по дисциплине «Методология научных исследований»




ТЕСТ №1

 

1. Логическая структура научной деятельности НЕ включает следующие элементы…

а) субъект; б) объект; в) предмет; г) методы;

д) мотивацию; е) формы и средства.

 

2. Теория научного познания, изучающая закономерности и возможности познания; формы, методы и средства процесса познания, условия и критерии истинности научного знания – это ….

а) методология; б) гносеология; в) методология науки; г) философия.

 

3. Предметом методологии науки является…

а) деятельность по получению новых научных знаний ученым, исследователем или их группой, коллективом;

б) вид экономической деятельности;

в) эксперимент;

г) теория.

 

4. ____________ - это учение об организации научно-исследовательской деятельности, часть гносеологии, которая изучает процесс научной деятельности (его организацию).

а) парадигма; б) кибернетика; в) методология; г) доктрина.

 

5. Мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме, предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений формирует...

а) положение; б) понятие; в) мониторинг; г) аксиому.

 

6. Теоретические знания являются способом нормирования и трансляции деятельности в _________ типе организационной культуры.

а) традиционном; б) корпоративно-ремесленном;

в) профессиональном (научном); г) проектно-технологическом.

 

7. На ________ стадии развития науки существенную интегрирующую роль выполняют такие общенаучные методы исследования как математизация научного знания, системный подход и эволюционно-синергетическая парадигма.

а) классической; б) неклассической; в) постнеклассической.

 

8. Научное познание рассматривается как …

а) общественно-исторический процесс и является предметом гносеологии;

б) субъективный процесс по получению новых знаний и является предметом методологии научных исследований;

в) общественно-исторический процесс и является предметом методологии научных исследований;

г) субъективный процесс по получению новых знаний и является предметом гносеологии.

 

9. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, называется …

а) исследованием; б) процессом познания; в) наукой; г) научной школой.

 

10. Наука как ________ определяется системой достоверных знаний о природе, человеке и обществе.

а) социальный институт; б) результат; в) процесс (научная деятельность).

 

11. Основными критериями научности знания являются …

а) истинность, эмпирическая проверяемость, математическое моделирование;

б) истинность, интерсубъективность, системность;

в) системность, математическое моделирование, язык науки;

г) интерсубъективность, истинность, математическое моделирование, эмпирическая проверяемость, язык науки.

 

12. В соответствии с формами мышления научные знания можно разделить на:

а) эмпирические и теоретические; б) о природе, обществе и человеке;

в) доктрину, парадигму, гипотезу; г) фундаментальные и прикладные.

 

13. Основными принципами познания в современной науке рассматриваются следующие принципы …

а) дифференциации, неопределенности, вероятности;

б) детерминизма, соответствия, дополнительности;

в) истинности, детерминизма, соответствия, дополнительности.

 

14. Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также – его жизненные позиции, программы поведения, действия – это ….

а) наука; б) знание; в) мировоззрение; г) познание.

 

15. Онтологическое основание дифференциации наук характеризует …

а) введение в науку идеализированных абстрактных моделей;

б) специфичность методов научных дисциплин;

в) разнообразие форм движения материи, её видов и структурных уровней;

г) общественное разделение труда.

16. Научные знания классифицируются на фундаментальные и прикладные по критерию …

а) формы научного познания;

б) способу отражения сущности знания;

в) отношению к деятельности субъектов научного исследования;

г) функциональному назначению.

 

17. Назовите принцип научного познания, в соответствии с которым новое научное знание соотносится с познающим субъектом …

а) соответствия; б) детерминизма;

в) дополнительности; г) истинности.

18. Назовите принцип научного познания, в соответствии с которым новое научное знание соотносится с объективной реальностью …

а) соответствия; б) детерминизма;

в) дополнительности; г) рациональности.

 

19. Назовите принцип научного познания, в соответствии с которым новое научное знание соотносится с предшествующей системой научного знания …

а) детерминизма; б) соответствия;

в) дополнительности; г) рациональности.

 

20. Результатом фазы ________ цикла научной деятельности является научная гипотеза как модель создаваемой системы нового научного знания и план ее реализации.

а) проектирования; б) технологической; в) рефлексивной.

 

21. Происхождение, возникновение, момент зарождения и последующий процесс развития определяет …

а) динамика; б) генезис; в) мониторинг; г) рост

 

 

22. Результатом фазы _______ цикла научной деятельности является оценка построенной системы нового научного знания и определение необходимости ее дальнейшей корректировки.

а) проектирования; б) технологической; в) рефлексивной.

 

23. Сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания характеризует науку как …

а) результат; б) процесс; в) социальный институт; г) деятельность.

 

24. Структура научной деятельности включает …

а) характеристику научной деятельности;

б) логическую структуру научной деятельности;

в) временную структуру научной деятельности;

г) все ответы верны;

д) верно б) и в).

 

25. Становление науки «Синергетика», изучающей процессы самоорганизации, относится к ________ стадии развития науки.

а) классической;

б) неклассической;

в) постнеклассической.

 

26. Система взглядов на окружающий мир, человека, общество и природу, основанная на знаниях, чувствах и эмоциях, ценностных ориентирах – это …

а) мировоззрение; б) методология; в) знание; г) познание.

 

 

27. Парадигма механицизма господствовала в..

а) классической науке;

б) неклассической науке;

в) постнеклассической науке;

г) современной науке.

 

28. Классическая стадия науки характеризуется:

а) проблемой соотношения разнообразных методов познания;

б) стремлением к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде;

в) поиск путей единства наук;

г) системным подходом и эволюционно-синергетической парадигмой.

 

29. Какие способы нормирования и трансляции деятельности относятся к профессиональному типу организационной культуры?

а) миф, ритуал;

б) образец и рецепт его воссоздания;

в) теоретические знания в форме текста;

г) проекты, программы.

 

30. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

а) мифологическое, религиозное и философское;

б)традиционный, профессиональный, технологический;

в) фундаментальные, прикладные;

г) эмпирические, формальные.

 

31. Проблема нахождения четких критериев, позволяющих отличить науку от других видов духовной деятельности, называется проблемой …

а) демаркации в) истины

г) научного исследования д) эмпирической проверяемости

 

32. Мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений называется …

а) идея б) понятие г) концепция д) парадигма

 

33. Назовите принцип, в соответствии с которым имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие), новое научное знание соотносится с объективной реальностью;

а) соответствия б) детерминизма г) дополнительности

 

34. Процесс, который характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций» относится к …

а) теоретическому уровню познания; б) эмпирическому уровню познания;

в) философскому уровню познания.

 

35. Формами организации научного знания являются …

а) факт; б) положение; в) принцип; г) все ответы верны; д) верно а), в).

 

 

36. Что представляет собой теория, концепции, законы, факты, гипотезы?

а) функции научного знания б) критерии научного знания

в) формы научного познания г) методы научного познания

д) принципы научного знания

 

37. Какой критерий не относится к классическим критериям научности знания?

а) интерсубъективность б) системность

в) истинность г) информативность

 

38. В чем сущность принципа фальсифицируемости по Попперу?

а) определение форм знания

б) опровержение утверждения

в) убеждение

г) изменение вида или свойств предметов

 

39. Выберите верное утверждение:

А) Научная картина (модель) мира - система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.

Б) знания – это совокупность сведений, обеспечивающих понимание действительности и способность совершать действия.

а) верно только А.

б) верно только Б.

в) верно А и Б.

г) не верно А и Б.

 

40. К какому из терминов относиться данное определение: Сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;

a) наука;
б) теория;
в) концепция;
г) исследование;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: