СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ И.Д. ПРЕЙСЛЕРА, А.П. САПОЖНИКОВА, П.П. ЧИСТЯКОВА, А.В. БАКУШИНСКОГО




Характеристика основных методов обучения рисунку

    Вопросы для сравнения МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ
КОПИРОВАЛЬНЫЙ ГЕОМЕТРАЛЬНЫЙ НАТУРАЛЬНЫЙ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
Период возникновения метода        
Основоположник и сторонники данного метода        
Какие дидактические принципы лежат в основе метода        
В рамках какого вида художественной деятельности реализуются задачи обучения        
Какие умения и навыки, а так же качества личности развиваются у воспитанников        
Роль педагога в обучении по данному методу        
Пособия, иллюстрирующие данный метод        
Актуальность использования в современном образовании        

Анализ методического пособия (теоретического труда, учебника)

на листе формата А4 располагается скан обложки и титула (можно нескольких страниц) и описание-характеристика – 12-10 шрифтом (по расположению как страницы в справочнике нашем словарь художников-педагогов) СДАВАТЬ в распечатанном и электронном виде! Второй вариант – отсканировать книгу и перевести в формат PDF

Введение. Время жизни и деятельности автора, его образование (кто учитель), профессиональная принадлежность. Объективные причины появления пособия.

Основная часть.

1. Педагогическая (художественная) деятельность автора, опыт, получивший отражение в пособии.

2. Структура и краткое содержание пособия.

3. Теоретическая ценность пособия, новизна теоретических, педагогических и методических идей, изложенных в пособии (можно дать сравнение с аналогичными пособиями других авторов).

4. Практическая ценность пособия, новизна практических рекомендаций и качество дидактических материалов (можно дать сравнение с аналогичными пособиями других авторов).

5. Использование пособия в педагогической практике современниками, их оценка пособия (критика современников).

Заключение. Оценка пособия и педагогической деятельности автора. Вклад пособия в развитии теории и практики художественного образования. Актуальность пособия в наши дни.

Список литературы.

Список иллюстраций.

 

 

Приложение Б

 

КЛАССИФИКАЦИЯ РУКОПИСЕЙ И ИЗДАНИЙ ПО ВОПРОСАМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Вид Характеристика Примеры
Научный трактат Труд, посвященный теоретической разработке вопросов изображения и снабженный иллюстрациями «Три книги о живописи» (Л. Б. Альберти); «Четыре книги о человеческих пропорциях» (А. Дюрер); «Книга о живописи» (Леонардо да Винчи); «Учение о цвете» (И. В. Гете); «Точка и линия на плоскости» (В. Кандинский); «Мир как беспредметность» (К. Малевич)
Самоучитель Книга, раскрывающая в форме советов и рекомендаций секреты мастерства «Книга о живописи, или Трактат об искусстве» (Ч. Ченнини)
Полемический труд Книга, в которой в форме заочного спора автор высказывает собственную точку зрения на теоретические вопросы изображения или обучения «Опыт о живописи Дидро» И. В. Гете; «Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу» (И. Владимиров)
Учебное пособие Издание, демонстрирующие ученикам образцы и примеры выполнения работ, чаще всего богато иллюстрированное и имеющее минимальное количество текста «Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству» (И. Д. Прейслер); «Полный курс рисования» (А. П. Сапожников); «Рисовальная школа на 20 листах, изданная обществом поощрения художников» (А. Т. Скино); «Курс начального рисования» (А. Е. Сабанеев); «Курс рисования, состоящий из 34 номеров» (А. Т. Скино); «Школа рисования, черчения и перспективы для всех возрастов» А. Т. Скино, Ф. Фебрини; «Курс рисования, состоящий из 42 номеров, разделенный на три раздела» (В. В. Пукирев, А. К. Саврасов)
Методическое издание Публикация, в которой раскрываются подходы к организации художественного образования, описываются методы и приемы обучения, приведена программа занятий с учениками «Элементы рисования по идеям Песталоцци» (И. Шмидт); «Обучение рисованию» (К. Рамзауэр); «Очерки теории рисования как общего учебного предмета» (Г. А. Гиппиус); «Элементарный курс преподавания рисования в начальных школах. Руководство для учащихся» (Л. Тедд, Ж. Аугсбург); «Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкою и черчением» (В. И. Бейер, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев и др.); «Искусство цвета» (И. Итен); «Педагогические эскизы» (П. Клее)

 

Приложение В

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ И.Д. ПРЕЙСЛЕРА, А.П. САПОЖНИКОВА, П.П. ЧИСТЯКОВА, А.В. БАКУШИНСКОГО

 

  И.Д. Прейслер А.П. Сапожников П.П. Чистяков А.В. Бакушинский
         
Научные труды Учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству» Книга по анатомии «Ясное показание и основательное представление о анатомии живописцев, сообщено от Иоганна Даниила Прейслера» «Курс рисования» А. П. Сапожников. Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником Нет. Теоретическое наследие в письмах и дневниках Теория свободного воспитания
Обучение по системе Начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры Начинает со знакомства с различными линиями, потом знакомит с углами, после чего идет освоение различных геометрических фигур, прежде чем приступить к рисованию объемных предметов Указывал, что рисование – серьезный учебный предмет и методика его преподавания должна строиться на законах науки и искусства. Педагог не имеет права вводить в заблуждение, он обязан давать достоверные знания. Свобода детского творчества
Основа обучения рисунку Геометрия и рисование с натуры, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы, а также анатомии Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать Большое значение придавал перспективе. Главную роль в системе Чистякова играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисующим и помогала сверять изображение с натурой. Он свою систему рисунка назвал «системой проверочного рисования» Свобода детского творчества, которое якобы теряет свои неповторимые качества, если ребенку прививают профессиональные навыки
Какой метод использует Первые наши учителя-иностранцы просто заставляли своих учеников копировать рисунки из книги Прейслера. Это дало повод историкам искусства наименовать метод Прейслера «копировальным». Сам же Прейслер совсем не рекомендует копировать свои рисунки. Наоборот, на протяжении двух книг он говорит о рисовании с натуры, о необходимости изучения анатомии, об использовании этих знаний при рисовании с живой модели Мыслить, анализировать, рассуждать. Этой цели и служила серия методических моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся яснее понимать строение форм предметов, их перспективное видоизменение и основную конструкцию. Сапожников рекомендует педагогу не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибки словесно Высокое серьезное искусство живописи без наук не может существовать. Чистяков с особой осторожностью подходил и к индивидуальности каждого ученика. Отвергал категорически копировальный метод Учитель не должен был вмешиваться в этот процесс и оказывать помощь, так как он мог нарушить свободу творчества
Влияние на дальнейшее развитие Пособие Прейслера высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера у нас долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах. Большую методическую помощь эта книга оказала в дальнейшем и воспитанникам Академии художеств Новый метод, предложенный Сапожниковым, нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях. Успех нового метода преподавания объяснялся тем, что он наглядно и просто раскрывал сложнейшие положения, относящиеся к построению трехмерного изображения на плоскости. Педагог не имеет права вводить в заблуждение, он обязан давать достоверные знания. Надо стремиться активизировать познавательную деятельность, учитель должен дать направление, обратить внимание на главное. Вопросы наблюдения и познания играют первостепенную роль. Система обучения рисованию П.П. Чистякова впоследствии была положена в основу советской академии художеств В 1922 году организовал при государственной академии художественных наук специальную комиссию по изучению примитивного искусства в проявлениях индивидуального творчества. В 1927 эта комиссия была преобразована в кабинет по изучению примитивного искусства детского творчества. Полученный опыт исследований помог в дальнейшем вести работу в центральном доме художественного воспитания детей

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: