Вариант 1
Задание 1.1. Рассмотрите изображение гриба и выполните задания.
Покажите стрелками и подпишите на рисунке ножку, шляпку, грибницу и споры гриба.
Задание 1.2. Какая часть гриба поглощает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами?
Задание 1.3.
В приведённом ниже списке названы части гриба. Все они, кроме одной, образованы из большого количества клеток. Выпишите название той части гриба, которая «выпадает» из общего ряда и состоит из одной клетки. Укажите, какую функцию выполняет выбранный Вами орган.
Ножка, шляпка, спора, грибница.
Задание 2.
Подберёзовики чаще всего растут недалеко от деревьев. Найдите в приведённом списке описание причин этого явления.
Задание 3.
Опишите лист одуванчика по следующему плану: тип листа; жилкование листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A | Б | В |
Задание 4.
Ученик рассматривал под микроскопом сочную чешую лука и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?
Задание 5.1. Пятиклассники решили посадить деревья во дворе школы. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке деревьев.
СПИСОК ДЕРЕВЬЕВ
1) вяз мелколистный
2) белая акация
3) ель сибирская
4) ива белая
5) сосна кедровая
|
6) лиственница даурская
Какие из представленных деревьев листопадные? Укажите в ответе их порядковые номера.
Задание 5.2.
Наташа решила высадить на своём дачном участке дубок, который она вырастила из жёлудя в цветочном горшке. Расставьте по порядку номера действий, которые она должна осуществить.
1) аккуратно поставить в ямку растение вместе с комом почвы из горшка
2) засыпать ямку с растением землёй
3) лопатой выкопать ямку в земле
4) полить высаженный сеянец дуба
5) полить выкопанную ямку водой
Номера действий впишите в правильном порядке.
Задание 6.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
Содержание органических веществ в семенах некоторых растений и их калорийность
Грибы | Органические вещества, г (в 100 г) | Калорийность, Ккал (в 100 г) | ||
Углеводы | Белки | Жиры | ||
Белый | 3,1 | 5,5 | 0,5 | |
Сыроежка | 1,7 | 2,5 | 0,5 | |
Маслёнок | 3,5 | 2,0 | 0,3 | |
Подберёзовик | 2,5 | 5,3 | 0,6 |
У какого гриба из перечисленных в таблице наименьшая калорийность?
Какого вещества в грибах, перечисленных в таблице, меньше всего?
Какие два вида грибов из перечисленных в таблице содержат наибольшее количество белков?
Задание 6.2. Ниже приведены изображения грибов, указанных в таблице. Подпишите под каждым изображением название соответствующего гриба.
Содержание органических веществ в семенах некоторых растений и их калорийность
Грибы | Органические вещества, г (в 100 г) | Калорийность, Ккал (в 100 г) | ||
Углеводы | Белки | Жиры | ||
Белый | 3,1 | 5,5 | 0,5 | |
Сыроежка | 1,7 | 2,5 | 0,5 | |
Маслёнок | 3,5 | 2,0 | 0,3 | |
Подберёзовик | 2,5 | 5,3 | 0,6 |
|
A | Б | В | Г |
Задание 6.3. При сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Под каждой из приведённых ниже фотографий ядовитых грибов подпишите название соответствующего гриба.
Задание 7.1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. (2) Водоросли не имеют тканей, их тело не расчленено на органы. (3) У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (4) Их тело называется талломом, или слоевищем. (5) К водорослям относятся очень разные организмы, которые обитают и в воде, и на суше во влажных местах. (6) Как считают учёные, от них произошли высшие растения, появление которых связано с выходом водорослей на сушу.
В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что водоросли относят к группе низших растений? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ:
Задание 7.2. Прочитайте текст и выполните задания.
1)Коза – одно из первых животных, которых приручил человек. (2)Взрослая коза весит около 35 килограммов. (3)Тело животного покрыто прямой и густой шерстью, у ангорской козы шерсть длинная и шелковистая. (4)На протяжении многих веков человек выращивал коз, чтобы из их шерсти делать пряжу и ткани. (5)Окрас шерсти бывает от чисто-белого до тёмно-бурого, чёрного и пёстрого. (6)Коза – нетребовательное животное, довольствуется скудными пастбищами, её легко содержать.
Сделайте описание коровы по следующему плану.
А) В сравнении с козой корова крупнее/мельче.
|
Б) Чем корова выкармливает своих детёнышей?
В) Чем питается взрослое животное?
Задание 8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав слова и/или словосочетания из приведённого списка.
Пустыня, саксаул, тушканчик, полярная сова, тундра, карликовая берёза.
Природная зона | ||||
Растение | Природные условия Холодный климат, короткое лето и продолжительная зима | Животное |
Задание 9.
Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?
Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
Задание 10.
На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Вариант 2
Задание 1.1. Рассмотрите изображения.
Покажите стрелками и подпишите на изображениях стебель, лист, цветок, плод груши.
Задание 1.2. В каком из органов груши: стебель, лист, цветок, плод в течение всего лета происходит фотоcинтез?
Ответ:
Задание 1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Клетки всех из них, за исключением одного, способны к клеточному дыханию. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.
Ствол, плод, лист, цветок.
Задание 2. В своей жизни рыба проходит следующие этапы: икринка, зародыш, личинка, малёк, взрослая рыба. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Размножение, развитие, питание, рост.
Ответ:
Задание 3. Опишите лист дуба по следующему плану: тип листа; жилкование листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
А. Жилкование листа
А. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A | Б | В |
Задание 4 № 276
Школьники рассматривали под микроскопом срез листа подорожника и сделали рисунок клетки. Какой клеточный органоид они обозначили буквой А?
Ответ:
Задание 5.1. Пятиклассники решили посадить растения. В питомнике ребятам предложили семена приведённых в списке растений.
СПИСОК РАСТЕНИЙ
1) аспарагус перистый
2) клевер белый
3) гибискус болотный
4) пырей ползучий
5) чистотел большой
6) пеларгония (герань комнатная)
Какие из представленных растений дикорастущие? Укажите в ответе их порядковые номера.
Задание 5.2.
Таня решила вырастить из черенка комнатное растение традесканцию. Расставьте по порядку номера действий, которые она должна осуществить.
1) высадить окоренившийся черенок традесканции в цветочный горшок с почвой
2) дождаться появления на черенке традесканции корней
3) поместить черенок традесканции в стакан с водой
4) поставить стакан с черенком традесканции в тёплое и освещённое место
5) подготовить для выращивания черенок традесканции
Номера действий впишите в правильном порядке.
Задание 6.1. Используя таблицу «Количество устьиц», ответьте на вопросы.
Растения | Количество устьиц на 1 мм2 | Место произрастания растения | |
на верхней поверхности листа | на нижней поверхности листа | ||
Кувшинка белая | Пресноводный водоём | ||
Дуб черешчатый | Смешанный лес | ||
Лещина обыкновенная | Опушки смешанного леса | ||
Овёс посевной | Поле |
У какого растения количество устьиц на обеих сторонах листа примерно одинаковое?
Где произрастает растение с наибольшим количеством устьиц?
Где произрастают растения, у которых значительная часть устьиц располагается на нижней поверхности листа?
Задание 6.2. Ниже приведены фотографии плодов растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.
Растения | Количество устьиц на 1 мм2 | Место произрастания растения | |
на верхней поверхности листа | на нижней поверхности листа | ||
Кувшинка белая | Пресноводный водоём | ||
Дуб черешчатый | Смешанный лес | ||
Лещина обыкновенная | Опушки смешанного леса | ||
Овёс посевной | Поле |
Задание 6.3. Некоторые из этих растений используются человеком для изготовления продуктов питания и мебели. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.
Задание 7.1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Заяц-беляк обитает в смешанных лесах, летом питается травой и грибами, а зимой — мелкими ветвями и корой деревьев. (2)Передние лапы короче задних, длинных, позволяющих зайцу передвигаться большими прыжками даже в рыхлом снегу. (3)Окраска тела зайца-беляка летом бурая или рыжевато-бурая, а зимой белая, что делает животное малозаметным для хищников. (4)У зайца длинные уши и широко расставленные по бокам головы глаза. (5)С наступлением весны зайцы-беляки начинают размножаться, и зайчиха за лето может приносить потомство два-три раза. (6)Зайчата появляются на свет уже зрячими, покрытыми шерстью и способными к передвижению за матерью или другой зайчихой, которая кормит их молоком.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основании которых можно сделать вывод о том, что заяц-беляк не впадает в зимнюю спячку? Запишите номера выбранных предложений.
Задание 7.2.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Заяц-беляк обитает в смешанных лесах, летом питается травой и грибами, а зимой — мелкими ветвями и корой деревьев. (2)Передние лапы короче задних, длинных, позволяющих зайцу передвигаться большими прыжками даже в рыхлом снегу. (3)Окраска тела зайца-беляка летом бурая или рыжевато-бурая, а зимой белая, что делает животное малозаметным для хищников. (4)У зайца длинные уши и широко расставленные по бокам головы глаза. (5)С наступлением весны зайцы-беляки начинают размножаться, и зайчиха за лето может приносить потомство два-три раза. (6)Зайчата появляются на свет уже зрячими, покрытыми шерстью и способными к передвижению за матерью или другой зайчихой, которая кормит их молоком.
Сделайте описание обыкновенной белки по следующему плану.
А) В сравнении с зайцем-беляком белка крупнее / мельче.
Б) Где белка обитает?
В) Чем белка питается?
Задание 8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав слова и/или словосочетания из приведённого списка.
Белая куропатка, тундра, пустыня, варан, верблюжья колючка, карликовая ива.
Природная зона | ||||
Растение | Природные условия Жаркий климат, небольшое количество выпадающих осадков | Животное |
Задание 9.
Задание НИКО №47661F. Внимательно рассмотри знак, который можно встретить, например, в книжном магазине.
Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.
Задание 10.
На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?