Выбор христианства очень сильно повлиял на русскую историю и культуру. В период X-XIII на Руси происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Смена духовных и нравственных приоритетов всегда небезболезненна, и в русской истории этот процесс проходил без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества приходила вера, которая требовала жёстких ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Это означало изменение всего строя жизни. Естественно, что процессне мог произойти за несколько дестилетий. Изменение шло веками, от поколения к поколению. Церковь теперь стала центром общественной жизни, проповедуя новую идеологию, прививая новые ценностные ориентиры, воспитывая нового человека. Христианство несло новую мораль, основанную на культуре совести, вытекающей из евангельских заповедей. Основными правилами нравственности были всепрощение, покорность, смирение, равенство всех перед Богом[5].
Русь была включена в европейский христианский мир, и этого момента она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нём видную роль, сравнивая себя с ним. Исчезла граница между русом и славянином. Всех соединяла общая духовная основа, призванная объединять древнерусское общество и формировать единый народ на основе общих духовных и нравственных принципов.
Все стороны жизни менялись под влиянием христианства. Устанавливались политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира. Христианство способствовало становлению городской культуры, благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Введение единой письменности стало культурным переворотом т.к. язык являлся несущим элементом культуры [3]. Древнерусский язык формировался на основе консолидации восточно-славянских племенных диалектов. Предположительно формирование древнерусского языка происходило в XI- XIV веках. Старославянский язык пришёл на Русь с богослужебной литературой. Письменность и литература достигли своего расцвета в XI-XII веках. Путь от природы безписьменности к вершинам словесного искусства был пройден Русью за менее, чем 150 лет [4, с.249]. Киевскую Русь называли “книжной страной”.
|
Христианство внесло и другие “новшества”. Доселе приветствуемые светские увеселения духовенство запрещало, видя в народных традициях проявление язычества. Периодически увеселения разрешались, т.к. в сознании народа и большинства князей глубоко сидела любовь к коллективным игрищам, песням и пляскам скоморохов, призванных веселить. Традиционные бытовые и земледельческие праздники сопровождались всеми этими элементами “смеховой культуры”. Но традиции этих праздников постепенно вытеснялись христианскими обрядами и ценностями, медленно, но верно входящими в жизнь народа. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной и взяла на себя много функций по воспитанию народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах – притчи, жития, поучения. К первой половине XI века относятся истоки философской культуры. Древнерусская литература имела свойство литературы одного сюжета и одной темы – темы мировой истории и смысла человеческой жизни. Это были летописи, хронографы «хождения» (описания путешествий). Всё это свидетельствовало о чувстве величия мира древнерусским человеком. В тот период литература рассказывала не о придуманном, а о реальном, неся поучительный характер. Вплоть до XVII века в ней почти не было выдуманных, условных персонажей [ 4, с.251].
|
После принятия христианства начинается храмовое строительство. Принципы строительства храмов (крестово – купольный стиль) были заимствованы из Византии. Но очень скоро архитектура стала иметь свой собственный, русский стиль. Например, уже в первой каменной церкви – Десятинной – наметились не характерные для Византии черты: многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность(чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесённое на каменное)[4,с.251]. Внутри храмы украшались мозаикой и фресками. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, обучающие русских. Но в иконописи также перенималась только технология, а стиль имеет характер русского (например, уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии). Самой почитаемой иконой на Руси было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Икона получила название «Владимирской богоматери» и стала своеобразным символом Руси [5].
Высокого развития достигло церковно-певческое искусство. Образовались школы, что способствовало сближению искусства народного и “учёного”, более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса.
|
Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей её формирования, связанный со спецификой социальных процессов. Поскольку преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности, то и проблема соотношения личности и общества разрешалась в пользу коллектива. Когда роль городов в Европе была одна – там они – центры ремесла, торговли-то на Руси роль городов иная – здесь они являлись центрами политическими [4,с.252].
И ещё об одних не менее важных последствиях введения христианства в восточном варианте, которые проявились много позже в исторической перспективе. В правослвии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея прогресса. Европейского типа установка была направлена на преобразующую деятельность. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. Но Русь не была полностью отрезанной от Античного наследия. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру [5].
В течение длительного времени, до XIX века христианство определяет стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Церковь стала орудием централизации государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны, усилению традиционализма. Здесь не было реформации – альтернативы православию, и с периода Московского царства нарастает культурное отставание от Западной Европы.
Итак, в заключении этой части работы стоит выделить основные моменты в культурной жизни Руси, как бы являющиеся результатами процесса:
1. Изменение нравственности в сторону ограничений, терпения, смирения, всепрощения – провозглашаемых основными заповедями Библии.
2. Включение Руси в европейский христианский мир, отсюда – заимствование культуры, политические и торговые связи, а также расцвет письменности, книжного дела, строительства храмов, искусства и просвещения – всё идёт с Византии и Константинополя.
3. Развитие «духовности» народа, феномена, свойственного только славянским людям – как один из основных результатов христианизации Руси.
Заключение
Следует сказать, что после изучения соответствующей литературы всё же остаётся неясным, когда именно возникла русская православная церковь, каким было её первоначальное организационное устройство, в каких реальных отношениях она находилась с язычеством, как строились её отношения с Константинопольским патриархатом, что унаследовала церковь от христианства, существовавшего на Руси задолго (около 100 лет) до крещения киевлян? Нет определённых ответов и на множество других вопросов. Тема, действительно необъятная и не до конца изученная.
Выбор именно восточной ветви христианства был не случайным, а подготовленным всей предыдущей историей. До принятия христианства официально, на Руси уже более 100 лет существует именно восточное христианство. Основной внешнеполитический партнёр Руси – христианская Византия, родственные болгары – тоже уже более 100 лет христиане, и, наконец – и это решает всё – христианство духом и буквой соответствует развивающимся на Руси общественным отношениям. Поэтому альтернативы в реальной жизни не было. Русь следовало именно крестить.
Накануне принятия христианства языческая система была ещё сильна. Стихийно складывавшаяся на протяжении многих веков, эта система оказывала сопротивление новой идеологии и очень медленно отступала, но так до конца и не исчезнув, тесно переплелась с христианством, в какой-то мере немного изменив его. Новая вера была принята массами (хоть и мучительно, и не сразу) и стала их верой. Но она оказывалась вовсе не тем христианством, которое хотела насадить Византия. Народное христианство – православие – слилось с древними верованиями, пропиталось ими, и стало тем двоеверием, по поводу которого века спустя стали сокрушённо вздыхать православные иерархи.
Что дало христианство народу? Простым людям, уставшим от испытаний, страдающим от неравенства классов вера дала терпение, научила покорности, всепрощению, состраданию, провозглашая, что пред всевышним все равны, независимо от классовой принадлежности. На наш взгляд это не совсем положительный момент. Людей научили терпеть порабощение, смиряться с бедностью, тем самым остановив и предотвратив все попытки к противодействию, активности людей. Научая совершенствоваться духовно, церковь замедляла (в исторической перспективе) прогресс во всех остальных сферах жизни. Люди довольствовались тем, что «Бог дал» и не стремились что-то изменить.
Однако, несомненно было много положительных моментов, в частности в культурной жизни Руси. Процесс христианизации послужил мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой, наибольшее влияние которой ощущалось в церковной идеологии, каноническом праве, литургии, богослужебной литературе, музыке, церковном изобразительном искусстве. Но несмотря на это, Киевская Русь и до принятия христианства была уже могущественным государством, с большим числом городов, развитыми ремёслами и торговлей.
Проникновение на Русь византийской образованности, восприятие здесь (в XI-XIII) элементов византийской цивилизации способствовало дальнейшему прогрессивному развитию русского феодального общества, отвечало его внутренним потребностям, обогащало его культуру. Установление тесных культурных связей Руси с Византией не было простой случайностью, это был вполне осознанный со всех сторон процесс, происходивший по обоюдному согласию. Со стороны правящего класса Древней Руси это было обращение к культуре самой передовой страны в Европе того времени, обращение к самым высоким, наиболее сложным и изысканным образцам. И эта культура была «по росту» русскому народу и отвечала запросам его развития. Со стороны Византии распространение влияния на Русь носило активный, целенаправленный характер; и он составлял одно из звеньев её общей политики в определённых странах. Ставя перед собой далеко идущие задачи подчинения древнерусского государства своему политическому влиянию и церковной гегемонии, Византия стремилась воспользоваться испытанным оружием – идейного и культурного воздействия на Русь. Поэтому византийское культурное влияние на Руси отнюдь не было стихийным или пассивным, а наоборот, искусно направлялось твёрдой рукой политиков, церковных деятелей и дипломатов.
То, что произошло в конце X века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей родины. Великий Князь Владимир осуществлял смелую государственную рефрму, имевшую далеко идущие последствия. Эту реформу некоторые историки связывают с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран той эпохи. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение реформы и связанные с ней глубокие преобразования.