Рекомендации по снижению дебиторской задолженности




Как было выявлено во второй главе, для улучшения финансового состояния предприятию необходимо увеличить коэффициенты ликвидности. Для этого необходимо снизить дебиторскую задолженность и запасы.

Поскольку финансовое положение предприятий находится в прямой зависимости от состояния оборотного капитала и предполагает соизмерение затрат с результатами хозяйственной деятельности и возмещение затрат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотного капитала – организации его движения с минимально возможной суммой для получения наибольшего экономического эффекта.

При увеличении вложений в оборотные активы предприятие несет «вынужденные издержки», а именно издержки связанные с хранением, с отвлечением средств в низкорентабельные оборотные активы, с увеличением риска потерь. Например, денежные активы в значительной мере подвержены риску инфляционных потерь, колебаний курса валют; краткосрочные финансовые вложения — риску потерь части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка; дебиторская задолженность — риску невозврата или несвоевременного возврата; запасы товарно-материальных ценностей — риску потерь от естественной убыли и т.п.

Как было выявлено во второй главе, предприятие несет потери реальной стоимости дебиторской задолженности в связи с инфляцией.

Для снижения дебиторской задолженности проведем АВС - анализ дебиторской задолженности (Таблица 19). АВС - анализ — метод экономического анализа, основанный на делении всех должников на группы по удельному весу дебиторской задолженности. Предполагает деление объектов анализа на 3 группы, которые чаще всего находятся в соотношении 75: 20: 5. [36, с. 46]

Дебиторы группы А - наиболее важные дебиторы, те 20% на которые приходятся 80% дебиторской задолженности, которые заслуживают повышенного контроля, поскольку здесь усилия будут оправданными. Их число значительно меньше количества должников. Выделенная группа граждан - первая и главная целевая аудитория, учитывая ее относительную немногочисленность и основную долю долга (80%). Работа с этой категорией должников должна строиться на основе персонального подхода. Эти усилия оправданы сумма­ми долгов, которые будут возвращены. Подобным же образом выделяются еще две груп­пы: самой небольшой будет первая, самой многочисленной - третья. Группа В - дебиторы средней важности те, на которые в сумме приходится 15% дебиторской задолженности и требу­ют внимания лишь изредка. Группа С - те дебиторы, на которых прихо­дится 5% всей дебиторской задолженности предприятия. [36, с. 46]

 

Таблица 19 - АВС - анализ дебиторской задолженности

 

Покупатели Всего на начало 2010 года В том числе по срокам образования Сумма %  
До 1 мес. От 1 мес. до 3 мес. От 3 мес. до 6 мес. От 6 мес. до года  
Тыс. руб.   %    
ИП Калинин   6,14   - - - 6,14  
ИП Никонов   4,18   - - - 10,32  
ИП Фархутдинов   4,59   - - - 14,91  
ИП Фадеев   4,24   - - - 19,15  
ООО «Терем»   11,03   - - - 30,18  
ИП Кравченко   3,72 -   - - 33,9  
ООО «Атлантида»   10,56 -   - - 44,46  
ООО «Колос»   13,98 -   - - 58,44  
ООО «Славения»   13,37 -   - - 71,81  
Прочие   28,19     - -    
Итого         - - -  
Удельный вес, %     38,96 61,04 - - -  

 

Из данных аналитической таблицы 19 видно, что на счетах 9 основных дебиторов сконцентрировано 71,81% от всей суммы задолженности. Наиболее крупными дебиторами являются четыре компании: ООО «Терем», ООО «Атлантида», ООО «Колос» и ООО «Словения». На долю этих дебиторов приходится 48,94% всей задолженности.

По каждому крупнейшему дебитору необходимо провести работу по возврату задолженности. (Таблица 20)

 

Таблица 20 - Отчет о списании дебиторской задолженности на 25.03.10

 

№ счета-фактуры Сумма счета-фактуры, тыс. руб. Критический срок оплаты Дата поступления платежа Сумма оплаты, поступившая в период, тыс. руб. Период просрочки, дн
До 0 дн. до 7 дн. до 30 дн. до 60 дн. свыше 60 дн.  
ИП «Калинин»  
    13.01.10 5.01.10            
11.01.10            
17.01.10            
20.01.10            
15.02.10            
    22.02.10 23.02.10            
25.02.10            
Итого                 -
В %       18,2 39,2 11,4 31,2   -

 

Из данных таблицы 20 видно, что по счету, критический срок оплаты по которому наступил 13 января 2010 года, покупатель осуществил оплату пятью платежными поручениями. При этом последний перевод денег состоялся с опозданием на 32 дня.

При ставке 16% годовых (0,044% в день), по которой предприятие привлекает денежные средства (банк «Уралсиб»), затраты, связанные с просрочкой платежа только по одному счету составят 5,88 тыс. руб.: 0,044%*(320*5+125*7+340*32).

Если учесть тот факт, что у компании не один выставленный счет, а несколько тысяч, то затраты на обслуживание просроченной дебиторской задолженности составят существенную сумму.

На следующем этапе составляют реестр инкассации дебиторской задолженности на определенную дату. (Таблица 21)

 

Таблица 21 - Реестр инкассации дебиторской задолженности на 25.03.10

 

№ счета-фактуры Сумма счета-фактуры, тыс. руб. Критический срок оплаты Дата поступления платежа Сумма оплаты, поступившая в период, тыс. руб.
0 дн. до 7 дн. до 30 дн. До 60 дн. свыше 60 дн.
ИП «Калинин»
    13.01.10 5.01.10          
11.01.10          
17.01.10          
20.01.10          
15.02.10          
    22.02.10 23.02.10          
25.02.10          
Итого                
В %       18,2 39,2 11,4 31,2  
Итого по всем дебиторам                
Структура дебиторской задолженности, % (коэф. инкассациии)       43,2 32,7 14,1 7,3   2,7  

 

 

Из данных аналитической таблицы 21 видно, что из краткосрочной задолженности со сроком погашения до 1 месяца вовремя было погашено только 43,2% долгов, а с опозданием до семи дней погашается 32,7% задолженности. Следовательно, предприятию выгодно разработать договора с указанием размера штрафа за каждый день просрочки платежа.

Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить предприятие от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов в группах с разными сроками возникновения задолженности.[37, с. 12]

 

Таблица 22 - Показатели дебиторской задолженности

 

Классификация дебиторов по срокам возникновения, дней Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. Удельный вес в общей сумме, % Вероятность безнадежных долгов Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. Реальная величина задолженности, тыс. руб.
0-30   38,96 0,25 15,6 6233,4
30-90   61,04 0,25+0,05 29,4 9760,6
90-180     0,05+0,3    
180-360     0,05+0,3+0,2    
Итого          

 

На вероятность возникновения безнадежных долгов на предприятии влияют следующие факторы:

1.Претензии покупателей по количеству и качеству (возникающие в процессе доставки до потребителя недостачи продукции, как по вине перевозчиков, так и по вине самих работников –на складе). Они актуальны для дебиторской задолженности сроком возникновения до 90 дней и составляют 0,25% объема реализации или суммы долга. Намеренный отказ платить по счетам обычно актуален для задолженности сроком возникновения от 60 дней. В среднем по ООО «Веста» это 0,05% ее величины.

2.Утрата платежеспособности покупателей и отсутствие ликвидного имущества. В среднем это 0,3% величины дебиторской задолженности сроком возникновения от 90 дней и более.

3.Банкротство клиента или его отсутствие. В среднем это составляет 0,2% дебиторской задолженности от 180 дней и более.

С увеличение сроков возникновения дебиторской задолженности изменяется состав факторов, влияющих на возникновение безнадежных долгов.

Сделанные оценки показывают, что предприятие может не получить 45 тыс. руб. или 0,28% общей суммы дебиторской задолженности.

На основе проведенного анализа можно составить регламент управления дебиторской задолженностью (Таблица 23)

 

Таблица 23- Регламент управления задолженностью в ООО «Веста»

 

Этап управления дебиторской задолженностью Процедура Ответственное лицо (подразделение)
Критический срок оплаты не наступил Заключение договора Отдел реализации
Контроль отгрузки Коммерческий директор
Выставление счета Бухгалтерия
Уведомления об отгрузке (номера машин, даты, вес)
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм
Просрочка до 7 дней При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей  
Прекращение поставок (до оплаты) Коммерческий директор
Направление предупредительного письма о начислении штрафа Бухгалтерия
Просрочка от 7 до 30 дней Начисление штрафа Бухгалтерия
Предарбитражное предупреждение Юридический отдел
Ежедневные звонки с напоминанием Отдел реализации
Переговоры с ответственными лицами
Просрочка от 30 до 60 дней Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию Отдел реализации
Официальная претензия (заказным письмом) Юридический отдел
Просрочка более 60 дней Подача иска в арбитражный суд Юридический отдел

 

Рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью.

а)Для недопущения роста дебиторской задолженности и риска непогашения бухгалтерам ООО «Веста» необходимо производить ранжирование заказчиков по категориям риска.

В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с контрагентами по коммерческим договорам (в частности, по договорам поставки продукции на условиях коммерческого кредитования заказчиков) и недопущения ухудшения результатов деятельности ООО «Веста» из-за неверного их выбора каждому покупателю (заказчику) присваивается категория риска. По каждому классу риска должны быть установлены параметры кредитования. Это позволяет предотвратить превышение установленного данному покупателю критического уровня задолженности. Отгрузка санкционируется только на сумму, в результате добавления которой к фактическому уровню дебиторской задолженности данного покупателя не будет превышен установленный ему лимит (барьер) задолженности.

При анализе кредитоспособности покупателя на предмет его надежности можно ограничится расчетом финансовых коэффициентов и сравнением их с нормативными значениями. Однако возможно исчисление сводного показателя – рейтинга, с помощью множества методик расчета.

Для этого по данным баланса и финансовой отчетности рассчитываются следующие коэффициенты: коэффициент абсолютной ликвидности (К1), промежуточный коэффициент покрытия (К2), коэффициент покрытия (К3), коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4), рентабельность продаж (К5). (см. таблица 3)

 

Таблица 24 - Коэффициенты для определения места в рейтинге

 

Коэффициенты 1-я категория 2-я категория 3-я категория
К1 0,2 и выше 0,15 - 0,2 менее 0,15
К2 0,8 и выше 0,5 - 0,8 менее 0,5
К3 2,0 и выше 1,0 - 2,0 менее 1,0
К4 для торговли 0,6 и выше 0,4 - 0,6 менее 0,4
К5 0,15 и выше Менее 0,15 нерентабельно

 

При составлении итогового заключения о кредитоспособности предприятия нужно проводить также качественный анализ информации, которая не может быть выражена в количественных показателях – состояние экономической среды, в которой действует предприятие, отраслевая принадлежность и т.д. При отрицательной оценке названных показателей предварительный рейтинг может быть снижен на один класс.

В зависимости от результатов анализа покупателя относят к одной из следующих категорий:

первая категория – целесообразность предоставления кредита не вызывает сомнений;

вторая категория покупателей требует взвешенного подхода;

третья категория – кредитование связано с повышенным риском.

В зависимости от категории устанавливаются сроки и суммы кредитования по конкретным заказам.

б)Дебиторскую задолженность можно снизить путем разработки новых форм договоров. Условиями этих договоров должна быть установлена сумма авансового платежа в размере 10% от суммы договора.

в)Стимулирование за досрочную оплату является одним из эффективных средств предотвращения дальнейшего роста дебиторской задолженности и выражается в предоставлении скидок за досрочную оплату.

Период погашения дебиторской задолженности на предприятии равен 15 дням.

Индекс цен составил на предприятии 1,18, что эквивалентно ежедневному приросту в размере 0,05%.

Индекс цен за 15 дней = 1,000515 =1, 008

Коэффициент падения покупательной способности денежной единицы = 1/1,008 = 0,992

Потери = 8 руб. с каждой тысячи.

Индекс цен за 5 дней = 1,00055 = 1,002

Коэффициент падения покупательной способности денежной единицы = 1/1,002 = 0,998

Потери = 2 руб. с каждой тысячи.

Снижение потерь составит 6 рублей с каждой тысячи.

Таким образом можно предоставить скидки своим клиентам в размере 6 рублей с каждой тысячи при условии погашения задолженности в течении пяти дней.

 

Таблица 25 - Расчет скидок

 

Показатель Факт Предложено Изменение
Индекс цен 1,008 1,002 -0,006
Коэффициент падения покупательной способности денежной единицы 0,992 0,998 0,006
Потери с1 тыс. руб.     -6

 

Но так как у предприятия имеется краткосрочный кредит в размере 321 тыс. руб. на конец 2009 года (кредит был взят на финансирование текущих активов) и за этот кредит предприятие платит проценты (16% годовых), то при снижении дебиторской задолженности возможно снижение расходов по кредиту.

За десять дополнительных дней за каждую тысячу рублей предприятию приходится платить: 1000*16/100*10/360 =4,4 руб.

Руководствуясь этими рассуждениями, предприятие может давать 10 руб. скидки с каждой тысячи или 1% за погашение задолженности контрагентами в течение пяти дней.

Таким образом, организация эффективного аналитического обеспечения управления дебиторской задолженностью позволит контролировать состояние расчетов с дебиторами, снижать риск невозврата дебиторской задолженности и образования просроченной задолженности, своевременно определять потребность в дополнительных ресурсах для покрытия дебиторской задолженности, вырабатывать рациональную политику предоставления кредитов, что приведет к улучшению финансового состояния предприятия, позволит предприятию снизить дебиторскую задолженность и повысить платежеспособность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: