Харитонов Владимир Васильевич, военный пенсионер, подполковник в отставке




Акция «Ровесники Победы»

 

Я родился 16 мая 1945 года в семье рабочих в городе воинской славы Нальчике. Судьба моей семьи, как и большинство семей нашей страны в те годы, была неоднозначной. Мой дед Борис Тимофеевич, 1891 года рождения, закончил ремесленное училище и работал наемников в богатой семье в Ставропольском крае, где обслуживал маслобойню, мукомольню, хлебоуборочную технику, водокачку и т.п. Там он познакомился с дочерью хозяина, то есть в будущем с моей бабушкой. У них родилось 8 детей. Дедушка Борис Тимофеевич – участник Первой мировой войны, он проходил службу в корпусе, стоявшем в Иране. Гражданскую войну встретил с радостью. Служил в должности механика бронепоезда «За власть Советов» под Царицыном и в других местах. После окончания войны вернулся домой и вскоре был назначен директором мебельного завода. Член партии ленинского призыва 1924 года. По решению партии был переведен на должность начальника МТС в г. Нальчик.

С началом Великой Отечественной войны дедушка не подлежал призыву, но на фронт отправились мой дядя Николай и тетя Нина. Похоронки на них пришли в сентябре 1941 года. Дедушка принял решение отправить на курсы медсестер мою мамуТамару Борисовну, 1918 года рождения, которая вскоре был переведена в действующую армию. После демобилизации в связи с беременностью, она стала работать в госпитале г.Нальчика, где и родились мы с братом-близнецом Николаем.

Послевоенные годы хорошо помню примерно с 1949 г. Город разрушен полностью, зданий каменной постройки почти не было. Хорошо помню разрушенные универмаг, где мы лазили по кирпичам, и Дом Советов. Мы жили своей семьей в саманном бараке на Советской улице. Наши десять бараков составляли 6-й участок и были более престижные, т.к. соседние бараки на улице Пачеваоколо Мясокомбината были полуземляные. Жили мы в большой комнате всемером, печное отопление, туалет и вода на улице для всех бараков. Летом пищу готовили на печках, которые были тоже на улице. Когда женщины выходили готовить, то запах стоял на весь квартал.

Мы, мальчишки, почти все были безотцовщиной, т.к. наши отцы с фронта не вернулись. Мы были предоставлены сами себе. Каждый день начинался с того, что бабушка посылала нас в хлебный магазин, который был один на несколько улиц. Привозили хлеб с 9 до 10 часов и давали строго одну буханку хлеба в руки. Были огромные очереди, и поэтому, если нам не удавалось пролезть без очереди между людских ног, то хлеб приходилось разыскивать по всему городу, иногда был успех, а иногда нет. Работали дедушка и мама. Мама работала разнорабочей на стройке. Хорошо помню, как она с соседкой тетей Нюсей «в одной упряжке» на носилках таскали кирпичи и раствор на 2-3 этаж по сходням. Мы приходили на стройку, и прораб разрешал нам брать отходы дерева, которые мы несли домой для отопления.

В школу № 9 мы с братом пошли в 1952 году, она открылась после того, как пленные немцы ее отстроили. Жили бедно, но дружно. Обуви как таковой не было. Я ходил до 4-го класса в галошах и чулках. Зимой было холодно, а весной, приходя со школы, галоши снимались и босиком целый день. В теплые дни мы целые дни были на улице. Если зимой было голодно, в основном питались кукурузной кашей, свеклой, капустой (бабушка летом делала заготовки), то весна, лето и осень для нас был рай. Рано весной, в феврале, мы уходили в горы, где были поляны с черемшой, а затем приходило время вишни, черешни, абрикосов, груш и т.п. Все это росло практически на улицах, да и сады почти не охранялись и, поэтому мы считали их своими. В парках росла алыча, которую мы собирали, делали из нее пастилу. Алычу я продавал на базаре вместо уроков.

Иногда вспоминается случай, когда после уроков друг Юра пригласил нас к себе домой, сказал, что у них с мамой есть вареная свекла. Пришли человек пять и, конечно, все съели. Юрка расплакался, т.к. мы не оставили его маме на ужин. Посоветовавшись всей толпой отправились на колхозные поля, от города 3-4 км. Набили сумки свеклой и принесли ему домой.

Хорошо помню, как по радио сообщалось о снижении цен на определенные продукты. А под Новый год всегда была продажа муки (в обычные дни ее не было), и мы с мамой, дядей и тетей занимали очередь с утра и всем давали 1 кг на руки. Вот была радость, т.к. мы знали, что бабушка напечет пирожки с картошкой и капустой.

В школе я учился на «хорошо» и «отлично», как-то учеба давалась легко. Учебников было мало, один учебник на двух-трех, то есть один день он у нас с братом, а затем переходил по кругу другим. Поэтому много приходилось запоминать по ходу урока, что мне удавалось легко.

У дедушки была хорошая библиотека и, не смотря ни на что, он с каждой зарплаты старался купить что-нибудь из книг. Поэтому у нас с братом была возможность читать и Дюма, и Гюго, и Диккенса. По-моему, «Графа Монте-Кристо» я перечитал раз 8-10, как и «Собор Парижской богоматери». «Дети подземелья», «Землю Санникова», «Путешествия к центру Земли» и «Майора Пронина» приходилось иногда читать с фонариком под одеялом, так как вечером для экономии электричества свет в квартире отключали рано, если не было каких-либо домашних мероприятий.

Так как денег на посещение кинотеатра всегда было мало, то мы ходили по курортной зоне и собирали бутылки, их сдавали и шли в кино. Нашими любимыми фильмами в то время были «Чапаев», «Котовский», «Кубанские казаки», «Солдат Иван Бровкин», «Тахир и Зухра», которые можно было смотреть бесконечное количество раз.

В 1956 году в Нальчике открылся интернат, и нас с братом перевели учиться на гособеспечение. Маме, к тому времени вышедшей замуж и родившей нам еще одного брата, стало жить чуть-чуть легче, жизнь стала более-менее налаживаться. Дедушка уже не работал, болел, пенсия была небольшая, зато стал работать дядя. Я очень благодарен нашему государству, что оно взяло на себя ответственность за обучением и обеспечение всем необходимым нас с братом, тем самым увело нас от влияния улицы. А надо признаться, что многие мои товарищи по баракам пошли дурным путем: воровали, выпивали, становились на скользкий путь антиобщественной жизни. В школе-интернате кроме учебы были и спортивные секции: борьба, футбол, легкая атлетика. Еще до интерната мы с братом занимались футболом на детском стадионе и продолжили заниматься в интернате.

Многочисленные олимпиады района и города по физике, химии, математике позволили мне достичь определенных успехов в точных науках, а спорт помог укрепиться физически. В 10-11 классах мы стали ходить в горно-туристические походы на 3-4 дня с ночевкой в горах на перевалах. Один из этих многодневных походов проходил через Чегемское, Черекское и Баксанкское ущелья, где мы знакомились не только с горными реками, водопадами и голубыми озерами, но и с флорой и фауной Северного Кавказа. Разве можно забыть Приэльбрусье, подъем на сам Эльбрус (правда, с седловины нас сняли в связи с ухудшением погоды). Жалею, что не был на вершине Эльбруса, но приют 11-ти, приют Пастухова, перевал Донгус-Орун я все же посетил.

Все чаще вставал вопрос: куда поступать учиться после окончания школы. Муж моей тети - дядя Толя, участник и инвалид войны, командир роты разведчиков, часто нам с братом рассказывал о войне, о простых солдатах, которые шли с ним в тыл врага, выполняя свой долг, порой и погибая (как и мой отец, не вернувшийся с войны). Он рекомендовал нам с братом поступать в военное училище и защищать Родину, чтобы не было больше войны. Мой спортивный тренер и учителя по физике и математике рекомендовали мне поступать на физмат Нальчикского госуниверситета. Мои одноклассники Саша Кострыкин, Вова Головчанский, Витя Иващенко и мой брат решили подать заявление в военкомат для поступления в училище и уговорили меня поехать сдавать экзамены вместе с ними. Саша поехал поступать в Камышинское командное училище, брат в Ейское авиационного училище, а Вова и Витя в Ставропольское радиотехническое училище войск ПВО. Подумав я поехал с ними. Экзамены я сдал: по физике, математике устно и письменно получил «отлично», а сочинение написал на «хорошо», и был зачислен на 1-й курс училища. Разговоры об университете отпали сами собой.

Закончил училище в 1966 году и был направлен для службы на остров Сааремаа, где прослужил 5 лет в должности старшего техника, начальника отделения, начальника физической подготовки и спорта зенитно-ракетной бригады. В 1971 году поступил учиться в Дважды Краснознаменный институт физической культуры и спорта, который закончил с отличием в 1975 году. Дальше проходил службу на должностях начальника физической подготовки и спорта бригады, корпуса и армии. Закончил службу в 1990 году в звании подполковника.

В 1973 году я познакомился с женой Олей, которая тогда училась в Педиатрическом институте. И вот уже 42 года мы вместе. Воспитали двух дочерей, которые получили высшее образование, нашли свой путь в жизни и подарили нам двух внуков и двух внучек.

Практически всю свою армейскую службу я посвятил воспитанию из молодых солдат, прапорщиков, офицеров физически крепких, выносливых, психологически устойчивых к любым испытаниям и в любых условиях, чтобы они, не смотря ни на что, смогли выполнить свой воинский долг, как те, кто защитил Родину в кровопролитной войне и которые не вернулись с поля боя.

Я иногда думаю, как повлияли на мою жизнь детские, тяжелые, полуголодные годы. Моя служба в гарнизоне, где не было света и была привозная вода, многократные суточные тревоги, многосуточные боевые дежурства, и прихожу к выводу, что только вера в лучшее, вера в своих друзей, своих сослуживцев, среди которых многие стали полковниками и генералами, рассказы очевидцев Великой Отечественной войны, живые примеры тех, кто воевал и давал нам знания, делился боевым опытом, позволили мне стать таким.

Уже после увольнения я много лет старался передавать опыт, учить жизни студентов индустриального техникума, будучи преподавателем допризывной подготовки юношей, основ воинской службы, ОБЖ. Я никогда не терял связь с армией, ежегодно удавалось вывозить студентов в войска, где они проходили практическое обучение по стрельбе, физической подготовке и познавали быт и службу солдат.

У меня растут внуки, которые вдохновляют меня и радуют. С ними мы проводим много времени на экскурсиях, в музеях и экспозициях, посвященных защите и обороне нашей страны, жизни нашей армии. Это и есть мой маленький вклад в военно-патриотического воспитание младшего поколения. Мы, дети войны, пока живы, будем стараться сделать все от нас зависящее, чтобы наши дети и внуки никогда не стали детьми войны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: