БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ.




О Г Л А В Л Е Н И Е

П Р Е Д И С Л О В И Е...................... 3 Г Л А В А I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА:

БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ

1. Практически-деятельное отношение человека к миру.

Категории "бытие", "материя", "субстанция", их место

и значение в философском осмыслении действительности..... 5

2. Материя............................11

2.1. Определение материи (необходимые пояснения).......11

2.2. Мир и научная картина мира. Революция в науке

и смена научных картин мира...............14

2.3. Диалектико-материалистическое учение о материи и современные естественнонаучные представления

о ее строении и свойствах................23

2.4. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материидля развития

философии и частных наук................27

3. Движение...........................28

3.1. Движение - способ существования материи.........28

3.2. Основные формы движения материи и

принципы их классификации................32

3.3. Диалектика основных форм движения материи........33

3.4. Специфика социальной формы движения материи.......35

4. Пространство и время.....................41

4.1. Пространство и время -

формы существование движущейся материи..........41

4.2. Субстанциальная и реляционная концепции

пространства и времени..................43

4.3. Основные свойства пространства и времени.........46

4.4. Критика идеалистических и метафизических

концепций пространства и времени.............52

4.5. Концепция множественности

нефизических форм пространства и времени.........59

5. Проблема единства мира....................63 Г Л А В А II. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА:

СУЩНОСТЬ И ТИПЫСОЗНАНИЯ

1. Сознание, самосознание, мировоззрение.............67

2. Общественное сознание, его структура и функции........83

3. Структурные компоненты общественного сознания и

их взаимосвязи........................87

4. Взаимосвязи сознания.....................92

5. Структура общественного сознания. Компоненты сознания.....93


.5

П Р Е Д И С Л О В И Е

Рассматриваемые в данном пособии проблемы, связанные с понимани­ем материи и сознания, исключительно важны для философии. Их значи­мость станет достаточно очевидной, если учесть следующее.

Человек отличается от животного прежде всего использованием ору­дий труда, вследствие чего его деятельность становится целе направ­ленной. Бобр, например, обнаружив потребное ему дерево, начинает его грызть; человек же в этой ситуации воспользуется пилой или то­пором. Животное, иначе говоря, непосредственно действует на потреб­ный ему объект; человек же непосредственно действует на орудие тру­да (каковое само по себе его не интересует),- в силу чего потребный объект становится целью. Цель, по Аристотелю, есть то, чего в при­роде нет, но против чего она не возражает и чтопотребно человеку, представляя для него определеннуюценность...

Поэтому познавательное отношение к действительности - существен­ная предпосылка целе направленной деятельности человека по изменению природной и социальной действительности (животное потребляет налич­ные ресурсы природы; человек же производит потребные ему условия существования). Ведь постановка разумной, достижимой цели возможна лишь при знании того, что в объективной действительности есть, а чего в ней нет, что ее законам противоречит, а что - нет (и, следо­вательно, является возможным), и, наконец, при знании того, что действительно нужно человеку. Выбор цели, следовательно, опирается на определенное понимание мира и человека. Таким образом, орудийный характер деятельности порождает необходимость со знанием относиться к делу, делает человека существом, обладающим сознанием.

Соответственно человек - это продукт своей деятельности: изменяя действительность посредством орудий труда, он в ходе этого процесса (всякая палка - о двух концах!) формирует свои собственно челове­ческие качества,- вырабатывает необходимые умения и навыки, приоб­ретает знания. Поэтому и мир человека - это мир человека (Гегель).

Деятельность человека - это преобразование вещей, явлений, про­цессов с целью придания им формы и/или содержания, удовлетворяющих его потребности. Поскольку эта деятельность является орудийной и в силу этого - целенаправленной, постольку она, очевидно, содержит

как объективную (предмет, орудие, условия), так и субъективную

(цель как мысленную модель желаемого будущего) стороны. Это означа­ет, что определенное понимание сущности и возможностей человека ба­зируется на определенном понимании объективного, материального и субъективного, идеального. (С учетом этого понятно значение основ­ного вопроса философии как вопроса об отношении мышления и бытия).

Так как же соотносится объективное и субъективное в человеке и его деятельности? (Ведь именно действие, по Гегелю, есть истинное бытие человека). Являются ли природная и социальная действитель­ность лишь неким материалом, который человек может изменять, руко­водствуясь только своими желаниями? Или же они обладают собственны­ми законами существования и развития, не зависящими от сознания че­ловека? Сознание, мышление человека вполне самостоятельны или же их существование и развитие в той или иной мере определяются объектив­ным бытием? Для ответа на эти и связанные с ними вопросы и требует­ся изучение материи и сознания.

Сегодня достаточно очевидно, что окружающий человека мир (и при­родный, и социальный) обладает объективными, то есть собственными, внутренне присущими ему закономерностями существования и развития и поэтому не может изменяться произвольно. (Важнейший элемент целе­ направленной деятельности, обратим внимание,- это пред видение, ос­нову которого составляет знание закона). Определенная недооценка этого при характере и масштабах современного производства - одна из причин, породивших глобальные проблемы современности, некоторые из которых уже угрожают самому существованию человека. (Вспомним Ф.Бэ­кона: победить природу можно лишь подчиняясь ей). Не менее ясно се­годня и то, что сознание не является некоей само достаточной сущ­ностью. Поэтому лишь диалектико-материалистический подход (опираю­щийся, естественно, на то ценное, что было выработано в других фи­лософских направлениях), может служить основой современного понима­ния материи и сознания. (Диалектика, напомним, ориентирует на исто­ризм в познании, рассматривая преемственность как условие разви­тия). Именно с этих позиций и написано данное пособие.

Авторы: доц. В.В.Терентьев (Предисловие, глава I), доц. Н.И.Королев (глава II).

Г Л А В А I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА:

БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: