Министерство образования и науки Республики Бурятия Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский республиканский педагогический колледж» Кафедра педагогики и психологии
Допуск к защите ВКР Хабинова С.А. Зам. директора по УР «___» _______ 2012г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Выполнила: Дармаева Зоригма Одоновна,
студентка 141 группы
_____________
(подпись)
Специальность 050709 Преподавание в начальных классах
Научный руководитель: Баирова Г.Б., к.п.н.
_____________
(подпись)
Работа защищена Оценка _____________
«____» _____ 2012 г.
Председатель ГАК, /Н.Б. Дондобон/
к.п.н., профессор БГУ ____________ подпись
Улан-Удэ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………7
1.1. Понятие «информационные технологии»………………………………….7
1.2. Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников………………………………………………………………………12
ВЫВОДЫПО I ГЛАВЕ ………………………………………………………..20 ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..22 2.1. Преимущества и проблемы использования информационных технологий в процессе обучения младших школьников…………………………………...22
2.2. Экспериментальное исследование использования ИКТ в процессе обучения младших школьников………………………………………………...31
ВЫВОДЫПО II ГЛАВЕ ………………………………………………………41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...43 БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………..45 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...48
|
Актуальность. Информатизация образования, происходящая на современном этапе развития общества, открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую ИКТ - насыщенную образовательную среду.
Организация педагогической деятельности в условиях ИКТ – насыщенной образовательной среды предполагает соответствующие изменения во взаимодействии между субъектами образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией образовательного учреждения, родителями. Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов работы с информацией, современными средствами коммуникации, совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности цифровые, образовательные ресурсы.
Что же дает нам ИКТ для решения? Это интерактив, мультимедиа, моделинг и коммуникативность.
Рассмотрим эти новые термины более подробно.
Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия). Причем каждое высказывание или реакция участников взаимодействия происходит как с учетом высказываний или действий другой стороны.
|
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е в комбинации средств передачи информации (от англ. multi «много», media – «среда, способ, средство»).
Моделинг или моделирование - это процесс создания каких-либо объектов или персонажей в 3D. Все, что придумано (представлено) человеком может быть смоделировано.
Коммуникативность – это способность, навык, умение передавать свои мысли, чувства, эмоции таким образом, чтобы они были правильно и полностью поняты другим человеком.
Большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50%.
Интеграция рассмотренных выше инструментов позволяет выстраивать дидактические модели нового уровня, порождает новые качества в представлении и освоении учебной информации, создает новые инструменты для познания мира. ИКТ технологии позволяют включать объект мысли в новые связи, открывать поворот объекта изучения новой стороной, выявлять его новые свойства. Это один из труднейших и творческих аспектов мышления, приводящий к изобретениям и открытиям.
За последние годы информационно – коммуникационные технологии стали доступными для всех. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г.Клейман, Б. Сендов, Б.Хантер и др.
|
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной и др.
Таким образом, актуальность разработки темы исследования обусловлено существующими противоречиями между необходимостью усовершенствования современной системы образования, повышением мотивации учащихся, развитием их познавательной сферы и не умением использовать весь потенциал информационных технологии в учебном процессе.
Цель исследования: изучить условия использования эффективности информационных технологий в процессе обучения младших школьников.
Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные современные информационные технологии и их возможности использования в учебном процессе;
2. Изучить психолого – педагогические, методические аспекты использования ИКТ в процессе обучения младших школьников;
3. Исследовать эффективность использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: информационные технологии в процессе обучения младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование информационных технологий повысит эффективность организации процесса обучения младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого – педагогической, методической литературы, наблюдение за проведением уроков и использованием информационных технологий учителями, анкетирование, изучение опыта учителей школы, эксперимент.
Новизна исследования заключается в том, что изучены условия эффективности использования информационных технологий в процессе обучения младших школьников, как средство повышения их учебно – познавательной деятельности. Разработаны и апробированы методические рекомендации по использованию информационных технологий при обучении младших школьников.
Теоретическую значимость дипломной работы составляют:
- теория эффективного использования информационных технологий в учебном процессе;
- исследования в области теории, методологии и практики компьютеризации образования,
- современные подходы формирования информационной культуры младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, чтоусловия применения компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников, повышающие результативность обучения могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов.
База исследования – Бургуйская средняя общеобразовательная школа, Закаменского района.
Структура дипломной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Дипломная работа состоит из двух глав, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.