ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА, АЛ-МАГРИБА И АЛ-АНДАЛУСА




А говорят:

Его назвали Зу-л-Карнайн, потому что он прошел от восхода солнца до заката.

И говорят, согласно тому, что упомянул Ибрахим б. ал-Мунзир 232, [передавая слова] ‘Абд ал-’Азиза б. ‘Имрана 233, [который пересказал сообщение] Хазима б. Хусайна 234, [излагавшего рассказ] Йунуса б. ‘Убайда [со слов] ал-Хасана:

Его называют Зу-л-Карнайном, потому что у него были два локона волос, спускавшиеся с головы.

Рассказал нам ‘Абд ал- ‘Азиз б. Мансур ал-Йахсуби, [излагая сообщение] ‘Асима б. Хакима 235, [который передал рассказ] Абу Сари’ ат-Та’и [со слов] ‘Убайда б. Ти’ла 236. Он сказал: У него было два небольших рога, которые скрывала ‘имама 237.

Рассказал нам Ахмад б. Мухаммад 238, [который передал сообщение] ‘Абд ал-’Азиза б. ‘Имрана, [пересказавшего рассказ] Сулаймана б. Усайда [со слов] Ибн Шихаба. Он сказал:

Его называли Зу-л-Карнайном, потому что он прошел от восхода солнца до заката.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: некоторые шейхи-египтяне пишут, [передавая сообщение] Ибн Лахи’и, [изложившего данные] Йазида б. Абу Хабиба, [который передал рассказ] того, кто ему поведал [со слов] ‘Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-’Аса, что тот сказал:

Началом Александрии было то, что фараон устроил там места собраний и водоемы. Он был первым, кто благоустраивал это место и строил там. И он продолжал там строить и орошать. И продолжали это друг за другом цари — цари Египта. Далука ибнат Забба’ построила александрийский маяк и маяк вБукире 239 после фараона. Когда Сулайман б. Дауд — да благословит его Аллах и да приветствует! —захватил землю Египта, он устроил в Александрии место собрания и построил мечеть. Затем ею овладел Зу-л-Карнайн. Он разрушил то, что там было из построек царей, фараонов и прочих, кроме того, что построил Сулайман б. Дауд — да будет над ним мир! — чего он не разрушил и не изменил. Он исправил в них то, что обветшало, и укрепил маяк в его положении. А затем он застроил Александрию заново зданиями, которые были похожи одно на другое. После него друг за другом продолжали это цари из [61] румийцев и прочих. Не было ни одного царя, чтобы у него не было / 41 / там постройки, которую бы он там не поместил, известную по его имени и возводимую к нему.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: рассказывают:

Тот, кто построил александрийский маяк, это царица Кулбатра 240. Она — та самая, которая продолжила залив, так что довела его до Александрии, а [раньше] вода не достигала города, но отклонялась от деревни, называемой Кисса, в сторону ал-Кирйауна 241. Кулбатра прорыла его, так что ввела в Александрию. Она вымостила его ложе.

Сказал Ибн Лахи’а: дошло до меня:

В Александрии был найден камень с надписью: «Я Шаддад б. ‘Ад 242. Я тот, кто установил столпы, вырыл подземелья и преградил руками [путь] потоку. Я воздвиг это, и вот нет ни седины, ни смерти, и камни стали мягки, как глина.

Сказал Ибн Лахи’а:

А подземелья { Ал-ахйад } — то же, что пещеры { Ал-магар }.

И говорят:

Тот, кто построил Александрию, — это Шаддад б. ‘Ад. А Аллах знает лучше.

Рассказал нам Идрис б. Йахйа ал-Хаулани: поведал нам ‘Абдаллах б. ‘Аййаш ал-Китбани 243, [передавая сообщение] своего отца [со слов] Тубай’а. Он сказал:

В Александрии пять мечетей: мечеть Муса-пророка — да благословит его Аллах и да приветствует! — около маяка, ближе него к церкви; мечеть Сулаймана, да будет над ним мир; мечеть Зу-л-Карнайна или ал-Хидра 244 — да будет мир над ними обоими! — а она у акаций в ал-Кайсарии; мечеть ал-Хидра или Зу-л-Карнайна у городских ворот, где из них выходят, — у каждого из этих двух есть мечеть, но мы не знаем, где [какая]; большая мечеть ‘Амра б. ал-’Аса.

Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: / 42 / нам поведал ‘Абд ар-Рахман б. Шурайх 245, [передавший сообщение] Кайса б. ал-Хаджжаджа 246 [со слов] Тубай’а. Он сказал:

В Александрии пять священных мечетей, среди них мечеть в ал-Кайсарии, в которой договариваются о наследстве, Мечеть акаций и мечеть ‘Амра б. ал-’Аса.

Рассказал мне мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам:

Александрия — это три города, [прилегающие] один к другому. Манна — это место маяка и то, что рядом с ним, Александрия — это место главного города — и Накита. У каждого из них есть стена, и кроме этого есть стена вокруг трех городов, окружающая их вместе.

Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: нам поведал ‘Абдаллах б. Тариф ал-Хамадани 247. Он сказал: [62]

В Александрии семь крепостей и семь рвов.

Рассказал нам Асад б. Муса, [который передал слова] Халида б. ‘Абдаллаха: мне поведал Ибн ас-Судди [со слов] своего отца 248. Он сказал:

У ал-Искандара нос был в три локтя.

Рассказали Халид и Абу Хамза 249:

Когда Зу-л-Карнайн строил Александрию, он выложил белым мрамором ее стены и землю. А одежды [жителей] там были черные и красные. Поэтому монахи одеваются в черное из-за чистой белизны мрамора. Когда светит луна, человек, который ночью шьет, при отсвете луны от белизны мрамора может вдеть нитку в ушко иголки.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: упоминают некоторые шейхи:

Начало Александрии: Александрию строили триста лет, жили в ней триста лет, и триста лет она разрушалась. Семьдесят лет она оставалась такой, что никто не входил в нее иначе, как с черной повязкой на глазах из-за белизны ее мрамора и плит мостовых, и семьдесят лет в ней не зажигали света.

Рассказал нам Ибн Абу Марйам 250 [со слов] ал-’Атта-фа б. Халида 251. Он сказал:

Александрия была белой, сверкала ночью и днем. Когда солнце заходило, / 43 / никто из жителей не выходил из дома, а того, кто выходил, похищали. Пастбища у них были на берегу моря. Нечто выходило из моря и хватало баранов. Пастух подстерег его в каком-то месте, когда оно вышло. Это оказалась девушка. Пастух схватил ее за волосы. Она стала сопротивляться, но он осилил ее и увел в свой дом. Она привыкла к ним и увидела, что они не выходят после захода солнца. Она спросила их, [почему это], и они ответили: «Кто из нас выходит, того похищают». Она изготовила для них талисманы. Она была первой, кто сделал в Египте талисманы в Александрии.

Рассказал нам Асад б. Муса: поведал нам Исма’ил б. ‘Аййаш [со слов] Хишама б. Са’да ал-Мадини 252. Он сказал:

«В Александрии нашли камень с надписью», а дальше рассказал подобное рассказу Ибн Лахи’и и прибавил к этому [продолжение надписи]: «Я спрятал сокровище в море на [глубине] двадцати локтей. Никогда его никому не извлечь, пока не извлечет его община Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует!»

Рассказал нам Мухаммад б. ‘Абдаллах ал-Багдади 253, [передавая сведения] Дауда 254, [изложившего данные] ‘Усмана б. ‘Ата’ 255 [со слов] его отца 256. Он сказал:

Мрамор был для них заколдован, так что с рассвета до полудня он был как тесто, а после полудня твердел.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: упоминают [со слов] некоторых рассказчиков:

Во времена Шаддада б. ‘Ада были построены пирамиды. Ни у кого из ученых египтян нет достоверных сведений о пирамидах. [63]

По этому поводу поэт сказал:

Смутили ум всех, имеющих разум, пирамиды
и своим величием умалили все мечтания,
Гладкие, как треугольные наконечники, высокие,
их вершины не достигнет ни одна стрела.
Я не знал, когда мои мысли отказались их постичь,
когда мои помыслы оказались бессильными перед их чудом.
Могилы ли это чужеземных царей, или
талисманы песков, или горные вершины?

Рассказал нам Асад б. Муса: нам поведал Исра’ил, [передавая сообщение] Абу Исхака [со слов] Науфа что-то вроде этого, но не / 44 / упомянул про трон.

Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил, [передавая слова] Ибн Лахи’и, [который пересказал сообщение] Йазида б. Абу Хабиба [со слов] Тубай’а:

Когда Аллах потопил фараона и его войско, те, кто уверовал из колдунов, стали просить у Муса разрешения вернуться к своим родным и к своему имуществу в Египет. Он дал им разрешение и помолился за них. Они стали монахами в высоких горах. Они первыми стали монахами. Их называли аш-ши’а. А часть из них оставалась с Муса — да будет над ним мир! — пока не принял Аллах преславный и превеликий их души. Монашество после них прекратилось, пока позже этого не начали его снова приверженцы [Иисуса] Мессии, да будет над ним мир! Рассказал нам ‘Абдаллах б. Салих: нам поведал Му’авийа б. Салих, [передавая сообщение] ‘Али б. Абу Талхи [со слов] Ибн ‘Аббаса относительно слов Аллаха: «Алиф лам мим. Побеждены Румы в ближайшей земле, но они после победы над ними победят через несколько лет» {Бид}. Их победили персы, затем румийцы победили персов в ближайшей земле. Говорят, что это была окраина земли Сирии.

Относительно слова «несколько» {Коран XXX.1-3} расходятся во мнениях. Рассказал нам ал-Харис б. Мискин 257: поведал нам Ибн ал-Касим 258 [со слов] Малика б. Анаса, который сказал: Несколько — это между тремя и семью.

Рассказал нам Асад: поведал нам ‘Абдаллах б. Халид, [передавая слова] ал-Калби, [который пересказал сообщение] Абу Салиха [со слов] Ибн ‘Аббаса, который сказал: Несколько лет — это между пятью и семью.

Рассказал нам Асад: поведал нам Ибрахим б. Са’д 259 [со слов] Абу-л-Хувайриса 260:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует!— сказал: «Несколько лет — это между пятью и семью».

Некоторые говорят: [64]

Несколько — это столько, что составляет от одного до четырех.

Другие говорят: [Несколько — от одного] до семи, девяти или десяти.

Третьи говорят:

Несколько — это от десяти до двадцати. И также — по десяткам до сотни. А если [число] превосходит сотню, то это уже не «несколько», а «с лишним» { Наййиф }.

/ 45 / Рассказ о письме посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — к ал-Мукаукису

Когда наступил шестой год после хиджры посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — вернулся из ал-Худайбии, он послал гонцов к царям [соседних стран].

Рассказал нам Асад б. Муса: нам поведал ‘Абдаллах б. Вахб: мне сообщил Йунус б. Йазид 261 [со слов] Ибн Шихаба, сказавшего: мне рассказал ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абд ал-Кари’ 262:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — стоял однажды на минбаре 263. Он восславил Аллаха, вознес хвалу ему и произнес шахаду 264, а затем сказал: «Я хочу послать некоторых из вас к царям неарабов. Не противоречьте мне, как противоречили израильтяне ‘Иса б. Марйам 265. Так произошло, потому что Аллах всеблагой и всевышний дал ‘Иса откровение, чтобы он послал гонцов к царям земным. Тот послал апостолов. Что касается близких [ему], то они приняли [поручение], а более далекие отвергли, сказав: “Не одобрит эти речи тот, к кому ты меня послал". ‘Иса воскликнул: “О Аллах! Я приказал апостолам то, что ты приказал мне. Но они противоречат мне!" И Аллах дал ему откровение: “Воистину, я дам тебе защиту!" И каждый из них стал говорить на языке тех, к кому он был направлен». Мухаджиры 266 сказали: «О посланник Аллаха! Клянемся Аллахом, мы никогда не будем тебе противоречить ни в чем. Прикажи нам и пошли нас!»

И Мухаммад послал Хатиба б. Абу Балта ‘у 267 к ал-Мукаукису, правителю Александрии, а Шуджа ‘ б. Вахба ал-Асади 268 — к хосрою. Он послал Дихйу б. Халифу 269 к императору, а ‘Амра б. ал-’Аса — к сыновьям ал-Джуланда, эмирам Омана. А затем [Ибн Шихаб] помянул хадис.

Снова идет рассказ Хишама б. Исхака и других: [65]

Хатиб отправился с письмом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Когда он прибыл в Александрию, то нашел ал-Мукаукиса в месте собраний, возвышавшемся над морем. Хатиб поехал по морю / 46 / и, когда оказался против места собраний, поднял в своей руке письмо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Когда ал-Мукаукис увидел это, он приказал принести ему письмо. Письмо взяли, ал-Мукаукис приказал подать его, и его доставили ему. Когда ал-Мукаукис прочел письмо, он спросил: «Что же помешало ему, если он пророк, проклясть меня и взять надо мной власть?» Хатиб возразил: «А что мешало ‘Иса б. Мар-йам проклясть тех, кто противился ему, чтобы с ними было сделано то, что сделали с ним?» Ал-Мукаукис немного помолчал, затем повторил вопрос. Хатиб повторил ответ. Ал-Мукаукис замолчал. Хатиб сказал ему: «Поистине, и до тебя был человек, который утверждал, что он высочайший господин. Аллах осудил его и покарал. Он и другим кроме тебя посылал увещевания. Тебя увещевания не вразумили. Поистине, у тебя есть вера, ты можешь оставить ее только для лучшей, а это и есть ислам. Аллаху его достаточно, не нужно ничего сходного с ним. Разве предсказание Муса [пришествия] ‘Иса не есть предсказание ‘Иса [пришествия] Мухаммеда?! Разве наш призыв тебя к Корану не есть твой призыв людей Торы к Евангелию?! Мы не запрещаем тебе веру [Иисуса] Мессии, но приказываем тебе ее!» Затем он прочел письмо: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! От Мухаммеда, посланника Аллаха, ал-Мукаукису, вельможе коптов. Да будет мир над теми, кто следует правильным путем! И далее. Я призываю тебя принять ислам. Так прими же ислам и ты спасешься! Прими ислам, и Аллах дарует тебе воздаяние вдвойне!

О люди Писания! Возвысьтесь до речей, которые сравняют нас с вами. Мы поклоняемся: “Нет божества, кроме Аллаха!" — и никого не берем ему в сотоварищи. Не делают одни из нас других господами прежде Аллаха. Если вы это примете, то скажите во всеуслышание: “Воистину, мы мусульмане"».

Когда ал-Мукаукис прочитал письмо, он взял его, положил в ларец из слоновой кости и запечатал.

Рассказал нам ‘Абдаллах б. Са’ид ал-Мазхиджи, [передавая сообщение] Раби ‘и б. ‘Усмана 270 [со слов] Абана б. Салиха 271. Он сказал:

Ал-Мукаукис послал однажды ночью за Хатибом. У него не было никого, кроме его переводчика. Он спросил: «Ты не сообщишь ли мне о делах, о которых я хочу тебя спросить? Ведь я знаю, твой господин предпочел тебя не зря, когда посылал тебя». Тот возразил: «Ты не спрашивал меня ни о чем, на что бы я не дал тебе правдивый ответ». Ал-Мукаукис задал вопрос: «Что же благословит Мухаммад?» Хатиб ответил: «Чтобы ты поклонялся Аллаху, никого не брал ему в сотоварищи и отвергал все, кроме него. И он приказывает совершать [66] молитву». Ал-Мукаукис спросил: «А сколько раз вы молитесь?» Хатиб ответил: «Мы творим пять молитв в сутки, постимся в месяце рамадане, совершаем хаджж к Дому [Божьему] 272, соблюдаем верность клятве, нам запретно есть падаль и кровь». Ал-Мукаукис спросил: «А кто же следует за Мухаммедом?» Хатиб ответил: «Витязи из его народа и другие». Ал-Мукаукис продолжил: «Так вы сражаетесь со своим народом?» Тот подтвердил: «Да!» Ал-Мукаукис попросил: «Опиши мне его!» Хатиб описал ему некоторые его качества, не углубляясь, и прибавил: «Кое-что осталось, чего я не упомянул тебе: в глазах у него краснота, которая редко когда проходит, между лопатками — печать / 47 / пророчества, он ездит на осле, носит плащ, довольствуется плодами и кусочком [хлеба], не обращает внимания на тех, кого встречает из кровных родственников». И заключил: «Вот его качества». Ал-Мукаукис ответил: «Я всегда знал, что пророк существует. Я давно думал о том, что он явится в Сирии — там ведь являлись пророки прежде него, но я вижу, что он появился среди арабов в земле бедствий и горя. Но копты не подчинятся мне, [если я] последую ему. Мне бы не хотелось, чтобы стало известно о нашей беседе с тобой. Он захватит страну, и его сподвижники после этого поселятся на этой нашей земле, так что овладеют тем, что здесь. Я ничего не расскажу коптам об этом, а ты возвращайся к своему господину».

Вновь идет рассказ Хишама б. Исхака. Он сказал:

Затем ал-Мукаукис позвал писца, который писал по-арабски, и он написал: «Мухаммаду б. ‘Абдаллаху от ал-Мукаукиса, главы коптов, привет! И далее. Я прочел твое письмо и понял то, о чем ты упоминаешь и к чему призываешь. Я всегда знал, что пророк существует, но думал, что он явится в Сирии. Я оказал милость твоему послу. Я послал тебе двух невольниц 273, которые среди коптов занимают достойное место, и одежду. Я дарю тебе мула, чтобы ты ездил на нем верхом. Привет!»

Рассказал нам Асад б. Муса: нам поведал ‘Абдаллах б. Вахб: сообщил мне Йунус б. Йазид, [пересказывая сведения] Ибн Шихаба [со слов] ‘Абд ар-Рахмана б. ‘Абд ал-Кари’. Он сказал:

Когда Хатиб привез письмо посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — ал-Мукаукис принял письмо, осыпал Хатиба милостями, оказал ему прекрасный прием, а затем отпустил его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Он послал Мухаммаду с Хатибом одежду, мула с седлом и двух невольниц. Одна из них — мать Ибрахима, другую Мухаммад подарил Джахму б. Кайсу ал-’Абдари 274, и она — мать Закарийа’ б. Джахма 275, который замещал ‘Амра б. ал-’Аса [на посту] правителя Египта. Но [другие] говорят, что Мухаммад подарил ее Хассану б. Сабиту 276, и она — мать ‘Абд ар-Рахмана б. Хассана 277. [67] [Третьи] говорят, что посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — подарил ее Мухаммаду б. Масламе ал-Ансари 278, а [четвертые] говорят, что он подарил ее Дихйе б. Халифе ал-Калби.

Рассказал нам ан-Надр б. Салама ас-Сами 279, [передавая слова] Хатима б. Исма’ила, [который пересказал сообщение] Усамы б. Зайда ал-Лайси 280, [повествовавшего по сведениям] ал-Мунзира б. ‘Убайда 281, [который передал сообщение] ‘Абд ар-Рахмана б. Хассана б. Сабита [со слов] его матери Сирин. Она сказала: Я присутствовала/ 48 / при кончине Ибрахима и видела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Когда я и моя сестра вопили, он нас не удерживал, а когда Ибрахим умер, Мухаммад запретил вопли.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Хитам: нам поведал Зийад б. ‘Абдаллах ал-Бакка’и, [передавая сообщение] Мухаммада б. Исхака [со слов] Йа’куба б. ‘Утбы 282:

Сафван б. ал-Му’аттал 283 ударил Хассана б. Сабита мечом.

Сказал Ибн Исхак: мне сообщил Мухаммад б. Ибрахим ат-Тамими:

Сабит б. Кайс б. Шаммас 284 бросился на Сафвана б. ал-Му’аттала, когда тот ударил Хассана, и связал ему руки на шее веревкой. Его встретил ‘Абдаллах б. Раваха 285 и спросил: «Что происходит?» Сабит ответил: «Он ударил мечом Хассана. Аллах! Я думаю, он убил Хассана». ‘Абдаллах б. Раваха спросил: «А знает ли посланник Аллаха — да благословит егоАллах и да приветствует! — о том, что ты сделал?» Тот ответил: «Нет!» ‘Абдаллах воскликнул: «Ты слишком осмелел! Освободи этого человека!» Сабит освободил его. Они пришли к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и рассказали ему об этом. Тот призвал Хассана и Сафвана б. ал-Му’аттала, и Сафван сказал: «Он оскорбил меня, о посланник Аллаха, и высмеял. Меня одолел гнев, и я ударил его». Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Я сделаю тебе добро, о Хассан, за то, что ты претерпел!» Он сказал: «Она твоя!» И подарил ему посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — за это Байраху 286. Ныне это Каср Бану Худайла. Он принадлежал Абу Талхе 287, который подарил его посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — а тот пожаловал его Хассану за удар. Мухаммад подарил ему Сирин, невольницу-коптянку, и та родила ему ‘Абд ар-Рахмана б. Хассана.

Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: нам поведал Ибн Лахи’а, сказав: нам сообщил Йазид б. Абу Хабиб: Когда к ал-Мукаукису пришло письмо посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — он прижал его к груди и сказал: «Вот время, когда явился пророк, описание и качества которого мы находим в книге Аллаха! [68] Воистину, мы нашли его свойства: он не будет держать во владении двух сестер[-наложниц] и сожительствовать с ними; он принимает подарки, но не принимает милостыни; сидят с ним вместе бедняки; между лопатками у него печать пророчества». Затем он призвал знающего человека, который не нашел в Египте никого красивее и прелестнее, чем Марийа и ее сестра. Они были из жителей Хафна 288 в округе Ансина. Ал-Мукаукис послал их посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и подарил ему серого мула, серого осла, одежду из египетских тонких тканей и меду из Банха 289. Он послал ему денег в качестве милостыни и приказал своему послу наблюдать, кто сидит с Мухаммадом, и посмотреть на его спину, увидит ли он большое родимое пятно, поросшее волосами. Посол сделал это. Когда он прибыл к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — то представил двух сестер, два верховых животных, мед и одежду и сообщил ему, / 49 / что все это — подарок. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — принял подарок, а он обычно не принимал их ни от кого.

Говорит [Йазид б. Абу Хабиб]:

Когда Мухаммад посмотрел на Марию и ее сестру, они поразили его. Посол сказал ему, чтобы он женился на них. А каждая из них была полным подобием другой. Мухаммад воскликнул: «О боже! Выбери для твоего пророка!» И Аллах выбрал для него Марию. Это произошло потому, что он сказал им речение: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб его и посланник его!», и Марийа поспешила, произнесла шахаду и уверовала раньше своей сестры. А ее сестра некоторое время мешкала, а затем произнесла шахаду и уверовала. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует!— подарил ее сестру Мухаммаду б. Масламе ал-Ансари. Но некоторые говорят, что он подарил ее Дихйе б. Халифе ал-Калби.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: нам рассказал Хани’ б. ал-Мутаваккил: нам поведал ‘Абдаллах б. Лахи’а, [передавая сообщение] Йазида б. Абу Хабиба [со слов] ‘Абд ар-Рахмана б. Шумасы ал-Махри, [который], как я считаю, [передал рассказ] ‘Абдаллаха б. ‘Амра б. ал-’Аса. Он сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — вошел однажды к Умм Ибрахим, матери своего сына, коптянке, и нашел у нее родственника, который у нее был. Он прибыл вместе с ней из Египта и часто заходил к ней. Что-то запало Мухаммаду в душу, и он вернулся. Его встретил ‘Умар б. ал-Хаттаб. ‘Умар понял по лицу Мухаммеда, что [что-то случилось]. Мухаммад рассказал ему. ‘Умар схватил меч и вошел к Марии. Ее родственник был у нее. ‘Умар замахнулся на него мечом. Когда тот человек увидел это, он обнажил себя; а он был оскоплен, и между ногами у него ничего не было. [68] Когда ‘Умар увидел это, он вернулся к посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — и рассказал ему об этом. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Воистину, ко мне явился Джибрил и возвестил мне, что Аллах избавил ее и ее родственника [от вины], что в чреве ее мальчик от меня, что он похож свойствами на меня и что Аллах приказал мне назвать его Ибрахимом. Называй меня Абу Ибрахим!»

Рассказал нам Духайм ибн ‘Абд ар-Рахман б. Ибрахим: нам поведал Ибн Вахб, [передавая слова] Ибн Лахи’и, [который пересказал сообщение] Йазида б. Абу Хабиба, [повествовавшего по сведениям] аз-Зухри [со слов] Анаса 290. Он сказал:

Когда Умм Ибрахим родила Ибрахима, в душу пророка — да благословит его Аллах и да приветствует! — как будто бы что-то запало из-за этого, пока не пришел к нему Джибрил и не сказал: «Мир тебе, о Абу Ибрахим!»

И говорят:

Ал-Мукаукис послал с ней евнуха, и он все время жил вместе с ней.

Рассказал нам Ахмад б. Са’ид ал-Фихри: нам поведал Марван б. Йахйа ал-Хатиби: мне сообщил Ибрахим б. ‘Абд ар-Рахман б. Ад’адж, сказав: мне рассказал ‘Абд ар-Рахман б. Зайд б. Аслам [со слов] своего отца 291, сказавшего: мне поведал Йахйа б. ‘Абд ар-Рахман б. Хатиб 292, [передавая сообщение] своего отца 293 [со слов] своего деда Хатиба б. Абу Балта’и. Он сказал:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — послал меня к ал-Мукаукису, владетелю Александрии. Я прибыл к нему с письмом посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — / 50 / и он поселил меня в доме. Я оставался в нем несколько ночей. Затем ал-Мукаукис послал за мной, а тем временем собрались его патриции. Он сказал мне: «Я буду говорить с тобой о том, на что хочу получить от тебя ответ». Я сказал: «Давай!» Он продолжил: «Расскажи о своем господине, не пророк ли он?» Я ответил: «Да! Он посланник Аллаха». Ал-Мукаукис спросил: «Тогда что же с ним [случилось]? Если он таков, то почему он не проклял свой народ, когда они выгнали его из его города в другой?» Я разъяснил ему: «‘Иса б. Марйам свидетельствовал, что он посланник Аллаха. А он что, когда его народ схватил его и хотел распять? Что бы ему проклясть их, чтобы Аллах их погубил! Ведь Аллах вознес его к себе на ближнее небо!» Он сказал: «Ты мудр и пришел от мудреца. Вот дары, которые я пошлю с тобой Мухаммаду. Я пошлю с тобой охрану сопровождать тебя до места, где ты будешь в безопасности». Он послал со мной в дар посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — трех невольниц. Одна из них — Умм Ибрахим. Другую посланник Аллаха — да благословит [70] его Аллах и да приветствует! — подарил Абу Джахму ал-’Аб-дари, а третью он подарил Хассану б. Сабиту. Ал-Мукаукис послал ему одежду, украшенную их каймой. Марийа родила посланнику Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — Ибрахима, который был милее всех для него, пока не умер. И посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — любил его.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Хафс б. Сулайман 294, [передавая сведения] Касира б. Шинзира 295 ", [пересказавшего сообщение] Абу Надры 296 [со слов] Абу Са’ида ал-Худри 297: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует!— молился за своего сына Ибрахима и произносил над ним восхваление Аллаху четырежды.

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: нам сообщил Ибн Букайр:

Он опрыскал водой могилу Ибрахима.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Курайш б. Хаййан 298, [передавая сообщение] Сабита ал-Бунани 299 [со слов] Анаса б. Малика. Он сказал: Мы пошли вместе с посланником Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — к Абу Сайфу, кузнецу в Медине, у которого выкармливали Ибрахима, сына посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! К нему принесли Ибрахима, и он понюхал ребенка. Потом мы вошли к Ибрахиму, а он был при смерти, и из его глаз текли слезы. Ибн‘Ауф сказал Мухаммаду: «А ты, о посланник Аллаха, [что же не плачешь]?» Тот ответил: «Воистину, это милость [божья], а за ней он послал другую. Плачут глаза, и скорбит сердце, но мы не скажем того, что не угодно господу нашему!»

/ 51 / Рассказал нам мой отец ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам: нам поведал Муслим б. Халид аз-Занджи 300, [пересказывая слова] ‘Абдаллаха б. ‘Усмана б. Хусайма 301, [который передал сообщение] Шахра б. Хаушаба 302 [со слов] Асма’ ибнат Базид 303, которая ему рассказала, сказав:

Когда Ибрахим умер, заплакал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Абу Бакр и ‘Умар сказали ему: «Тебе больше всех пристало плакать из всех, чье право знает Аллах!» Мухаммад ответил: «Плачут глаза, и скорбит сердце, но мы не скажем ничего, что не угодно Аллаху. Если бы не неминуемая участь, не всеобщая судьба, не то, что следует потомок вслед за предком, наша скорбь из-за тебя, о Ибрахим, была бы еще сильнее! И мы скорбим по тебе!»

Рассказал нам ‘Али б. Ма’бад 304: нам поведал ‘Иса б. Йунус 305, [передавая сведения] Мухаммада б. Абу Лайла, [который пересказывал сообщение] ‘Ата’ б. Абу Рабаха 306 [со слов] Джабира б. ‘Абдаллаха 307. Он сказал: [71]

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — взял за руку ‘Абд ар-Рахмана б. ‘Ауфа, ушел с ним в пальмовую рощу, в которой был его сын Ибрахим, и увидел, что он отдает богу душу. Он взял его и положил себе на колени. Затем он заплакал. ‘Абд ар-Рахман сказал ему: «Ты плачешь. А разве ты не запрещал оплакивать [покойников]?» Мухаммад ответил: «Нет! Я запретил дурацкие звуки: в горе вопить, как шайтан, расцарапывать лицо, разрывать одежды, в радости — орать и дудеть шайтаном. Во всем милость [божья]. Тот, кто не сжалится, над тем не сжалятся. А если бы не то, что это истинное повеление, и неминуемая доля, и путь, который всем придется пройти, я бы скорбел по тебе (т. е. по Ибрахиму) еще сильнее. Мы скорбим из-за Ибрахима. Скорбит сердце, и плачут глаза, но мы не скажем ничего, что не угодно господу!»

Рассказал нам ан-Надр б. Салама: нам поведал Ибрахим б. ‘Абд ар-Рахман ас-Сами: нам сообщил Хатим б. Исма’ил: нам передал Усама б. Зайд, [который пересказал сведения] ал-Мунзира б. ‘Убайда, [повествовавшего по рассказам] ‘Абд ар-Рахмана б. Хассана б. Сабита [со слов] его матери Сирин, сестры Марии. Она сказала:

Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — увидел трещину в могиле — могиле Ибрахима. Он дал приказ о ней, и ее заделали. Ему сказали: «О посланник Аллаха!» Он ответил: «Поистине, это не повредит и не принесет пользы [мертвому], однако живому будет утешением. Если раб [божий] делает дело, угодное Аллаху, пусть делает его в совершенстве!»

Рассказал нам Духайм: нам поведал Марван б. Му’авийа 308, [передавая сведения] Исра’ила, [который пересказал сообщение] Зийада б. ‘Илаки 309 [со слов] ал-Мугиры б. Шу’бы 310. Он сказал:

Солнце затмилось в день, когда умер Ибрахим, сын посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — встал и сказал: «Воистину, солнце и луна — два из чудес Аллаха. Не бывает у них затмения из-за чьей-нибудь смерти или жизни. Но вот вы это видите! Вам должно молиться, пока они не откроются!»

/ 52 / Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: поведал нам ал-Ка’наби 311, [передавая сведения] Хусайна б. ‘Абдаллаха б. ‘Убайдаллаха б. ‘Аббаса 312, [который пересказал сообщение] ‘Икримы [со слов] Ибн ‘Аббаса. Он сказал:

Когда Марийа родила, посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Ее освободил от рабства ее сын!»

Рассказал нам ‘Али б. Ма’бад, [передавая сведения] ‘Иса б. Йунуса, [который пересказал сообщение] ал- [72] А’маша 313, [повествовавшего по рассказу] человека, которого он назвал, [со слов] ал-Бара’ б. ‘Азиба 314:

Ибрахиму, сыну посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — было в день смерти шестнадцать месяцев. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «У него в раю есть кормилица, которая завершит выкармливание грудью».

Рассказал нам Йазид б. Абу Салама, [передавая слова] ‘Абд ал-Вахида б. Зийада: нам поведал ал-Хаджжадж б. Арта 315, [который пересказал сведения] Бакра б. ‘Ам-ра, [передавшего сообщение] Йазида б. ал-Бара’ 316 [со слов] его отца. Он сказал:

Когда умер Ибрахим, посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «У него в раю есть кормилица, которая завершит выкармливание грудью».

Затем вновь идет рассказ Йазида б. Абу Хабиба. Он сказал: Эти мул и осел были его любимыми верховыми животными. Мула звали Дулдул, а осла Йафур. А этот мед Мухаммеда восхитил, и он призвал благословение на мед Банха. А эта одежда сохранялась, пока [Мухаммад] — да благословит его Аллах и да приветствует! — не был завернут в саван, сделанный из нее. Рассказал нам Мухаммад б. ‘Абд ал-Джаббар 317: нам поведал Муса б. Дауд 318, [передавая слова] Саллама, [повествовавшего по рассказам] ‘Абд ал-Малика б. ‘Абд ар-Рахмана 319, [который пересказал сообщение] ал-Хасана ал-’Урани 320, [передавшего рассказ1 Аш’Аса б. Талика, [который пересказал сведения] Мурры б. ал-Мутталиба, или ат-Таййиба, [со слов] ‘Абдаллаха б. Мас’уда 321. Рассказал нам [также] ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал ал-Касим б. ‘Абдаллах, [передавая слова] ‘Убайдаллаха б. ‘Умара, [который повествовал по сообщению] достоверного передатчика [со слов] Ибн Мас’уда. Он сказал:

Мы спросили: «О посланник Аллаха! В какой саван тебя завернуть?» Он ответил: «Из этого моего одеяния или из египетского».

Сказал Мухаммад б. ‘Абд ал-Джаббар в своем рассказе: «В египетское одеяние или в полную одежду из двух частей?» Он ответил: «В одну из них или в йеменский плащ».

Говорит Ибн Абу Марйам: сказал Ибн Лахи’а:

Имя сестры Марии было Кайсара.

Но говорят:

Ее имя было Сирин.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам сообщил Ибн Лахи’а [со слов] ал-А’раджа. Он сказал:

Ал-Мукаукис, владетель Александрии, послал Марию и ее сестру Ханну. Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — поселил ее (Марию) среди бану курайза 322, снабжая всем необходимым. [73]

Рассказал нам Хани’ б. ал-Мутаваккил: нам сообщил Ибн Лахи’а [со слов] Йазида б. Абу Хабиба и Ибн Хубайры:

Ал-Хасан б. ‘Али 323 поговорил с Му’авией б. Абу Суфйаном 324 относительно того, чтобы сложить джизйу 325 со всего селения Умм Ибрахим из почтения к ней, и тот это сделал. С его жителей был снят харадж, и никто из них не должен был платить его. Все жители этого селения были ее сородичи. Но [эти роды] пресеклись, / 53 / кроме одного, из которого сохранилось некоторое количество людей.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама: нам поведал Исма’ил б. ‘Аййаш, [передавая сообщение] Абу Бакра ибн Абу Марйам [со слов] Рашида б. Са’да: Посланник Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал: «Если бы Ибрахим выжил, я бы не оставил коптов, не сложив с них джизйу».

Марийа умерла в мухарраме 15 г. {Февраль-март 636} и была похоронена в ал-Баки’ 326. Молитву над ней совершил ‘Умар б. ал-Хаттаб.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама:

Послом от ал-Мукаукиса с ней был Ибн Джабр.

Рассказал нам ‘Абд ал-Малик б. Маслама, [передавая слова] Ибн Лахи’и, [который повествовал по сообщению] ал-Хариса б. Йазида 327 [со слов] ‘Улая б. Рабаха ал-Лахми:

После смерти посланника Аллаха — да благословит его Аллах и да приветствует! — Абу Бакр ас-Сиддик послал Хатиба к ал-Мукаукису в Египет. Он прошел через область селений аш-Шаркии 328. Он заключил мирный договор с ее жителями, и они выплатили ему дань. Они оставались на этих [условиях], пока не пришел туда ‘Амр б. ал-’Ас. Они стали сражаться с ним, и он расторг этот договор.

Сказал ‘Абд ал-Малик:

Это был первый мирный договор в Египте.

Сказал Ибн Хишам:

Имя Абу Балта’ и было ‘Амр. Хатиб был лахмитом.

Нам сообщил Васима б. Муса: по этому поводу Хассан б. Сабит сказал в стихах, в которых упомянул послов пророка — да благословит его Аллах и да приветствует! — к владетелям:

Скажи послам пророка — они воззвали к народу —
Шуджа’, Дихйе б. Халифе,
‘Амру, Хатибу, Салиту,
а ‘Амр — начало списка. [74]

Рассказ о причине вступления ‘Амра б. ал-’Аса в Египет

Говорит [Ибн ‘Абд ал-Хакам]: вновь идет рассказ ‘Ус-мана б. Салиха. Он сказал:

Когда наступил 18 г. {639 г.} и ‘Умар прибыл в ал-Джабию 328, ‘Амр б. ал-’Ас уединился с ним и попросил у него разрешения отправиться в Египет. ‘Амр в доисламское время уже бывал в Египте, знал его дороги и видел обилие того, чго в нем ест



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: