Комплекс методик диагностики одаренности




Комплекс методик диагностики одаренности. Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.

Российский психолог А.И. Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного оценивания; долговременности; использования тренинговых методов; учёта потенциальных возможностей ребенка; принцип опоры на экологически валидные методы диагностики; участия разных специалистов; участия детей в оценке собственной одарённости. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.

Опираясь на положение современной образовательной политики, согласно которой одарен каждый, педагогу в тандеме с психологом образовательного учреждения важно выявить у ребенка, соответствующий ему вид одаренности, то есть наличие определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные).

Ниже представлен набор методик, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно построить профиль одаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционную работу.

Изучаемый показатель Методики
Интеллектуальная одаренность - Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. - Тест Д. Векслера. - Тест Р. Амтхауэра. -Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, 8-11 кл.) -Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.), - Методика «Школьный тест умственного развития»
Когнитивные психические процессы - Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия). - Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти. - Оценка устойчивости внимания. - Оценка переключения внимания. - Оценка вербально – логического мышления. - Оценка образного мышления. - Тест «Куб Линка». - Механической понятливости тест (Беннета). - Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). - Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»
Математическая одаренность Тест на математические способности Г. Айзенк.
Лингвистическая одаренность - Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). - Тест на вербальные способности. Г. Айзенк. - Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).
Творческий потенциал - Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). - Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). - Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса) - Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). - Методика «Предложения». - Методика «Классификация». - Методика «Две линии». - Методика Вартега «Круги». - Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. - Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)
Мотивация - Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) - Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) - Диагностика структуры учебной мотивации школьника - Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой - Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)
Личность - Тест 16-PF (Р.Кеттела). - Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой). - Тест «Акцентуации характера». - Характерологический тест Айзенка. - Опросник САН - Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна). - Методика «Несуществующее животное». - «Тест школьной тревожности Филлипса».
Социальная одаренность - Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени). - Методика изучения коммуникативных и организаторских умений. - Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК). - Методика «Q-сортировка». - Тест интерперсональной диагностики Т. Лири. - Оценка отношений полростка с классом. - Методика «Незаконченные предложения».
Комплексные методики для педагогов и родителей - Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой) - Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков) - Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Диагностика одаренности.

Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждому из указанных компонентов. Если какой -то компонент присущ испытуемому в наивысшей степени, относительно сверстника, ставьте пять баллов, если она выше средней, -четыре, средняя – три, если совсем отсутствует данная характеристика (например, учащийся не пишет стихи), -ставится оценка два балла - самая низкая. На отдельном листке отмечаете тип способностей, номер вопроса и соответственно выставленный вами балл.

Суммируйте баллы по всем компонентам внутри каждой из шестнадцати областей способностей. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «химические способности») делите на количество вопросов – в этой области, их 13, результат получаете с точностью до одной сотой, а затем округляете с точностью до одной десятой и полученное число откладываете на пересечении оценки в баллах, по оси «У» и той области способности (от 1-ой до 16-ой), которую вы проверяете.

А затем интерпретируйте полученные данные, если выстраивается треугольник, четырехугольник и т.д. с высокими показателями, то считайте, что ваш испытуемый одаренный, но обратите внимание на доминирующие способности. Нужны рекомендации для развития и получения более высоких показателей по смежным способностям. А если получите по всем видам способностей высокие показатели (от 4 до 5), считайте испытуемый - разносторонне одаренный. Им то и нужна более всего помощь, советы психолога в выборе будущей профессии. Такие дети на все виды деятельности способны. Они могут быль и философами, и музыкантами, и математиками, и художниками, и химиками, и экономистами, и юристами, и политиками и т.д., но главное они должны быть интеллектуальными лидерами.

Ключ: Если набрано 4,0 - одаренный, если от 4,1 до 4,5 - очень одаренный, а если 4,6 - 5, то суперодаренный.

 

Диагностика

доминирующих способностей.

 

В методике меняется форма обращения в зависимости от ситуации и возраста испытуемого «Ваш ребенок», «Ваш воспитанник. Ученик», «Вы».

Респондент, собеседник, участник рейтинга может быть с завышенной, заниженной или адекватной самооценкой, оценкой других; но так как ответы на поставленные вопросы даются спонтанно, сразу, а их достаточное количество, то среднее арифметическое число баллов, полученной на вопросы приближается относительно к истине. Ведь все в жизни относительно, в том числе и количественные показатели шкалы оценок.

 

Предлагается структура и характеристика ряда способностей. Перечислены шестнадцать областей, в которых человек может проявить свой природный дар. Это фундаментальная, базисная основа для всех ведущих видов деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: