Натурфилософия (иенцы и лейкисты).




Не только человек, но и природа в ее необозримом величии составляли для романтиков мир, или, как они любили говорить, универсум.

Огромное влияние на иенскую школу оказала натурфилософия Шеллинга. Представляя в классическом идеализме разновидность идеализма объективного, Шеллинг разработал в отличие от Фихте концепцию идеалистического монизма. Снимая фихтеанскую антитезу «Я» и «не-Я», субъекта и объекта, Шеллинг утверждал единство природы и создания. На ранней стадии развития, по Шеллингу, существовала лишь природа как воплощение бессознательного духовного начала, которое на последующих ступенях эволюционировало к своему высшему выражению - человеческому сознанию. Несколько позже философ сформулировал этот принцип иначе - как тождество природы и сознания. Поэтому систему Шеллинга называют нередко философией тождества.

Эстетические взгляды Шеллинга были ярким выражением романтической концепции искусства и прекрасного. В «Философии искусства», где уже ощутимо намечается путь Шеллинга к религиозному мистицизму, суть искусства трактуется как наиболее совершенное выражение мирового духа, синтез субъекта и объекта, сознания и природы, т.е. искусство является «самосозерцанием абсолютного духа». А в «Системе трансцендентального идеализма» утверждается, что искусство - «извечный и подлинный органон философии». Иенская школа полностью разделяла эту концепцию искусства как некоего самоценного и всеобъемлющего изначального начала всех начал. Так, иенские романтики, как и Шеллинг, полагали, что наука возникла в лоне искусства и туда же она вернется в грядущем гармоническом универсуме. В отличие от просветителей, видевших задачи искусства в подражании природе, Шеллинг считает, что искусство есть выражение абсолютной идеи, заключающейся в природе. И только интуитивная сила гениального художественного прозрения, дарованная художнику, позволяет ему уловить в природе эту абсолютную идею. Поэтому в полном согласии с романтической философией творческого акта в искусстве Шеллинг утверждает бессознательность, чудесность творческого процесса.

Таким образом, в натурфилософии Шеллинга были разработаны все важнейшие для романтизма мотивы: именно творимая жизнь виделась романтикам первейшим импульсом к искусству. Философ показывал, что для человека связь с природой означает прежде всего глубоко внутреннее, личное взаимодействие. Интимность в отношении природы проходит через все романтическое искусство.

Ранние романтики были убеждены, что с помощью интуитивного познания можно во всем конечном видеть знаки божественного, в этом их оптимизм. «В песчинке видеть бесконечность, и небо – в чашечке цветка» (У.Блейк). Если в песчинке можно увидеть бесконечность, то ее стоит описывать. Однако долго такое мироощущение не могло существовать для людей 18-19 века, уже отягощенных наследием рационализма. Первоначальный счастливый монизм быстро превратился в двоемирие, т.е. в способность духа к великому воспарению и к отрыву его от презренных земных вещей (дух воспаряет к небу, а чашечка цветка остается с печным горшком на земле).

Среди ранних романтиков философом-пантеистом был Новалис, в «Генрихе…» он сознательно создает иллюстрации к своей романтической теории. Так, голубой цветок не зря видится главному герою во сне, здесь подчеркивается, что связь с мирозданием можно постигнуть только интуитивно.

Весь мир для Новалиса подобен Святой Церкви, поэтому для Новалиса-пантеиста все в природе свято и все значительно, все скрывает Бога.

Очевидно, что натурфилософские представления ранних романтиков тесно связаны с идеей «золотого века», в которой судьба человечества связывается с жизнью всего мира как некоего единства, понимаемого как всей природы в Боге. В далекие времена люди ощущали и переживали все непосредственно, ощущали связь со всем сущим. На земле царили любовь и поэзия, вся вселенная была связана единым чувством, объединяющим все на земле. Человек оторвался от единства, захотел быть Богом, обособился. И теперь каждая индивидуальная воля должна и может свободно и сознательно понять свою ошибку и вернуться в лоно своего Творца, вернуться в первоначальное единство.

Ранние романтики считали, что в природе живы заглохшие остатки былого состояния. Они продолжают существовать во всем, а человек обязан их воспитывать. В странствии все того же Генриха можно увидеть путь избавителя природы. Все отдельные жизни должны слиться в одну жизнь, слиться с Богом.

Такое понимание истории не требует аскезы, принимает и этот мир, благословляет его, потому что он предвещает освобождение и возвращение к первоначальному единству.

Лейкисты

Их творчество развивалось в период подъема европейской философско-эстетической мысли. Среди философских трудов, к которым обращались поэты в период формирования собственных взглядов, с одной стороны, работы французских просветителей и английских философов XVII – XVIII столетий Гоббса, Хартли, Юма, с другой – классиков немецкой идеалистической философии, трактаты Беркли и кембриджских неоплатоников, ставивших в центр внимания внутренний мир человека, направляемого волей божества.

Философские взгляды С.Т. Колриджа формировались под влиянием идей Беркли и неоплатоников о духовном родстве человека, природы и бога. Однако и новые воззрения не были для него окончательными. Колридж продолжает поиски системы, которая сочетала бы элементы материалистической и идеалистической философий и отражала динамику борьбы, происходящей в мире.

Такую систему он увидел лишь в немецкой классической философии. Прежде всего внимание поэта привлекло учение Канта. В кантовской философии Колриджа заинтересовало утверждение активной роли разума, воображения, фантазии. Многим обязан Колридж Канту и в создании своей эстетической теории. Но основное влияние Канта на Колриджа сказалось в новом подходе к произведениям искусства и к творчеству в целом.

Наиболее близким Колриджу немецким философом после Канта оказался Шеллинг. В его натурфилософии он увидел созвучную своим мыслям систему единения природы и сознания. Большое влияние оказала на Колриджа эстетика Шеллинга. Самым главным достижением системы Шеллинга Колридж считал то, что она отводит искусству огромную роль в формировании личности.

Так, в основе системы С.Т. Колриджа лежало представление о диалектическом единстве и непрерывности развития мирового духа, природы и человека. В своих поисках истины Колридж начинает с попыток решить самые кардинальные вопросы философии и эстетики. Соотношение духа и материи, суть процесса познания, участие в нем разума, чувства и воображения, роль прекрасного в жизни и искусстве, задачи творчества, роль произведения искусства в становлении и развитии личности – таковы главные проблемы, которыми он занимается.

Особое внимание стоит уделить концепции природы Колриджа. Колридж четко разграничивал понятия объективной природы и субъективного разума, ее познающего. Колридж начинает поиски общего принципа, по которому развиваются и природа, и человек. Таким принципом для него стал принцип органического единства духа и природы. Согласно этому принципу каждая частица, какой бы мелкой она ни была, содержит в себе свойства всей материальном Вселенной.

Но будучи органически едины, дух и природа внутренне противоречивы. Единство предполагает органическое слияние самых разных явлений. Это множество в единстве встречается на всех этапах развития. И самое мельчайшее явление столь же противоречиво и неповторимо, как и мир в целом. Индивидуализация достигает высшего воплощения в человеке. С него начинается новая ступень развития природы, вновь переходящей в сознание.

По мнению Колриджа, природа проявляется лишь в сознании и неотделима от него.

Хотя эстетические взгляды Колриджа не были приведены в стройную, единую систему, они сыграли огромную роль в становлении теории искусства романтизма в Англии, отразив существеннейшую перемену в его теории и практике.

У. Вордсворт своей философией искусства более всего обязан английским эстетикам позднего Просвещения. Он исходит из основанной Хетчесоном, Рейнольдсом, Кеймсом теории вкуса, рассматривающей вкус как черту, постепенно воспитываемую и необходимую для формирования полноценной личности.

У философов и эстетиков XVIII в. Вордсворт заимствует рационалистическое восприятие природы. Радикально пересматривая просветительские теории – преклонение перед разумом, веру в возможность возвысить личность при условии воздействия на окружающую среду, - Вордсворт сохраняет просветительские идеи естественного человека и природного равенства людей, наследует руссоистский идеал природы, веру в ее доброе начало.

В предисловии ко второму изданию «Лирических баллад» поэт провозгласил, что именно природа способна рождать в тонко чувствующей душе самые разные переживания и чувства, поэтому его поэзия отмечена совершенно новым восприятием природы.

Так, природа в понимании Вордсворта, как и его предшественников, имеет двоякий смысл – внешнего окружающего нас мира и внутренней натуры Человека. Согласно философии Вордсворта, человек в своей сознательной и нравственной жизни следует природе не задумываясь, поскольку природные образы и уроки, отложенные в памяти, всплывают по зову поэта в моменты успокоения и умиротворения, наполняя реальность особым этическим смыслом. Вордсворту важно, чтобы природа обладала положительными силами, которые помогают оживить утраченные радости и приятные эмоции у человека.

Поэтому задачей поэзии для Вордсворта является обращение к жизни простых людей, изображение обыденного. Поэту удалось открыть возвышенное и прекрасное в душе простого человека. Вордсворт писал о том, что надо выйти навстречу людям, которые ведут самую простую жизнь и более всего соответствующую природе. Поэт считает нужным изображать сельскую жизнь, простой язык, естественность чувств и впечатлений от общения с прекрасной природой.

Эти идеи Вордсворта вырабатывались постепенно, видоизменялись с течением времени, но в главных своих чертах были устойчивы. Все они вели к стремлению найти простейший и вернейший путь воспитания через поэзию и ее принципы.

Намечая новый этап в развитии эстетики, литературная теория поэтов «Озерной школы» имеет не только историческое значение. В идеалистической форме, свойственной общему движению философской мысли эпохи Романтизма, они выдвинули замечательные по своей глубине положе­ния, принципиально важные для оценки литературного процесса как в прошлом, так и в настоящем. Идеализм философских и эстетических воззрений соединяется у «лейкистов» с диалектическим подходом, кото­рый особенно проявлялся в понимании природы сознания и искусства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: