Менеджмент.
Менеджмент (в переводе с латинского) – управлять.
Менеджмент – это эффективное управление хозяйством (включая межличностные отношения, управление производством, предприятием) с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.
Смысловое содержание Менеджмента:
1. Менеджмент, как наука и практика управления (представляет собой теоретическую базу практики управления, т.е. обеспечивает наилучшими рекомендациями).
1.1. Теория научного управления (заключается в признании менеджмента как науку, т.е. как самостоятельную область научных исследований в формировании методов для достижения целей организаций).
1.2. Теория административного управления (несёт в себе понятие организации структуры, тесно взаимосвязанной с управлением работниками), т.е. рассмотрение управления, как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций. “Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, контролировать”.
1.3. Теория управления с позиции психологии и человеческих отношений (т.е. это результаты исследования поведения человека в процессе работы (отсюда берёт начало теория Маслоу “О потребностях человека”)).
1.4. Теория управления с позиции поводов (т.е. с позиции науки о поведении человека):
- подход к управлению, как к процессу;
- системный подход;
- ситуационный подход;
2. Менеджмент, как организация управления фирмой (это технология (или набор взаимосвязанных функций) для достижения цели (получения прибыли)).
- установление целей;
- преобразование ресурсов через функции;
- оценка результатов;
3. Менеджмент, как организация управления структурой.
|
4. Менеджмент, как процесс принятия управленческих решений (т.е. анализ ситуаций рынка и других элементов внешней и внутренней среды, и принятие решений о том, “что делать” и “как”).
Виды менеджмента:
1. Производственный менеджмент.
2. Кадровый менеджмент.
3. Инновационный менеджмент о преобразовании.
4. Информационный менеджмент.
5. Финансовый менеджмент.
6. Торговый менеджмент.
7. Менеджмент маркетинга.
8. Международный менеджмент.
Задачи менеджмента:
1. Определение целей деятельности организации.
2. Достижение целей организации.
3. Увеличение доходов организации.
4. Предопределение рынка.
Организация производства товара и услуг.
Характерные черты менеджмента:
1. Экономический аспект (заключается в том, что управление осуществляется через координацию материальных и трудовых ресурсов для достижения цели – прибыли).
2. Социально-психологический аспект (заключается в том, что деятельность осуществляется группой лиц по руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей – система власти, культура, ценности, обычаи).
3. Правовой аспект (заключается в том, что деятельность опирается на государственную политику и определяется законодателем).
4. Организационно-технический аспект (заключается в необходимости определить рациональную последовательность исполнения целей заданных стратегий).
Стадии менеджмента:
1. Стратегическое управление.
1.1. Анализ среды организации (сюда входит макроокружение, непосредственная среда, внутреннее окружение).
1.2. Определение миссии организации.
|
1.3. Определение целей.
1.4. Прогнозирование.
1.5. Разработка стратегии, стратегическое планирование.
1.6. Контроль.
2. Оперативное управление.
2.1. Создание структуры.
2.2. Приобретение ресурсов.
2.3. Планирование.
2.4. Располительство и мотивации.
2.5. Контроль.
3. Контроль.
Зарубежные модели менеджмента:
Японская модель | Американская модель |
1. Ставка на технологические нововведения. | 1. Заимствование нововведений. |
2. Основана на учёте социальных, культурных, исторических и национальных особенностях (теория управления). | 2. Ориентируется только на технический результат (практика управления). |
3. Японский руководитель принимает решение коллективно. | Американский руководитель решения принимает единолично. |
4. У менеджера ценится опыт. | 4. У менеджера ценится результат. |
5. Пожизненный найм руководителей. | 5. Кратковременный найм руководителей (по результатам). |
Российский менеджмент базируется на современном международном опыте и национальных особенностях (духовность, склонность к ценностям, экстровертность (открытость), склонность впитывать или отвергать инородные образования, сохранять при этом свою самобытность).
Принципы и законы менеджмента.
Законы:
1. Закон специализации управления – означает, что данный вид деятельности может осуществляться специально подготовленными людьми.
2. Закон интеграции управления – т.е. объединение всех структур, процессов, отделов и всех уровней управления (или объединение всех факторов деятельности предприятия: целей, требований рынка, задач, структур и т.п.).
|
3. Закон экономии времени – сводится к любой экономии, а отсюда следует повышение эффективности управления, достижения поставленной цели (например “скорость и реакция менеджера на изменение потребностей рынка”).
Принципы (Анри Файеля):
1. Разделение труда (поочерёдное разделение процесса результативнее).
2. Полномочия и ответственность (там, где выдаются права – возникает ответственность).
3. Дисциплина (подчинение и уважение взаимных правил).
4. Вознаграждение.
5. Централизация (т.е. процесс централизованного управления). Проблема пропорции.
6. Иерархия управления.
7. Единоначалье.
8. Единство направления (единый план, единая цель и т.п.).
9. Коллегиальность.
Принципы (современного управления):
1. Структурно-функциональные принципы управления.
2. Принципы управления производством.
3. Принципы управления персоналом.
Ведущие принципы:
1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации.
2. Принцип единоначалья (т.е. у работника только один начальник).
3. Коллегиальность (т.е. все решения принимаются коллективом, но утверждает начальник).
4. Демократизация (т.е. в процессе управления могут принимать участие все уровни управления).
Деятельность менеджера.
Разделение труда менеджеров – это специализация управленческих работников на выполнение определённых видов деятельности, разграничение полномочий, прав и сфер ответственности, на основании которых решаются проблемы.
Разделение труда бывает:
1. Вертикальное разделение – это разделение по уровням управления.
В З - высшее звено;
Ср З - среднее звено;
Н З - низшее звено;
Низовой уровень – это менеджеры, имеющие в свом подчинении работников, преимущественно исполнительского труда.
Средний уровень – это 50-60% всего управленческого персонала, т.е. это менеджеры, ответственные за ход производственного процесса в подразделениях.
Высший уровень – это всего на всего 3-7% от общего числа управляющего персонала, т.е. администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией и её функционально-производственными комплексами.
2. Горизонтальное разделение труда – оно предусматривает конкретный объём работ по функциям управления (специализация).
3. Функциональное разделение труда – основывается на формировании группы работников, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль).
4. Структурное разделение – вытекает из организационной структуры, сферы деятельности, специфики организации.
5. Технологическая или профессионально-квалификационное – учитывает сложность и виды выполняемых работ.
Роли, выполняемые менеджером:
Название | Содержание (функции) | Примеры |
Межличностные роли: | ||
1. Главный руководитель. | Выполняет обычные обязанности правового или социального характера. | Церемонии, собрания и т.п. |
2. Лидер. | Отвечает за мотивацию и активацию подчинённых на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников. | Все управленческие действия с участием подчинённых. |
3. Связующее звено. | Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации. | Переписка, участие в семинарах и собраниях, т.е. все элементы общения. |
Информационные роли: | ||
1. Получатель информации. | Собирает текущую информацию специализированного характера о внешней и внутренней среде организации. | Обработка почты, работа с контрактами и т.п. |
2. Распространитель информации. | Передаёт информацию подчинённым фактически или интерпретирует (изменяет), разъясняя политику и основные цели организации. | Обработка почты, беседы, обзоры. |
3. Источник информации. | Передаёт информацию для внешних контактов с целью организации планов политики действий. | Участие в заседаниях, выступлениях, общение через почту. |
Роли, связанные с принятием решений: | ||
1. Предприниматель. | Определяет направление роста организации (внутри и вне организации); разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию организации; контролирует разработку проектов. | Участие в заседаниях по разработке перспективных планов, стратегии. |
2. Устраняющие нарушения. | Обеспечивают корректировочные действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями. | Участие в совещаниях по обсуждению стратегических вопросов. |
3. Распределитель ресурсов. | Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. | Составление графиков, запросов, программирование работы подчинённых. |
Требования к менеджеру:
Специфика профессионализма – это умственный труд аналитического характера, это создание материальных благ через других работников.
Предмет труда – информация;
Средство труда – оргтехника и вычислительная техника;
Результат труда – управляемое решение.
1. Специальные знания и способности (умение обосновывать и принимать решения в любых ситуациях, включая ситуации неопределённости и критичности).
2. Информированность (по вопросам развития отросли, предприятия, техники, технологии, конкуренции, спроса и т.п.).
3. Опыт работы (знакомство с опытом).
4. Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия; владение способами “эффективности”.
5. Умение использовать информацию в современных информационных технологиях (знание ПК).
6. Способность работать с людьми и управлять ими и самим собой.
7. Чувство долга и преданность делу; честность и доверие к партнёрам.
8. Умение чётко выражать свои мысли и убеждать.
9. Уважительное отношение к людям вне зависимости от их полномочий.
10. Способность быстро восстанавливать физические и душевные силы и критически оценивать свою деятельность.
Характеристика организаций:
Организация – это группа лиц, имеющих единую цель и работающих по единому плану.
Виды организаций:
1. Формальные организации – это группы, специально созданные по средством организационного процесса.
2. Не формальные организации – это спонтанно созданная группа людей, которые вступают во взаимодействие для достижения определённых целей.
3. Сложные организации – отличаются от двух предыдущих видов тем, что имеют набор взаимосвязанных целей.
Общие черты (характеристики) организаций:
1. Ресурсы: трудовые, финансовые, информационные, технологические.
2. Зависимость от внешней среды: экономические условия, потребители, конкуренты, правительственные акты.
3. Вертикально – горизонтальное разделение труда.
4. Необходимость управления.
Внутренняя среда организации – это набор оптимизационных факторов внутри организации.
1. Цели.
2. Структура – это логические взаимоотношения функций управления и функционирования областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей организации.
А). Линейная. Б). Функциональная.
П П П П П П П П П
В). Линейно – функциональная.
П П П П П П
А). Недостатки:
- вероятность разрастания => затруднение передачи информации.
- перегрузка руководителя => низкие требования к руководству.
Достоинства – простота.
Б). Недостаток:
- нарушение единоначалья.
Достоинства - процесс управления разделён по функциям.
В). Матричная – внешне напоминает матрицу.
3. Задачи – предписанная работа, серия работ или часть работ, которые должны быть выполнены в заранее оговорённые сроки.
В организации дел:
- работа с людьми;
- работа с предметами;
- работа с информацией;
4. Технологии – это средства преобразования сырья (люди, информация или физические материалы) в исключительные продукты и услуги.
- единичное, мелкосерийное;
- массовое или крупносерийное;
- непрерывное производство;
5. Люди – этот фактор зависит от:
- поведения отдельных людей;
- поведения в группах;
- характера поведения руководителя;
Структура
Задачи Цели Технологии
Люди
Внешняя среда.
Среда классифицируется:
1. Среда прямого воздействия (непосредственное окружение).
2. Среда косвенного воздействия (макроокружение).
Потребитель Конкуренция
Организация
Законодательство Поставщики
Профсоюзы
“Прямое воздействие”
Научно-технический Политические
прогресс факторы
Организация
Состояние экономики Международные
события
Социально-культурный
Фактор
“Косвенное воздействие”
Свойства внешней среды:
1. Неопределённость внешней среды (заключается в том, что для каждого конкретного фактора степень достоверности информации различна).
2. Взаимосвязанность всех факторов (например, законодательство влияет на поставщиков, т.е. заключается в том, что при изменении одного фактора происходит изменение других, притом в разной степени).
3. Сложность внешней среды (заключается в том, что число и разнообразие факторов значительным образом влияющих на организацию – велико).
Общая характеристика функций управления:
Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Планирование – предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
Организовать – значит создать некую структуру.
Мотивация – это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность.
Контроль – сравнение достигнутого с запланированным.
1. Планирование и прогнозирование.
2. Организация.
3. Координация.
4. Регулирование.
5. Мотивация.
6. Контроль.
7. Учёт и анализ.
Особенность функций заключается в их взаимном проникновении.
Планирование и прогнозирование.
Планирование – это разработка мероприятий сроков их исполнения для достижения целей.
Прогнозирование и планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы.
Планирование и прогнозирование – это активный, постоянно управленческий процесс:
1. Усиливает темпы развития производства.
2. Способствует восприятию положительных ресурсов, материальных источников.
3. Снижает риск принятия неправильных решений.
4. Создаёт единство целей внутри организации.
Планирование предусматривает:
1. Цели.
2. Задачи.
3. Пути и средства.
4. Ресурсы, необходимые для выполнения задачи.
Замечания:
1. Цели задачи должны увязаться с материальными, физическими и трудовыми ресурсами.
2. Планирование устанавливает связь плановой работы с конечной целью (контроль).
Способы планирования:
1. От достигнутого управления.
2. Оптимальное.
3. Адаптированное.
1. От достигнутого управления – самый простой способ, не требует усилий, значений.
2. Оптимальное планирование – заключается в разработке максимально высоких конечных результатов при минимальных затратах, связано с качественным преобразованием во всей системе.
3. Адаптированное планирование – это план, который учитывает все условия внешней и внутренней среды (приспосабливается).
Требования к планированию:
Должно быть комплексным – т.е. учитывает результаты анализа хозяйственной деятельности, общественные потребности, трудов, материала, финансовых ресурсов, нормативную базу и т.п.
Прогнозирование:
Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период для конкретной организации.
Виды прогнозирования:
1. Краткосрочное (от 3 месяцев до 1 года).
2. Среднесрочное (от 1 года до 3 лет) - используется для планирования производства и т.п.
3. Долгосрочный (3 года и более).
Прогнозирование => моделирование => программирование
↓ ↓ ↓
определяется вероятность описание будущего обоснование реализации
поступления ресурсов, состояния внутренней решений по выявляемым
наступление положительных и внешней среды. прогнозам и моделям.
и негативных ситуаций
во внешней и внутренней среде.
Средства планирования:
1. Концепция – это идея обоснования метода и условия её реализации.
2. Прогноз – это научное предвидение.
3. Программа – законченный комплекс задач, мероприятий, работ, объединённых общей целью и имеющей конкретные результаты.
Виды планирования:
1. В зависимости от содержания.
1.1. Планирование научно – исследовательских работ.
1.2. Планирование производства сбыта.
1.3. Планирование материально-технических снабжений.
1.4. Финансовое планирование.
2. В зависимости от организационной структуры. Планы подразделений.
3. В зависимости от направленности и характера задач организации.
3.1. Стратегическое планирование (перспективное планирование) – это долгосрочное планирование по выживанию организации, конкретно путём создания конкурентных преимуществ (пятилетний план и план по конкретным мероприятиям – прибыли и т.п.)
3.2. Среднесрочное планирование – это срочный план (3-4- года, планирование и источники прогнозирования).
3.3. Практическое планирование (текущее) – в рамках одного года – это детальные разработки шагов и желаемых результатов для организации и её подразделений (финансированный план на год, бизнес-план на сезон).
Процесс стратегического планирования:
Анализ внешней и
внутренней среды
Миссия(политика)
Цели организации
Оценка внешней и
внутренней среды
организации с целью
выявления сильных
и слабых сторон
Этап управления сильными
и слабыми организациями
Анализ стратегических альтернатив
Выбор стратегии Тактика Правила
Реализация стратегий оценка стратегий оценка прибыльности
Бюджет и т.д. оценка структуры
Управление по целям
Технология планирования:
1. Определение основных задач, необходимых для достижения целей (пример: снизить издержки предприятия на 8% - а. совершенствованием производственных процессов;
б. переподготовкой трудовых ресурсов.
2. Установление взаимосвязей между основными видами деятельности (прим.: Составление календарного плана).
3. Уточнение полномочий для каждого вида деятельности.
4. Оценка затрат времени для каждой операции.
5. Определение ресурсов (составление бюджета).
6. Проверка сроков и коррекция планов действия.