Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.




Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

Осенн..я ноч.. тян..т..ся медленно (4). Каж..тся‚ ей (не)будет к..нца. Сон в такую ноч.. в п..латк.. крепкий но недолгий. Ты пр..сыпаеш..ся чере(с/з) каждые два часа и выход..ш.. взглянуть (на)небо. Смотр..ш.., не взош..л ли Сириус, не видно ли на в..стоке п..лосы ра..света.

(С)каждым ч..сом ноч.. х..лодеет. (К)утру воздух обж..гает лицо лё(х/г)ким морозом. Полы п..латки ч..ть-ч..ть провисают(2) и тр..ва седе..т от первого утренника.

П..ра встать. На в..сток.. уже нал..вает..ся тихим(3) светом заря. Уже видны (на)небе огромные оч..ртания ив уже меркнут звёзды. Я спускаюсь (к)реке моюсь(1). Вода тёплая она кажет..ся даже подогретой.

Пояснение.

Осенняя ночь тянется медленно. Кажется, ей не будет конца. Сон в такую ночь в палатке крепкий, но недолгий. Ты просыпаешься через каждые два часа и выходишь взглянуть на небо. Смотришь, не взошёл ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К утру воздух обжигает лицо лёгким морозом. Полы палатки чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря. Уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звёзды. Я спускаюсь к реке, моюсь. Вода тёплая, она кажется даже подогретой.

Критерии проверки:

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

 

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

 

Текст 1

Осенн..я ноч.. тян..т..ся медленно (4). Каж..тся‚ ей (не)будет к..нца. Сон в такую ноч.. в п..латк.. крепкий но недолгий. Ты пр..сыпаеш..ся чере(с/з) каждые два часа и выход..ш.. взглянуть (на)небо. Смотр..ш.., не взош..л ли Сириус, не видно ли на в..стоке п..лосы ра..света.

(С)каждым ч..сом ноч.. х..лодеет. (К)утру воздух обж..гает лицо лё(х/г)ким морозом. Полы п..латки ч..ть-ч..ть провисают(2) и тр..ва седе..т от первого утренника.

П..ра встать. На в..сток.. уже нал..вает..ся тихим(3) светом заря. Уже видны (на)небе огромные оч..ртания ив уже меркнут звёзды. Я спускаюсь (к)реке моюсь(1). Вода тёплая она кажет..ся даже подогретой.

Пояснение.

Фонетический разбор

моюсь(1)

м — [м] — согласный,звонкий, твёрдый

о — [о] — гласный, ударный

ю — [й'] — согласный, звонкий, мягкий

[у] — гласный, безударный

с — [с'] — согласный, глухой, мягкий

ь — не обозначает звука

5 букв, 5 звуков, 2 слога

 

Морфемный разбор (по составу)

провисают(2)

про- — приставка

-вис- — корень

-а- — суффикс

-ют — окончание

 

Морфологический разбор

тихим(3) (светом)

1) тихим (светом) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: свет (какой?) тихий;

2) начальная форма — тихий; в единственном числе, в творительном падеже, в мужском роде;

3) в предложении является определением.

 

Синтаксический разбор

прил.Осенняясущ.ночьглаг.тянетсянар.медленно.(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: ночь (подлежащее), тянется (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (ночь) осенняя — определение; (тянется) медленно — обстоятельство.

Критерии проверки:

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

 

ворота, алфавит, выздоровею, создал

Пояснение.

ворОта, алфавИт, вЫздоровею, сОздал

Критерии проверки:

Задание 4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

Луга за рекой славятся удивительным клевером.

 

Пояснение.

1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

 

 

Критерии проверки:

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) Покажите нам созвездие Большой Медведицы капитан

2) Капитан показал где находится созвездие Большой Медведицы

3) По словам капитана созвездие Большой Медведицы напоминает ковш

4) Капитан ответил Большая Медведица похожа на перевёрнутый ковш

Пояснение.

1) Распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Капитан ответил: «Большая Медведица похожа на перевёрнутый ковш».

2) Составление схемы предложения: А: «П».

 

Примечание: В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание — собственно прямая речь.

Критерии проверки:

Источник: ВПР. Русский язык. 5 класс. Вариант 1. 2018 год.

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Ветер переносил через забор сухие стебли соломы.

2) Покушай-ка Петя горяченького супчика!

3) Мальчик вошёл во двор и остановился под окнами нашей квартиры.

4) Посетитель опять улыбнулся и даже снял шляпу.

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

1) Ветер переносил через забор сухие стебли соломы. - Запятые не нужны.

2) Покушай-ка, Петя, горяченького супчика! - С двух сторон выделяется обращение «Петя».

3) Мальчик вошёл во двор и остановился под окнами нашей квартиры. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Посетитель опять улыбнулся и даже снял шляпу. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

 

Ответ: 2) Покушай-ка, Петя, горяченького супчика! - С двух сторон выделяется обращение «Петя».

 

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Критерии проверки:

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Емеля собрался с духом и пошёл к царю в гости

2) Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить

3) Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронила

4) Я поздоровался и Павел кивнул мне в ответ

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1) Емеля собрался с духом и пошёл к царю в гости. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Набрался Иван храбрости и начал с царём спорить. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Пошла Настенька за водой и в колодец ведро уронила. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Япоздоровался, и Павелкивнул мне в ответ. - Запятая между частями сложного предложения.

 

Ответ: 4) Япоздоровался, и Павелкивнул мне в ответ. - Запятая между частями сложного предложения.

 

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Критерии проверки:

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

 

Текст 2

 

(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром — сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород — и он следом, мама в магазин — и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки — Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

(7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.

(10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

 

(По Г. Скребицкому)

Пояснение.

Основная мысль текста

Не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: у Иваныча вышло совсем наоборот.

 

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Критерии проверки:

Источник: Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2017−2019 годов., Демонстрационная версия ВПР по русскому языку 5 класс 2020 года.

Задание 9

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: