Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №11
г.о. Железнодорожный
Утверждаю Директор МБОУ гимназия №11 ____________Панченко М.С. Приказ № _____ от «___» ___________ 2012 г. |
Рабочая программа
По истории России
Для учащихся 8-х классов
Составитель: Кузнецова Анастасия Юрьевна
учитель истории и общественных дисциплин
2012 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программ:
1) Примерная программа основного общего образования по Истории//Вестник образования № 3, 2005 г.
2) Программы общеобразовательных учреждений. История России, Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Просвещение», 2006
учебника для 8 класса
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс. Просвещение, 2008
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 40 учебных часов.
Используемый учебно-методический комплект:
1) Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009
2) А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Поурочные разработки к учебнику «История России XIX век» – М., «Просвещение», 2008
3) Рабочая тетрадь: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь к учебнику «История России XIX век» – М., «Просвещение», 2008.
Цели курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об основных чертах развития индустриального общества;
· воспитание патриотизма, уважения к истории традициям нашей родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
|
· освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
· овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
· формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этносоциальными традициями;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России 19 века;
- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития.
Уметь
- Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- Называть характерные существенные черты исторические событий и явлений;
- Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
- Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
- Объяснять в чем состояли мотивы, цели, результаты деятельности отдельных людей в истории, анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
|
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата (число, месяц) | Тема урока | Элементы содержания | Тип урока | Домашнее задание |
Внутренняя политика в 1801 – 1806гг. | Император Александр I. Переворот 11 марта 1801 года. Преобразования. Реформа народного просвещения. | Вводный, изучение нового материала | §1, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Внешняя политика 1801‑1812 гг. | Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией; Участие России в антифранцузской коал.; Тильзитский мир и русс-фр.союз; Континен.блокада | комбинированный | §2,вопросы, рабочая тетрадь | ||
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского | Попытки проведения реформ. Раздел. Властей; Полит. права; Избират. право | комбинированный | §3,вопросы, рабочая тетрадь | ||
Отечественная война 1812 г. | Причины, планы сторон, ход воен.действий; Бородинская битва; Изгнание наполеоновских войск из России | комбинированный | § 4,вопросы, рабочая тетрадь | ||
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика 1813-1825 гг. | Загран. поход 1812-1814 гг.; Российская дипломатия на Венском конгрессе; Россия и Священный союз | комбинированный | § 5,вопросы, рабочая тетрадь | ||
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг.; Усиление консервативных тенденций | комбинированный | §6,вопросы, рабочая тетрадь | ||
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | А.А.Аракчеев Аракчеевщина. Экономический кризис 1812-1815 гг. | комбинированный | §7,вопросы, рабочая тетрадь | ||
Общественное движение при Александре I | Тайные общества: Северное и Южное; Их программы | практическое занятие | §8,вопросы, рабочая тетрадь | ||
Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов | Движение декабристов; Восстание на Сенат.площ.14дек.1825 г.; Восст.Чернигов. полка; Суд над декабристами | комбинированный | §9,вопросы, рабочая тетрадь | ||
Внутренняя политика Николая I | Усиление самодержавной власти; Ужесточение контроля над обществом; III отделение полиции; А.Х. Бенкендорф; Кодификация законов | Изучение нового материала | §10, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Диагностическая работа «Россия в первой четверти XIX в.» | контрольный | ||||
Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. | Противоречия хоз. развития; «Манифест о почетном гражданстве»; «Указ об обязанных крестьянах» | изучение нового материала | §11, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | Россия и революции в Европе; Вхождение Кавказа в состав России; Шамиль. Кавказская война | комбинированный | §12, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Общественное движение в годы правления Николая I | Общественная мысль: западники и славянофилы; Н.М. Карамзин «Теория официальной народности» П.А. Чаадаев Русский утопич. социализм Петрашевцы | комбинированный | §13, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя | Причины, участники войны; Оборона Севастополя, ее герои; Парижский мир; Причины и последствия поражения | комбинированный | §14, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Образование и наука в первой половине XIX века | Создание системы общеобразовательных учреждений; Достижения науки; Н.И. Лобачевский | изучение нового материала | §15,вопросы, рабочая тетрадь | ||
Русские первооткрыва-тели и путешественники | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | комбинированный | §16, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Художественная культура первой половины XIX века | Достижения культуры и искусства; Основные стили в художественной культуре; «Золотой век» русской поэзии | комбинированный | §17, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Быт и обычаи | Новые черты в быту русских сословий | комбинированный | §18, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Повторительно-обобщающий урок «Россия в первой половине XIX века» | Ведущ.роль с/х в эк-ке; Росс. самодер-е; Черты упадка феодально-крепост системы Необход-ть преобраз.; Положение России на междунар. арене | обобщающее повторение | |||
Накануне отмены крепостного права | Предпосылки отмены кр.пр.; Причины отмены крепостного права | изучение нового материала | §19, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Крестьянская реформа 1861 г | Положение 19 февраля 1861 г.; Наделы; Выкуп и выкупные операции; Повинности временнооб. кр-ян | комбинированный | §20, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Либеральные реформы 60-70-х гг. | Реф.мест.самоупр. Судеб.реф. Воен.реф. Реф.в обл.просвещ | комбинированный | §21, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Претворение реформ в жизнь. «Диктатура сердца» Лорис-Меликова | Значение реформ 60-70-х гг.в истории России | комбинированный | §22, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Особенности модер-ции России; Кризис самодер.; Политикака лавирования; Убийство Александра II | комбинированный | §23, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Общественное движение: либералы и консерваторы | Подъем обществ. движ после поражения в Крым. войне; Либер., консер. течения; Земск. движение; Герцен, Огарев Чернышевский, Добролюбов; | комбинированный | §24, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Зарождение революционного народничества и его идеология | Радикальные течения; Теория революц. народничества; | комбинированный | §25, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. | Методы практич. деят-ти народ-ников 60-х гг. «Хожд. в народ»; «Земля и воля»; «Черный передел» «Народная воля» | комбинированный | §26, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Внешняя политика Александра II. | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | комбинированный | §27, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Причины русско-турецкой войны; Основные события на фронтах; Сан-Стефанский мирный договор; Берлинский конгресс | комбинированный | §28, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Начало царствования Александра III | Личность Александра III; Начало царствования императора; К.П.Победоносцев | изучение нового материала | §29, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Внутренняя политика Александра III | Попытки решения крест.вопроса; Рабочее законодательство; Политика в области просвещения и печати; Наступление на местное самоуправление; Национальная и религиозная политика | комбинированный | § 30, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Экономическое развитие в годы правления Александра III | Завершение пром. переворота; Новые пром. районы и отрасли хозяйства; Эк. политика Александра III | комбинированный | § 31, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Положение основных слоев населения | Формирование классов индустр. об-ва; Изменения в социальной струк-ре общества | комбинированный | §32-33, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Общественное движение в 80-90-х гг. | Земск. движение; Распространение марксизма Г.В. Плеханов; «Освобож. труда»; В.И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | изучение нового материала | §34, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Внешняя политика Александра III | Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны; А.М. Горчаков; Присоединение Средней Азии; Русско-тур.война 1877-1878 гг; «Союз трех императоров» | изучение нового материала | §35, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Просвещение и наука во второй половине XIX века | Развитие образования; Успехи естествен. наук;Развитие гуманит.наук | комбинированный | §36, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Культура второй половины XIX в. | Литература; Живопись; Скульптура | урок-заочная экскурсия | §37-38, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Быт: новые черты в жизни города и деревни | Урбанизация; Изменение облика городов; Изменения в деревенской жизни | самостоятельная работа | §39, вопросы, рабочая тетрадь | ||
Итоговое повторение по теме «Россия на пороге XX века» | Рождение и развитие индустр. общества; Модернизация всех сфер жизни об-ва | викторина |
|
Учебно - методическое обеспечение
№ п/п | автор | название | издательство | год издания |
Данилов А.А., Косулина Л.Г. | Программы общеобразовательных учреждений. История России 6-9 кл. | Просвещение | ||
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. | История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений | Просвещение | ||
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина | Поурочные разработки к учебнику «История России XIX век» | Просвещение | ||
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. | Рабочая тетрадь к учебнику «История России XIX век» | Просвещение | ||
Журавлева О.Н. | Тесты по истории России: 8-й кл.: к учебнику А.А. Даниловой, Л.Г. Косулиной | Просвещение | ||
С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. | Атлас. История России XIX в. | АСТ – ПРЕСС ШКОЛА |
Согласовано на заседании кафедры истории и общественных дисциплин Руководитель кафедры _______________Успенская Т.Ф. Протокол №_________ «______» августа 2012г. |
Согласовано
Зам. директора по УВР
_______________Манина Л.А.
«_____»______________2012г.