Первая симфония «Зимние грезы»




Петр Ильич Чайковский

(1840 – 1893)

Среди композиторов- классиков выделяется имя Чайковского. Его произведения в равной мере захватывают как музыкантов- профессионалов, так и широкого слушателя.

Чайковский писал почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера. В ней Чайковский стал подлинным реформатором. Большое внимание уделял он содержанию своих опер, отдавая предпочтение сюжету из русской жизни.

Вместе с тем важное место в его творчестве занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки, ряд оркестровых сюит. Из симфонических одночастных пьес особенно выделяются фантазия «Франческа да Римини», увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия «Буря».

Жизненный путь

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске. Его отец, горный инженер, был директором завода. Его первые музыкальные впечатления связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и народных певцов, обитателей рабочего поселка.

В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а через год – в Петербург. В десять лет его отдали и в Училище правоведения. Именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Ученики часто слушали Чайковского, который не только играл разные пьесы, но и импровизировал.

Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на него оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон Жуан» Моцарта. В начале 60-х годов он изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию, чтобы серьезно заняться композицией.

Он учится под руководством Н. Зарембы и А. Рубинштейна. В 1865 году Чайковский оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории.

С этого времени его жизнь связана преимущественно с Москвой. Он знакомится с выдающимися музыкантами, писателями и артистами. Среди них драматург Островский, поэт Плещеев, артисты Малого театра. Близким его другом становится Н. Рубинштейн. Помимо педагогической работы Чайковский много работает над сочинением музыки, пишет критические статьи, в которых горячо поддерживает молодых композиторов ­– Балакирева, Римского- Корсакова, Грига.

За десять лет им было написано множество произведений: три симфонии, первый фортепианный концерт, четыре оперы – «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», цикл фортепианных пьес «Времена года» и многое другое.

Переломным в жизни Чайковского стал 1877 год. Проблемы в семье и постоянное переутомление вызвали тяжелое нервное потрясение. В конце 1877 года друзья отправили его за границу. И все же только творческая деятельность выводит композитора из кризиса. Окончив одно произведение, он сразу принимался за другое. Именно в тот год он завершил два своих великих произведения – оперу «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.

С конца 70-х годов Чайковский совершает много поездок за границу, выступает как дирижер. Он знакомится со многими композиторами: Брамсом, Григом, Сен- Сансом, Массне. С триумфом проходят концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лондоне. В 1891 году Чайковский побывал в Америке, в 1893 – в Англии ему присвоили степень доктора музыки. Активное участие принимает он и в русской музыкальной жизни. В 1885 году его избирают одним из директоров Московского отделения РМО.

В последнее десятилетие жизни он создает свои пятую и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» и многое другое. Произведения этих лет отразили настроения, которые переживала русская интеллигенция. Это была эпоха политической реакции, когда преследовались и душились всякие проявления свободной мысли. Они становятся все более драматическими, многие из них трагичны по замыслу. Настроения русской интеллигенции определили содержание многих произведений Чайковского: противоречия между порывами к лучшей жизни, счастью и невозможностью их достижения.

Но наряду с тем были созданы и такие светлые произведения, как лирическая опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», «Итальянское каприччио» первая и вторая симфонические сюиты, «Серенада для струнного оркестра».

Последние годы жизни Чайковский живет больше всего под Москвой и в Клину. В эти годы продолжается напряженная творческая работа.

16 октября 1893 года он дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с 24 на 25 октября скоропостижно скончался.

 

 

Первая симфония «Зимние грезы»

Первая симфония написана в 1866 году. Она – замечательный образец раннего оркестрового творчества Чайковского. Впервые в ней появляются характерные образы и приемы, глубоко развитые композитором в симфоническом творчестве зрелого периода.

Содержание симфонии – это раздумья и лирические чувства человека, образы природы. Симфония состоит из четырех частей.

Первая часть получила название «Грезы зимнею дорогой». По форме она представляет сонатное аллегро.

Главная партия основана на двух темах. Первая тема звучит у флейты и фагота на фоне тихого тремоло струнных и обрисовывают картины русской природы. Музыке присуще сосредоточенное лирическое настроение. (пример 1)

Вторая тема вызывает в воображении образы зимней стужи, морозной поземки. Развиваясь, эти темы приводят к яркой кульминации (пример 2).

Внезапно главная партия обрывается и на смену ей приходит лирическая побочная. Это тоже типично русская мелодия. По своему мелодическому складу, песенным интонациям тема близка народным протяжным песням (пример 3).

В разработке развитие достигает большей напряженности за счет того, что первая тема главной партии приобретает героический облик.

В репризе тема главной партии звучит на тревожном фоне деревянных духовых инструментов.

Вторая часть называется «Угрюмый край, туманный край». Музыка навеяна впечатлениями от путешествия Чайковского по Ладожскому озеру. Она обрамлена медленным певучим вступлением и заключением (пример 4).

Главная тема глубоко народна. В ней слышатся выразительные интонации русской лирической песни. В процессе развития напряжение возрастает, мелодия оплетается подголосками, наигрышами народного характера.

Третья и четвертая части – скерцо и финал – не имеют названий, но по своему образному содержанию не выпадают из общего поэтического замысла.

Со тремительной музыкой первого раздела контастирует более спокойная мелодия среднего раздела, изящный вальс.

Нечиная с Глинки вальс прочно вошел в творчество русских композиторов. В музыке Чайковсого вальс занимает важное место. Он первым из русских композиторов ввел вальс в симфонию. Спокойный вначале, вальс постепенно становится более напряженным. Обрамленный быстрой музыкой скерцо, он звучит как воспоминание о прекрасном и невозвратимом прошлом. В коде тема вальса звычит в миноре (пример 5).

Финал начинается в том же сумрачном характере. Его вступление построено на мелодии русской народной песни «Цвели цветики».

Главная партия финала – светлая, жизнерадостная, с чертами танцевальности. По характеру она близка удалым плясовым напевам.

Побочная партия основана на мелодии той же песни «Цвели цветики», которая здесь звучит как плясовая (пример 6). Подобно финалам некоторых других симфоний Чайковского, финал первой носит праздничный характер.

Завершается финал торжественной кодой.

Опера «Евгений Онегин»

Чайковский горячо увлекался стихами Пушкина. Одним из его любимых мест романа было письмо Татьяны к Онегину, и композитор мечтал сочинить музыку на эти слова.

Идею написать оперу на сюжет «Евгения Онегина» подала Чайковскому известная певица Е.А. Лавровская. К составлению либретто Чайковский привлек своего друга, литератора К.С. Шиловского.

Первое исполнение «Евгения Онегина» по желанию композитора состоялась силами студентов Московской консерватории под руководством Н. Рубинштейна 17 марта 1879 года.

Свою оперу композитор назвал «лирическими сценами». Все внимание он сосредоточил на раскрытии душевного мира героев. В опере также ярко и правдиво раскрываются картины быта провинциальной помещичьей усадьбы и столичного светского общества. С большой любовью даны «зарисовки» русской природы, на фоне которой раскрываются чувства героев. Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и изменяются. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами. Вокальные партии Татьяны и Ленского – героев, имеющих общее в душевном облике, – обнаруживают сходство и в своем мелодическом складе.

Первая картина оперы начинается небольшим оркестровым вступлением. Его тема построенная на нисходящих мелодических оборотах, является музыкальной характеристикой Татьяны. В опере она появляется несколько раз (пример 7).

Действие картины происходит в деревенской усадьбе Лариных – в саду и на веранде старинного барского дома. Ларина и няня варят варенье. Сестры Татьяна и Ольга мечтают – звучит их лирический дуэт «Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печали?». Музыка дуэта близка по характеру бытовому русскому романсу начала XIX века.

Далее присоединяются голоса Лариной и няни – они вспоминают о прошлом.

С широкой протяжной песней «Болят мои скоры ноженьки со походушки» в усадьбу приходят крестьян (пример 8). По случаю окончания жатвы они приносят разукрашенный сноп. Крестьян угощают. Звучит веселая русская плясовая «Уж как по мосту, мосточку» (пример 9).

Различное отношение к пению и пляске крестьян Ольги и Татьяны раскрывает несходство их характеров. Задумчивая тема из вступления на словах: «Как я люблю под звуки песен этих мечтами уноситься иногда куда- то, куда- то далеко» – звучит широко. Ольга же весело повторяет мелодию плясовой.

Вся первая половина этой картины посвящена женским персонажам. Но вот в усадьбу приезжают Ленский и Онегин. Квартет Татьяны, Ольги, Ленского и Онегина передают состояние каждого из действующих лиц. Различны музыкальные партии Татьяны и Ольги. В диалоге Ленского и Онегина также обнаруживается несходство их взглядов.

Речитатив и ариозо Ленского – его первая характеристика. Восторженный и поэтичный облик юноши раскрывается с первых же слов: «Прелестно здесь! Люблю я этот сад, укромный и тенистый». Ариозо «Я люблю вас» выражает глубокое чувство Ленского, его искренность и душевную теплоту (пример 10).

В заключительной сцене обрисован облик Онегина – учтивого, хорошо воспитанного, но холодного человека. В его небольшом ариозо «Мой дядя самых честных правил» слышится ритм чопорного менуэта. В конце сцены в оркестре взволнованно звучит тема Татьяны.

Вторая картина открывается оркестровым вступлением, построенным на ярко драматической теме. Музыка вступления играет важную роль в опере и как бы заранее предсказывает роковой исход любви Татьяны (пример 11).

Действие происходит в комнате Татьяны. Девушка просит няню рассказать ей что-нибудь о старине. Музыка этого эпизода близка народным песням и в то же построена на выразительных речевых интонациях. Рассказ няни прерывается взволнованным восклицанием Татьяны. Звучит напряженная и тревожная музыка, передающая ее смятение: «Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую...». это тема любви Татьяны, в следующей сцене оперы она получает широкое развитие. Татьяна просит оставить ее одну. Няня уходит.

Сцена письма – одно из величайших достижений мирового оперного искусства. Характер героини раскрывается здесь в движении, неустанном развитии.

Вся сцена представляет собой свободно построенный монолог. Одна за другой звучат лирические темы, раскрывающие глубину и богатство душевного мира героини.

Сцена письма начинается темой любви Татьяны (пример 12). Она состоит из четырех разделов.

Первый раздел – небольшое ариозо Татьяны «Пускай погибну я» – выражает ее пылкость и решимость (пример 13).

Второй раздел начинается проникновенной темой в исполнении гобоя. На ее фоне Татьяна произносит простые и искренние слова: «Я к вам пишу, чего же боле? Что я могу еще сказать?» (пример 14).

Тема письма проходит дважды. Второй раз музыка звучит более напряженно и драматично. Развитие приводит к новой теме, с которой начинается третий раздел сцены письма: «Другой! Нет, никому на свете не отдала бы сердца я» (пример 15).

На смену ей приходит светлая мечтательная тема «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты уж был мне мил».

Обе темы повторяются, причем вторая преобразуется в новую тему (четвертый раздел): «Кто ты: мой ангел ли хранитель или коварный искуситель?»

Наступает рассвет. С помощью оркестровых красок Чайковский рисует картину утра. Своим контрастом она еще больше оттеняет душевную взволнованность Татьяны. Звучит тема любви. Входит няня. Татьяна просит ее отослать письмо Онегину. В оркестре вновь тревожно и властно проходит тема любви.

Третья картина – сцена свидания Татьяны и Онегина. Начиная с этой картины драматическое развитие сюжета в опере основано на столкновении противоположных характеров: в 3-й, 6-й и 7-й картинах – Онегина и Татьяны, в 4-й и 5-й – Онегина и Ленского.

Начинается картина хором «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки!» Это поют крепостные девушки, собирая ягоды (пример 16).

Вбегает Татьяна и в изнеможении падает на скамью. Ее вокальная партия построена главным образом на нисходящих интонациях, отражающих настроение обреченности, предчувствие крушения надежд.

По- иному обрисован Онегин. Уже во вступлении к его арии выступают черты человека учтивого, светского, умеющего владеть собой. Мелодия арии развертывается неторопливо, в спокойном, размеренном ритме (пример 17).

Четвертая картина. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны. Здесь даны яркие зарисовки провинциального помещичьего быта, здесь же происходит ссора Онегина и Ленского, которая приводит к роковой развязке в следующей картине.

В оркестровом вступлении звучит тема из сцены письма Татьяны, которая сменяется беспокойной музыкой, напоминающей о роковом свидании Татьяны и Онегина в саду. С переживаниями Татьяны контрастирует атмосфера домашнего праздника. Звучит вальс, слышатся реплики гостей (пример 18).

Провинциальные барыни сплетничают. Они видят в Онегине претендента на руку Татьяны. Онегин раздосадован.

Во время вальса назревает столкновение Ленского и Онегина. Онегин танцует с Ольгой, и в душе Ленского вспыхивает ревность. Музыка вальса постепенно драматизируется, отражая настроение героев. На фоне мазурки происходит ссора Ленского с Онегиным (пример 19).

Ссора друзей и вызов на дуэль нарушают веселье. Сцена ссоры начинается элегическим ариозо Ленского «В вашем доме, как сны золотые, мои детские годы текли!». Оно переходит в ансамбль, в котором каждая партия передает тревожное состояние его участников.

Пятая картина. Действие происходит на фоне сумрачного зимнего утра. Оркестровое вступление начинается и кончается мрачными аккордами, предвещающими трагический исход дуэли. Звучит тема из арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?» Напевная мелодия, основанная на эмоциональных романсовых интонациях, является характеристикой Ленского. С большой глубиной раскрывает здесь композитор прекрасный душевный мир юноши- поэта.

За небольшим диалогом Ленского с секундантом следует ария (пример 20).

Начинается она декламационно- выразительной фразой «Куда, куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?»

Отдельные «мелодические» фразы вокальной партии Ленского постоянно «допевают» солирующие инструменты оркестра. Это создает впечатление непрерывности, «бесконечности» развития.

Средний раздел арии светлым характером музыки контрастирует с первым разделом. Ария со всей полнотой раскрывает образ Ленского ­­­– юного поэта, искреннего и преданного, с тревогой и тоской предчувствующего свою гибель.

Приезжает Онегин. Дуэт «Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?» построен в виде канона, в котором Онегин вслед за Ленским полностью повторяет ту же самую мелодию и слова (пример 21).

Скорбь Ленского передается Онегину, пробуждая в его душе раскаяние и желание помириться. Но светские представления о чести не допускают этого, и бывшие друзья произносят: «Нет! Нет! Нет!...» Весь канон сопровождается однообразными ударами литавр, что придает музыке характер оцепенения. На фоне мрачной и скорбной музыки происходит сцена дуэли.

Шестая картина. Бал в Петербурге, в высшем светском обществе. Звучит блестящий полонез. Появляется вернувшийся из дальних странствий Онегин. Равнодушно смотрит он на бал, на танцующие пары. Но вот звучит плавная и теплая мелодия вальса. Она воссоздает новый облик Татьяны – светской женщины, сдержанной и величавой. Онегин поражен. Он расспрашивает о ней князя Гремина. В арии «Любви все возрасты покорны» Гремин рассказывает о своей глубокой преданной любви к Татьяне – своей жене (пример 22).

Гремин представляет Онегина Татьяне. В этот момент в оркестре звучит тема ее любви из сцены письма. Спокойно и сдержанно разговаривает Татьяна с Онегиным. Затем под предлогом усталости покидает бал. Картины завершает взволнованное ариозо Онегина: «Увы, сомненья нет, влюблен я, влюблен, как мальчик, полный страсти юной!» пробуждение чувства коренным образом меняет интонационный строй его речи – в его партии звучит одна из прежних тем Татьяны (пример 23).

Седьмая картина. В доме Греминых. Татьяна одна читает письмо Онегина. Внезапно появляется Онегин. Он объясняется Татьяне в любви. Встреча с Онегиным пробудила в ее душе прежнее чувство. Она говорит, что по-прежнему любит его. С глубокой болью вспоминает о том, что «счастье было так возможно, так близко». Но чувство долга побеждает (пример 24).

Опера заканчивается горьким восклицанием Онегина «Позор, тоска! О жалкий жребий мой!».

Опера «Евгений Онегин» – из высоких достижений русского оперного искусства. Правдивые образы пушкинского романа помогли разрешить задачу создания «интимной, но сильной драмы», действующими лицами которой явились «настоящие живые люди». Естественно, что не все содержание романа Пушкина нашло свое воплощение в опере Чайковского. Самое название «лирические сцены», данное автором опере, говорит о преимущественном интересе Чайковского к внутреннему миру героев.

Личная драма героев развертывается на фоне бытовых картин. Разнохарактерные бытовые сцены придают опере особенную прелесть. Их светлый колорит еще ярче и рельефнее оттеняет глубину душевных переживаний героев.

Уже при жизни композитора «Евгений Онегин» стал одной из самых любимых опер. Вслед за постановкой силами студентов Московской консерватории опера с успехом шла сперва на сцене Большого театра в Москве, затем в Петербурге и начала триумфальное шествие по городам России и за границей.

 

Нотные примеры

Первая симфония «Зимние грезы»

1. 1-я часть. Гл. П. 1-я тема.

 

2. 1-я часть. Гл. П. 2-я тема.

 

3. 1-я часть. П. П.

 

4. 2-я часть. Гл. П.

 

5. 3-я часть. Скерцо. Вальс.

 

6. 4-я часть. Финал.

 

Опера «Евгений Онегин»

 

7. Вступление.

 

8. Хор крестьян.

 

9. Плясовая песня.

 

10. Ариозо Ленского.

11. 2-я картина. Вступление.

 

12. Сцена письма. Тема любви Татьяны.

 

13. Сцена письма. 1-й раздел.

 

14. Сцена письма. 2-й раздел.

 

15. 3-й раздел.

 

16. 3-я картина. Хор девушек.

 

17. Ария Онегина.

 

18. 4-я картина. Вальс.

 

19. Ссора Ленского с Онегиным.

 

20. 5-я картина. Ария Ленского.

 

21. Дуэт Онегина и Ленского.

 

 

22. 6-я картина. Ария Гремина.

 

23. Ариозо Онегина.

 

24. 7-я картина. Партия Татьяны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: