Предложения по снижению товарных запасов и расчет прогнозного баланса




 

Значительные резервы повышения эффективности использования оборотного капитала кроются непосредственно в самом предприятии. В сфере торговли это относится в первую очередь к товарным запасам.

Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидание потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.

Для того чтобы достичь потенциального уровня оборачиваемости запасов, необходимо точно определить объемы пополнения запасов товаров с наивысшим оборотом. По показателям выручки товарам также может присваиваться ранг. Желательно хранить дополнительные страховые запасы тех товаров, которые часто расходуются, чтобы минимизировать вероятность дефицита. Но руководству также полезно знать, какие товары обеспечивают самую высокую валовую прибыль, поэтому в анализ следует включить вариант ранжирования, основанный на показателях рентабельности.

Проведем ранжирование товарных групп по трем факторам (Таблица 26).

 

Таблица 26 - Ранжирование товарных групп

 

Товарные группы Выручка от реализации, тыс. руб. Оборачиваемость, об Рентабе-льность продаж, % Ранг по выручке Ранг по оборачиваемости Ранг по рентабельности
Чай, кофе   34,05   А А В
Сигареты, пиво   34,64   А А А
Масло-жировая продукция   44,25   В В С
Консервация   40,18   А А С
Мука, крупы   49,01   В В В
Соки и нектары   59,42   В С В
Макаронные изделия   69,11   С С А
Специи, продукты, быстрого приготовлен.   89,31   С С А
Итого   5,93 17,78 Х Х Х

Как видно из таблицы 26, самым покупаемым и прибыльным товаром с высокой оборачиваемостью являются сигареты и пиво. Чай и кофе также часто заказываются покупателями и с высокой оборачиваемостью, но являются менее прибыльными.

Высокорентабельным товаром, но недорогим являются специи и макаронные изделия.

Проведем АВС-анализ чая и кофе (Таблица 27).

Таблица 27

АВС-анализ чая и кофе

Товары Остаток товарных запасов, тыс. руб. Выручка, тыс. руб. Уровень товарных запасов, дней Валовая прибыль Рентабельность продаж, % Ранг по выручке Ранг по оборачиваемости Ранг по рентабельности
Чай «Ахмад»     84,5     А С А
Чай «Брук Бонд»     86,3     А С А
Чай «Гордон»     84,5     А С В
Чай «Алакозей»     23,4     В А А
Чай «Принцесса Нури»     49,0     В В В
Чай «Золотая чаша»           В С С
Чай «Ак Бар»     72,6     В В С
Прочие     48,4     С В С
Кофе «Нескафе»     67,1     А В А
Кофе «Чибо»     24,6     А А А
Кофе «Амбассадор»     52,5     А В В
Кофе «Черная карта»     89,7     В С А
Кофе «Мокко»     227,7     В С С
Кофе «Жокей»     46,0         В В С
Прочие     75,2     С С С
Итого           Х Х Х

 

Из данных таблицы 27 видно, что чай «Ахмад» и чай «Брук Бонд» являются прибыльными товарами, пользующиеся спросом, но большой остаток товарных запасов данного вида товаров приводит к тому, что товар залеживается на складе и теряет товарный вид.

Также видно, что имеются излишки чая «Гордон», «Золотая чаша», кофе «Черная карта», «Мокко».

Среднемесячная продажа чая «Ахмад» составляет 371,5 тыс. руб. или 7938 пачек чая (по 46,8 руб. за пачку). Остаток чая на складе составляет 28270 пачек чая, что при сложившемся товарообороте хватит на 2,8 месяца торговли.

Стоимость выполнения одного заказа и ежемесячные постоянные затраты составляет 15000 руб.

Оптимальный размер заказа поможет определить формула: ЭРЗ=√2ПЗ*ПР/ПРЗ*ПЦ,

где ПЗ-постоянные затраты, связанные с выполнением заказа,

ПР-годовой объем продаж,

ПРЗ – процентные затраты,

ПЦ – покупная цена единицы товара.[32, с. 238]

ЭРЗ=√ (2*4458*15)/37 =1901 пачек чая

Отсюда следует, что заказы должны поступать 7938/3614=4 раза в месяц.

Расчеты показали, что из соображений экономии средств, необходимо стремиться к таким размерам заказов, чтобы чай поступал еженедельно. Страховой запас при этом может быть равен 3 дневной потребности в чае. Итак, запас чая со страховым запасом должен составить 2166 пачек. Как видно из расчетов, на складе предприятия сверхнормативный запас чая «Ахмад» на 26104 пачку. При покупной стоимости пачки чая 37 руб. и сокращении запаса чая до 2166 пачек, товарные запасы сократятся на 966 тыс. руб.

Среднемесячная продажа кофе «Мокко» составляет 426,8 тыс. руб. или 3557 банок кофе (по 120 руб. за банку). Остаток кофе на складе составляет 34105 банок, что при сложившемся товарообороте хватит на 7,5 месяца торговли.

Стоимость выполнения одного заказа и ежемесячные постоянные затраты составляет 23000 руб.

ЭРЗ=√ (2*5122*23)/95 =1575 банок

Отсюда следует, что заказы должны поступать 3557/1575=2 раза в месяц.

Итак, запас кофе со страховым запасом должен составить 1929 банок. На складе предприятия сверхнормативный запас кофе «Мокко» на 32176 банок. При покупной стоимости банки кофе 95 руб. и сокращении запаса кофе до 1929 банок, товарные запасы сократятся на 3057 тыс. руб.

Итак, только сокращение товарных запасов по двум позициям позволит высвободить денежные средства в размере 4023 тыс. руб.

Никчемные товары нужно ликвидировать. Цель ликвидации запасов – избавиться от ненужных товаров по наиболее выгодной цене или с минимальными затратами. Это можно сделать различными способами.

1)Вернуть товары поставщику. Желательность этого варианта зависит от конкретного поставщика. При этом необходимо помнить, что лучший момент переговоров об условиях возврата товара поставщику – в преддверии соглашения о закупке новой товарной линии или размещении крупного заказа на закупку;

2)Снизить цену на никчемные запасы и реализовать их со скидкой.

Покупатель мог бы купить этот товар, если его цена существенно ниже, чем цена схожего номенклатурного товара;

3)Проинформировать других поставщиков о наличии лишних товаров. Некоторые дистрибьюторы размещают рекламные объявления в профильных изданиях, перечисляя в них товары, запасы которых планируют ликвидировать. Есть также сайты в Интернете с перечнями ликвидируемых товарных излишков.

Интернет-объявления о лишних запасах имеют преимущества перед печатными:

-размещение информации о ликвидируемых запасах на веб-сайте обычно дешевле, чем объявление в печати;

-текст объявления утверждается за несколько дней до выхода печатного издании. После утверждения текста можно обнаружить другие товары, о которых следовало бы упомянуть в объявлении;

-в Интернете потенциальные покупатели находят ваше объявление, когда им нужны какие-то из предлагаемых товаров;

-благодаря Интернету, вы не привязаны к зонам распространения печатной продукции.

4)Подарить товар некоммерческой организации (школе, церкви);

5)Выбросить ненужный товар. Этот вариант наименее желателен, но по крайней мере, освободиться место на складе и будет возможность списать стоимость товаров;

Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости фактически и при снижении товарных запасов.

Фактически:

Коэффициент оборачиваемости: 405307/68344=5,9 об.

Продолжительность оборота: 360/5,9=61 день.

При снижении товарных запасов:

Коэффициент оборачиваемости: 405307/66332,5=6,1 об.

Продолжительность оборота: 360/6,1=59 дней.

 

Таблица 28 - Сравнительный расчет коэффициента оборачиваемости товарных запасов

 

Показатель Факт Предложено Изменение
Остаток товарных запасов, тыс. руб.     -4023
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов 5,9 6,1 0,2
Продолжительность оборота     -2

 

Т.о., если на предприятии сократятся товарные запасы, то продолжительность одного оборота товарных запасов уменьшится на 2 дня.

Экономический эффект от изменения коэффициента оборачиваемости: Э = В1 /360* D Продолжительности оборота = 405307/360* (-2)= -2252 тыс.руб.

Т.е. на предприятии вследствие роста коэффициента оборачиваемости товарных запасов произойдет высвобождение оборотных средств на сумму 2252 т.р.

За счет высвобождения денежных средств из оборота можно погасить кредиты. При погашении кредита сумма уплаченных по кредиту процентов уменьшится, а чистая прибыль вырастет.

Составим уплотненный аналитический баланс при снижении дебиторской задолженности на 10% и снижении товарных запасов на 4023 тыс. руб., росте чистой прибыли (таблица 41).

Таблица 29 - Уплотненный аналитический баланс-нетто

 

Наименование статьи Факт Прогноз Отклонение, тыс. руб. Темп роста, %  
Тыс. руб. Процент к итогу баланса Тыс. руб. Процент к итогу баланса    
Актив            
Оборотные активы, всего   76,97   76,31 -3990 -0,66
в том числе:            
-запасы   58,68   57,47 -4023 -1,21
-НДС   0,17   0,17 - -
-дебиторская задолженность   11,91   11,03 -1696 -0,88
-краткосрочные финансовые вложения   6,03   6,21 - 0,18
- денежные средства   0,18   1,43     1,25
Внеоборотные активы, всего   23,03   23,69 - 0,66
в том числе:            
-нематериал. активы   0,01   0,01 - -
- основные средства   22,71   23,36 - 0,65
-незавершен. строительство   0,07   0,07 - -
-долгосрочные финансовые вложения   0,24   0,25 - 0,01  
Всего активы         -3990 -  
Пассив              
Собственный капитал, всего   44,75   46,07   1,32  
в том числе:              
- уставный капитал   1,05   1,08 - 0,03  
- добавочный капитал   36,48   37,53 - 1,05  
- резервный капитал   0,15   0,15 - -  
- нераспредел. прибыль   7,07   7,31   0,24  
Привлеченный капитал, всего   55,25   53,93 -4023 -1,32  
в том числе:              
Долгосрочные обязательства - - - - - -  
Краткосрочн. обязательства, всего     55,25   53,93 -4023 -1,32  
в том числе:              
-займы и кредиты   0,23     -321 -0,23  
- кредиторская задолженность   55,02   53,93 -3702 -1,09  
Всего пассивы         -3990 -  
                           

 

Как видно из данных расчетов (таблица 29), снижение остатка товарных запасов приведет к изменению структуры баланса. В прогнозном балансе произошло снижение оборотных активов за счет сокращения товарных запасов и дебиторской задолженности. Но оборотные активы по-прежнему занимают наибольший удельный вес в структуре активов.

Удельный вес заемного капитала сократился, а собственного вырос, что можно оценить положительно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: