Суть нашей второй проблемы — личности — кроется в ее иллюзорности.




Вся правда о мозге (в основном неприятная). По доктору Курпатову.

Как работают наши мозг и мышление? Какие у них есть недостатки и ограничения? Какие есть способы думать? И есть ли у человека возможность стать гениальным?

Первое и самое главное, что мы с вами должны осознать: у нас есть иллюзия, что у нас есть мозг. Правда в том, что это у мозга есть мы. Мы должны понять, что сознание и личность — его производные. Когда мы это осознаем, в нас, возможно, поселится этот ужас, необходимый для возникновения любопытства, чтобы понять, как всё обстоит на самом деле.

А обстоит все так: у нашей первой проблемы — сознания — есть 3 важных недостатка. Вот они:

— оно не мультизадачно, решает только одну задачу в момент времени;

— при решении этой задачи оно учитывает только 3 аспекта ситуации, которые «просчитывает», только 3 интеллектуальных объекта;

— продолжительность нашей мысли всего 3 секунды.

Всё ещё считаете свое сознание чем-то важным и серьезным?

Суть нашей второй проблемы — личности — кроется в ее иллюзорности.

Ее иллюзорность была открыта в экспериментах нескольких знаменитых исследователей: Стэнли Милгрэма, Филиппа Зимбардо и Соломона Аша.

В этом материале мы не будем пересказывать содержание экспериментов, лишь передадим самый важный вывод из них — при изменении обстоятельств наша личность исчезает, растворяется, кардинально меняется. Мы — просто мозг, который, поставленный в определенные обстоятельства, творит то, что наша «личность» в других обстоятельствах никогда бы не одобрила.

Мозг — это машина, которая на самом деле думает в нас, а не наши сознание или личность.

Он работает постоянно, выводя в сознание лишь малую долю того, что он «думает», «выбирает» и «делает». Либет и Ухтомский показали нам, что мозг принимает какое-либо решение прежде, чем мы «принимаем» сознательное решение. Действия, которые мы приписываем свободе воли, на самом деле решены нашим мозгом еще до того, как мы успеваем что-то осознать. Современные исследования показали, что за целых 10 секунд до того, как мы сами понимаем, какое решение мы приняли, мозг его уже принял.

Так кто такие мы? Мы — это красные области, отмеченные на рисунке ниже, так как это то, чего мы хотим. Это, что в нас испытывает «потребности».

Мы обладаем тремя базовыми потребностями:

— инстинкт индивидуального самосохранения;

— социальный или иерархический инстинкт;

— инстинкт самосохранения вида, половой.

А вот наши «интеллектуальные способности», которыми мы так привыкли восхищаться, находятся в коре головного мозга. Но и здесь не без проблем..

— в среднем ее толщина 2 мм;

— ее размеры — 0,22 кв.метра (для сравнения — это примерный размер салфетки, которую вам подают в ресторане);

— в ней находится около 16-18 млрд нейронов. Для сравнения, 50 млрд нейронов находится в нашем мозжечке, который отвечает за координацию наших движений. Да и не особо рассчитывайте, что эти 16-18 занимаются «думанием». Кора поделена на области, каждая из которых занимается своим делом: рисует звуковой ряд, наши представления о нашем теле и так далее. Думать, к сожалению, особо нечем.

Итого мы имеем очень маленький сервер, рассчитывающий окружающую нас информацию.

Поэтому мы допускаем классические ошибки в интерпретации собственного поведения и поведения других людей. Нам кажется, что мы все про себя и про других понимаем. И это одна из важнейших вещей, которую людям необходимо в себе тренировать — избавляться от иллюзий, из-за которых мы на самом деле практически не взаимодействуем с реальностью и реальными людьми — лишь с очень скудными картинками и образами.

Всё, что мы о себе думаем, абсолютная ерунда. Увидеть настоящую реальность, а не то, что небольшая кора головного мозга исходя из своих культурных установок и надстроек нам рисует, можно лишь при грамотном взаимодействии с другими людьми. Из-за иллюзий и ошибок восприятия мы не видим факты, окружающие нас.

О какой грандиозной, успешной и счастливой жизни может идти речь?

Для каких задач приспособлен наш мозг на самом деле? Какова мощность нашего мозга? Что представляет собой ключ к эффективному мышлению?

Что же в нашем мозгу, все-таки, есть, на что мы можем по-настоящему опираться, благодаря чему мы можем мыслить?

Если мы проведем исследование и посмотрим, какие области мозга активизируются, когда мы несознательны, когда «уходим» в самих себя (к слову говоря, в таких «блужданиях» мы проводим 46% времени!), когда задумываемся «ни о чем», мы увидим горящую сеть «пассивного режима работы мозга» или дефолт-систему мозга. Это та зона мозга, осуществляющая в нас действительное мышление. И эти «блуждания» мы называем «умственной жвачкой», которой в немалой степени посвящена и книга «Чертоги разума. Убей в себе идиота!». Большую часть этой жвачки составляет просчет социальных связей («Давно с подругой не виделась, обидится, надо позвонить!», «О годовщине забыл, как бы перед женой вину загладить» и тому подобное).

Поймите и запомните очень важную вещь — думать эволюция научила нас не просто так: это необходимо, чтобы мы могли просчитывать отношения в стае. Наш мозг приспособлен для жизни в стае. Мы должны понимать, как и кто в ней взаимодействует, кто кого любит, а кто кого ненавидит, кто здесь сила, а кто — изгнанник.

Робин Данбар провел грандиозное исследование. Он исследовал объем мозга 38 видов обезьян и соотнес эти параметры с количеством членов стаи этих видов. Получилось, что объем мозга прямо пропорционален объему стаи. Выяснилось, что наша с вами голова рассчитана примерно на 150 особей. Именно это количество людей наша ДСМ способна в себе удерживать и просчитывать(посчитать количество людей и, соответственно, мощности вашего мозга можно по упражнению из упомянутой выше книги «Чертоги разума»).

Важно отметить, что именно это и есть наша расчетная мощность, ведь это то количество интеллектуальных объектов, которыми способен оперировать наш мозг.

А теперь задумайтесь: 3 аспекта ситуации учитывает наше сознание, и 150 (!) может учитывать мозг! Но мы не слышим этой работы, происходящей в нашей дефолт-системе мозга, так как она не разговаривает.

«Услышать» ее работу и научиться целенаправленно ею управлять — ключ к нашему целенаправленному и эффективному мышлению.

Что такое «гениальность» и можно ли гениальным стать? Какими тремя основными способами думают все люди на планете? Как научиться быть «сложным» и интеллектуальным человеком?

Картинка выше — это домашние задания участников курса «Чертоги разума», на котором они выписывали всех людей, о которых думают. Все эти стикеры — имена, но скрываются за ними не реальные люди, а интеллектуальные объекты, образы, собранные нами самими про каждого из этих людей.

Дело в том, что любые интеллектуальные объекты мы организуем по одним и тем же принципам. Отсюда и произрастают три типа мышления:

конструкторы. Их стаи и другие интеллектуальные объекты организовываются по иерархическому принципу, всё классифицировано и структурировано (работа — отдельно, семья — отдельно, друзья — отдельно). Строят сложные логические конструкции, но учитывают меньше элементов. Они сугубо рациональны;

центристы. У них есть несколько главных в их жизни людей, а дальше они выписывают всех, кто с ним связан. Они видят центрированные структуры. Определяют сущность происходящего;

рефлекторы. Набрасывают крупными мазками. Живут в мире, где есть огромное количество людей (их стаи шире, чем стаи предыдущих двух типов), от которых у них разные впечатления.

Это совершенно разные способы думать и смотреть на мир. Посмотрите на картинку ниже. У вас и всех ваших знакомых каким-то из этих способов организовывается всё, что вы видите вокруг. А теперь подумайте, о каком понимании друг друга вообще может идти речь?

Каждый из этих способов по своему дефектен.

Франс де Вааль — профессор этологии — изучал шимпанзе в голландском зоопарке. Сразу отметим: не думайте, что обезьяны «чешут» друг друга потому, что у них там жучки в шерсти, нет, они занимаются этим потому, что при подобных манипуляциях у особей выделяется дофамин и окситоцин. Именно это поведение де Вааль и изучал. На его исследованиях и продемонстрируем вам принципиальную разницу между типами мышления. На рисунке слева изображена схема, которую с легкостью построил бы конструктор, а справа — центрист. Заметили, в чем подвох? Центристы учитывают, как часто кто и кого «чешет», они видят связи, существующие между элементами. Конструкторы же учитывают категориальные связи, но не фактические. Рефлекторы в этом случае будут чувствовать, кто как относится к ним самим.

Если мы хотим собирать сложные интеллектуальные объекты (для нового проекта на работе, для более эффективного выполнения прежних задач, для обучения или для личных связей — не важно), то необходимо:

— изучить свой собственный способ думать;

— понять, как можно собирать информацию другими способами.

В таком случае мы соберем максимально сложные модели реальности.

Главная идея «Троицы» — гениальность. Есть люди, не понимающие ни бельмеса, есть люди, понимающие, как общая масса, а есть некоторые, понимающие больше остальных. Засчет чего они понимают больше? Засчет того, что информацию собирают и преобразуют сразу несколькими способами. Мы должны научить свою ДСМ пользоваться ими. И для этого нам необходимы другие люди.

Итак, главные выводы из всех трех частей материала:

· Мы должны бороться с иллюзией, что можем сделать что-то с помощью своего сознания.

· Думает в нас сложный нейрофизиологический комплекс, созданный для «думания» о других людях, и когда мы решаем любые другие задачи, мы пользуемся этим же комплексом. Суть в том, что научиться этому комплексу давать задачи и делать его деятельность целенаправленной мы можем.

· Люди собирают интеллектуальные объекты по-разному, и мы должны помогать мозгу собирать интеллектуальные объекты так, как наша дефолт-система мозга не привыкла, и тогда мы сможем создавать нечто действительно стоящее.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: