Урок: Разделение властей (судебная)




Введение

Во всех странах, придерживающихся принципа разделения властей, провозглашается и в той или иной степени обеспечивается независимость суда. Без независимого правосудия существование и функционирование действительно демократического государственного механизма просто невозможно. В правовом государстве суд рассматривается как арбитр в спорах между другими ветвями власти, а также как страж личной свободы граждан. В осуществлении этих функций и состоит его главное назначение.
Судебная власть состоит из органов, осуществляющих правосудие. В демократическом правовом государстве органы правосудия играют особую роль в системе «сдержек и противовесов» при разделении властей. По мысли основоположников концепции разделения властей, судебная власть должна обладать самой высокой степенью независимости, так как органы правосудия выступают арбитром в спорах между государственными органами. В этом заключается особая роль суда в осуществлении государственной власти.

Рис. 1. Конституционный суд РФ

Среди государственных органов только судебная власть наделена правом отправления правосудия. В этом заключаются гарантии независимости самого суда, а также гарантии прав и свобод граждан и гарантии демократической государственности.
К основным принципам судебной власти (правосудия) относят следующие:
1. осуществление правосудия только судом;
2. законность;
3. гласность судебного разбирательства;
4. состязательность и равноправие сторон;
5. независимость судей и подчинение их только закону;
6. коллегиальность;
7. презумпция невиновности.

Осуществление правосудия только судом означает, что судебная власть в государстве принадлежит только судам. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Принцип законности – это базовый принцип деятельности судов и всех других государственных органов, который состоит в неукоснительном соблюдении конституции и законов страны.
Гласность судопроизводства означает, что судебные процессы проходят открыто и каждый может присутствовать на судебном разбирательстве (кроме случаев, установленных законом). Судебные решения и приговоры публикуются.
Состязательность и равноправие сторон состоят в том, что все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, религии, убеждений и других обстоятельств. При этом судья является нейтральным и выступает арбитром в споре между сторонами, которые представляют суду доказательства на состязательной основе.

Рис. 2. Скульптура Фемиды

Независимость судей обеспечивается тем, что они подчиняются только закону. Как правило, конституция государства устанавливает запрет чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия. Независимость судей обеспечивается также их неприкосновенностью и финансированием судей только из государственного бюджета. Однако самой важной гарантией независимости судей является их несменяемость. В большинстве демократических государств судьи назначаются пожизненно и могут быть отстранены от должности только по установленным законом основаниям (например, за совершение дисциплинарного проступка).
Коллегиальность означает, что рассмотрение дел в суде осуществляется единолично (в суде первой инстанции) или коллегиально (в высших судах либо судьей с участием присяжных заседателей). Кроме того, каждый имеет право на обжалование судебного решения у вышестоящего судьи.
Презумпция невиновности – основной принцип, гарантирующий права и свободы человека и гражданина в судебном процессе. Он означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в силу приговором суда.
Итак, судебная власть – это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения споров о праве на судебных заседаниях. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в том, что она сдерживает две другие ветви власти в рамках конституционной законности и права.

Рис. 3. Судейский молоток

Таким образом, разделение властей в государстве означает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своей компетенции и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Одновременно они не могут действовать изолированно, государственная власть осуществляется в процессе кооперации всех трех ветвей.
Действие принципа разделения властей в государстве приводит к разделению труда между органами государства, что повышает эффективность их деятельности и профессионализм служащих. Также это способствует созданию непрерывно действующего конституционного взаимоконтроля высших органов государства, что предупреждает сосредоточение власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, взаимоусиливает органы государства и повышает их авторитет в обществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: