Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)




Советская музыка

После революции 1917 года в развитии русской культуры произошел резкий перелом. Многие деятели искусства не приняли революцию и уехали в эмиграцию. В их числе – писатель И. Бунин, музыкант С.Рахманинов, антрепренер С. Дягилев, певец Ф. Шаляпин и многие другие. Те же, кто остался, должны были теперь приспосабливаться к работе в новых условиях (а там были и свои плюсы, и минусы).

ПЛЮСЫ. Искусство стало общедоступным. В театр, на концерт или в консерваторию мог теперь пойти любой человек. Искусство стало всенародным. Активно развивалась художественная самодеятельность (многие выдающиеся деятели советской культуры начинали в самодеятельных кружках). В музыке мощный импульс для развития получили такие жанры, которые были понятны всем, даже неподготовленным слушателям; и в первую очередь – массовая песня. Искусство стало многонациональным (большое внимание уделялось развитию культуры отсталых национальных окраин – например, Закавказья). Главной задачей произведений искусства была признана воспитательная. Были созданы прекрасные произведения на патриотическую тему – на них выросло поколение, победившее потом в войне с Гитлером.

МИНУСЫ. Творчество всех деятелей искусства должно было укладываться в жесткие рамки нового направления – социалистического реализма. Помимо произведений на патриотическую тему и тему борьбы угнетенных против угнетателей, можно было писать только о замечательной советской действительности, всеобщей вере в светлое будущее и «загнивающем» капитализме в других странах (хотя на деле было, мягко говоря, не так). Чистая лирика признавалась буржуазным пережитком. Поиски новых форм и выразительных средств тоже не приветствовались («советскому человеку нужно все только простое и понятное!»). В культуре возникло несколько группировок; некоторые предлагали «выбросить на помойку» все искусство прошлого и начать «с чистого листа», некоторые предлагали отсортировать его с позиций соцреализма (например, музыка Бетховена о борьбе советскому человеку подходит, а лирическая музыка Шопена – нет и т.п.). Потом все группировки были распущены и заменены творческими Союзами. Искусство продолжали регулировать административными методами на протяжении всех последующих лет.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)

Классик XX века, «солнечный» человек и композитор, С.С. Прокофьев даже родился в селе Сонцовка на Украине. С 6 лет мама начала учить Сережу играть на ф-но, и его сразу потянуло сочинять пьесы. В 9 лет, после первого посещения оперного театра, он попробовал сочинить оперу «Великан». В 13 лет мальчик уже поступил в Петербургскую консерваторию. Он закончил ее перед первой мировой войной – сначала как композитор, а потом как пианист. Молодой Прокофьев был смелым экспериментатором, сочиняя и исполняя музыку настолько ново и необычно, что его называли «музыкальным хулиганом», а его музыку – «футбольной». Много лет спустя ему все-таки удастся найти равновесие между новаторством и классическими традициями, при опоре на русскую песенность. Ко времени революции 1917 года он уже был известным музыкантом и сложившейся личностью. Прокофьев никогда не думал об эмиграции. Но жизнь в тогдашней России стала настолько сложной для музыкантов, что он решил на некоторое время уехать за границу в творческую командировку. «Заграница» затянулась на целых 15 лет. Прокофьев трижды приезжал в советскую Россию на гастроли, где его всячески уговаривали вернуться. Да он и сам чувствовал, что, живя за рубежом, перестает быть русским композитором - и ему это не нравилось. Поэтому в 1936 году Прокофьев с семьей вернулся на родину. Хотя он и был вынужден «подгонять» свое творчество под жесткие рамки социалистического реализма – но именно после возвращения его стиль становится зрелым, и он создает свои самые знаменитые произведения. Это его балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», опера «Война и мир», кантата «Александр Невский», симфоническая сказка «Петя и волк», симфонии, пьесы для ф-но и др. Легко запомнить – у него по 7 произведений во всех крупных жанрах (оперы, балеты, симфонии, вокально-симфонические пр-я! Композиторскую деятельность Прокофьев совмещал с преподаванием в Московской консерватории.Он умер в один день со Сталиным, поэтому его смерть прошла незамеченной. Прокофьев считается первым советским классиком и мировым классиком XX века. В своей музыке зрелого периода он сумел совместить свои новаторские искания, классические традиции и глубоко русскую основу.

Балет «Ромео и Джульетта» (1936 г.) – это первое крупное произведение, написанное Прокофьевым после возвращения из-за границы. Композитору удалось передать сложное философское содержание трагедии Шекспира. Здесь нет классических танцевальных номеров, все построено на непрерывном сквозном развитии, как в драматическом театре. Балет получился столь новаторским, что его не поняли и не приняли к постановке в Большом театре. В результате первая постановка «Ромео и Джульетты» состоялась в 1938 году в Чехословакии, и лишь в 1940 году он был поставлен в Ленинграде. Постановщиком балета стал известный хореограф Л. Лавровский. Партию Джульетты танцевала прославленная Г. Уланова.

¯ Джульетта-девочка, танец рыцарей (Монтекки и Капулетти), Меркуцио.

Кантата «Александр Невский». Кантата «Александр Невский» родилась из музыки к одноименному фильму, вышедшему перед Великой Отечественной войной. Режиссером фильма был знаменитый Сергей Эйзенштейн. Кантата (как и оратория) - крупное многочастное пр-е для хора, солистов и оркестра. Оратории обычно бывали длиннее и писались на библейские сюжеты. В советской музыке взамен стали использоваться исторические сюжеты. Здесь 7 частей:

1. «Русь под игом монгольским».

2. «Песня об Александре Невском» ¾¯

3. «Крестоносцы во Пскове»

4. «Вставайте, люди русские!» ¾¯ Во время войны ее часто передавали по радио!

5. «Ледовое побоище» ¾¯

6. «Мертвое поле» ¾¯

7. «Въезд Александра во Псков».

В симфоническом творчестве Прокофьева интересно сравнить его первую и последнюю симфонии. Симфония № 1 «Классическая» (1917 г.) – это изящная стилизация музыки венских классиков. В музыке слышатся отголоски изящности Гайдна и жизнерадостности Моцарта, а также юмор самого Прокофьева. Строение тоже вполне классическое, только вместо традиционного менуэта в 3 части – гавот (эта самая популярная часть симфонии часто исполняется отдельно). Последняя симфония № 7 (1952 г.) написана Прокофьевым за год до его смерти, по заказу Гостелерадио (это был цикл музыкальных программ для детей и юношества). Это – симфония для детей и о детях (в ее частях можно найти ассоциации с пионерским детством, отрочеством и юностью). И, в то же время, это своеобразный итог жизни человека, прославившего в своих произведениях свою родину и не утратившего до конца дней тягу к сказке и доброму юмору.

¯ Симфония № 1 «Классическая» 1 часть.

¯ Симфония № 7 (фрагменты 1,2, 3, 4 частей).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: