Стратегия продуктивного полиморфизма.




Заглядывая в будущее, чаще всего мы себя представляем в некой роли. Маленькие дети раньше часто хотели стать космонавтами, студент финансовой академии готовится к роли бизнесмена, рефлексирующего подростка влечет образ крутого мачо, а прилежные девочки мечтают стать заботливыми мамами. Человеку свойственно ассоциировать себя с какими-то известными образами, готовыми моделями. К примеру, адепт одного из течений восточной философии, наверняка видит будущего себя мудрецом, взобравшимся на Парнас и безучастно взирающим на мишуру бренной жизни.

Говоря иначе, люди всегда связывают себя с конкретной формой: я – муж, я – рабочий, я – ученый, бизнесмен, учитель, я – экстрасенс и так далее. В соответствии с выбранной формой, вырисовывается личность, проявляющая те или иные качества, образ, в рамках которого существует человек.

Подобное «моделирование» себя имеет целый ряд очевидных преимуществ, однако мы отметим существенный недостаток данной стратегии. Какую бы мы не придавали форму своему образу, она всегда является для нас клеткой. Форма, априори, создает ограничения, в том числе и для человека, пытающегося втиснуть себя в определенную психофизическую модель. Скажем, если я – крутой экстрасенс, значит не способен вести нормальную человеческую жизнь. Как я смогу расслабиться в бане с друзьями, коли стезя моя, зрить в корень и листать книги судеб? Роль брутального мачо, не подразумевает проявлений нежности, да и простых человеческих слабостей, что абсолютно необходимо для доверительных отношений с нашими самыми близкими людьми. «Добрый» человек, не должен выглядеть злым, а «демон» не имеет права на сочувствие.

Одним словом, надевая одну одежку, мы отказываемся от многого прочего.

Но, сие «прочее» в нас есть, хотим мы его признавать, или не желаем, оно существует. Пусть «за скобками», вытесненное и не желаемое, но это часть нашей натуры. У каждого из людей намешено внутри много всего и хорошего и не очень.

Так же, как любой угнетенный, требует справедливости, игнорируемые человеком аспекты самого себя, просятся на свет божий. Узники личности при любой возможности напоминают о своем существовании. Мало того, динамический потенциал этой теневой стороны людей, проявляется в их поведении, вызывая комплексы и противоречия. Например, женщина, не признающая свою холодность к людям и эгоизм, рискует стать «сумасшедшей мамашей». Ее гипертрофированные проявления любви к ребенку, становятся жестким негативным фактором его взросления. Тотальная опека, в любом случае пагубно сказывается на характере маленького человека. В данном случае, носитель негативных качеств, как бы чувствуя их внутри себя, отчаянно пытается доказать себе и окружающим, обратное. Демонстративная безумная любовь – это средство компенсации вытесненных противоположных аспектов личности. В итоге, один взрослый невротик, воспитывает глубокий невроз у своих чад.

 

Как избежать таких психологических трансформаций? Поступить справедливо, предоставив право на жизнь всем своим «неуспокоенным призракам». Карл Юнг называл такой терапевтический акт «признанием своей тени». Подобный подход используется в любом из направлений практической психотерапии, когда специалист помогает пациенту, принять и примириться со всеми своими «тараканами». Древняя мудрость гласит: для избавления от власти демона, следует назвать его настоящим именем. Иными словами, для ослабления прессинга своей теневой стороны, необходимо посмотреть правде в глаза и признать очевидное.

 

Ну а как же все это воплотить на практике? Прежде всего, нужно усвоить тот факт, что личность человека не однородна. Она является сложным комплексом специфических реакций на внешнее стимулирование. В различных «декорациях», проявляются разные аспекты, которые принято именовать субличностями. Так вот, речь идет о замещении традиционной ролевой поведенческой практики, на стратегию продуктивного полиморфизма. Полиморфность означает способность человека перевоплощаться из одной формы в другую, то есть проявлять своеобразную ликантропию. Это значит, что я не связываю себя никакой конкретной ролью, я оборотень, способный принимать любой образ. Это стратегия воды, которая отображает предложенную ей форму сосуда. Выходит, есть возможность, не привязывая себя ни к чему конкретному, «плясать» от созданных жизнью обстоятельств. Стратегия продуктивного полиморфизма – высшее выражение способности людей адаптироваться к меняющимся условиям среды.

Сейчас я радикальный мистик, а через час без всяких внутренних проблем, попиваю пиво в компании друзей. Давая жизнь всем своим тенденциям, я избегаю внутренних противоречий и защитных психологических стратегий, приводящих к невротизации.

 

На самом деле, все мы и без того предстаем перед окружающими в различных образах. Понятно, что на работе человек проявляет себя иначе, нежели дома, со своими близкими.

Но разница в том, что стратегия полиморфизма предусматривает не две – три одежки, а целый гардероб на любой вкус и любую жизненную ситуацию. Говоря языком маркетинга, достигается значительная диверсификация натуры, каждый из прежних исходных аспектов, дает широкий веер новых возможностей.

 

Приходится признать жесткую приверженность людей к определенным психологическим конструкциям. Проявление человеком конкретной реакции несколько раз, на уровне рефлексов, закрепляет ее в форме психомоторной модели. К этой модели происходит возврат каждый раз, когда мы сталкиваемся с внешним раздражителем, ее породившим.

Поэтому, строго говоря, описанная стратегия, не ликантропия, в ее привычном значении. Человек становится оборотнем лишь в том смысле, что создает и выбирает для себя приемлемые модели реагирования, удобные для использования в тех или иных обстоятельствах. Этих образов много, в них отражен весь личностный потенциал и сие человеку дает, значительную гибкость в общении с окружающим пространством.

 

Можно выразить данную стратегию через математическое соотношение. Коэффициент продуктивного полиморфизма равен отношению содержания к форме. Это значит, что ориентация на содержательную основу жизни, увеличивает адаптивный потенциал человека и наоборот, зацикленность на стереотипных моделях, ведет к поведенческому консерватизму и косности.

При помощи этой простой математической конструкции, вполне можно оценивать процесс саморазвития вцелом. Увлечение внешними эффектами, в ущерб содержанию, неумение отличать главное от второстепенного, выстилают нам дорожку в дурную сказку предрассудков и условностей. Только правда о себе и других, признанная и принятая, способна освободить птичку из клетки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: