Методы устранения и предотвращения последствий инфляции.




3.1. Социально-экономические последствия инфляции.

Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества и поэтому рассматривается как социальное зло. Негативные последствия инфляции очевидны каждому взрослому человеку. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, провоцирует бегство национального капитала за границу и т. д. Однако кроме явных издержек многие последствия инфляции носят неявный характер, социальный вред которых не менее опасен.

Для того чтобы рассмотреть этот аспект проблемы, проведем грань между двумя разновидностями инфляции — прогнозируемой и непрогнозируемой. Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации. Иными словами, это инфляция, к которой люди в большей или меньшей степени подготовлены. Непрогнозируемая инфляция — это инфляция, которая становится для населения неожиданностью. При такой инфляции фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый. Например, если ожидаемый темп инфляции 5% в год, а фактический оказывается равным 15% за тот же период, то непредвиденный темп инфляции составит 10%.

При прогнозируемой инфляции все экономические субъекты будут учитывать тот или иной ожидаемый темп роста цен в своих планах. Как заемщики, так и кредиторы будут ориентироваться не на номинальную i, а на реальную r процентную ставку, размер которой будет скорректирован на темп инфляции π: r=i-π. Соответствующим образом будет скорректирована на темп ожидаемой инфляции и арендная плата за землю, здания, квартиры и т. д. Для учета более высокого уровня инфляции в трудовых коллективах будет предусмотрен рост заработной платы. Одним словом, все экономические и финансовые решения будут приниматься с учетом будущего роста цен.

Однако даже при полном учете населением, фирмами, банками и правительством предстоящего темпа роста инфляции она все же сопряжена с издержками. Имеются в виду прежде всего издержки, обусловленные самим фактом возникновения инфляционного налога. Так, если при постоянном уровне цен трансакционный спрос на деньги составляет денежных единиц, то в условии инфляции с годовым темпом π через год индивид должен держать в кассе (1+π) денежных единиц. Пополнить кассу ему придется из текущего дохода. Поэтому его располагаемый доход сократиться на (1+π)- денежных единиц.

Кроме бремени инфляционного налога прогнозируемая инфляция порождает снижение эффективности в чистом виде. Дело в том, что ожидаемый рост инфляции вызывает повышение процентных ставок и тем самым увеличивает альтернативные издержки хранения денег. В результате люди сокращают объем ликвидных средств, находящихся на руках, но вынуждены чаще посещать банки и увеличивать объем покупок, опережая рост цен. На экономическом жаргоне такие издержки называются «издержками на обувные подметки» (поскольку от частого посещения банков стираются обувные подметки).

Другим следствием прогнозируемой инфляции является то, что называется «издержками меню». Этот термин отражает неудобства, приносимые необходимостью корректировать товарные цены с учетом инфляции. Происхождение термина обусловлено изменением цен блюд в ресторанах и необходимостью печатания новых бланков меню, по мере того как растут цены на продукты, используемые для приготовления обедов и ужинов.

Подобные издержки возникают и при перенастройке торговых, телефонных, игральных и прочих автоматов, поскольку их владельцам приходится расходовать дополнительные средства на оплату услуг технического персонала, транспортных услуг и т. д. Во время инфляции компаниям, торгующим по каталогам, приходится чаще пересматривать, перепечатывать и новь выпускать свои каталоги.

Наконец, при прогнозируемой инфляции нельзя избежать потерь, образующихся при подоходном налогообложении. Поскольку ставка налога устанавливается по отношению к номинальному доходу, то его рост во время инфляции может сопровождаться переводом части населения в более высокую категорию налогообложения, где предельная ставка налога выше. Правда, в ряде стран такие эффекты ползучей смены налоговых ставок постепенно устраняются. В частности, в США после налоговой реформы 1986 г. граница ставок подоходного налога стала индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. В России по мере роста номинального дохода в период инфляции 90-х гг. имел место сдвиг существующих налоговых ставок на более высокие уровни доходов.

При непрогнозируемой инфляции главным ее последствием является быстрый рост перераспределительных процессов, в результате чего одни группы населения резко богатеют, другие столь же стремительно нищают.

В отношениях между кредиторами и заемщиками в условиях инфляции существенную выгоду получают последние, так как взятые ими займы обесцениваются. Кредиторы же теряют ровно столько богатства, на сколько произошло непредвиденное повышение цен. Однако если кредитор будет вынужден уплатить налог на свой номинальный процентный доход, его потери станут еще больше

В аналогичной ситуации окажутся владельцы и других финансовых активов: банковских депозитов, акций, облигаций, наличных денег. В целом совокупный эффект непредвиденной инфляции складывается не в пользу домашних хозяйств — чаще всего выигрыш получают фирмы и государство.

В самих же домашних хозяйствах в структуре активов номинальная их составляющая больше у пожилых людей, чем у молодежи. Поэтому в результате роста общего уровня цен происходит перераспределение богатства от старшего поколения к молодому ("дети грабят отцов").

Непрогнозируемая инфляция порождает также перераспределение доходов между различными слоями населения. Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения их реальной стоимости. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система инфляции доходов позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцы товаров и ресурсов, занимающие монопольное положение на рынке, могут увеличить свой доход. Чаще всего в условиях инфляции возрастает богатство и у владельцев реальных активов (недвижимость, антиквариат, драгоценности, произведения искусства и т. п.). Все это, в конечном счете, ведет к быстрому социальному расслоению населения, глубокому имущественному неравенству.

К сказанному следует добавить, что продолжительная инфляция стимулирует растущий спрос на иностранную валюту. Усиливаются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что, в свою очередь, еще больше ускоряет рост цен.

Таким образом, непрогнозируемая инфляция существенно деформирует механизм распределения национального дохода и имущества в стране и тем самым снижает эффективность их использования. Длительная инфляция таит в себе опасность самоускорения, грозящую гиперинфляцией и крахом всей финансово-экономической системы. Вот почему проблема предотвращения инфляции — одна из главных макроэкономических задач государства.


3.2. Антиинфляционная политика.

 

Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя относить те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная, как уже отмечалось, не поддается лечению, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.

Бороться с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования, и государственная политика поддержания- полной занятости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регулирования.

Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Ранее было показано, что инфляция — результат дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение. Но этот дисбаланс может проистекать как от денежных, монетарных факторов (рост денежной массы, увеличение скорости обращения денег), так и от причин немонетарного характера (монополизация экономики, рост издержек). Однако независимо от того, какие факторы непосредственно вызвали усиление инфляции, ограничение ее возможно лишь при снижении темпов предложения денег. Опыт показывает, что практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег существует тесная корреляционная зависимость. А это значит, что в конечном счете "инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен" (М. Фридмен).

Вместе с тем рост денежной массы сверх потребностей товарного оборота может вызываться рядом причин: дополнительной эмиссией денег, бюджетным дефицитом, кредитной политикой ЦБ, неэффективной налоговой системой. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

а) уменьшение денежной эмиссии;

б) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования);

в) повышение нормы обязательных резервов;

г) сокращение государственных расходов;

д) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет

 

Однако проведение в жизнь этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это относится прежде всего к сокращению предложения денег. Неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы — падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромиссная теория инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее она подтверждается практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной массы — резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование).

Примером удачной шоковой терапии могут служить Польша и Эстония. В частности, в Польше благодаря решительным действиям властей инфляция была снижена с 585,5% в 1990 г. до 27,8% в 1995 г. Это позволило стране быстро преодолеть спад в экономике и перейти с 1994 г. к активному экономическому росту. Во второй половине 90-х гг. Польша стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира.

В России резкое сокращение темпов предложения денежной массы привело к значительному росту неплатежей в экономике и бартеризации хозяйственных связей. Это, в свою очередь, усугубило проблему дефицита государственного бюджета, привело к невыплатам заработной платы многим категориям работников бюджетной сферы, росту внутреннего и внешнего долга. Все это сопровождалось резким спадом производства в промышленности и сельском хозяйстве, что в сочетании с недостаточно стабильной ситуацией на мировых финансовых рынках и внутриполитической обстановкой в стране грозило опасностью девальвации рубля и возобновления инфляции.

В июне 1998 г. правительство России разработало крупномасштабную стабилизационную программу, направленную на недопущение нового витка инфляции и ориентированную прежде всего на активизацию инвестиционного спроса и развитие отечественного производства. Программа предусматривала также некоторое уменьшение налоговых ставок для производителей, увеличение налоговых сборов с физических лиц и резкое сокращение государственных расходов.

Что касается политики градуирования, то она может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год. Для России первой половины 90-х гг. она была неприемлемой.

Некоторые страны в борьбе с инфляцией использовали адаптационную политику, которая рассматривается как альтернатива монетарным методам ограничения инфляции. В рамках этого направления чаще всего применялась так называемая политика цен и доходов. Вариантов этой политики много, но ее суть заключается в том, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда. В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря подавлению инфляционных ожиданий. Кроме того, "замораживание" цен и заработной платы сдерживает рост издержек, а значит, ограничивает инфляцию продавцов.

Однако противники политики цен и доходов высказывают серьезные сомнения в ее результативности. По их мнению, отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции, и прежде всего под действием отложенных инфляционных ожиданий, а также подтягивания "замороженных" цен к их рыночному уровню, определяемому равновесием спроса и предложения. Для недопущения подобного исхода политика цен и доходов может быть эффективным антиинфляционным инструментом лишь при ее продлении на неопределенный срок, что создает опасность перевода открытой инфляции в подавленную.

Таким образом, анализ возможных вариантов антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования и т. п.


Выводы по работе:

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Инфляция как негативное явление распространяется на все сферы жизни общества, затрагивая не только экономику России, но, прежде всего российский социум. Результатом этого влияния оказывается деградация общества. Нарушается его нормальная структура. Огромные темпы роста цен привели к люмпенизации и маргинализации больших слоев населения. Отсюда пораженческие настроения, социальная напряженность, неприятие реформ и снова дальнейшая деградация российского общества. В таком состоянии последнее не может стать опорой для проведения последующих рыночных преобразований. Поэтому в последние годы проблема борьбы с инфляцией обычно выдвигается правительством на первое место.

Какие выводы можно сделать из данной работы?

Во-первых, исходя из причин инфляции, можно без особых затруднений ответить на вопрос, реально ли вообще избавиться от этой глобальной проблемы? В современной рыночной экономике инфляционный рост цен неистребим, т.к. невозможно искоренить такие глубокие причины этого явления, как:

а) значительная монополизация экономики;

б) структурные кризисы, вызываемые НТР и другими обстоятельствами;

в) военно-промышленный комплекс;

г) долгосрочные инвестиции;

д) локальные войны;

е) государственный бюджетный дефицит и др.

 

Следовательно, остается одно: вести борьбу не столько с причинами обесценения денег, сколько с их последствиями. Иначе говоря, более реально сделать инфляцию управляемой, а её уровень - умеренным.

Во-вторых, необходимо проводить твёрдую антиинфляционную политику со стороны правительства и эффективных совместных действий Центробанка и Минфина по связыванию излишней рублевой массы. А также, необходимость сочетания рыночных методов регулирования инфляции с государственными.

В-третьих, за последние годы отмечена тенденция снижения уровня инфляции начиная с 2003г. – 12%, планируется, что уровень инфляции за 2004г. будет составлять 10% и в перспективе тоже будет снижаться, в 2005г. – 8-9%. На сегодняшний день, условно достигнут уровень умеренной (ползучей) инфляции, т.е. в целом является безвредной и соответствующей нормальному экономическому развитию, но масштабы ее приводят к непредвиденным нарушениям в распределении национального дохода между различными социальными группами.


Список используемых источников.

1 Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов

 

1.1 Чепурин М.Н. «Курс экономической теории», - Киров, 2004. - С. 553.

1.2 Хейне П. Экономический образ мышления. - М., 1991. - С. 484.

1.3 Ивашковский С. Н. Макроэкономика. - М.: Дело, 2004. – С.129.

1.4 Яковлева Е.Б. Макроэкономика. – СПб.: Поиск, 1997. – С.168.

1.5 Лейдар Р. Макроэкономика. М., 1994. - С. - 33.

1.6 Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика: Глобальный подход. – М., 1996. - С. - 366.

1.7 Андрианов В. «Деньги и инфляция» М.:, 2002 год. – С. – 46.

1.8 Бункина М. К., Семенов А. М., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник – 3-е изд. – М.: Дело и Сервис, 2000. – С. 207.

1.9 Макроэкономика: Учебник/ Лбщая редакция Тарасевича Л. С. -

СПб.: Экономическая школа, 1994. – С. 231.

1.10 Макконелл К., Брю С. Экономикс. - М.: Республика, 1996. - Т 1,2.

 

 

2 Ссылки на статьи из журналов и газет

2.1 Новожилов В. Пределы инфляции // Экономическая газета. 1989.№3. - С. 17

2.3 «Банковское Дело» №9 2002 год.

2.4 Ведомости №146(1186) от 17.08.2004


Приложение А

 

Таблица 1 - Уровень инфляции в странах Европейского союза (%) [9]

  1998г. 1999г. 2000г. 2001г.
Европейский союз 1,9   1,8 1,7
Франция   1,6 1,1 1,2
Бельгия 1,3 1,5 1,3 1,4
Австрия 1,5 1,7 1,8 1,8
Швеция 1,5   1,6  
Люксембург 1,6 1,7   1,8
Германия 1,7 1,9 1,6 1,6
Финляндия     2,3  
Италия 2,1   2,1 1,9
Дания 2,1 2,2 2,4 1,7
Испания 2,2 2,2 2,5 2,2
Португалия 2,2 2,3 2,2 2,1
Нидерланды 2,3 2,5 2,4 3,4
Великобритания 2,3 2,1 1,4 1,6
Ирландия 3,3 3,5 3,7  
Греция 4,6 3,6 2,3 2,3

 


Приложение Б

 

Рисунок 1 - Курсы национальных валют и инфляция в 2002 году[10]

 

Приложение В

 

Таблица 2 – Основные показатели социально-экономического развития в 2003-2004 гг.[11]

Показатели 2003 год 2004 год
февраль январь-февраль февраль январь-февраль Справочно:
январь
Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года
ВВП1 106.8 106.6 108.7 108.3 107.9
Объем промышленной продукции 106.5 105.7 108.7 108.1 107.5
Инвестиции в основной капитал 110.9 109.5 113.2 113.4 113.7
Инфляция, прирост в % (на конец периода)
Потребительские цены 1.6 4.1 1.0 2.8 1.8
Цены производителей в промышленности 1.4 1.8 3.4 7.8 4.2
 
Номинальная начисленная среднемесячная зарплата, в руб. 4700.9 4699.4 59922) 59622) 5932.2
Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года 110.7 110.4 113.92) 113.02) 112.1
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к соответствующему периоду предыдущего года 116.8 115.7 110.32) 115.32) 121.1
Федеральный бюджет, в % к ВВП
Доходы 16.9 17.5 15.9 17.0 18.2
Дефицит(-), профицит(+) 0.6 4.4 -4.7 2.2 9.6
Первичный профицит(+) 4.6 7.3 -1.6 4.3 10.7
Деньги и кредит
Денежная масса (М2) (изменение за период), в % +4.0 -0.5 +3.41) +3.41) 0.0
Обменный курс, в руб. за 1 долл. США (средний за период) 31.6983 31.7550 28.5154 28.7204 28.9253
Индекс реального курса рубля к доллару США, в %1) 101.2 103.3 101.9 105.1 103.1
Внешнеэкономическая деятельность, в млрд. долл. США
Экспорт товаров3) 9.8 19.4 11.91) 22.71) 10.8
Импорт товаров3) 5.2 9.9 6.21) 11.41) 5.3
Золотовалютные резервы (изменение за период) +3.787 +5.268 +2.328 +9.380 +7.052

1)Оценка Минэкономразвития России

2) Предварительные данные

3)По методологии платежного баланса

 


[1] Чепурин М.Н. «Курс экономической теории», - Киров, 2004. - С. 553.

[2] Хейне П. Экономический образ мышления. - М., 1991. - С. 484.

 

[3] Новожилов В. Пределы инфляции // Экономическая газета. 1989.№3. - С. 17.

[4] Ивашковский С. Н. Макроэкономика. - М.: Дело, 2004. – С.129.

 

[5] Обычно эта методика применяется, когда надо установит, сколько потребуется времени для удвоения реального ВНП.

[6] Яковлева Е.Б. Макроэкономика. – СПб.: Поиск, 1997. – С.168.

[7] Лейдар Р. Макроэкономика. М., 1994. - С. - 33.

[8] Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика: Глобальный подход. – М., 1996. - С. - 366.

[9] В.Андрианов «Деньги и инфляция» М.:, 2002 год.

[10] «Банковское Дело» №9 2002 год.

[11] Ведомости №146(1186) от 17.08.2004



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: