Этап материализованных действий.




Общая характеристика теории поэтапного формирования умственных действий

Современная психология еще не располагает исчерпывающим знанием законов усвоения. Наиболее полно и конструктивно закономерности усвоения представлены в деятельностной теории учения, известной под названием теории поэтапного формирования умственных действий, которая заложена трудами П.Я. Гальперина.

Действие – целостная система взаимосвязанных между собой элементов. В ходе выполнения действия эти элементы обеспечивают 3 основные функции: ориентировочную, исполнительную, контрольно-корректирующую. Ориентировочная основа действия – это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия.

Процесс усвоения имеет ряд этапов, каждый из которых качественно отличается от предыдущего. Усвоение намеченной деятельности может быть успешным только тогда, когда ученик последовательно пройдет все этапы процесса усвоения.

1. Мотивационный этап. Необходим, если учащиеся на имеют готовой мотивации для усвоения материала.

Этап составления схемы ориентировочной основы действий.

Важно не только рассказать ученикам, как надо решать соответствующие задачи, а показать сам процесс решения.

Выделить систему необходимых и достаточных признаков, характеризующих эти явления, показать, как надо устанавливать наличие (или отсутствие) выделенной системы характеристик, и сделать соответствующий вывод.

Фиксация выделенного содержания деятельности – следующий важный момент этого этапа. Ученики не только должны понять содержание вводимой деятельности, но и научиться ее правильно выполнять.

Этап материализованных действий.

Учащиеся располагают карточкой с нанесенными на нее усваиваемыми сведениями о выполняемой деятельности. И система заданий, требующих применения формируемой деятельности.

4. Этап внешнеречевых действий. Работа идет в том же порядке. Теперь учащиеся называют признаки по памяти.

5. Этап внешней речи про себя. Учащийся, как и на предыдущем этапе, проговаривает весь процесс решения задачи, но делает это про себя, без внешнего проявления, беззвучно.

Подчеркнем, что и на этом этапе он получает разные типы задач.

6. Этап умственных действий. Процесс решения – индивидуальный, не требует сотрудничества с другими людьми. Действие проходит дальнейшее обобщение, сокращение и автоматизацию.

Главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что познавательная деятельность и введенные в нее знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно проходя через ряд этапов.

Решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть. Ориентировочная часть действия направлена: а) на правильное и рациональное построение исполнительской части; б) на выбор одного из возможных исполнений.

Типология ориентировочной основы действия (ООД) зависит от трех критериев: степени полноты ООД – имеется в виду полнота отражения объективных условий, необходимых для успешного выполнения действия (полная, неполная, избыточная); меры обобщенности ООД (обобщенная, конкретная) и способа получения (построена самостоятельно или получена в готовом виде от преподавателя).

Теоретически может быть выделено 8 типов ориентировочной основы действия. В настоящее время выделено и изучено 4 из них, которые часто называют типами учения.

Общая характеристика типов ООД

Первый тип характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб.

Процесс формирования действия идет медленно, с большим количеством ошибок, плохо переносится в новые условия.

Второй тип ООД характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Условия даются готовыми и в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия идет быстро и безошибочно. Действие более устойчиво, однако сфера переноса ограничена сходством конкретных условий его выполнения.

ООД третьего типа имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию присущи не только быстрота, безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса.

Четвертый тип ООД также характеризуется полнотой, обобщенностью и самостоятельностью построения ориентировочной основы. Однако в этом случае учащийся сам должен открыть общий метод построения ориентировочной основы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: