Подготовка эскиза и поверхности основы




Введение

 

Дорогие читатели! В этой книге я хочу поделиться с вами секретами своей многолетней работы в одной очень интересной декоративной технике, освоив которую вы сможете легко преобразить интерьер своего дома, придать ему неповторимое очарование и превратить в настоящие произведения искусства самые заурядные вещицы. Речь идет о мозаике из яичной скорлупы.

 

 

 

Для работы вам не требуется особых навыков и специальных инструментов, все необходимое наверняка есть у вас дома, а вот чем стоит запастись в большом количестве, так это терпением и усидчивостью. Яичная скорлупа - наверное, один из самых доступных и дешевых материалов для творчества: она есть на каждой кухне, чтобы пополнить ее запасы, достаточно сходить в продуктовый магазин.

 

 

К тому же она тонкая и легкая, поэтому украшенные ею изделия не прибавляют в весе (в отличие от материалов для традиционной мозаики) и выглядят очень аккуратно и изысканно. Она дает возможность тонко проработать самые маленькие детали рисунка, сделать плавные цветовые переходы даже на небольшом участке поверхности, благодаря чему мозаика будет выглядеть, словно живопись. Также скорлупой можно выложить мозаику на маленьких и криволинейных поверхностях: круглые шкатулки, бутылки, цветочные горшки, вазы и т. д.

Яичная скорлупа как декоративный материал известна с давних времен. Китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи наклеивали ее в своих работах для создания покрытых трещинами каменных стен и скал, а цветение весенних садов имитировали россыпью мелких кусочков скорлупы. Это только подтверждает фразу, что все новое - это хорошо забытое старое. Однако сегодня в нашем распоряжении есть

 

 

множество вспомогательных средств и материалов: лаки, красители, краски, маркеры и т. д., которые значительно упростят работу над мозаикой. Я уверена, что эта книга будет полезна всем людям, в которых есть искра творчества и желание попробовать для воплощения своих дизайнерских замыслов нетрадиционные материалы.

Металл и керамика, дерево и папье-маше, стекло и картон - нет поверхности, на которой невозможно было бы выполнить мозаику из скорлупы. Рамки для фотографий и зеркал, декоративные тарелки, подставки под горячее, столешницы и створки шкафа - это не полный список предметов, которые можно украсить мозаикой. Узнав о вашем увлечении, скорлупой вас начнут снабжать родственники и друзья, гак что без материала вы не останетесь! Надеюсь, что мой опыт окажется вам полезным и положит начало собственным поискам и открытиям, а хрупкая скорлупка займет достойное место среди ваших материалов для творчества. Выкладывание мозаики -очень кропотливый труд, но, поверьте, результат стоит затраченных усилий! Однако прежде чем переходить к описанию непосредственно самой техники, хочется немного рассказать об истории мозаики как вида искусства и проследить путь ее развития.


История мозаики

По одной из версий, слово «мозаика» происходит от латинского «musivum» - «посвящение музам». По другой - от «opus musivum» - способа покрытия стен и пола мелкими камешками. Четко датировать появление этой техники как самостоятельного вида искусства невозможно. Однако точно известно, что она берет свое начало с традиции древних шумеров украшать стены своих жилищ пластинками или стержнями из обожженной глины, глазурованными, иногда окрашенными в разные цвета, камешками и ракушками. Располагаясь на поверхности стен, декоративные элементы составляли различные орнаментальные рисунки и надписи. Следы такого способа украшения были обнаружены в древнем Египте, Месопотамии, древнем Уруке и Лагаше, а также во многих ассирийских и вавилонских постройках.

 

 


МАТЕРИАЛЫИ ИНСТРУМЕНТЫ

■ У вас дома найдется все необходимое для того, чтобы попробовать силы в этом необычном виде творчества и создать свой первый шедевр: яичная скорлупа, посуда для ее окрашивания, пинцет, кусочек плотной ткани, Iчерный маркер и бесцветный лак.

■ Докупить придется разве что черный лак и анилиновые красители для ткани.

■ Смешивая красители между собой, словно краски, вы сможете придать скорлупкам любые цвета и оттенки.

■ Таким образом вы существенно обогатите мозаичное изображение, сделаете его интереснее и живописнее.

■ Также для окрашивания скорлупы можно использовать различные краски, традиционные средства для окрашивания пасхальных яиц и многое другое, что подскажет вам фантазия.

 

 


Материалы

Яичная скорлупа

Для создания мозаики нам понадобится скорлупа сырых куриных яиц. Аккуратно снять скорлупу с вареного яйца практически невозможно - она трескается и крошится, оставаясь висеть на подскорлуповой пленке. Важно, чтобы у нас была возможность наломать скорлупу на кусочки нужной формы, а не выбирать из того, что есть, поэтому для работы запаситесь более-менее крупными фрагментами скорлупы (например, оставшимися при разбивании сырого яйца пополам). К тому же с больших фрагментов проще снять пленку. Если вы хотите окрасить скорлупу в яркие сочные цвета, выбирайте белую скорлупу. Цвета и оттенки получатся чистые и не искаженные. Для получения сложного цвета используйте скорлупу светло-бежевого или светло-коричневого цвета. Например, если вы окрасите светлобежевую скорлупу красным красителем, то получите глубокий бордовый тон, если зеленым цветом - то болотный. Можно применять в работе и неокрашенную скорлупу, воспользовавшись ее натуральным цветом, например, для заполнения белых или бежевых участков рисунка.


Основы для мозаики

Украсить мозаикой можно любую поверхность: деревянную, металлическую, стеклянную, пластмассовую и другие. Главное чтобы она была достаточно твердой, гладкой и удобной для выкладывания мозаики. В качестве основы для изготовления художественного панно подойдет картон, оргалит или стекло размером примерно 30x40, 35x30 см. Картон выбирайте плотный, чтобы он не деформировался при попадании влаги в процессе работы или нахождении готового изделия во влажном помещении. Оргалит же имеет однородную структуру и не деформируется при воздействии влаги.


Лаки

 

Лак для тонировки

Лучше всего мозаика из скорлупы смотрится на черном фоне: цвета становятся сочнее, ярче и контрастнее, а рисунок приобретает графичность.

 

Поэтому, перед тем как приступить к выкладыванию мозаики, поверхность основы рекомендуется покрыть черным лаком, например ХВ-784 «Эбеновое дерево» или лаком для внешних работ, например кровельных. Важно, чтобы при дальнейшей работе он не смешивался с бесцветным лаком. Таким образом, вы не только затонируете поверхность, но и загрунтуете ее: улучшите сцепление с отделочными материалами и предотвратите впитывание влаги. Также для тонировки подойдет черная акриловая краска, черная грунтовка, морилка (но только для деревянной поверхности!) и любая краска для наружных и внутренних работ, в том числе и колеровочная, в чистом виде.

 

 

Лак для наклеивания скорлупы и финишной отделки изделия

Для этих целей лучше всего использовать бесцветный лак на основе смолы, например ХВ-784 петербургской фирмы «Новбытхим». Он стоит не дорого, медленно сохнет, давая возможность что-либо поправить в работе, и не растекается по поверхности (особенно если его предварительно подсушить), в отличие от акрилового лака или клея ПВА. Приобрести этот лак можно в хозяйственных магазинах и на рынках стройматериалов. Однако учтите - он придает поверхности некоторую желтизну, что, в общем-то, только идет на пользу многим цветам и оттенкам, особенно теплых тонов. Разбавляется «Ксилолом» или растворителем № б4б, 647 и 648.

 

Также для финишной отделки поверхности можно использовать акриловый глянцевый лак на водной основе - он практически не имеет запаха, абсолютно прозрачен, легко наносится и быстро сохнет. Акриловые лаки лучше покупать в художественных салонах, так как они уж точно предназначены душ декоративных работ и безопасны.

 

 


Анилиновые красители для ткани

Для окрашивания скорлупы отлично подходят порошки - пигменты, предназначенные для придания цвета различным видам ткани. Они продаются расфасованными в пакетики по 10 г, имеют богатую цветовую палитру, очень просты в применении и дают стойкое равномерное окрашивание, проникая глубоко в поверхность скорлупы. Одного пакетика вам хватит на долгое время: ведь даже небольшое количество красителя, буквально на кончике ножа, даст раствор яркого насыщенного цвета. Анилиновые красители хорошо смешиваются между собой, подчиняясь законам смешения цветов, и дают широкую гамму разнообразных оттенков. Продаются в магазинах хозяйственных товаров или бытовой химии.


 

Емкости и инструменты

Емкость для окрашивания скорлупы

Чтобы окрасить скорлупу, используйте небольшую оцинкованную кастрюльку или черпак емкостью не более литра. Внимание, посуду, в которой происходило окрашивание, не стоит больше использовать для приготовления пищи, поэтому выберите для работы старую, отслужившую посуду. Извлечь скорлупу из раствора красителя можно при помощи шумовки.

 


Контейнеры для хранения скорлупы

Хранить окрашенные скорлупки лучше всего в прозрачных пластиковых емкостях. Это могут быть контейнеры для продуктов, блистерные упаковки (из твердой полимерной пленки) от печенья, салатов и многое другое, что найдется у вас дома. Скорлупки каждого цвета храните в разных контейнерах.


Пинцет

Пинцет с тонкими загнутыми иглообразными кончиками и удлиненной ручкой - основной инструмент при изготовлении мозаики. С его помощью вы сможете легко подцепить и аккуратно уложить на рабочую поверхность даже самые мелкие кусочки скорлупы.

Чтобы вам было удобно ломать скорлупу на кусочки с нужными гранями и брать их пинцетом (а делать это на твердой поверхности сложно), подложите под работу лоскут плотной ткани: джинсовой или байковой. Предварительно сложите его пополам, заложите внутрь лист картона и закрепите его положение скрепкой. Выбирайте ткань нейтрального цвета, например серого или бежевого, чтобы скорлупа любого цвета была хорошо видна на его фоне.

 

Принадлежности для окрашивания скорлупы: оцинкованный черпак и шумовка

 

Подложка под работу из ткани и картона, пинцет, контейнер с окрашенной скорлупой

 


Маркеры

Для наведения линий рисунка на черной поверхности основы нам потребуется универсальный маркер «метал-лик» (толщина стержня 1-3 мм) хорошего качества - золотой или серебряный. Он может быть и не перманентным, главное, чтобы оставлял четкие заметные линии, по которым будет вестись раскладка. Вместо маркера можно использовать гелевую ручку золотого цвета. Для оконтуривания деталей рисунка готовой мозаики приготовьте черный перманентный водостойкий маркер на спиртовой основе. Его стержень должен быть толщиной примерно 1 мм, тогда вы сможете проводить аккуратные ровные линии.

 


Кисти

Чтобы затонировать поверхность черным лаком или краской, приготовьте плоскую кисть среднего размера с синтетическим волосом. Такой же кистью выполняется и финишная отделка изделия.

Для нанесения бесцветного лака на небольшие участки поверхности перед выкладыванием кусочков скорлупы используйте круглые маленькие кисти «без вершинки» (пучок почти не собирается в конус) с синтетическим или козьим волосом.


Емкость для лака

При наборе мозаики каждый кусочек скорлупы наклеивается на поверхность изделия при помощи бесцветного лака. Чтобы сделать работу максимально комфортной, налейте лак в маленькую низкую емкость, в которую вам удобно будет.макать кисть, например, в металлическую формочку из-под греющей свечи. На такую формочку приходится примерно 1- 1,5 столовых ложки лака. Перед тем как приступить к работе, лак рекомендуется оставить на 3-4 часа на открытом воздухе, чтобы выветрился, загустел и приобрел смолообразную консистенцию. С загустевшим лаком значительно проще работать, он не растекается по поверхности и не капает с кисти, хотя на всякий случай все-таки поместите формочку с лаком в какую-нибудь подставку, например в металлическую баночку от монпансье. Закончив работу, ее можно будет плотно закрыть крышкой, оставив внутри формочку с лаком.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАБОТЫ

■ Технология изготовления мозаики из яичной скорлупы простая и стандартная: тонирование основы, разламывание окрашенной скорлупы на кусочки и наклеивание их на поверхность основы.

■ Чтобы мозаика выглядела более цельно, кусочки должны быть плотно подогнаны друг к другу и к контуру изображения, для этого надо научиться ломать скорлупу на кусочки определенной формы.

■ Этот процесс требует сноровки, терпения и хорошего глазомера.

■ Не менее увлекательный этап - окрашивание скорлупы.

■ Эксперименты с красителями для получения новых цветов и оттенков и вовсе могут превратиться в отдельное хобби.

 


Подготовка скорлупы

Удаление пленки со скорлупы

Перед тем как приступить к окрашиванию яичной скорлупы, необходимо удалить подскорлуповую оболочку - плотную пленку с ее внутренней стороны. Для этого ненадолго замочите скорлупки в теплой воде, чтобы размочить пленку. Затем промойте их в проточной воде и снимите пленку. Если этого не сделать, в процессе разламывания скорлупы на кусочки пленка будет препятствовать их отделению.


Окрашивание скорлупы

Окрашивание красителями для ткани

Чтобы окрасить яичную скорлупу анилиновым красителем для ткани, налейте в кастрюлю 300-400 г воды. Доведите ее до кипения и на кончике ножа насыпьте краситель нужного цвета. Затем поместите в кастрюлю скорлупки. Можно смешать между собой красители разных цветов, чтобы добиться желаемого оттенка. Насыщенность цвета скорлупок напрямую зависит от времени, которое они провели в красителе и его концентрации. Если сразу снять кастрюлю с огня, то скорлупа приобретет светлые нежные тона, если держать минут 5-10 на слабом огне, то краситель впитается в скорлупу, и вы получите яркие плотные цвета. Шумовкой извлеките окрашенные скорлупки из раствора и промойте про точной водой, чтобы смыть остатки красителя. Просушите окрашенные скорлупки на газете и разложите по пластиковым контейнерам для дальнейшего удобства выбора цвета. Оставшийся раствор красителя можно использовать повторно. Перелейте его в банку, плотно закройте крышкой и оставьте до момента, когда вам вновь понадобится окрасить скорлупу. Редко, но бывают случаи, когда скорлупа не прокрашивается - краска не проникает в нее, а лишь размазывается по поверхности. Значит, вам попалась недоброкачественная скорлупа с малой пористостью и недостатком кальция.


Другие средства для окрашивания скорлупы

Если вам по каким-то причинам не удалось приобрести анилиновые красители для ткани, не расстраивайтесь. Существует множество других материалов для окрашивания скорлупы. Давайте рассмотрим их подробнее:

• акриловая краска (в баночках и тубах). В данном случае вам придется кистью окрашивать каждый кусочек скорлупы в нужный цвет;

• аэрозольная краска (в баллончиках) идеальна для быстрого окрашивания. Красочный слой получается плотным и равномерным. С ее помощью вы сможете за один прием окрасить множество скорлупок, расход краски при этом будет минимален. Для создания «гламурного» эффекта используйте золотую и серебряную краску. Однако помните, что растворители, содержащиеся во многих аэрозольных красках, токсичны, поэтому при работе с ними используйте респиратор;

• набор пищевых красителей для пасхальных яиц (пасхальный набор). Окрашенная ими скорлупа получается довольно бледной, да и красителя уходит много. Перед использованием внимательно ознакомьтесь с инструкцией;

• зеленка, синька, марганцовка, йод - есть практически в каждом доме. Наносятся эти средства на скорлупки кистью, однако цвета получаются слишком «ядовитыми», неестественными;

• природные красители. Традиционно используются для окрашивания пасхальных яиц. При помощи отвара шелухи репчатого лука можно придать скорлупе теплые оттенки коричневого цвета. Для этого необходимо только изменить концентрацию отвара. Отвар березовых листьев окрасит скорлупу в желтый цвет. Варить скорлупу надо в кипящем отваре примерно 10 минут.

 

 

На этом список материалов, пригодных для окрашивания скорлупы, не заканчивается: вы наверняка найдете еще множество способов придать ей нужные оттенки. Пробуйте, экспериментируйте, и вы обязательно получите желаемый результат.


Основные правила смешивания различных красителей

Цветовой диапазон анилиновых красителей достаточно велик: красный, зеленый, коричневый, синий, черный, желтый, алый, голубой, серый, оранжевый, бордо, бирюзовый, фиолетовый. Чтобы цвета на вашей мозаике были более сочные, старайтесь не смешивать красители между собой для получения нужного цвета, а использовать готовые. Чистый цвет всегда ярче смешанного. Смешивать красители между собой целесообразно лишь, когда у вас нет под рукой нужного цвета. Например, чтобы получить оранжевый цвет, добавьте в желтый краситель несколько гранул красного или алого. Готовый оранжевый краситель можно усложнить, добавив в него несколько гранул коричневого или желтого, он получится темнее или светлее и будет уже другого оттенка.

Здесь действуют законы цветоведения. Это целая наука о цвете, изучив которую вы легко сможете находить гармоничные цветовые сочетания. В ее основе лежит так называемый цветовой круг. В нем каждый цвет занимает свое место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

Как вы знаете, существуег всего три основных цвета, которые невозможно получить путем смешивания: красный, синий и желтый. Они составляют равносторонний треугольник и своеобразную базу цветового круга. Смешивая их, мы получаем три составных цвета:

• красный + желтый = оранжевый;

• желтый + синий = зеленый;

• синий + красный = фиолетовый. На внешнем круге секторами обозначены все эти же самые цвета, а между ними находятся цвета, получаемые путем смешивания основных и составных цветов, т. е. это уже будут цвета третьего порядка или сложные цвета. Это оттенки:

• красно-оранжевый (шафранный);

• желто-оранжевый (янтарный),

• желто-зеленый (цитрусовый);

• сине-зеленый (бирюзовый);

• сине-фиолетовый (сиреневый);

• красно-фиолетовый (пурпурный). В сумме мы получаем двенадцать конкретных цветов. Осветляя или затемняя каждый из них, меняя соотношения составляющих их цветов, можно получить множество оттенков. Тут уже будет сложней дать цветам названия, и очень часто появляются такие неопределенные слова как «горчичный», «оливковый», «терракотовый», «манго» и т. д.

 

 

Цветовой круг бесспорно помогает решить множество задач по получению того или иного цвета или оттенка, но это не значит, что вы должны строго следовать его правилам: иногда полезно и импровизировать. Смешивание красителей и получение нужных цветов и оттенков - это увлекательная игра. Не стремитесь сразу научиться делать сложные цвета, начните с простых. Красители для ткани - это не акриловые или масляные краски, с пропорциями здесь гораздо сложнее. Искомый цвет можег получиться, а может и нет - нужна сноровка, чувство цвета и немножко везения.

 


Подготовка эскиза и поверхности основы

Подготовка поверхности основы

Прежде всего, поверхность нужно протереть от пыли. Стеклянную, глазурованную керамическую и окрашенную деревянную поверхности следует еще и обезжирить: протереть смоченной в спирте или ацетоне хлопчатобумажной тряпочкой. Гладкую металлическую, фанерную ламинированную или пластиковую поверхность рекомендуется зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, чтобы улучшить сцепление с отделочными материалами. Затем покройте подготовленную поверхность с помощью плоской кисти ровным слоем черного лака (краски, морилки или другим средством). Плотность слоя не имеет значения, достаточно получить темный оттенок

 


Создание эскиза

Создание эскиза является очень важным этапом, особенно при наборе сложного рисунка, поскольку именно на эскизе вы можете тщательно проработать композицию будущей мозаики, выбрать правильные цветовые решения, оптимальное соотношение объемов и цветовых масс. Желательно, чтобы эскиз соответствовал масштабу основы.

Сперва сделайте рисунок в карандаше, прорисуйте все детали. Доведя изображение до устраивающего вас варианта, пройдитесь цветным фломастером или тонким карандашом по всем его контурам. Затем раскрасьте цветными карандашами. Особое внимание уделите цветовым переходам и сочетанию цветов.

Рисунок на эскизе должен быть четким и конкретным, чтобы было видно, откуда вышла каждая линия и куда она пришла. Чем тщательнее вы проработаете эскиз, тем проще вам будет осуществлять дальнейшие этапы работы и наиболее полно воплотить свой замысел. В качестве эскиза можно использовать любую картинку, найденную в Интернете, отсканированную из журнала и т. д. Достаточно увеличить ее до нужного размера и распечатать на принтере.


Перенос рисунка на поверхность основы

Когда затонированная поверхность основы высохнет, тонким маркером золотого цвета или гелевой ручкой нанесите на нее рисунок будущей мозаики. Если вы чувствуете, что не сможете «от руки» перерисовать рисунок с эскиза на основу, сделайте шаблоны его фрагментов. Для этого при помощи копировальной бумаги переведите рисунок с эскиза на лист плотной бумаги и вырежьте все фрагменты. Последовательно прикладывайте их на основу и обводите по контуру золотым маркером. Существует другой способ переноса рисунка - маркий, но более результативный. Эскиз (сделанный от руки или распечатанный на принтере) натрите с обратной стороны белым мелом.

Затем приложите его обратной стороной к черной поверхности основы, зафиксируйте по углам малярным скотчем и не спеша, аккуратно начните обводить элементы рисунка любым острым предметом: ручкой, карандашом, спицей и т. д. Открепите эскиз. Обведите отпечатавшиеся линии рисунка золотым маркером или гелевой ручкой. Когда обводка высохнет, сотрите мел с поверхности сухой тряпочкой.


Технология мозаики

Разламывание скорлупы на кусочки

Чтобы выложить из яичной скорлупы изображение, ее необходимо наломать на мелкие кусочки. Сложите пополам лоскут плотной ткани, внутрь поместите лист картона и закрепите его скрепкой. Подложка под работу готова. Поместите на нее кусочек окрашенной скорлупы и, придерживая его пальцем, надавите пинцетом чуть дальше края. В месте нажима скорлупа треснет и фрагмент отделится.

 

 

 

 

Потренировавшись, вы сможете ломать скорлупу на кусочки нужной формы: треугольники, квадраты, прямоугольники, кусочки с острыми гранями и т. д. Чем лучше вы научитесь ломать скорлупу на кусочки нужной формы, тем более «бесшовной» и цельной будет выглядеть готовая работа.


Выкладывание мозаики

Круглой маленькой кистью нанесите загустевший прозрачный лак на небольшой участок поверхности основы. Пока он не подсох, пинцетом выложите на него кусочек скорлупы нужного цвета. Затем слегка надавите на него пальцем, чтобы он распластался и прилип к основе всей своей поверхностью. Если кусочек крупный, надавите на него сильнее, чтобы он треснул, и аккуратно «растащите» его части пинцетом в разные стороны, чтобы зазоры между ними были равномерными. Части треснутого кусочка можно и не растаскивать, тогда получится оригинальный эффект кракелюра.

Продолжите выкладывать на лак кусочки скорлупы грань к грани. Старайтесь, чтобы зазоры между ними были минимальные. Там, где надо разграничить фрагменты рисунка, делайте зазоры чуть больше. Внимание: скорлупу выкладывайте выпуклой стороной вверх! Выбирайте кусочки такой формы, чтобы они хорошо стыковались с уже наклеенными, или одной гранью плотно прилегали к линии контура. Вдоль контура или края основы лучше всего ложатся кусочки с ровной гранью (квадратные и прямоугольные). Острые углы фрагментов изображения, например концы травинок или листиков, хорошо закрываются кусочками треугольной формы. Не волнуйтесь, если нет подходящего кусочка скорлупы или не удается выложить ровно контур рисунка. Эти недостатки стыковок кусочков легко можно устранить при дальнейшей прорисовке деталей изображения черным маркером. Иногда между кусочками скорлупы получаются маленькие прорехи, по возможности их тоже следует заполнять, используя самые крошечные кусочки.

 

 

Работая с кусочками разных цветов, не перемешивайте их между собой, а разложите на ткани небольшими кучками, так чтобы была видна форма каждого из них. Кусочки разных оттенков одного цвета, предназначенные для набора сложных объектов, например, неба, воды, зелени, наоборот, рекомендуется перемешать. Таким образом, вы сделаете их выбор более случайным, и раскладка получится не надуманной. Чтобы добиться в раскладке плавного перехода одного цвета в другой (или от темного тона к светлому), начните заполнять прорабатываемый участок скорлупками одного цвета, постепенно вкрапляя кусочки другого цвета, сначала редко, потом все чаще и чаще. Таким образом, получится цветовой раскат: один цвет плавно перетечет в другой.

В процессе работы над композицией, не имеющей основных деталей, например, пейзажем, старайтесь заполнять пространство рисунка от верхнего края вниз, двигаясь слева направо, иначе вы будете тереть рукавом уже оклеенные участки поверхности.

Выкладывая сюжетную композицию, в первую очередь заполните скорлупками самые мелкие детали (иначе потом их будет трудно вписать в заполненное мозаикой пространство). Далее выкладываете основные детали композиции. Фон набирается в последнюю очередь. Закончив выкладывание мозаики, переверните основу декорированной стороной вниз. Плохо приклеенные кусочки скорлупы осыпятся. Соберите их и приклейте вновь. Это были самые слабые участки работы и лучше узнать о них сразу, чем после финишной отделки, когда такие скорлупки отвалятся, и в мозаике будут зиять черные дыры.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: