукции малы (не более 5 сут.), производственные затраты высоки. Моечная станция на большинстве маршрутов не предусматривает циркуляционную мойку, а при мойке на слив, в силу полного отсутствия систем автоматики, не может обеспечить контроль концентрации моющих сред, необходимые временные и температурные параметры. Мойка танков осуществляется вручную. В настоящее время очевиден рост продаж стерилизованной продукции в упаковке ТФА и в зимний период низкокачественного молока возможен дефицит мощностей по ТТА Флексу из-за сокращения времени непрерывной работы и периодических остановок для мойки.
Цель.
Устранение дефицита мощностей по процессному оборудованию стерилизации.
Увеличение объемов производства пастеризованного молока.
Увеличение сроков хранения готового продукта (молоко, кефиры-7сут., кисломолочные продукты, включая сметану - 14сут.).
Оптимизация количества единиц емкостного оборудования, численности персонала.