Источники и методы получения информации в информационных системах на автомобильном транспорте




Дата 28.09.2020 группа ОП-181

Дисциплина: Информационное обеспечение перевозочного процесса

Лекция №5

Тема:. Источники и методы получения информации в информационных системах на автомобильном транспорте

Задание:

1. В рабочей тетради записать дату, номер лекции, тему.

2. Ознакомиться с материалом, Выполнить конспект. Начертить схемы представленные на рис.1, и рис. 2. Составить к лекции набор контрольных вопросов.

 

3. Представить преподавателю фотоотчет о проделанной работе на электронную почту vera.solmanova@yandex.ru, работы необходимо представить до 01.10.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ.

Источники и методы получения информации в информационных системах на автомобильном транспорте

Процессы управления на АТП осуществляются циклически. Цикл управления начинается со сбора информации о состоянии управляемого объекта (АТП, цех, участок и т.п.), затем полученная информация анализируется и используется для принятия решений. Таким образом, основой управления является информация о состоянии управляемого объекта. Это информация может быть получена:

 из действующей на предприятии системы учета;

 из нормативно-справочной документации;

 в результате специально организованных выборочных наблюдений и опросов персонала;

 при обобщении и анализе имеющегося опыта.

Производственный учет отражает деятельность предприятия путем фиксации технических, экономических и других показателей (например, конкретные значения расхода топлива, плановых и фактических периодичностей ТО, наработок на отказ и пр.). Сведения о выполненных производственно-хозяйственных операциях фиксируются на первичных бумажных или электронных носителях информации в виде натуральных, стоимостных или иных показателей.

АТП представляет собой совокупность производственных подразделений (автоколонны, зоны ТО и ремонта, склады, участки) и служб (бухгалтерия, плановый отдел, технический отдел и т.д.), в каждом из которых решается определенный круг задач. Все подразделения АТП можно разделить на две части - выполняющие свои функции на территории и за пределами территории предприятия. Деятельность подразделений и персонала фиксируется в различных документах - табели работы служащих, наряды выходов на линию, путевые и ремонтные листы, требования на получение запасных частей и пр. Результаты деятельности предприятия оформляются в виде различных отчетов и сводок. То есть, источниками информации являются подразделения АТП, в которых персонал выполняет определенные виды работ. Примеры некоторых источников и носителей информации приведены на рис. 1.

Результаты работы подразделений и персонала фиксируются в различных документах (путевые листы, ремонтные листы, ведомость выдачи топлива, требование на получение запасных частей и пр.). В настоящее время нет единых требований к составу и формам документов, однако их можно разделить (по типу хранимой в них информации) на три вида:

• нормативные,

• первичные

• вторичные.

Нормативными являются те документы, сведения в которых в течение некоторого периода остаются неизменными (периодичности ТО, нормы расхода топлива, складские номера деталей и т.п.).

К первичным относятся те документы, в которых фиксируется информация о ходе текущей производственной деятельности (путевые листы, требования на ремонт и на получение запасных частей и т.д.). В них могут содержаться данные из нормативно-справочной документации.

Ко вторичным относятся документы, содержащие результаты выборки и группировки данных из первичных документов (сведения о расходе запасных частей, ведомость премирования за экономию топлива, сводки о простоях автомобилей в ремонте и т.д.), нормативно-справочную и другую информацию.

Рис.1. Источники и носители информации о деятельности АТП

 

Документы, являясь носителями информации, в процессе формирования проходят через ряд подразделений предприятия, каждое из которых вносит в него (или извлекает из него) определенные данные. Набор документов (в совокупности со схемой их движения) представляет собой документооборот, или информационные потоки предприятия.

Нет смысла приводить полную схему документооборота, поскольку она специфична для конкретного предприятия. Однако степень рациональностидокументооборота предприятия может быть оценена при прочих равных условиях рядом показателей:

 объемом обрабатываемой информации (на уровне документа, задачи, подразделения, АТП);

 соотношением объемов нормативно-справочной, первичной и вторичной информации;

 степенью дублирования информации (на уровне документа, задачи, подразделения, АТП);

 трудоемкостью обработки данных и т.п.

При отсутствии в АТП вычислительных средств документы обрабатываются персоналом вручную. Применение информационных технологий несколько изменяет документооборот, так как используется компьютерная база данных (БД), которая обеспечивает хранение нормативно-справочной информации (НСИ), первичных документов и автоматическое формирование вторичных документов.

Изменения в документообороте, а также степень совершенства применяемых информационных технологий можно количественно оценить с помощью следующих показателей:

 объемы информации, обрабатываемые персоналом вручную;

 объем НСИ, хранимой в БД информационной системы;

 объем текущей информации, заносимой в БД с клавиатуры за определенный интервал времени;

 объем информации, передаваемой по каналам связи информационной системы.

Персоналу технической службы в ходе производственного процесса приходится решать комплекс взаимосвязанных задач (рис. 2).

Документооборот только технической службы АТП включает более 120 документов. Из общего количества документов доля первичных составляет 21% (технические паспорта, путевые листы, ремонтные листы, требования на запасные части и т.д.). Доля документов с НСИ составляет 6% (маршруты и режимы работы, нормы расхода топлива, ресурс шин, периодичности и трудоемкости ТО и пр.). Больше всего - вторичных документов (73%): это различные отчетные формы (справки, сводки, ведомости, картотеки, журналы и т.д.).

Объем информации на один автомобиль, обрабатываемой в АТП в течение месяца, составляет порядка 50 кб. Доля НСИ в этом объеме составляет 3%, больше половины объема обрабатываемой информации (55%) содержится в первичных документах, вторичные формы содержат примерно 42% данных.

С большинством первичных документов работает несколько подразделений предприятия. Например, требования на запасные части "двигаются по маршруту": автоколонна —> ЦУП —> склад -> бухгалтерия, при этом каждое подразделение вносит в них свою информацию, которая не повторяет уже имеющуюся.

 

Рис. 2. Перечень типовых задач, решаемых технической службой АТП

 

Содержание вторичных документов частично или полностью дублирует информацию первичных. Например, при выдаче запасных частей в картотеку складского учета переносятся сведения из требования, при получении запасных частей — из накладной. При обработке путевых листов формируется множество сводок, справок и отчетов, при этом выполняется сортировка и разноска содержащихся в них сведений (по маркам, автомобилям, автоколоннам, водителям и т.д.). Анализ документооборота показал, что содержание 77% вторичных документов состоит только из дублированной информации, а в 23% выходных форм частично повторяются сведения первичных документов, что является одной из предпосылок автоматизации систем управления. Каждая служба предприятия стремится сформировать свой перечень необходимых ей документов, что неизбежно приводит к дублированию информации, к дополнительным затратам времени на ее перенос из одних документов в другие и сопровождается частичным искажением данных (появлением ошибок).

При реализации на АТП информационных систем необходимо в первую очередь совершенствовать и упрощать документооборот. Требуется сохранить минимальный набор нормативно-справочных и первичных документов, подлежащих вводу в ЭВМ; процессы хранения, поиска, передачи и формирования вторичных документов необходимо полностью автоматизировать, что избавит персонал от рутинной работы.

При реализации на АТП информационных систем рекомендуется следующее:

 реализация обмена информацией между подразделениями АТП через локальную компьютерную сеть;

 ревизия всей структуры и схемы документооборота предприятия, т.е. сокращение до минимума первичной документации;

 отделение нормативно-справочной информации от текущих данных и ее хранение на магнитных носителях;

 использование единой нормативно-справочной информации всеми подразделениями предприятия;

 однократный ввод первичной информации в ЭВМ с использованием всех возможностей контроля ошибок ввода;

 перераспределение задач между подразделениями АТП с целью сокращения обменных информационных потоков;

 работа всех информационных подсистем в режиме реального времени;

 соблюдение определенных этапов разработки и реализации системы.

Литература:

1. Николаев А.Б. Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте: учебник. – М.: Академия, 2009

https://vuzlit.ru/949196/tipovaya_struktura

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: