Понятие «информационные технологии».




Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г. Захарова).[26,с.56]

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения.

Компьютерные коммуникации – это программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий.

Основным потенциалом современных компьютеров являются, во – первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во – вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

Функции прикладных программ Microsoft Office:

Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирование любого текста. Что дает Word? Во – первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во – вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д).

Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.

Microsoft Access – программа, предназначенная для формировани баз данных.

Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.

Paint – программа для рисования.

Microsoft Power Point – программа презентаций.

Целью информационных технологий является производство информации для последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого – либо действия. Основой информационных технологий является работа с информацией различного вида.

Информационные технологии в процессе обучения дают возможность:

- для развития социальной и познавательной активности детей: подъем субъективного контроля ученика, интеллектуальной инициативы;

- для формирования компетентности школьника как ученика: его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, способность принимать решения, ориентированность действий на достижение поставленных задач и конечного результата, ответственность, социальная независимость;

- для самореализации школьника: воспитание в нем стремления к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной внеучебной деятельности, формирование уверенности в успешности реализации, удовлетворенности результатами деятельности. [6,с.38-50]

Этапы развития информационных технологий:

1. до II пол. XIXв. – «ручная» информационная технология: перо, чернильница, бухгалтерская книга.

Основная цель – представление информации в необходимом виде.

2. с XIXв. – «механическая» технология: пишущая машина, телефон, фонограф, почта.

Цель – представление нужной информации в нужной форме удобными средствами.

3. 40-60гг. XXв. – «электрическая» технология: большие ЭВМ, программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны.

Цель: акцентирование внимания на содержательность предоставленной информации.

4. н. 70г. XXв. – «электронная» технология: большие ЭВМ, автоматизированные системы управления (АСУ) – широкий спектр базовых и специализированных программных комплексов.

5. сер. 80г. XXв. – «компьютерная» технология: персональный компьютер с большим количеством стандартных продуктов разного назначения.

Цель: создание систем поддержки принятия решений (наличие анализа и искусственного интеллекта – использование телекоммуникационной связи).[1,с.34-40]

Средства информационных технологий: ПК, мультимедиа-учебник, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

В современном обществе основным средством переработки информации служит персональный компьютер. Применение в школе компьютерной техники учителями начальных классов помогает сделать школьное преподавание более эффективным и позволяет использовать мультимедиа-учебники и мультимедийные презентации, иллюстрации, видеофрагменты, анимации, слайды, сопровождаемые текстом, словами или музыкой на всех этапах уроков. Интерактивная доска: электронная доска с функцией сенсорной регуляции. Данные средства способствуют формированию активной мотивации на учебную деятельность. [4,с.89]

 

 

Значительный интерес представляют компьютерные программы:

- управляющие и диагностирующие программы ориентированы на управление процессом обучения на уроке, а также в условиях дополнительной индивидуальной или групповой работы. Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. В условиях компьютерного обучения, процесс контроля и самоконтроля становится более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем более систематической и продуктивной;

- демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. На уроках физики, химии, биологии можно продемонстрировать те или иные явления, работу сложных приборов и механизмов, сущность различных технологических процессов, некоторые биологические явления (прорастание семени, биение сердца, деление клетки и т. п.). На занятиях по предметам гуманитарного цикла эти программы позволяют комментировать тексты различного содержания, иллюстрировать фрагменты графической карты, вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным историческим событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов, ученых и т. д.;

- генерирующие программы вырабатывают набор задач определенного типа по заданной теме. Они позволяют провести контрольную или самостоятельную работу в классе, обеспечив каждому учащемуся отдельное задание, соответствующее его индивидуальным возможностям;

Операционные пакеты обучающих программ позволяют учащимся самостоятельно ставить и решать задачи с помощью компьютера, изображать те или иные фигуры на экране дисплея, вносить необходимые коррективы в разрабатываемые конструкции, схемы, чертежи отдельных деталей и т. п.;

 

- контролирующие программы специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером. [3,7-25]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: