Затем снова идет рассказ Йахйа б. Аййуба и Халида б. Хумайда:
Потом Аллах даровал мусульманам победу. Они убили множество румийцев, а других преследовали, пока не дошли до Александрии. Румийцы стали защищаться в ней, а там были выстроены неприступные укрепления одно за другим. Мусульмане встали между Хулвой и Замком персов и за ним, а вместе с ними были вожди коптов, которые помогали им в том, в чем они нуждались из еды и скота.
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: нам сообщил Ибн Лахи’а [со слов] Бакра б. ‘Амра ал-Хаулани:
‘Абд ал-’Азиз б. Марван, когда прибыл в Александрию, спросил, как ее завоевали. Ему сказали: «Из тех, кто был при ее завоевании, остался только один старик румиец». ‘Абд ал-’Азиз дал им приказ, и старика привели. ‘Абд ал-’Азиз спросил его о том, / 75 / чему он был свидетелем при завоевании Александрии. Старик ответил: «Я был молодым рабом. Моим господином был сын одного из румийских патрициев. Он пришел ко мне и сказал: “Разве ты не пойдешь с нами посмотреть на этих арабов, которые с нами воюют!" Он надел парчовое платье, золотую повязку, богато украшенный меч и сел на жирную, толстомясую лошадь, а я оседлал легкую лошадь. Мы оставили позади все укрепления, поднялись на холм и увидели людей в шатрах. У каждого шатра был привязан конь и в землю воткнуто копье. Мы увидели слабых людей и удивились их слабости. И мы сказали: “Как же эти люди добились того, чего они достигли?"
Пока мы стояли, глядя на них, и удивлялись, из одной их палатки вышел человек и стал глядеть вокруг. Когда он увидел нас, то отвязал свою лошадь, взнуздал ее, затем погладил ее и вскочил на нее, а она была не оседлана. Он взял в руку копье и направился к нам. Я сказал своему господину: “Клянусь Аллахом, этот рвется к нам!" Когда мы поняли, что он направился к нам, не стремясь ни к чему другому, мы отступили, направляясь к укреплению, а он стал нас преследовать. Он догнал моего господина, потому что у того была тяжелая, толстомясая лошадь, ударил его копьем, свалил на землю и ткнул копьем ему в живот, так что убил его. Затем он направился преследовать меня. Я заторопился, а у меня была легкая лошадь, и я спасся от него, потому что въехал в крепость. Когда я въехал в [96] крепость, то успокоился и поднялся на крепостную стену посмотреть на него.
|
Когда он потерял надежду [догнать] меня, то поехал назад, не задумываясь о моем господине, которого он убил, не стремясь его ограбить и отказавшись от этого, — а ведь с него можно было бы снять парчовую одежду и золотую повязку,— не желая [поймать] его коня и не обернувшись на что-нибудь из этого. Он уехал другой дорогой, а я смотрел на него и слышал, как он говорил какие-то слова, возвышая голос. И я подумал, что он читает арабский Коран. При этом я понял, почему они одолели то, что они осилили, и захватили страну, так как они не стремятся к благам сего мира и не алчут ничего из них. Он доехал до своего шатра, слез с лошади, привязал ее, воткнул в землю копье и вошел в шатер, не сообщив об этом никому из своих товарищей».
‘Абд ал-’Азиз сказал ему: «Опиши мне этого человека, его облик и положение!» Тот ответил: «Он маленький, безобразный, далекий от совершенства среди людей осанкой и телом, тонкий, темнокожий, неприметный». И ‘Абд ал-’Азиз при этом сказал: «Конечно же, он дал описание какого-то йеменца».
|
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: нам сообщил Мухаммад б. Йахйа ал-Искандарани 376. Он сказал:
‘Амр б. ал-’Ас остановился в Хулве и оставался там два месяца, а затем перешел в ал-Макс 377. Против него направили конницу / 76 / из ал-Бухайры, спрятанную в крепости. Они напали на него, и у мусульман было убито тогда у Золотой церкви двенадцать человек.
Затем вновь следует рассказ Йахйа б. Аййуба и Халида б. Хумайда:
Посланцы царя румийцев приезжали в Александрию на кораблях с подкреплением. Царь румийцев неоднократно говорил: «Если арабы захватят Александрию, это будет концом царства румийцев и его гибелью, потому что у румийцев нет церквей больших, чем церкви Александрии». [Главный] праздник румийцев происходил в Александрии, когда арабы овладели Сирией. Царь сказал: «Если они возьмут над нами верх в Александрии, то погибнет ар-Рум 378 и окончится его власть!» Он приказал готовить и устраивать его отъезд в Александрию, чтобы лично заняться сражением там, придавая [городу] большое значение. Он приказал, чтобы никто из румийцев не отставал от него, и сказал: «Не будет существовать ар-Рум после [падения] Александрии!» Когда он закончил приготовления, Аллах поверг его и поразил смертью, и мусульмане избавились от заботы из-за него. Его смерть произошла в 19 г. {640 г.} 379. Его смертью Аллах подорвал храбрость румийцев, и многочисленное войско, которое направлялось в Александрию, вернулось назад. [97]
Рассказал нам Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр [со слов] ал-Лайса б. Са’да. Он сказал:
|
Ираклий умер в 20 г. {640—641 гг.}. Тогда же была завоевана Кайсарийа в Сирии.
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: затем снова идет рассказ Йахйа б. Аййуба и Халида б. Хумайда. Они сказали:
Арабы были сильны и упорны в битве с жителями Александрии, которые вступили в ними в тяжелые сражения.
Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам сообщил ал-Лайс б. Са’д [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:
Отряд румийцев вышел из ворот крепости и напал на арабов. Они убили человека из [племени] махра, отрубили ему голову и удалились с ней. Махриты разгневались и говорили: «Мы никогда не похороним его без головы!» ‘Амр б. ал-’Ас сказал: «Вы гневаетесь, как будто вы сердитесь на того, кто не обращает внимания на ваш гнев. Нападите на румийцев, когда они выйдут, убейте одного из них, а затем киньте [им] его голову — тогда они бросят вам голову вашего товарища!» Румийцы вышли против них. Махриты вступили в бой с ними, убили одного из их патрициев, отрубили ему голову и бросили ее румийцам. Румийцы кинули им голову [убитого] махрита, а ‘Амр сказал: «Вот вам! Теперь можете похоронить своего товарища!»
Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама, [передавая сообщение], Ибн Лахи’и [со слов] ал-Хариса б. Йазида: ‘Амр б. ал-’Ас говаривал: «Вот три племени / 77 / из Египта: махра — это племя, [члены] которого убивают, но которые не бывают убиты; гафик — племя, членов которого убивают, но сами они не убивают; среди [племени] бали больше всего сотоварищей посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и самые превосходные витязи».
Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Димам б. Исма’ил: нам сообщил ‘Аййаш б. ‘Аббас. Он сказал:
Когда мусульмане осаждали Александрию, начальник передового отряда сказал им: «Ничего не предпринимайте, пока я не прикажу вам по своему решению!» Когда были открыты ворота, [в город] ворвались два человека и были убиты. Начальник передового отряда заплакал. Ему сказали: «Что ты плачешь? Ведь они мученики за веру!» Он ответил: «О, если бы так! Я приказал не входить, пока к ним не придет мое решение. Ведь я слышал, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — говаривал: “Не войдет в рай ослушник!" Я ведь приказал не входить в ворота, пока не придет мое решение, а они вошли без моего разрешения!»
Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам сообщил ал-Лайс б. Са’д [со слов] Муса б. ‘Улая:
Один человек сказал ‘Амру б. ал-’Асу: «Если бы я установил [98] метательные машины и обстреливал румийцев из них, то этим были бы разрушены стены». ‘Амр ответил: «Ты что, не знаешь своего места в ряду?!»
Сказал ал-Лайс:
‘Амру сказали: «Враги окружили тебя. Мы боимся за Ра’иту!» Они имели в виду его жену. ‘Амр ответил: «Вы найдете много таких Ра’ит».
Затем снова идет рассказ ‘Услана б. Салиха. Он сказал: рассказал мне Халид б. Наджих, говоря: мне сообщил верный человек:
‘Амр б. ал-’Ас вел однажды тяжелый бой с румийцами у Александрии. В разгар битвы один румиец сразился один на один с Масламой б. Мухалладом, ранил его, скинул с коня и бросился к нему, чтобы убить. Масламу спас один из его людей. А Масламе обычно трудно было противостоять. Но такова судьба. Румийцы обрадовались этому, а мусульманам это было тягостно. ‘Амр разгневался за это на Масламу. А Маслама был толстый, с тяжелыми телесами. ‘Амр б. ал-’Ас вскричал: «Что за толстозадый, вроде женщины! Что он лезет, куда подобает [идти только] мужчинам, и подражает им!» Маслама рассердился на это, но не стал ему возражать. Бой стал еще сильнее, так что арабы ворвались в крепость Александрии и стали биться там с румийцами. Румийцы собрались с силами и выгнали их из крепости, всех, кроме четырех людей, которые остались в крепости. Один из них был ‘Амр б. ал-’Ас, другой — Маслама / 78 / б. Мухаллад, а еще двоих я не помню. Они оказались отрезанными от своих людей. Но румийцы не знали, кто они такие.
Когда ‘Амр б. ал-’Ас и его товарищи увидели это, они стали искать убежища в жаровых трубах их бань 380. Они залезли туда, приготовились [защищаться] и предложили румийцам вступить с ними в переговоры по-арабски. Румийцы сказали им: «Вы стали пленниками в наших руках. Сдавайтесь, и вы не будете убиты!» Но они отказались. Румийцы [опять] обратились к ним: «В руках ваших товарищей есть наши пленники. Мы дадим вам обязательство, что выкупим за вас наших товарищей и не убьем вас». Но они [снова] отказались. Один румиец, когда это увидел, сказал им: «Не хотите ли одну вещь, среднюю между нашим и вашим [желаниями]? Мы дадим обязательство вам, а вы нам, что сразятся на поединке один из вас и один из нас, и если наш товарищ победит вашего, то вы сдадитесь нам в плен и будете в нашей власти, а если ваш товарищ победит нашего, то мы отпустим вас к вашим товарищам». Они согласились на это — румийцы, ‘Амр, Маслама и оба их товарища в жаровой трубе — и дали взаимные обязательства.
Румийцы нашли [охотника] на поединок, и вышел один человек, на храбрость и силу которого румийцы полагались. Они сказали: «Пусть сразится один из вас на поединке с нашим товарищем!» ‘Амр сам хотел выйти на единоборство, но Маслама [99] воспротивился этому и сказал: «Ты совершаешь ошибку дважды: отделяешься от своих людей, а ведь ты эмир, их опора — ты, их сердца привязаны к тебе, а они не знают, где ты; затем ты не соглашаешься [ни на что] и хочешь выйти на поединок, где подвергнешься [опасности] смерти. Если ты будешь убит, это будет несчастьем для твоих людей. И меня хватит вместо тебя, если захочет Аллах!» ‘Амр ответил: «Хорошо! Может быть, Аллах удовлетворит их тобой!» Маслама и румиец вышли на поединок. Некоторое время они кружились в битве. Затем Аллах помог Масламе, и он убил румийца. Маслама и его товарищи произнесли хвалу Аллаху.
Румийцы исполнили то, что обязались, открыли им ворота крепости, и они вышли. А румийцы не знали, что эмир этих людей был среди них, пока это не дошло до них позже. Они стали горевать об этом и кусать локти в гневе из-за того, что ускользнуло от них. Когда они вышли [из крепости], ‘Амр устыдился того, что наговорил Масламе в гневе, и попросил при этом: «Прости мне то, что я тебе говорил!» Маслама простил ему. ‘Амр сказал: «Я никогда не ругался, кроме трех раз: два раза до ислама и этот третий. И не было ни одного раза, чтобы я не раскаивался и не стыдился. Но я не стыдился никогда сильнее, чем стыжусь того, что наговорил тебе. Клянусь Аллахом, я надеюсь, что не повторю [этого] в четвертый раз, пока я жив!»
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: затем снова идет рассказ ‘Усмана, [который передал сообщение] Ибн Лахи’и [со слов] Йазида б. Абу Хабиба. Он сказал:
/ 79 / ‘Амр осаждал Александрию несколько месяцев. Когда это стало известно ‘Умару б. ал-Хаттабу, он сказал: «Что они медлят со взятием ее? Пусть же сделают это!»
Рассказал нам Йахйа б. Халид, [передавая сообщение] ‘Абд ар-Рахмана б. Зайда б. Аслама [со слов] его отца.
Он сказал:
Когда замедлилось взятие Александрии, ‘Умар б. ал-Хат-таб написал ‘Амру б. ал-’Асу: «И далее. Я удивлен вашим промедлением со взятием Александрии. Вы воюете уже около двух лет. Это только оттого, что вы делаете: вы стремитесь к благам сего мира, к которым привязан ваш враг. Поистине, Аллах всеблагой и всевышний дает победу людям только за искренность их намерений. Я направил к тебе четырех людей и сообщил тебе, что каждый из них стоит тысячи, как я знаю, если вы не изменили их, как изменили других. Когда к тебе придет это мое письмо, скажи людям проповедь, возбуди их на битву с врагом, побуди к стойкости и [чистоте] намерений, выдвинь этих четырех перед людьми и прикажи всем людям, чтобы ударили разом, как один. Пусть это будет в полдень в пятницу, потому что это час, когда нисходит милость [Аллаха] и наступает время исполнения [молений]. Пусть люди призовут Аллаха на помощь и просят у него победы над врагом».
Когда это письмо пришло к ‘Амру, он собрал людей и [100] прочел им письмо ‘Умара. Затем он позвал этих четверых и поставил их перед всеми. Он приказал людям совершить омовение и сотворить молитву в два рак’ата, а затем устремиться [помыслами] к Аллаху преславному и превеликому и просить у него победы. Так они и сделали, и Аллах даровал им победу.
И говорят, как нам сообщил ‘Усман б. Салих [со слов] того, кто рассказал ему:
‘Амр б. ал-’Ас попросил совета у Масламы б. Мухаллада, сказав: «Дай мне совет относительно битвы с этими». Маслама ответил ему: «Посмотри на человека, у которого есть знание и опыт, одного из сотоварищей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Назначь его начальником над людьми! Пусть именно он управляет битвой, и хватит с тебя его!» ‘Амр спросил: «А кто это?» Маслама ответил: «‘Убада б. ас-Самит».
‘Амр позвал ‘Убаду. Тот явился к нему верхом на коне и, когда приблизился к ‘Амру, захотел спешиться. Но ‘Амр ему сказал: «Я заклинаю тебя: когда сойдешь с коня, дай мне острие твоего копья!» ‘Убада дал ему его. ‘Амр снял с головы ‘имаму, водрузил на копье и назначил ‘Убаду управлять битвой с румийцами. ‘Убада выступил вперед вместо ‘Амра. Румийцы выстроились, и ‘Убада стал с ними биться. И Аллах дал ему захватить Александрию в этом их бою.
Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам. Он сказал:
Когда завоевание Александрии замедлилось для ‘Амра б. ал-’Аса, он лег на спину, затем сел и сказал: «Вот, я подумал об этом деле. Оно таково, что конец его поправит только тот, кто исправил начало». Он подразумевал ансаров 381. / 80 / Он позвал ‘Убаду б. ас-Самита и поставил его начальником. Аллах дал ему захватить Александрию в этом его бою.
Затем вновь идет рассказ Йахйа б. Аййубаи Халида б. Хумайда. Они сказали:
Они осаждали Александрию девять месяцев после смерти Ираклия и пять месяцев до нее. Она была взята в пятницу 1 мухаррама 20 г. {21 декабря 640 г.}
Рассказал нам Абу-л-Асвад ан-Надр б. ‘Абд ал-Джаббар: нам поведал Ибн Лахи’а, [который передал сведения] Букайра б. ‘Абдаллаха 382, [пересказавшего сообщение] Буера б. Са’ида 383 [со слов] Джунады б. Абу Умаййи 384. Он сказал:
Позвал меня ‘Убада б. ас-Самит в День Александрии, а он был предводителем в битве. Враг напал на один отряд, которому не было разрешено сражаться. ‘Убада выслушал меня и послал меня удержать их. Я пошел к ним и удержал. Затем вернулся к нему. Он спросил: «Убит там кто-нибудь?» Я [101] ответил: «Нет!» Он воскликнул: «Слава Аллаху, который не дал убить никого из них ослушником»!
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама [со слов] Малика б. Анаса: Египет был завоеван в 20 г.
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих [со слов] ал-Лайса б. Са’да:
Когда Аллах всеблагой и всевышний нанес поражение румийцам, даровал арабам захват Александрии и румийцы обратились в бегство на суше и на море, ‘Амр б. ал-’Ас оставил в Александрии тысячу своих людей и отправился с теми, кто с ним был, преследовать тех румийцев, которые отступили по суше. А те румийцы, которые отступили морем, возвратились в Александрию и убили мусульман, которые там были, за исключением бежавших. Это узнал ‘Амр б. ал-’Ас. Он вновь вернулся туда, захватил город и остался там. Он написал ‘Умару б. ал-Хаттабу: «Воистину, Аллах дал нам захватить Александрию силой, без договора и обязательства». ‘Умар написал ему, порицая его мнение и приказывая не переходить пределов.
Сказал Ибн Лахи’а:
Это второе взятие Александрии.
Рассказал нам Ибрахим б. Са’ид ал-Балави: Причиной этого взятия Александрии было следующее. Человек по имени Ибн Бассама был привратником. Он просил ‘Амра б. ал-’Аса обеспечить безопасность ему самому, его земле и его родным — и [тогда] он откроет ему ворота. ‘Амр согласился на это. Ибн Бассама открыл ему ворота, и ‘Амр вошел. На этот раз он вошел со стороны моста, который называют Мост Сулаймана. В первый раз он вошел через ворота города, которые со стороны Золотой церкви. Потомки Ибн Бассамы остались в Александрии до сих пор.
Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: нам сообщил Димам б. Исма’ил ал-Ма’афири. Он сказал: Было убито / 81 / из мусульман двадцать два человека с того времени, как у Александрии произошло то, что там было, до того, как она была взята.
Рассказал нам ‘Усман б. Салих [со слов] Ибн Лахи’и: ‘Амр б. ал-’Ас послал Му’авию б. Худайджа 383 посланцем к ‘Умару б. ал-Хаттабу с радостной вестью о победе. Му’авийа спросил его: «А разве ты не пошлешь со мной письмо?» ‘Амр ответил ему: «Зачем мне письмо? Разве ты не араб? Ты сообщишь мое послание и то, что ты видел и при чем присутствовал». Когда Му’авийа пришел к ‘Умару и рассказал ему о взятии Александрии, ‘Умар пал ниц, поклоняясь [Аллаху], и воскликнул: «Слава Аллаху!»
Рассказал нам ‘Абдаллах б. Йазид ал-Мукри’ 384: нам сообщил Муса б. ‘Улай [со слов] своего отца, что он слышал, как тот говорил:
Я слышал, как Му’авийа б. Худайдж говорил: «‘Амр б. [102] ал-’Ас послал меня к ‘Умару б. ал-Хаттабу с [вестью] о взятии Александрии. Я приехал в Медину в полдень и заставил свою верблюдицу опуститься на колени у дверей мечети, а затем вошел в мечеть. Пока я там сидел, из дома ‘Умара б. ал-Хаттаба вышла невольница. Она увидела, что я изможден, в дорожной одежде, подошла ко мне и спросила: “Кто ты?" Я ответил: “Я Му’авийа б. Худайдж, посланец ‘Амра б. ал-’Аса". Она ушла от меня, затем поспешно возвратилась, так что я слышал шорох изара 387 на ее заду или ногах, приблизилась ко мне и сказала: “Вставай и пройди! Эмир верующих зовет тебя!" Я последовал за ней, вошел и очутился перед ‘Умаром б. ал-Хаттабом, который одной рукой набрасывал свой рида’, а другой укреплял изар. Он спросил: “Что у тебя?" Я ответил: “Хорошее, о эмир верующих! Аллах дал нам взять Александрию". Он вошел вместе со мной в мечеть и сказал му’аззину: “Призови людей на всеобщую молитву!" Люди собрались, и он сказал мне: “Встань и расскажи своим товарищам!" Я встал и рассказал им.
Затем он совершил молитву и вошел в свой дом, обернулся к кибле и стал творить молитву. Потом он сел и сказал: “Эй, девушка! Как там с едой?" Она принесла хлеб и оливковое масло. Он сказал: “Ешь!" И я поел, стесняясь. Он сказал: “Ешь! Ведь путники хотят есть. Если бы и я ел, я бы поел с тобой вместе!" И я преодолел застенчивость. Затем он сказал: “Эй, девушка! Как насчет фиников?" И она принесла финики на подносе. Он сказал: “Ешь!" И я поел, стесняясь. Затем он спросил: “Что ты сказал, о Му’авийа, когда пришел в мечеть?" Я ответил: “Пусть эмир верующих говорит!" Он продолжил: “Плохо то, что ты сказал, или плохо то, что ты подумал, ибо если бы я спал днем, то губил бы паству, а если бы я спал ночью, то губил бы себя. Как же быть со сном при этих двух [обстоятельствах], о Му’авийа?"»
/ 82 / Рассказал нам Ибрахим б. Са’ид ал-Балави:
‘Амр б. ал-’Ас написал ‘Умару б. ал-Хаттабу: «И далее. Я захватил Александрию. Я не буду описывать, что в ней есть, кроме того, что я получил там четыре тысячи садов с четырьмя тысячами бань, сорок тысяч иудеев, подлежащих джизйи, четыре тысячи увеселительных мест для царей».
Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам сообщил Димам б. Исма’ил [со слов] Абу Кабила: Когда ‘Амр б. ал-’Ас взял Александрию, он нашел, что там было двенадцать тысяч торговцев, которые продавали свежие овощи.
Рассказал нам Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр: нам сообщил Ибн Миклас 388 [со слов] Иахйа б. ‘Абдаллаха б. Дауда, который сказал, что узнал от Ханны б. Шурайха: 389
‘Амр б. ал-’Ас. когда захватил Александрию, обнаружил, что там двенадцать тысяч торговцев овощами. [103]
Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: нам сообщил Мухаммад б. Са’ид ал-Хашими. Он сказал:
В ночь, когда ‘Амр б. ал-’Ас вступил в Александрию, или в ночь, в которую боялись, что он вступит в город, из Александрии выехало семьдесят тысяч иудеев.
Рассказал нам Хани" б. ал-Мутаваккил, [передавая сообщение] Муса б. Аййуба и Ришдина б. Са’да, [которые пересказывали сведения] ал-Хасана б. Саубана 390 [со слов] Хусайна б. Шуфая б. ‘Убайда 391. Он сказал: В Александрии было, как считали, двенадцать бань с жаровыми трубами, из которых самая маленькая вмещала тысячу помещений, а каждое помещение вмещало много людей. Число румийцев-мужчин, которые были в Александрии, составляло сто тысяч. Знатные отправились в землю ар-Рум. Они сели на корабли, а кораблей там было [только] больших сто. На них смогли поместиться тридцать тысяч человек с тем, что они взяли из имущества, товаров и родственников. Остались те, кто попал в плен и на кого пал харадж; как тогда сосчитали, [их было] шестьсот тысяч человек, не считая женщин и детей.
Люди разошлись с ‘Амром по поводу их доли, и большая часть людей хотела получить свою долю. ‘Амр сказал: «Я не могу распоряжаться вашей долей, пока не напишу эмиру верующих!» ‘Умар ему написал: «Не разделяй добычу! Оставь на них (побежденных) харадж как дань для мусульман, как их силу для борьбы за веру с их врагом!» ‘Амр установил [размер] дани, он подсчитал жителей Александрии и возложил на них харадж. Весь Египет был взят по договору на условии уплаты двух динаров каждым мужчиной. В отношении джизйи ни с чьей головы не брали / 83 / больше чем два динара и, кроме того, то, что следовало соответственно размеру земли и посевов, за исключением Александрии, потому что ее жители должны были терпеть харадж и джизйу соответственно тому, что решит их правитель, так как Александрия была завоевана силой, без договора и обязательства, у ее жителей не было мирного договора, и они не стали зиммиямп.
Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих, [передавая сообщение] ал-Лайса б. Са’да [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:
Некоторые селения Египта оказали сопротивление [арабам], и были взяты в плен [их жители]. Это селения, называемые Балхиб 392, ал-Хайс 393 и Султайс. Эти пленники попали в Медину и другие места. ‘Умар возвратил их в их селения и сделал их и всех коптов зиммиями.
Рассказал нам ‘Усман б. Салих: нам сообщил Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба:
‘Амр взял в плен жителей Балхиба, Султайса, Картаса 394 и Саха, и они были разделены. Первые из них попали в Медину, где они разошлись по рукам. Затем ‘Умар б. ал-Хаттаб написал ‘Амру, чтобы возвратить их, и ‘Амр вернул тех из них, кого нашел. [104]
Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама, [передавая сообщение] Ибн Лахи’и [со слов] Йазида б. Абу Хабиба: ‘Умар б. ал-Хаттаб написал специально относительно жителей Султайса: «Кто из них находится в ваших руках, тому предложите перейти в ислам. Если он примет ислам, то станет мусульманином, и ему будет принадлежать то, что принадлежит вам, на нем будут те же [обязанности], что и на вас. А если он предпочтет свою веру, то верните его в его селение!» Жители Балхиба тогда предпочли принять ислам.
Затем снова идет рассказ ‘Усмана б. Салиха [со слов] Йахйа б. Аййуба:
Жители Султайса, Масила 395 и Балхиба поддерживали румийцев против мусульман теми отрядами, которые там были. Когда мусульмане победили, они захватили [жителей этих селений] и сказали: «Эти вот — наша добыча вместе с Александрией». ‘Амр б. ал-’Ас написал об этом ‘Умару б. ал-Хаттабу. ‘Умар ему ответил: «Сделай жителей Александрии и этих трех селений зиммиями мусульман! Пусть на них будет возложен харадж. Этот харадж и то, что возложено на коптов по мирному договору, станет силой мусульман против их врага. Но этих людей не надо делать добычей и обращать в рабство». Так и сделали.
И говорят:
‘Умарб. ал-Хаттаб вернул им договор, который был с ними заключен.
Рассказал нам ‘Абд ал-Малпк б. Маслама: нам поведали Ибн Лахи’а и Ибн Вахб. [передавая сообщение] ‘Амра б. ал-Хариса, [который пересказал сведения] Иазида б. Абу Хабиба [со слов] ‘Ауфа б. Хиттана:
У двух / 84 / египетских селений, а именно Умм Дунайна и Балхиба, был договор. Когда ‘Умар услышал об этом, он написал ‘Амру б. ал-’Асу: «Предложи им выбор, и если они предпочтут принять ислам, то пусть так и будет, а если откажутся, то возврати их в их селения».
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]:
Среди потомков жителей Султайса были ‘Имран б. ‘Абд ар-Рахман б. Джа’фар б. Раби’а, мать ‘Ийада б. ‘Укбы. мать ‘Ауна б. Хариджи ал-Кураши, затем ал-’Адави, и мать ‘Абд ар-Рахмана б. Му’авии б. Худайджа 396, а кроме того, знатные маула, которые были при Марване б. ал-Хакаме, а в числе их были Абан, его дядя Абу ‘Ийад и ‘Абд ар-Рахман ал-Балхиби.
Рассказ о тех, кто говорит, что Египет взят по доготру
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: затем вновь идет рассказ Муса б. Аййуба и Ришдина б. Са’да, [которые передали сообщение] ал-Хасана б. Саубана [со слов] Хусайна б. Шуфая: [105]
Когда ‘Амр взял Александрию, там остались те, кто был захвачен в плен и на кого был возложен харадж. Их насчитывалось тогда шестьсот тысяч человек, не считая женщин и детей. Люди разошлись с ‘Амром относительно своей доли [добычи], и большинство хотело получить свою долю. ‘Амр сказал: «Я не могу распоряжаться вашей долей, пока не напишу эмиру верующих». ‘Амр написал ему, сообщая о взятии Александрии и ее делах и о том, что мусульмане требуют свою долю [добычи]. ‘Умар написал ему: «Не разделяй добычу. Оставь побежденным харадж как дань для мусульман, как их силу для борьбы за веру с их врагом!» ‘Амр установил [размер] дани, подсчитав жителей Александрии, и возложил на них харадж.
Весь Египет был взят по договору на условии уплаты двух динаров каждым мужчиной. Относительно джизйи ни с чьей головы не брали больше двух динаров и, кроме того, то, что следовало соответственно размеру земли и посевов, за исключением Александрии, потому что ее жители должны были терпеть харадж и джизйу соответственно тому, что решит их правитель, так как Александрия была взята силой, без договора и обязательства, у ее жителей не было мирного договора, и они не стали зиммиями.
/ 85 / Рассказал нам ‘Усман б. Салих, [передавая слова] Бакра б. Мудара 397, [который сообщил сведения] ‘Убайд-аллаха б. Абу Джа’фара, сказавшего: мне рассказал человек, знавший ‘Амра б. ал-’Аса. Он сказал:
«У коптов есть договор у такого-то и у такого-то» — и назвал троих людей.
Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам сообщил Йахйа б. Аййуб, [передавая сведения] ‘Убайдаллаха б. Абу Джа’фара [со слов] шейха из предводителей войска:
Договор египтян был у их предводителей. Я спросил одного престарелого шейха о завоевании Египта. Он ответил: «Мы приехали в Медину во время правления ‘Умара б. ал-Хаттаба. Я был [уже] взрослым и был при завоевании Египта». Я сказал ему: «Вот люди говорят, что у египтян нет договора». Он возразил: «Не стоит обращать внимания. Не молится тот, кто говорит, что у них нет договора». Я спросил: «А разве у них есть запись [договора]?» Он ответил: «Да! [У них есть] три записи: одна у Талма, владетеля Ихна 398, другая — у Кузмана, владетеля Рашида, третья у Йуханнаса, владетеля Баруллуса 399 ». Я спросил: «Каков же их мирный договор?» Он ответил: «[На условии уплаты] двух динаров джизйи с каждого человека и кормления мусульманам». Я попросил: «Сообщи мне, какие обязательства [на мусульманах]». Он сказал: «Условий шесть: не выгонять их (коптов) из их домов, не отбирать их женщин, не посягать на их деревни и их земли и не увеличивать [обложения, которое возложено] на них».
Рассказал нам Йахйа б. ‘Абдаллах б. Букайр: нам поведал Ибн Лахи’а, [передавая сообщение] Йазида б. Абу [106] Хабиба, что тому рассказали [со слов] Абу Джуму’ы, маула ‘Укбы 400:
‘Укба б. ‘Амир написал письмо Му’авии б. Абу Суфйану, прося у него землю, чтобы извлечь из нее доход, около селения ‘Укбы. Му’авийа записал за ним [площадь] в тысячу на тысячу локтей. ‘Укбо сказал его маула, который был у него: «Посмотри, Аллах устроил тебе подходящую землю!» ‘Укба ответил: «Это не для нас. Воистину, в их договоре есть шесть условий: чтобы ничего не брали у них, у их жен и их детей, чтобы не увеличивали [обложения], которое на них, и чтобы они могли больше не бояться / 86 / врагов. Я свидетель этого для них».
Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Ибн Вахб, [передав сведения] Абу Шурайха ‘Абд ар-Рахмана б. Шурайха, [пересказавшего сообщение] ‘Убайдаллаха б. Абу Джа’фара [со слов] Абу Джуму’ы Хабиба б. Вахба. Он сказал:
‘Укба б. ‘Амир написал Му’авии, прося у него участок земли в одном селении, чтобы построить там дома и жилища. Му’авийа приказал [дать] ему [площадь] в тысячу на тысячу локтей. ‘Укбе сказали его маула и те, кто был при нем: «Присмотри землю, которая тебе понравится! Отмерь [положенное] и застрой!» Но ‘Укба ответил: «Это не для нас. В их договоре есть шесть условий, и среди них то, что из их земли ничего не будет отнято, не будет увеличено [обложение], которое на них, и не будет возложено на них непосильное для них, что не будут отобраны их дети и будут отражены их враги».
Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам поведал Йахйа б. Аййуб, [передавая сообщение] ‘Убайдаллаха б. Абу Джа’фара [со слов] одного из предводителей войска. Он сказал:
Му’авийа б. Абу Суфйан написал Вардану: «Прибавь каждому из них по кирату [обложения]». Вардан написал ему в ответ: «Как это ты увеличиваешь им, когда в их договоре значится, что не будет увеличено [обложение], которое на них, ничем?» И Му’авийа дал Вардану отставку.
II говорят, как нам рассказал Са’ид ибн ‘Уфайр: Му’авийа дал оставку Вардану, потому что ‘Утба б. Абу Суфйан 401 приехал к Муавии с несколькими египтянами, а Му’авийа назначил ‘Утбу ведать делами войны, Вардана — ведать хараджем, а Хувайриса б. Зайда — ведать диваном 402. Му’авийа спросил посланцев относительно ‘Утбы. ‘Убада б. Суммал ал-Ма’афирн ответил: «Он кит моря, о эмир верующих, и дикий козел суши!» Му’авийа сказал ‘Утбе: «Послушай, что говорят о тебе твои подданные!» Тот ответил: «Они говорят правду, о эмир верующих! Ты остранил меня от [дел] хараджа. У них есть на меня законные права. Мне отвратительно, что я сижу, у меня просят, но я [ничего] не могу сделать, и меня считают скупцом». И Му’авийа поручил ему управление хараджем. [107]
Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведали Ибн Лахи’а, [передавая сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, и Ибн Вахб, [который пересказал сведения] ‘Амра б. ал-Хариса, [повествовавшего по сообщению] Йазида б. Абу Хабиба [со слов] ‘Ауфа б. Хиттана, который сказал:
У двух селений в Египте, а именно Умм Дунайна и Балхиба, был договор. Когда ‘Умар б. ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах! — услышал об этом, он написал ‘Амру б. ал-’ Асу, приказывая ему предложить их жителям выбор: «Если они примут ислам, то пусть так и будет, но если они откажутся, то возврати их в их селения!»
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: / 87 / нам поведал Ибн Лахи’а, [передавая сообщение] Йазида б. Абу Хабиба [со слов] Йахйа б. Муса ал-Хадрами. Он сказал:
Когда ‘Амр б. ал-’Ас завоевал Египет, был заключен мирный договор на условии уплаты двух динаров со всеми коптами, кто там был, достигшими зрелости и старше, среди которых не было женщин, детей и стариков. Они были сосчитаны, и число их достигло восьми миллионов.
Рассказал нам ‘Усман б. Салих: нам поведал Ибн Вахб, сказав: я слышал, как Хайва б. Шурайх говорил: я слышал ал-Хасана б. Саубана ал-Хамдани, который сказал: мне сообщил Хишам б. Абу Рукаййа ал-Лахми: ‘Амр б. ал-’Ас, когда завоевал Египет, сказал египетским коптам: «Кто скроет от меня сокровища, которые у него находятся, над смертью того я властен». ‘Амру сказали, что у набатея из ас-Са’ида, которого звали Бутрус, хранятся сокровища. ‘Амр послал к нему и задал вопрос [об этом]. Тот отрицал и не признавал этого. ‘Амр заключил его в тюрьму. ‘Амр стал расспрашивать о нем: «Разве вы не слышали, как он спрашивал о ком-нибудь?» Ему ответили: «Мы слышали только, как он спрашивал о монахе с горы Синай». ‘Амр послал к Бутрусу, отобрал печать с его руки, а затем написал этому монаху: «Пришли мне то, что находится у тебя!» Он запечатал письмо печатью Бутруса, и его посол принес сирийский кувшин, запечатанный свинцом. ‘Амр открыл его и нашел там свиток, на котором было написано: «Ваше добро под большим фонтаном». ‘Амр послал к фонтану. Оттуда выбрали воду и дошли до плиты, под которой нашли пятьдесят два ирдабба 403 золота. ‘Амр отрубил Бутрусу голову у ворот мечети.
Рассказал Ибн Абу Рукаййа:
Копты вырыли свои сокровища вечером, чтобы их не подвергли каре и никто не был бы убит, как Бутрус.
Рассказал нам ‘Усман б. Салих: нам поведал Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабнба: ‘Амр отнял сокровища у одного из коптов Египта, потому что он установил, что тот сообщил румийцам о слабостях [108] мусульман и написал им об этом. ‘Амр забрал у него пятьдесят с лишком ирдаббов динаров.
Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: затем снова идет рассказ Йахйа б. Аййуба и Халида б. Хумайда: Аллах даровал захват всего Египта по мирному договору, кроме Александрии и трех селений, которые поддерживали румийцев против мусульман, [а именно] Султайса, Масила и Балхпба. У румийцев было [там] войско, и эти селения помогали румийцам против мусульман. Когда мусульмане одержали над ними победу, они овладели ими и сказали: «Эти селения — наша добыча вместе с Александрией». ‘Амр б. ал-’Ас написал об этом ‘Умару б. ал-Хаттабу. ‘Умар написал ему в ответ, чтобы жители Александрии и этих селений / 88 / были сделаны зиммиями мусульман и на них был возложен харадж. Их харадж и то, на чем заключен мир с коптами, — все это станет силой для мусульман. Их земли не надо превращать в фай’ 404, а жителей [не надо] превращать в рабов. Так и делают доныне.
Рассказ о тех, кто говорит, что Египет взят силой
Говорят другие:
Египет взят силой, без договора и соглашения.
Рассказали нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама и ‘Усман б. Салих, говоря: нам поведал Ибн Лахи’а, [передавая сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [который пересказал сведения] того, кто слышал, как ‘Убайдаллах б. ал-Мугира б. Абу Бурда 405 говорил: я слышал, как Суфйан б. Вахб ал-Хаулани 406 сказал: Когда мы завоевали Египет без договора и соглашения, встал аз-Зубайр б. ал-’Аввам и сказал: «Раздели его, ‘Амр б. ал-’Ас!» ‘Амр ответил: «Клянусь Аллахом, я его не разделю!» Аз-Зубайр воскликнул: «Клянусь Аллахом, ты непременно разделишь его, как посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — разделил Хайбар 407!» ‘Амр возразил: «Клянусь Аллахом, я не буду его делить, пока не напишу эмиру верующих!» ‘Умар прислал ему в ответ письмо: «Оставь его[как есть], чтобы оттуда вели завоевания потомки еще не родившихся потомков!»
Рассказал Ибн Лахи’а: мне поведал Иахйа б. Маймун, [передавая сообщение] ‘Убайдаллаха б. ал-Мугиры [со слов] Суфйана б. Вахба:
Он сообщил об этом же, только сказал: «‘Амр возразил: “Я не буду вводить там ничего нового, пока не напишу ‘Умару б. ал-Хаттабу!’’ Он послал халпфу письмо, и тот написал ему в ответ вышесказанное».
Говорит ‘Абд ал-Малик в своем рассказе: [109]