ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА, АЛ-МАГРИБА И АЛ-АНДАЛУСА




Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: мне рассказал кто-то из шейхов-египтян:

Йазид б. Хатим 772 — а он был тогда правителем страны — пошел к Абу Хузайме в его дом. Абу Хузайма вышел к нему к дверям своего дома, Йазиду б. Хатиму бросили подушку с его седла, чтобы он сел. Он кончил свое дело и ушел. С Абу Хузаймой поговорили об этом, и он отвечал: «У меня дома не на чем сидеть, так что я вышел к нему».

Рассказал нам Ахмад б. ‘Амр б. Сарх Абу-т-Тахир. Он сказал:

На кого-то из бану мискин подали жалобу Абу Хузайме по поводу чего-то из их имущества, переданного в вакф. Какие-то судьи уже рассматривали это дело. Абу Хузайма не счел нужным исполнить это [их решение]. Ему написали: «Вот, мы не получили пользы от разговоров судей до тебя, от тебя точно так же — не получим мы пользы и [не извлечем ее] из твоих разговоров у судей после тебя». Тогда он исполнил решение.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Однажды Абу Хузайма вышел из [судебного] присутствия, а его осла еще не привели. Один египтянин — я думаю, это был Ибн Абу-л-Джувайрийа — предложил ему поехать на своем осле. Абу Хузайма отказался. / 243 / Тогда ему предложил свое животное другой человек, и он, сев на него, поехал. Некто поговорил с ним об этом, и он ответил: «Помешало мне поехать на нем только то, что я увидел на узде шоры из серебра».

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Затем ведать кассами стал ‘Абдаллах б. ‘Аййаш, а до того во главе их стоял ‘Укба б. Муслим, но его отстранили от этого.

Как рассказал нам Йахйа ибн Букайр: ‘Укба б. Муслим сказал: «Что мне, что я отставлен? Клянусь [260] Аллахом, я не ведаю [хараджем или военными делами], я только касс, творю с народом молитву. Если я ее растягиваю, а им нравится, чтобы я ее сократил, — я сокращаю. Если я ее сокращаю, а им понравится, чтобы я ее растянул, — я ее растягиваю».

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Абу Хузайма попросил освободить его, его освободили и поставили вместо него ‘Абдаллаха б. Билала ал-Хадрами. Но говорят:

Это Гаус, тот, кто заменил его. Когда Гаус уехал к эмиру верующих Абу Джа’фару — а это было в 144 г. {761-762 гг.}, — ‘Абдаллах б. Билал сидел в ал-Масджид ал-Абйад. Затем Гаус прибыл и утвердил его своим заместителем судить людей, пока он не умер. А когда он умер, Гаус поехал и забрал диваны и [все] отданное на сохранение, что у него было.

Утверждают:

Дочь ‘Абдаллаха б. Билала тогда вопила: «Какой позор!»

Рассказал нам Йахйа ибн Букайр. Он сказал:

Абу Хузайма оставался судьей, пока не прибыл Гаус с летовки. Тогда Абу Хузайме дали отставку, а Гауса возвратили ведать судейством.

Но говорят:

Когда Гаус б. Сулайман отправился в Ирак, ведать судейством поставили Абу Хузайму Ибрахима б. Йазида, и он продолжал ведать судейством, пока не умер в 154 г. {770-771 гг.}

Ибн Худайдж был тогда в Ираке. Он сказал: «Я пришел к эмиру верующих Абу Джа’фару, и он сказал мне: “Ибн Худайдж! В твоей стране скончался человек, из-за чего народ постигла беда". Я ответил: “О эмир верующих! Тогда это Абу Хузайма!" Он продолжал: “Да. А кого, ты думаешь, я мог бы назначить ведать судейством?" Я ответил: “Абу Ма’дана ал-Йахсуби, о эмир верующих". Он возразил: “Он глух, а для судьи нехорошо, чтобы он был глухим". / 244 / Я сказал: “Тогда Ибн Лахи’а, о эмир верующих!’ Он ответил: “[Пусть будет] Ибн Лахи’а, несмотря на его слабость". И он приказал назначить Ибн Лахи’у и положить ему жалованье в тридцать динаров каждый месяц». Это был первый из судей Египта, кому было положено такое жалованье, и первый судья там, кого назначил халиф, ведь правители страны сами назначали судей. Ибн Лахи’а оставался судьей, пока не был отстранен в 164 г. {780-781 гг.}.

Судейством стал ведать Исма’ил б. ал-Йаса’ ал-Куфи, но в 167 г. {783-784 гг.} ему дали отставку. Он пользовался доброй славой у египтян, только он следовал мазхабу Абу Ханифы, а египтяне его тогда не знали. [261]

Рассказал мне мой отец ‘Абдаллах. Он сказал:

Ал-Лайс б. Са’д написал эмиру верующих по его поводу: «О эмир верующих! Ты назначил нам человека, который хитрит с сунной посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — среди нас, притом что по поводу динаров и дирхемов мы знаем [о нем] только хорошее». Халиф послал письмо о его отставке.

Ведать судейством вернулся Гаус б. Сулайман и оставался до смерти в джумада II 168 г. {декабрь 784 — январь 785 г.}

Рассказал нам Хаммад б. Мисвар Абу Раджа’. Он сказал:

К Гаусу пришла женщина из Нижнего Египта. Судья Гаус был в паланкине и направлялся в мечеть. Она догнала Гауса у ас-Сарраджин, пожаловалась ему на свои дела и изложила свои нужды. Гаус слез с мула у лавок ас-Сарраджина, не достигнув мечети, написал ей относительно ее нужд и поехал в мечеть. И женщина ушла, говоря: «Клянусь Аллахом, твоя мать попала точно, когда назвала тебя Гаусом. Ты и есть помощь при таком имени». {Гаус — букв. «помощь}

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Когда Гауе умер, судейством стал править ал-Муфаддал б. Фадала б. ‘Убайд ал-Китбани. Затем в 169 г. {785-786 гг.} он был отстранен. Он был первым из судей в Египте, кто писал длинные книги, одним из достойнейших и лучших египтян.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: мне рассказал кто-то из египетских шейхов:

Один человек встретил ал-Муфаддала после его отставки и сказал: «Да воздаст тебе Аллах! Ты судил меня по ложному [обвинению] и сделал то-то и то-то!» Ал-Муфаддал ответил ему: «Однако тому, кто судит нас {т.е. Аллаху}, следует лучшая хвала!»

/ 245 / Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Затем ведал судейством Абу Тахир ал-А’радж ‘Абд ал-Малик б. Мухаммад б. Абу Бакр б. Хазм ал-Ансари. Он прославлен своей деятельностью.

Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам. Он сказал:

Ему написал начальник почты: «Воистину, ты задерживаешь собрание для людей!» Абу Тахир написал в ответ: «Если тебе эмир верующих приказал что-то, [то ты прав], а иначе — в твоих седлах, верховых и вьючных, и животных состоит то, что должно занимать тебя из дел народа».

Затем Абу Тахир просил освободить его, и его освободили в 174 г. {790-791 гг.}. Ему сказали: «Укажи нам человека [на свое место]». [202] Он указал им ал-Муфаддала б. Фадалу, и тот стал ведать судейством. Абу Тахир отправился в Ирак, сказав: «Я думал, что буду освобожден от должности. Если бы не это, я не просил бы освободить меня от [судейства] в Египте. Оно было праведной кельей».

Ал-Муфаддал продолжал ведать судейством до сафара 177 г. {май-июнь 793 г.}

Судейством стал ведать Мухаммад б. Масрук ал-Кинди из куфийцев, но в своей деятельности не пользовался славой. В нем были заносчивость и надменность. Он продолжал возглавлять судейство до 184 г. {800 г.}, а потом уехал в Ирак.

Его заместил Исхак б. ал-Фурат ат-Туджиби, а также ал-Химйари. Он оставался [во главе судейства] до сафара 185 г. {февраль-март 801 г.} и был отстранен.

Судейством ведал ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абдаллах б. ал-Муджаббар б. ‘Абд ар-Рахман б. ‘Умар б. ал-Хаттаб, пока не был отставлен в джумада I 194 г. {Февраль-март 810 г.} Народ жаловался на него и обратился по его поводу к эмиру верующих Харуну 773. Тот сказал: «Посмотрите в диванах, сколько у меня правителей из семьи ‘Умара б. ал-Хаттаба». Посмотрели, но не нашли никого, кроме ‘Абд ар-Рахмана б. ‘Абдаллаха. Харун воскликнул: «Клянусь Аллахом, я никогда не смещу его с должности!»

После него судейством ведал Хашим б. Абу Бакр ал-Бакри из потомков Абу Бакра ас-Сиддика. Он притеснял людей ал-‘Умари 774 и причинял им неприятности. Он следовал мазхабу ханафцтов. Он продолжал ведать / 246 / судейством, пока не умер 1 мухаррама 196 г. {23 сентября 811 г.}

Затем судейством ведал Ибрахим б. ал-Бакка’. Его назначил Джабир б. ал-Аш’Ас. А Джабир б. ал-Аш’Ас был тогда правителем страны. Ибрахим продолжал ведать судейством, пока Джабир не набросился на него и не отстранил. Судейством стал ведать вместо него ‘Аббад б. Мухаммад, а Ибн ал-Бакка ‘ был отставлен.

Судейством ведал Лахи’а б. ‘Иса ал-Хадрами. Он оставался судьей до того, как прибыл ал-Мутталиб б. ‘Абдаллах б. Малик в начале 198 г. {813 г.} Лахи’а был отставлен.

Судейством стал править ал-Фадл б. Ганим, которого ал-Мутталиб привел с собой из Ирака. Он оставался судьей год или около того, затем Мутталиб рассердился на него и дал ему отставку.

Он назначил Лахи’у б. ‘Иса. Он оставался судьей, пока не умер в зу-л-ка’да, в первый его день, 204 г. {18 апреля 821 г.} [263]

После совещания с египтянами ас-Сари б. ал-Хакам назначил Ибрахима б. Исхака ал-Кари’, союзника бану зухра. Он ведал вместе судейством и кассами. Он был праведным человеком. Потом он попросил освободить его от должности из-за чего-то, что ему не нравилось, и был освобожден.

Вместо него был назначен Ибрахим б. ал-Джаррах, который следовал словам последователей Абу Ханифы. В начале его деятельности его не порицали, пока не прибыл из Ирака его сын. Его поведение изменилось, и решения стали плохими. Он оставался судьей до 210 г. {825-826 гг.}, когда прибыл в страну ‘Абдаллах б. Тахир и дал ему отставку.

Он назначил ‘Иса б. ал-Мункадира б. Мухаммада б. ал-Мун-кадира. Ибрахим б. ал-Джаррах уехал в Ирак и там умер. ‘Абдаллах б. Тахир назначил ‘Исаб. ал-Мункадиру по 4000 дирхамов в месяц — это был первый судья, которому назначили столько, и наградил его 1000 динаров. Когда ал-Му’тасим прибыл в Египет в 214 г. {829-830 гг.}, Ибн Абу Дувад поговорил с ним, тот дал приказ и отстранил ‘Иса б. ал-Мункадира от судейства. Он после этого уехал в Ирак и умер там.

Египет оставался без судьи, пока ал-Ма’мун не назначил Харуна б. ‘Абдаллаха аз-Зухри ведать судейством. Он прибыл в Египет 21 рамадана 217 г. {20 октября 832 г.}. Он был добродетелен, пользовался доброй славой / 247 / и внушал любовь египтянам. Он оставался судьей до месяца раби’ I 226 г. {декабрь 840 — январь 841 г.}. Ему написали, чтобы он отказался от судейства, поскольку его положение было неприятно Ибн Абу Дуваду.

Абу-л-Вазир прибыл ведать хараджем. С ним привезли письмо ведать судейством Ибн Абу-л-Лайсу. Он оставался судьей до четверга 13 ша’бана 235 г. {2 марта 850 г., не четверг, а воскресенье}. Он был отстранен и заключен в тюрьму.

Египет оставался без судьи, пока не стал ведать судейством ал-Харис б. Мискин в джумада I 237 г. {Ноябрь 851 г.}. Назначение пришло к нему, когда он был в Александрии. Он оставался судьей, пока не был отставлен в пятницу 23 раби’ II 245 г. {28 июля 859 г.}

[Ведать судейством] был назначен Духайм б. ал-Йатим ‘Абд ар-Рахман б. Ибрахим б. ал-Йатим ад-Димашки. Назначение пришло к нему, когда он был в ар-Рамле. Он умер раньше, чем прибыл в Египет. Его кончина произошла в 245 г. {859-60 г.}

После него был назначен Баккар б. Кутайба Абу Бакра ас-Сакафи из басрийцев. Он был потомком Абу Бакры 775, асхаба [203] посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Он приехал в Египет в пятницу 8 джумада II 246 г. {30 августа 860 г.}

Говорит Абу-л-Касим ибн Кудайд:

После Баккара Египет оставался без судьи, пока Хумара-вайх б. Ахмад 776 не назначил Мухаммада б. ‘Абду ведать судейством в 277 г. {890-91 г.}. Он оставался судьей до джумада II 283 г. {Июль — август 896 г.}.

И оставался Египет без судьи, пока не назначили Абу Зу-р’у Мухаммада б. ‘Усмана ад-Димашки.

/ 248 / Рассказ о хадисах

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Здесь поименованы те асхабы посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — которые пришли в Египет и по чьим передачам известны египтяне; те, в передаче от которых принимают участие жители других стран, и те, от которых передают одни египтяне; те, о ком известно, что они приехали в Египет, и чьи передачи идут от неегиптян.

Я пренебрег теми, кого некоторые считают асхабами, пришедшими в Египет, но о ком ни один из виденных мной египетских шейхов не подтвердил этого. Я пренебрег множеством хадисов тех, кого я назвал, из нежелания увеличивать число, а некоторые сократил.

‘Амр б. ал-’Ас б. Ва’ил ас-Сахми

Он был первым эмиром Египта в исламе. У египтян от него передается более двадцати хадисов.

/ 249 / Сказал ‘Амр б. ал-’Ас:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — учил меня читать Коран с пятнадцатью земными поклонами, из которых три вразбивку, а два [при чтении] суры «Хадж».

Нам рассказал это Са’ид б. Абу Марйам, [передавая сообщение] Нафи’ б. Йазида, [который повествовал по сведениям] ал-Хариса б. Са’ида ал-’Утаки, [пересказавшего рассказ] ‘Абдаллаха б. Мунайна из бану ‘Абд кулал [со слов] ‘Амра б. ал-’Аса.

Сказал ‘Амр б. ал-’Ас:

Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: «Те, кто берет лихву, охвачены тлением; те, кто прелюбодействует, охвачены порчей; те, кто берет взятки, охвачены страхом». [265]

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама, [повествуя по данным] Ибн Лахи’и, [который передал сообщение] ‘Абдаллаха б. Сулаймана, что Мухаммад б. Рашид ал-Муради рассказал ему:

‘Амр б. ал-’Ас поднялся однажды на минбар, но не произнес «мир вам». Некий человек сказал: «Абу ‘Абдаллах в гневе!» ‘Амр ответил: «А как же иначе, клянусь Аллахом! Ведь вы же знаете, что я меньше всех асхабов посланника Аллаха — даблагословит его Аллах и да приветствует! — передаю от него. Он не запрещал мне передавать хадисы от него, но только я был воином. Однако я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: “Те, кто..."» — и рассказал этот хадис.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] Йазидом б. Абу Хабибом, [передававшим сведения] ‘Имрана б. Абу Анаса 777, [который пересказал сообщение] ‘Абд ар-Рахмана б. Джубайра 778 [со слов] ‘Амра б. ал-’Аса, который сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — послал меня с отрядом, назначив возглавлять его, а в его составе был ‘Умар б. ал-Хаттаб. В очень холодную ночь я попал в грязь. Тогда я совершил омовение песком и сотворил молитву со своим отрядом. Когда мы пришли к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ‘Умар стал жаловаться на меня посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Среди прочего он сказал: «‘Амр молился с нами оскверненный». Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — послал за мной и спросил меня. Я ответил: «О посланник Аллаха! Я испачкался в очень холодную ночь, подобной которой еще не было в моей жизни. У меня был выбор: помыться и умереть или совершить с людьми молитву, будучи загрязненным. Я омылся песком и совершил молитву с ними». Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Если бы я был на твоем месте, я бы сделал так, как ты»

Это рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд.ал-Хакам [со слов] Ибн Лахи’и. [Также] рассказал нам Мухаммад б. ‘Абд ал-Джаббар ал-Махзуми: нам поведал Зайд б. ал-Хубаб 779, [передавая сведения] Ибн Лахи‘и, [который повествовал по сообщению] Йазида б. Абу Хабиба, [пересказавшего рассказ] ‘Имрана б. / 250 / Абу Анаса, [передавшего данные] ‘Абд ар-Рахмана б. Джубайра, [который сообщил сведения] Абу Фираса Йазида б. Ра-баха, маула ‘Амра, [со слов] ‘Амра.

Хадис Муса б. ‘Улая, [передавшего рассказ] своего отца, [который пересказал сообщение] Абу Кайса, маула ‘Амра, [со слов] ‘Амра: [266]

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Различие между нашим постом и постом людей Писания в еде на заре {т.е. при дневном свете}».

Это рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам поведал Муса б. ‘Улай [со слов] своего отца. И рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам. Он сказал: нам поведал ас-Лайс б. Са‘д [со слов] Муса б. ‘Улая.

Хадис Муса б. ‘Улая, [который передал рассказ] своего отца [со слов] ‘Амра б. ал-’Аса, который сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — послал за мной, сказав: «Возьми свою одежду и вооружись!» Я взял свою одежду и оружие и направился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Я застал его совершающим омовение. Он посмотрел на меня, затем потупил взор и сказал: «‘Амр! Я хочу послать тебя во главе войска, пусть Аллах даст тебе добычу и сохранит тебя. Но я желаю тебе благополучно избежать стремления к деньгам». Я ответил: «О посланник Аллаха! Я принял ислам не из-за стремления к деньгам, я принял ислам, стремясь к исламу, к тому, чтобы быть вместе с тобой!» Он воскликнул: «‘Амр! Праведные деньги — праведному человеку!» Нам рассказал это ‘Абдаллах б. Салих.

Хадис Муса б. ‘Улая [со слов] его отца, который сказал: я слышал, как ‘Амр б. ал-’Ас говорил:

Как далека жертва ваша от жертвы пророка вашего! Он был самым воздержанным из людей на этом свете, а вы более всего одержимы страстями.

Нам рассказал это ‘Абдаллах б. Салих [со слов] Муса б. ‘Улая.

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам поведал ал-Лайс б. Са‘д [со слов] Йазида б. Абу Хабиба, что ‘Улай б. Рабах сообщил ему, что он слышал, как ‘Амр б. ал-’Ас говорил с минбара:

Клянусь Аллахом, я не видел людей, более, чем вы, обуреваемых страстями там, где посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — был воздержан. Вы оказались охвачены стремлением к благам сего мира, а посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — был воздержан. Не прошла и треть жизни посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — как тех, кто против него, стало больше, чем тех, кто за него. Люди из числа асхабов посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — рассказали: «Мы видели, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — брал взаймы». [267]

Это рассказал нам Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар, [передавая сведения] Ибн Лахи’и, [который повествовал по сообщению] Йазида б. Абу Хабиба [со слов] ‘Улая б. Рабаха, что тот слышал ‘Амра б. ал-’Аса.

Хадис Ибн Лахи’и [со слов] ал-Хариса б. Йазида [о том], что маула ‘Амра б. ал-’Аса рассказал ему, / 251 / что ‘Амр б. ал-’Ас сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Дело в одну хаббу сегодня лучше, чем в мискал киратов завтра».

Нам рассказал это Абу-л-Асвад ан-Надр. б. ‘Абд ал-Джаббар.

Хадис ал-Лайса б. Са‘да [со слов] Йазида б. Абу Хабиба [о том], что Ибн Шумаса сообщил ему:

‘Амр, когда пришла к нему смерть, заплакал. ‘Абдаллах спросил его: «О Абу ‘Абдаллах, это страх смерти довел тебя до такого?» ‘Амр ответил: «Нет, страх того, что после смерти». ‘Абдаллах стал напоминать ему его пребывание с посланником Аллаха и победы, которые были [им одержаны] в Сирии. Когда ‘Абдаллах кончил это, ‘Амр сказал: «Я был [в течение моей жизни], в трех положениях. Если бы я умер в одном из них, я знаю, что сказали бы люди. Аллах послал Мухаммеда, а я был из людей самым большим ненавистником того, что он принес, — я хотел убить его. До того дошла моя ненависть к вере Аллаха, что я поехал морем к владетелю Хабаша требовать крови асхабов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Если бы я умер, находясь в этом положении, люди сказали бы: “Умер ‘Амр язычником, врагом Аллаха и его посланника, — жителем ада". Затем Аллах заронил ислам в мое сердце. Я пришел к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и он протянул мне руку, чтобы привести меня к присяге. Я сжал свою руку и сказал: “Я принесу тебе присягу с тем [условием], что Аллах простит мне мои предшествующие грехи". Я думал при этом, что не впаду в грех в исламе. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ответил: “О ‘Амр! Ислам отсекает то, что до него, а хиджра отсекает то, что между нею и [возникновением] ислама". Если бы я умер в этом положении, люди сказали бы: “Амр принял ислам и совершил хиджру с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Мы надеемся на множество хорошего для ‘Амра у Аллаха". Затем я стал эмиром, и [на меня] напали искушения,— я боюсь этого положения! Когда вы вынесете меня, поторопитесь со мной {Т. е. с похоронами}. Пусть не идут за мной ни плакальщица, ни [267] факелы. Заверните меня крепко в мой изар, ведь я предстану пред Судом, насыпьте надо мною землю ровным холмиком, ведь мой правый бок имеет не больше прав на засыпанную землю, чем левый, но не кладите меня в могилу деревянную или кирпичную. Затем, когда вы меня похороните, останьтесь около меня, чтобы зарезать и разделить верблюда, которым я вас развеселю».

Это нам рассказали Абу Салих ‘Абдаллах б. Салих и Асад б. Муса, [передавая сведения] ал-Лайса б. Са’да: нам поведал Йазид б. Абу Хабиб, что Ибн Шумаса сообщил ему:

‘Амр б. ал-’Ас, когда пришла к нему смерть... — и привел этот хадис.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам ‘Амр б. Саввад: нам поведал Ибн Вахб: нам сообщил Ибн Лахи’а, [передавая сведения] Йазида б. Абу Хабиба, [который пересказал рассказ] ‘Абдаллаха б. ‘Амра [со слов] ‘Амра и прибавил к этому. ‘Амр сказал ему:

Я оставил лучшее, чем все это, — свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха.

/ 252 / Рассказал нам Асад б. Муса: нам сообщил Ибн Лахи’а: нам поведал Йазид б. Абу Хабиб: нам рассказал Сувайд б. Кайс, [передавая сообщение] Кайса б. Сумая, что ‘Амр сказал:

Я сказал: «О посланник Аллаха! Я принесу тебе присягу на том [условии], что Аллах простит мне мои предшествующие грехи!» Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ответил: «Ислам отсекает то, что было до него, и хиджра отсекает то, что было прежде нее».

‘Амр сказал: «Я действительно сильнее всех стыдился посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — я не [мог] нарадоваться [лицезрением] его и не обращался к нему с тем, чего хотел, из-за стыда перед ним, пока он не соединился с Аллахом». И привел этот хадис.

Хадис Мухаммада б. Исхака, [рассказанный ему] Иазидом б. Абу Хабибом [со слов] Рашида, маула Хабиба б. Ауса ас-Сакафи, [о том], что Хабиб сообщил ему, что ‘Амр б. ал-’Ас рассказал ему, сказав:

Когда мы уходили от ал-Хандака 780, я собрал несколько курайшитов, между которыми и мной были близкие отношения, и сказал им: «Знайте, клянусь Аллахом, что я считаю дело Мухаммада превосходящим то, что противостоит ему, и в высшей степени порицаемым. Как вы находите решение, которое я принял?» Они ответили: «А каково оно?» Я сказал: «Соединимся с негусом и будем у него, пока не решится то, что [269] происходит между нами и Мухаммадом. Если победят курайшиты, мы вернемся к ним, а если победит Мухаммад, останемся у негуса. Для меня подчиниться {Букв. «[быть] под руками» (тахта йадайн) } негусу лучше, чем подчиниться {Букв. «[быть] под руками» (тахта йадайн) } Мухаммаду». Они ответили: «Ты прав!» Я сказал: «Соберем для них кож, потому что это самое лучшее в нашей стране, что можно подарить им». Мы так и сделали и отправились. Когда мы уже приближались, я увидел ‘Амра б. Умаййу, 781 которого посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — послал к негусу. Я сказал: «Это, клянусь Аллахом, ‘Амр б. Умаййа, которого послал Мухаммад. Если бы я уже пришел к негусу с моими дарами и попросил его, негус отдал бы мне его и я бы его убил». Курайшиты сочли, что я был бы удовлетворен, если бы был убит посол Мухаммада. Когда ‘Амр б. Умаййа вошел к нему и кончил свое дело, я вошел к негусу и приветствовал его так, как мы могли его приветствовать. Негус сказал: «Добро пожаловать! Что ты принес мне, мой друг?» Я ответил: «О царь! Я принес тебе дары». Затем я представил ему дары, он принял их, и я обрадовался тому, что он сказал мне. Я сказал ему: «О царь! Я видел у твоих дверей посла Мухаммада. Это наш враг. Отдай мне его, чтобы я отрубил ему голову, ведь он посол человека, который враг нам!» Негус протянул руку. Он разгневался и ударил ею/ 253 / себя по носу так, что я подумал, что он сломал его. И я предпочел бы, чтобы земля разверзлась подо мной и я провалился в нее от страха перед ним. Затем негус сказал: «Ты просил у меня, чтобы я отдал тебе посла человека, которому ниспослано великое откровение, которое было ниспослано Муса, чтобы ты его убил?» Я спросил: «О царь! А так ли это, что ему ниспослано великое откровение, которое было ниспослано Муса?» Он ответил: «Да! И он тот, в чьей руке душа негуса. Горе тебе, ‘Амр! Повинуйся мне и следуй за ним. Тот, в чьей руке моя душа, несомненно победит — он и те, кто следует за ним, — тех, кто не с ним и против него, как победил Муса фараона и его войско». Я спросил: «А ты примешь у меня присягу ему на условии принятия ислама?» Он ответил: «Да!» Он протянул руку и принял у меня присягу Мухаммаду. Я вышел к своим спутникам, а решение мое, на котором мы с ними стояли, изменилось. Я уехал, уносимый моей верблюдицей, и встретил Халида б. ал-Валида 782. Я спросил его: «Ты куда, Абу Сулайман?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, я хочу поехать и принять ислам, ведь уладились дела и прояснились признаки». Я сказал: «И я, клянусь Аллахом!» Мы отправились, пришли к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и вошли к нему в мечеть. Халид выступил вперед и принес ему присягу, а затем я вышел, принес ему присягу и сказал: «О посланник Аллаха! Я принес тебе присягу на том условии, что мне будут прощены мои предшествующие грехи [270] и не напомнят мне о том, что прошло». Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ответил: «Приноси присягу, ‘Амр! Ведь ислам отсекает то, что было до-него, и хиджра отсекает то, что было прежде нее!»

Это рассказал нам Асад б. Муса: нам поведал Йахйа б. Абу За’ида [со слов] Мухаммада б. Исхака, и рассказал нам это ‘Абд ал-Малпк б. Хишам: нам сообщил Зийад б. ‘Абдаллах ал-Бакка’и [со слов] Мухаммада б. Исхака.

‘Амр б. ал-’Ас умер в день ал-фитр 43 г. {6 января 664 г.}. Молитву над ним сотворил ‘Абдаллах б. ‘Амр, и его похоронили на ал-Мукаттаме в лощине. Его кунйа была Абу ‘Абдаллах. Там проходила тогда дорога в Хпджаз, и он хотел, чтобы те, кто проходил мимо, молились за него.

Это нам рассказал Ибн ‘Уфайр.

Рассказал нем ‘Усман б. Салих: нам сообщил Ибн Лахи‘а:

На кладбище на ал-Мукаттаые похоронены, насколько известно, пять асхабов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! [Это] ‘Амр б. ал-’Ас ас-Сахми; ‘Абдаллах б. ал-Харис б. Джаз’ аз-Зубайдп; ‘Абдаллах б. Хузафа ас-Сахми; Абу Басра ал-Гифари; ‘Укба б. ‘Амир ал-Джухани.

/ 254 / Вместе с египтянами со слов ‘Амра передают: из мединцев — Кабиса б. Зу’наб 783.

Говорит ‘Абд ар-Рахман [ибн ‘Абд ал-Хакам]:

Он был рожден в год завоевания.

Абу Мурра, маула ‘Акила б. Абу Талиба, а имя его Иазид 784; ‘Урва б. аз-Зубайр; по поводу Са’ида б. ал-Мусаййаба мнения расходятся — одни говорят, что Са’ид слышал [хадисы] от ‘Амра, другие говорят; что он слышал [хадисы] от его сына ‘Абдаллаха б. ‘Амра; ‘Абдаллах б. Шурахбил; из куфийцев — Кайс б. Абу Хазим 785; из басрийцев — Абу ‘Усман ан-Нахди и другие.

‘Абдаллах б. ‘Амр б. ал-’Ас

У египтян от него передается около ста хадисов.

Хадис Раджа 785 б. Абу ‘Ата’ ал-Ма‘афири 786, [переданный ему] Вахибом б. ‘Абдаллахом ал-Ма‘афири [со слов! ‘Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-’Аса:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Того, кто накормит хлебом брата своего, так что он насытится, и напоит его водой, так что он утолит жажду, Аллах отдалит от ада за семь рвов, между каждыми из которых — путь в пятьсот лет».

Рассказали нам это Идрис б. Йахйа и ‘Абд ал-Малик б. Маслама. [271]

Хадис Ибн Лахи‘и, [рассказанный ему] Вахибом б. ‘Абдаллахом ал-Ма‘афири [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Тот видел во сне, как будто на одном его пальце мед, а на другом — масло и он лижет их. Он проснулся и рассказал это посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Тот сказал: «Ты живешь, читая два Писания — Тору и Коран!» А он [действительно] читал обе [книги].

Рассказали нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар и Асад б. Муса.

Хадис ал-Лайса, [рассказанный ему] ‘Амиром б. Йахйа 787 [со слов] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли, который сказал: я слышал, как ‘Абдаллах б. ‘Амр говорил:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Будет призван человек из моей общины перед всеми, и пред ним будут развернуты девяносто девять свитков, каждый из них длиной, насколько [можно] охватить взглядом. Затем скажет ему Аллах: “Отвергаешь ли ты что-нибудь из этого? В чем мои ангелы, записывающие дела людей, были несправедливы к тебе?" Он ответит: “Нет, о господи!" Аллах спросит: “Есть ли у тебя оправдание?" Он будет в страхе и ответит: “Нет, о господи!" Аллах продолжит: “Так. У тебя перед нами две заслуги. Не будет против тебя никакой несправедливости!" И будет извлечена для него запись, в которой: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб его и посланник его". Человек спросит: “О господи! Что эта / 255 / запись в сравнении с этими свитками?!" Он получит в ответ: “Воистину, ты не будешь обижен!" Свитки положат на чашу весов, а запись — на другую чашу, и свитки окажутся легкими, а запись — тяжелой, и человек спасется от ада».

Рассказал нам это ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

Рассказал нам мой отец: нам поведал Бакр б. Мудар, [передавая сведения] ‘Амра б. ал-Хариса, [который пересказал сообщение] ‘Амира б. Йахйа, [повествовавшего по рассказу] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра, который сказал:

В день Страшного суда доставят раба [божьего] и вместе с ним девяносто девять свитков относительно грехов и проступков, и ему будет назначен ад. Но когда его будут уводить, возгласит глашатай: «Не спешите, потому что у него осталось [еще что-то]!» И доставят маленькую запись, а в ней: «Нет божества, кроме Аллаха».

Хадис Ибн Лахи‘и [со слов] Шарахила б. Йазида, который сказал:

Был у меня разговор с Ханашем б. ‘Абдаллахом, и он попросил: «Если есть что-нибудь, что ты слышал от Ибн ‘Амра, [272] обязательно сообщи!» Я слышал, как Ибн ‘Амр рассказывал» «Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Есть три вещи, делая которые я не обращаю внимания, что совершаю грех: когда я произношу стихи, навешиваю амулеты и пью тирйак».

Рассказал нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар, а ему сообщил Хайва б. Шурайх также [со слов] Шарахила б. Йазида.

Хадис ‘Абдаллаха б. ‘Аййаша, [рассказанный ему] его отцом, [который передал сообщение] Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-’Аса:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Того, кто обладает знанием, но скрывает его, Аллах взнуздает удилами ада в День воскресения».

Нам рассказал это Идрис б. Йахйа.

Хадис ‘Абд ар-Рахмана б. Зийада б. Ан’ума, [рассказанный ему] ‘Абдаллахом б. Йазидом [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Аллах исламом укрепил людей, [даже] не принадлежащих к его народу {т.е. к мусульманам}». Нам рассказал это ал-Мукри’.

Хадис Ибн Лахи‘и, [рассказанный ему] Абу Зур’ой [со слов] Ибн ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Не наступил тот час {т.е. час Страшного Суда}, когда будут возвеличены Коран, поминание Аллаха или “черный камень"». ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам сомневается, [какое именно слово употреблено].

Рассказал нам его ‘Абд ал-Малик б. Маслама.

Хадис ‘Абд ар-Рахмана б. Зийада б. Ан’ума, [рассказанный ему] ‘Абд ар-Рахманом б. Рафи ‘/ 256 / ат-Танухи 788 [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Знание — это три вещи, все же прочее есть излишество, [именно]: ясное откровение, праведная сунна и справедливая заповедь».

Рассказал нам это Му’аз б. ал-Хакам.

Хадис Ибн Лахи’и, [рассказанный ему] ал-Хасаном б. Саубаном ал-Хаузани, [передавшим сообщение] [272] Хишама б. Абу Рукаййи ал-Лахми [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Не верь ни птице, ни заразе, ни сове, ни предку. Только глаз [скажет] правду».

Рассказал нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар.

Хадис Нафи ‘ б. Йазида и Ибн Лахи’и, [рассказанный им] Абу Хани’ ал-Хаулани, [о том], что он слышал Абу ‘Абд ар-Рахмана ал-Хубулли, [передававшего со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Аллах записал размеры творения прежде, чем создал небо и землю. Престол его на водах на 50 000 лет».

Рассказали нам это Абу Садака Мухаммад б. ‘Абд ал-А’ла, [передавая сведения] Нафи’ б. Йазида, и Абу-л-Асвад [со слов] Ибн Лахи‘и. Хадис одного из них такой же, как у другого. Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих, [передавая сообщение] ал-Лайса б. Са’да [со слов] Абу Хани’ ал-Хаулани с его иснадом, такой же хадис, как у этих двоих.

Хадис Ибн Лахи’и, [переданный ему] Абу Хани’, [о том], что он слышал, как Абу ‘Абд ар-Рахман ал-Хубулли говорил, что он слышал, как ‘Абдаллах б. ‘Амр рассказывал:

Я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говорил: «Воины на пути Аллаха, которым достается добыча, получат только две трети награды от загробной жизни, а одна треть остается, а те, кому добычи не достается, получат воздаяние полностью».

Рассказал нам это Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар.

Хадис ‘Абд ар-Рахмана б. Зийада б. Ан’ума, [рассказанный ему] ‘Абдаллахом б. Йа‘кубом, [которому передал] ‘Абдаллах б. Йазид [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Клянусь Аллахом, я скупее на кровь верующих, чем каждый из вас на оказание милости своим добром, за которое он хватается [даже на смертном] одре».

Рассказал нам это ал-Мукри’.

Хадис Ибн Лахи‘и, [рассказанный ему] Йазидом б. Абу Хабибом, [передававшим сведения] Сувайда б. Кайса, который сообщил ему [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Борьба [с неверными] на пути Аллаха [274] в течение одного дня лучше, чем пост и стояние [на молитве] в течение месяца».

Рассказали нам это мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам и Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар.

Хадис Йахйа б. Аййуба [со слов] Абу Кабила, который рассказал ему:

Я был у ‘Абдаллаха / 257 / б. ‘Амра б. ал-’Аса, и стали обсуждать завоевание Константинополя и Рима — какой из них должен быть завоеван раньше. ‘Абдаллах приказал принести ларец с тухум. Мы спросили: «Что это, тухум?» Он ответил: «Кольца». ‘Абдаллах рассказал: «Мы были у посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и записывали все, что Мухаммад говорил, — “нет" и “да". Мы спросили: “Какой из двух городов должен быть завоеван раньше, о посланник Аллаха?" Он ответил: “Город Ираклия". Он подразумевал Константинополь».

Рассказал нам это Са ‘ид ибн ‘Уфайр. Но по поводу этого хадиса Ибн Лахи‘а и Йахйа б. Аййуб держатся другого мнения. А Аллах знает лучше.

Это рассказал нам Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар: нам поведал Ибн Лахи’а, [передавая сообщение] Абу Кабила [со слов] ‘Умайра б. Малика:

Тот был у Ибн ‘Амра, и заговорили о завоевании Константинополя и Рима — какой из них следует захватить сначала, но разошлись во мнениях по этому поводу. Тогда ‘Абдаллах б. ‘Амр потребовал принести ларец, в котором находились папирусы, и сказал: «Вам следует завоевать Константинополь, а затем вы пойдете походом на Рим. Аллах даст вам победу, а иначе я, ‘Абдаллах, — лжец».

Хадис Кубаса б. Разина 789 [со слов] шейха из [племени] ал-ма’афир, достоинство и благочестие которого прославлены:

Некий человек по имени ‘Аббад из тех, кто неотступно следовал за ‘Абдаллахом б. ‘Амром, был благочестив. Он, читая Коран, соединял разные суры в одном рак‘ате. Это дошло до ‘Абдаллаха б. ‘Амра.

Однажды ‘Аббад пришел к нему, и ‘Абдаллах б. ‘Амр обратился к нему: «Трижды изменник веры!» Это было невыносимо для ‘Аббада, и он спросил у него: «Да простит тебе Аллах! О какой это вере дошло до тебя, что я измен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: